Башенный кран SÁEZ. ГК «СТ-ГРУПП»

Современный российский рынок аренды дорожно-строительного оборудования
Круглый стол

Нашим читателям понравились статьи в форме круглого стола, где специалисты в свободной форме обсуждают насущные проблемы какой-либо отрасли, высказывают свои мнения, пожелания и дают советы.

В этот раз на страницах журнала развернется дискуссия о положении на отечественном рынке аренды дорожно-строительного оборудования. Перед читательской аудиторией выступят:
Эдуард Хабашеску, генеральный директор арендной компании «Праймкран»;
Николай Власенко, руководитель департамента аренды ООО «НАК-Машинери»;
Алексей Селихов, главный специалист по работе с клиентами ГК «СТ-ГРУПП»

Расскажите, каково на Ваш взгляд положение на рынке аренды дорожно-строительного оборудования?

Э. Хабашеску, «Праймкран»: Наша компания занимается исключительно арендой башенных кранов (б/кранов) с оказанием услуг по управлению ими, а также их техническому обслуживанию. В результате 15-летнего опыта работы в этой области мы отдали предпочтение линейке б/кранов итальянского производителя TEREX COMEDIL. Наш арендный парк состоит из 30-ти единиц. К сожалению, спрос на аренду б/кранов в 2015–2016 гг. падает, это связано с оттоком инвестиций в сфере коммерческого строительства в России.

Н. Власенко, «НАК-Маши­нери»: Наверное, я не буду оригинальным, если скажу, что положение непростое. Естественно, кризис в строительной отрасли напрямую влияет и на рынок продажи и аренды спецтехники. Ряд компаний уже ушли с рынка аренды, остальные серьезно пересматривают свой подход к организации бизнес-процессов и тарифную сетку. Многие распродают простаивающий арендный парк, тем самым перенасыщая рынок б/у техники.

А. Селихов, «СТ-ГРУПП»: Наша компания специализируется на оказании услуг по предоставлению в аренду, ремонту и техническому обслуживанию грузоподъемной техники, в частности башенных и автомобильных кранов. Аренда дорожного оборудования – это не наш профиль. Что же касается аренды кранового оборудования, то в начале 2016 г. можно было говорить о недостаточном спросе на данные услуги по сравнению с периодом 2012–2014 гг. Это явилось следствием сокращения объемов инвестиций в строительство новых объектов в 2015 г., а как результат – увеличение числа обанкротившихся, в том числе достаточно крупных строительных фирм, фирм с хорошей репутацией. В жилищном строительстве положение усугубило значительное снижение покупательской способности населения. Причины этих событий, думаю, известны каждому, кто хоть как-то следит за текущей экономической ситуацией в стране.

Однако весна 2016 г. ознаменовалась ростом спроса строительных фирм на грузоподъемную технику, в частности, это выражено в отрасли жилищного строительства. Возможно, причиной этому стало льготное ипотечное кредитование, что подстегнуло спрос граждан, возможно, и новый приток инвестиций. Все мы надеемся на продолжение положительной динамики и, как следствие, на рост числа новых объектов строительства.

 Башенный кран Terex. Арендная компания «Праймкран»

Какое оборудование сейчас наиболее популярно у арендаторов? Берут с операторами или только машины?

Э. Хабашеску, «Праймкран»: Здесь ответить однозначно нельзя, все зависит от личного опыта арендатора. Как правило, решение принимает главный механик или руководитель отдела снабжения, в более крупных компаниях – тендерный комитет. В Москве и Московской области нельзя выделить какую-либо лидирующую марку б/кранов, поскольку арендный рынок очень разношерстный, но наибольшую известность получили такие марки, как Liebherr, Potain, TEREX COMEDIL. Как правило, арендуют башенные краны с оказанием услуг по управлению ими, то есть с машинистами. «Холодную аренду» – так называется аренда б/крана без обслуживания и без машинистов, только «железо» – могут себе позволить только те компании, у которых есть свой обслуживающий персонал. Как правило, это крупные строительные компании (то есть сами застройщики), у которых есть свой парк б/кранов, но в данный момент им не хватает 2–3 единиц.

С экономической точки зрения я бы выделил три критерия, которыми необходимо руководствоваться при выборе в аренду б/кранов. Первый критерий – это грузовой момент, проще говоря, грузоподъемность (г/п) б/кранов на определенном вылете (вылет – это расстояние по горизонтали между центрами тяжести б/крана и поднимаемого груза). Функционал башенных кранов практически везде однотипен: это подача на строительный горизонт заготовок из арматуры, монтаж/ демонтаж опалубки и, самое главное, заливка жидкого бетона из 1,5–2-кубовой бадьи. К примеру, сравним две разные модели б/кранов итальянских и французских производителей, обе модели на первый взгляд обладают одинаковой г/п – 8 т, вроде краны в одном классе грузоподъемности, но итальянский кран поднимает 2-кубовую бадью 5,2 т на вылете 32 м, тогда как французская модель поднимет эту же 2-кубовую бадью только на вылете до 21 м. У «итальянца» радиус рабочей площади на 11 м больше, а это существенно влияет на темпы строительства.

Конечно, многие возразят, что этот недостаток можно компенсировать, установив на строительный горизонт бетонорас­пределительный насос, и им осуществлять заливку бетона, тогда как кран в это время может выполнять другие работы. К сожалению, это распространенное заблуждение офисных «инженеров», которые представляют себе строительную площадку умозрительно и не обладают практическим опытом. Во-первых, нельзя осуществлять другие работы в зоне работы б/крана – это запрещено правилами безопасности Рос­технадзора, должен быть график совместных работ, и работы должны осуществляться попеременно. Во-вторых, в общепринятой практике бетон заливают преимущественно ночью, когда дороги свободны, отсутствуют пробки, и автобетоносмесители с бетоном едут без задержек, а в ночное время загруженность б/кранов другими работами очень мала. К этому времени арматура уже подана и обвязана, опалубка смонтирована, делать особо нечего: так, по мелочи, выгрузить мусор, разгрузить одну-две машины с арматурой, в общем 2–3 подъема, и все, в основном ждем заливку бетона, и только после набора прочности бетоном, спустя 10–12 часов, можно приступать к демонтажу опалубки. И наконец, в-третьих, сумма аренды бетонораспределительного насосного узла и слабенького башенного крана превысит стоимость аренды крана с большим грузовым моментом, достаточным не только для заливки бетона, но и для монтажа лестничных маршей.

ООО «НАК-Машинери»

Второй критерий относится только к строительству высоких зданий, речь идет о такой характеристике б/кранов, как «высота свободного стояния», то есть максимальная высота, на которую башенный кран может быть установлен без крепления его к зданию. К примеру, при строительстве 15-этажного дома практически все модели башенных кранов требуется как минимум в одном месте прикрепить к зданию, за исключением некоторых моделей, у которых высота свободного стояния выше 15-этажного здания. А при строительстве 25-этажного дома все б/краны надо прикрепить в 2–3 местах. Чем меньше точек крепления, тем больше экономия: стоимость одного узла опорного крепления б/крана к зданию на одном этаже может составить около 450 000 руб. (весь узел в сборе, включая услуги по монтажу /демонтажу, доставке/ вывозу).

Третий критерий – качество организации сервиса у компании-арендодателя. Как известно, любая техника, даже новая, иногда выходит из строя. Вопрос состоит лишь в том, насколько оперативно и квалифицированно устраняет неполадку сервисная служба арендодателя после уведомления о неполадке б/крана. Представьте себе ситуацию: 2 часа ночи, идет заливка бетона, залито 50% перекрытия – и б/кран сломался, два автобетоносмесителя стоят в очереди для заливки, другие два в дороге уже выехали с бетонного завода. Диспетчер строительной площадки уведомляет сервисную службу о поломке б/кранов, а сервисная служба приезжает только в 10.00 утра и до обеда не может починить б/кран – они не взяли с собой реле того типа, которое сгорело. В итоге простой составил 12 часов, тогда как бетон остается в жидком состоянии в среднем 4–5 часов. В таких случаях прорабу приходится договариваться с бетонным заводом о переадресации заказанного бетона на другие стройки, размер неустойки зависит от того, есть ли у бетонного завода возможность кому-то реализовать невостребованный бетон. Это только один аспект срыва заливки бетона по причине поломке б/крана, не говоря о простое бригады бетонщиков из 8–10 человек и нарушении технологического процесса заливки бетона с образованием холодного шва.

В квалифицированных арендных крановых компаниях устранение неполадок по времени должно составлять не более 3–4 часов (2 часа на сборы и дорогу и 1 час на устранение неполадки). А если на строительной площадке эксплуатируется более двух б/кранов, то в таких случаях необходимо закрепить за данным объектом дежурных сервис-инженеров с круглосуточным пребыванием на объекте арендатора. Здесь нельзя экономить на резервном фонде запчастей или на квалификации обслуживающего персонала, так как в этом вся «соль»: потеря репутации арендодателя смерти подобна, и даже ребрендинг (переименование компании) не поможет восстановить репутацию, рынок в этой области маленький, и все друг друга знают. Конечно, работа с новой компанией-арендодателем – это «кот в мешке», но можно навести справки у коллег-арендаторов, с кем новичок уже отработал, бывший арендатор, как правило, не поскупится на отзывы.

Н. Власенко, «НАК-Маши­нери»: Нельзя так категорично сказать: берут это или то. У всех разные возможности, разные потребности, исходя из этого и запросы. Предпочитают технику без оператора, как правило, крупные компании, у которых есть свои машинисты, а техника арендная привлекается для выполнения определенного вида работ или на определенных этапах (расчистка площадки строительства, планировка, рытье котлованов, траншей и т. д.). И это выгодно. У других операторов нет, и тогда, конечно, аренда с оператором – это выход. Как правило, вся краткосрочная аренда – это аренда с оператором.

Если говорить про востребованный парк техники, то у нас используется все: и экскаваторы (весь наш парк состоит из колесных и гусеничных полноповоротных экскаваторов Doosan), и мини-погрузчики (Bobcat на колесном и гусеничном ходу) с полным арсеналом навесного оборудования. Наиболее популярное навесное оборудование для экскаваторов: ковши и гидромолоты, а для мини-погрузчиков Bobcat этот список значительно шире: здесь и массовая навеска (ковши, гидромолоты, щетки, отвалы и т. д.), и специфическая, которую нецелесообразно приобретать при малых объемах работ, а выгоднее брать в аренду для выполнения конкретных проектов (пересадчики деревьев, холодные фрезы, измельчители пней, косилки, всевозможное лазерное нивелирное оборудование для точной планировки и т. д.). Например, один из наших клиентов, который работал на строительстве стадиона «Фишт» в Сочи, при подготовке дренажа под основание футбольного поля брал в аренду мини-экскаватор и гусеничный погрузчик Bobcat с ковшом и грейдером с лазерным нивелированием. Такое специфическое оборудование, требующее участия опытного и квалифицированного оператора, могут предоставить в аренду только крупные надежные компании, имеющие репутацию на рынке. Иногда берут в краткосрочную аренду такое оборудование, чтобы проверить, как оно работает, будет ли оно способствовать повышению производительности и расширению перечня услуг, оказываемых компанией, и уже потом принять взвешенное решение о покупке. Это очень грамотный подход.

А. Селихов, «СТ-ГРУПП»: Если судить по нашему опыту, то сейчас, в связи с наметившимся ростом спроса в сфере жилищного строительства, большой популярностью пользуются башенные краны с хорошими грузовысотными характеристиками. В эту категорию, к примеру, попадают краны г/п 8–10 т, способные подавать «банку» бетона на максимально возможном вылете стрелы (40–50 м). Однако есть спрос на быстромонтируемые краны либо небольшие по грузоподъемности башенные краны. Работу им обеспечивают фирмы, занимающиеся строительством объектов социальной инфраструктуры. Здесь объем финансирования на порядок меньше жилищной сферы, поэтому и требования строителей к характеристикам кранов значительно ниже.

Для управления работой как башенных, так и автомобильных кранов обязательным условием является наличие оператора. Услуги оператора предоставляет компания, которая производит непосредственное техническое обслуживание грузоподъемной техники, а это – в 99 случаях из 100 – арендная компания.

 Башенный кран SÁEZ. ГК «СТ-ГРУПП»

На какие сроки чаще всего берется оборудование?

Н. Власенко, «НАК-Маши­нери»: Сроки зависят от задач, но в целом сам рынок диктует сроки. Крупные компании, как правило, из соображений рентабельности ориентируются на среднесрочную и долгосрочную аренду. А вот мелкие компании и частники – это ниша краткосрочной аренды.

А. Селихов, «СТ-ГРУПП»: Срок аренды башенных кранов при строительстве жилья в среднем составляет от полугода до года. Сроки возведения объектов социальной сферы – 3–6 месяцев. Эти цифры достаточно условны, здесь все зависит от объемов и темпов строительства, уровня финансирования.

 ООО «НАК-Машинери»

Как формируются рыночные цены на аренду оборудования: на почасовой основе, по суткам или по более длительным периодам? Почему?

Э. Хабашеску, «Праймкран»: Большинство компаний вынуждены снижать стоимость ежемесячной фиксированной части арендной платы с 450 до 320 тыс. руб., то есть примерно на 30%. Переменная часть – оплата труда машинистов б/кранов – остается неизменной: 360 руб. за машино-час. Это стоимость, которая выставляется арендатору, машинистам же после налогообложения и выплаты всех взносов в фонды на руки остается 200 руб. за машино-час, это средняя цена по Москве, за которую соглашаются работать квалифицированные машинисты с многолетним опытом.

Н. Власенко, «НАК-Маши­нери»: Безусловно, отдельно взятая компания при формировании тарифной сетки отталкивается от стоимости на рынке. Рыночный ценник зависит от массы факторов: стоимости новой техники, стоимости расходных материалов и запчастей для поддержания техники в работоспособном состоянии, конкуренции в конкретном регионе, зарплаты операторов, стоимости страхования, налогообложения. Последний фактор является одним из основных, платить налоги в нашей стране удовольствие дорогое, поэтому у крупных федеральных компаний, таких как «НАК-Машинери», тарифы в среднем на 15–20% выше, чем у мелких игроков и так называемых «частников» и индивидуальных предпринимателей, имеющих в парке не более пяти машин. С другой стороны, повышенный тариф компенсируется наличием квалифицированного штата механиков, качественным и своевременным обслуживанием техники, возможностью быстро заменить вышедшую из строя машину на другую.

А. Селихов, «СТ-ГРУПП»: Цены на аренду башенных кранов являются твердой фиксированной месячной ставкой с дополнительной оплатой услуг по управлению оборудованием, которая в свою очередь является почасовой. Однако некоторые компании объединяют эти два показателя в один, некоторые еще и разбивают суммарную стоимость аренды и услуг крановщика на почасовую оплату. Цены на аренду в основном держатся в определенных пределах, известных большинству компаний, которые не первый год занимаются этим бизнесом. Однако в сфере грузоподъемных механизмов нет так называемой «большой тройки», как, скажем, в сотовой связи, поэтому стоимость услуг здесь может колебаться, и порой очень значительно. Это рынок.

 Башенный кран Terex. Арендная компания «Праймкран»

Назовите типичные ошибки компаний, берущих оборудование в аренду?

Н. Власенко, «НАК-Маши­нери»: Основных ошибок тут несколько: это и неправильный выбор техники, и неправильный выбор самой компании-арендодателя, хотя по большому счету все сводится к правильному выбору арендной компании. Как работают мелкие компании и частники? Выбор техники в арендном парке минимальный, поэтому заказчику предлагают что-то из того, что есть в наличии, не считаясь с задачами, под которые берется техника, хотя иногда и сами заказчики выбирают технику, не соответствующую их потребностям. Второй момент – это договорные взаимоотношения. Покупаясь на низкий тариф, заказчики соглашаются работать без договора или с договором, составленным кое-как, зачастую с наличной оплатой. Вся эта схема работает до первых трудностей: вышла из строя техника или оказалось, что на площадку привезли не то, что заказывали, и еще много разных случаев бывает. Доказать что-то, не имея на руках грамотно составленного договора и подтверждения оплаты, практически невозможно. Серьезные заказчики не могут себе позволить так рисковать. Простои техники на объекте – это серьезные убытки, которые перекрывают выгоду от такого сотрудничества многократно.

А. Селихов, «СТ-ГРУПП»: Типичной ошибкой, как и в любой другой сфере, является спешка. Очень редко строительные организации занимаются поиском оборудования заранее (1–2 месяца), проработкой проекта, поиском нужного по характеристикам оборудования. Но в России это общепринятая практика, и к ней приучены практически все арендные компании.

 Башенный кран SÁEZ. ГК «СТ-ГРУПП»

Есть ли особенности у компаний-арендополучателей, работающих на крупных федеральных проектах?

Э. Хабашеску, «Праймкран»: Если строительство ведется за счет бюджетных средств или в рамках крупных федеральных проектов, то здесь никаких особых отличий нет, кроме регулярных проверок со стороны надзорных органов: Стройнадзора, Ростехнадзора. Приходится быть более дисциплинированными и следить, чтобы на строительной площадке были заверенные копии разрешительной и проектной документации, регулярно добавлять копии удостоверений и протоколов аттестации машинистов б/кранов (проверки знаний «Правил безопасности при эксплуатации подъемных сооружений – так теперь по новым правилам называются б/краны и все остальные грузоподъемные машины и механизмы – на опасных производственных объектах»). Но также есть и преимущества: выплата арендных платежей, как правило, производится без задержек, также ниже риски арбитражных судов по недоплаченным суммам.

Н. Власенко, «НАК-Маши­нери»: Конечно, есть, но мы умеем находить общий язык и приводить все сделки к взаимовыгодным результатам. Ярким примером тому может быть многолетнее сотрудничество нашей компании с одной из компаний федерального масштаба с крупными подрядами на реконструкцию федеральных трасс. Такие компании очень тщательно выбирают партнеров, помимо репутации и полного соответствия понятию «белой» компании здесь предъявляются жесткие требования к качеству техники, ее техническому и технологическому состоянию. Простои для таких компаний недопустимы в принципе: один раз подвел, и о дальнейшем сотрудничестве можно забыть. С другой стороны, это более громоздкий и медленный документооборот, постоплата, причем, как правило, арендодателям платят в последнюю очередь, отсюда и постоянная «дебиторка», если в вашем портфеле есть такие клиенты. В качестве плюса вы получаете клиента со стабильным заказом на целый парк. Мелкие и даже средние компании просто не выдерживают таких условий, «уходят в минуса», по­этому работа с крупными заказчиками – это прерогатива крупных арендных компаний.

А. Селихов, «СТ-ГРУПП»: Есть – это стабильное финансирование и минимальный риск «заморозки» объекта.

 ООО «НАК-Машинери»

Что, по Вашему мнению, мешает развитию современного рынка аренды в России?

Н. Власенко, «НАК-Маши­нери»: Рынок строительной техники в России – это сезонный рынок. В зависимости от климатического пояса это 5–8 месяцев активных работ, а далее простои в ожидании следующего сезона. Очень способствует нивелированию этого фактора пополнение парка техникой коммунального назначения, которая востребована круглогодично, а также карьерной техникой, так как она работает с высокой интенсивностью круглый год. Те фирмы, что пришли на рынок без понимания этих факторов, зарабатывают в первый сезон и благополучно «проедают» всю прибыль к началу следующего. Но самым важным, конечно, является рост цен на саму технику, что отражается на тарифах. Собственно говоря, сейчас, в кризис, когда строительство замерло, а банкротство стало привычным, рынок расслаивается: средние компании закрываются, остаются или мелкие, работающие по «серым» схемам на мелких заказах, или федеральные компании, как «НАК-Машинери», способные решать задачи среднего и крупного бизнеса.

А. Селихов, «СТ-ГРУПП»: Отсутствие комфортной среды ведения бизнеса в результате полного отсутствия государственной поддержки малого бизнеса, защиты права собственности, неэффективной налоговой политики и необъективной судебной системы.

Башенный кран Terex. Арендная компания «Праймкран»
ЭКОНОМИКА КРУГЛЫЙ СТОЛ СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Аренда
Станислав Протасов Основные Средства 06'2016 15 июня 2016

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru