FAUN Rotopress 16 на шасси Mercedes

Тихая уборка, максимальный эффект
Роторные мусоровозы

Уборка мусора от жилых домов – одна из постоянных потребностей современного человечества. Для сбора мусора изобретено огромное количество всевозможных мусоровозов. Современную мусороуборочную технику различают по габаритам, объему бункера, способу загрузки: с задней, боковой или фронтальной загрузкой, контейнерные, бункерные – выбрать есть из чего. Но практически незаметной остается группа мусоровозов роторного типа, хотя именно с помощью такой техники обеспечивается наибольший КПД по сравнению с традиционными машинами – максимальный коэффициент уплотнения для бытовых отходов у мусоровоза с роторным кузовом и задней загрузкой доходит до девяти.

Довоенные роторные мусоровозы

Роторные мусоровозы создавались специально для механической загрузки различных твердых бытовых отходов. Оборудование подобных мусоровозов очень похоже на оборудование других видов мусоровозов, однако имеет ряд отличительных черт. Ярко выраженной особенностью таких мусоровозов является способ прессования. Ротор вращается внутри закрытого металлического кузова большого объема, измельчая и сплющивая различные компоненты твердых бытовых отходов, строительный мусор, пластиковые и стеклянные отходы. Загрузка из контейнера производится с торца посредством специального манипулятора. Разгрузка происходит обратным вращением ротора.

Роторный мусоровоз 1980-х гг.

Система роторного типа жива до сих пор и с успехом используется в модернизированном виде под маркой Rotopress в мусоровозах компании FAUN. Компания FAUN с 1983 г. начала производить роторные мусоровозы и сейчас имеет несколько производственных предприятий в Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии. На сегодняшний день это самый крупный производитель коммунальной техники в Европе. В линейке роторных мусоровозов предлагается семь разных моделей с объемом кузова от 14 до 50 м3, с возможностью установки на двух-трех-четырехосные шасси и прицепы. Самая большая мод. Rotopress XL отличается низкими эксплуатационными расходами и в силу своих размеров гарантирует минимальный риск простоя техники, а также низкие расходы на обслуживание. Технические характеристики впечатляют – так, на выбор заказчику предлагается сразу четыре варианта привода агрегатов кузова: управление с помощью электричества, стационарного гидроагрегата, с помощью вспомогательного привода или с помощью вспомогательного двигателя в прицепе грузовика. Загрузка может осуществляться как конвейером, фронтальным погрузчиком, стандартным захватом контейнеров, так и просто вручную. В зависимости от конфигурации объем кузова составляет от 41 до 50 м3, монтируется на шасси с допустимой полной массой 40–44 т. Rotopress XL – наилучший вариант двухэтапной транспортировки отходов на длинные расстояния после сортировки либо перегрузки.

FAUN Rotopress XL

Другой европейский производитель мусоровозов роторного типа – компания M-U-T из Австрии предлагает полный спектр оборудования для сбора, переработки и утилизации отходов. Производимые ими роторные мусоровозы являются машинами меньшего класса с объемом кузова от 4 до 22 м3. Такая небольшая техника – идеальное решение для вывоза мусора с узких улиц и работы в иных труднодоступных местах современных городов. Мод. Rotopress Mini имеет все характерные преимущества системы Rotopress, но отличается наименьшими размерами кузова в классе: так, Rotopress-Mini доступен в трех вариантах ширины машины, заказчик может выбрать кузов объемом от 4 до 16 м3 и даже подобрать себе любой из трех вариантов дизайна.

Rotopress Mini от компании M-U-T

Компания «РГ-Техно» – один из ведущих российских производителей техники для обращения с отходами – предлагает роторный мусоровоз FAUN Rotopress 16 на шасси Mercedes-Benz Axor 1826 4х2. Шасси обладает высокой грузоподъемностью при небольшой собственной массе. Надстройка с объемом кузова 16 м3 способна за один рейс собрать до 80 м3 неуплотненных отходов или до 75 баков объемом 1,1 м3. Подъемное устройство Zoeller Delta 321 предназначено для работы с любыми типами евроконтейнеров, отличается высокой скоростью работы, а также высокой надежностью и длительным сроком службы. Маневренность машины обеспечивает короткий свес кузова, модель обладает оптимальным распределением нагрузки на оси при любой загруженности бункера. Данный мусоровоз рекомендован для работы с легкими бытовыми отходами и отходами, прошедшими предварительную сортировку. Коэффициент уплотнения мусора равен шести, а время цикла прессования всего 22 сек. Надстройка по праву делает эту модель самым «чистым» мусоровозом – кузов абсолютно герметичен и полностью выгружается даже при работе с очень влажными отходами. Высокая проходимость позволит с легкостью доставить отходы как на удаленный полигон, так и на станцию перегруза. Машина требует минимального сервисного обслуживания, проста в работе и отличается высокой надежностью.

ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» – ведущее предприятие России и СНГ по производству и продаже техники для городского и коммунального хозяйства – предлагает роторный мусоровоз с задней загрузкой мод. КО-440R1. Надстройка смонтирована на шасси КамАЗ-65115 и предназначена для общего или раздельного сбора твердых бытовых отходов. Мусоровоз оснащен одной из наиболее экономичных мусороуборочных систем Rotopress-518 немецкой фирмы FAUN, основанной на принципе вращающегося барабана. Техника эффективно работает со стандартными евроконтейнерами любого типа емкостью от 0,6 до 1,1 м3. Загрузка кузова роторного типа вместимостью 18 м3 выполняется сзади с помощью загрузочного устройства Zoeller Rotary с кантователем непосредственно в кузов мусоровоза, с последующим уплотнением для его дальнейшей транспортировки и механизированной выгрузки в местах утилизации. Масса загружаемых отходов – до 10 450 кг. Коэффициент уплотнения мусора данной модели доходит до девяти. Выгрузка выполняется также сзади и вращением кузова в обратную сторону при поднятом загрузочном устройстве. Высокая степень уплотнения мусора, экологичность, герметичность, надежность, удобство эксплуатации, современный привлекательный дизайн выгодно выделяют мусоровоз этого завода среди аналогичной техники. К тому же не стоит забывать, что КО-440R1 использует дизельное топливо, имеющее меньшую стоимость по сравнению с бензином, что существенно снижает затраты по обслуживанию, а короткий свес кузова позволяет этой машине быть более маневренной, что помогает работать в стесненных условиях.

КО-440 R1 на шасси КамАЗ

Компания «Меркатор Холдинг» – известный производитель специальной и коммунальной техники, выпускает мусоровоз роторного типа Kaoussis GRV-1600, собранный на шасси IVECO Stralis 4х2. Роторный пресс Kaoussis используется по всему миру с 1971 г. Наиболее современным представителем данной серии и является мод. CRV-1600. Кузов объемом в 16 м3 может похвастаться максимальным коэффициентом уплотнения 6–7. На один полный ход подъемного механизма требуется от 10 до 13 сек. в зависимости от загрузки бака. Для предотвращения пролива жидких отходов из бункера предусмотрены дополнительные уплотнения и специальный металлический защитный фартук. CRV-1600 может работать с контейнерами объемом от 120 до 1100 л. Среди перечня полезных опций автоматическая система смазки движущихся частей, что избавляет от необходимости смазывать элементы вручную и повышает надежность. Порадует водителя также и подогрев гидравлического бака от сети 220 В. Жидкость можно прогревать во время ночной стоянки. Помимо этого установлена защита от неосторожной эксплуатации: пока масло в баке не достигнет заданной температуры, водитель не сможет запустить гидравлику. В стандартное оборудование входит камера заднего вида с цветным монитором. В отличие от конкурентов надстройка установлена на двухосное шасси, и за счет этого общая стоимость машины уменьшается. Мусоровоз Kaoussis CRV-1600 интересен высокой производительностью при низком уровне шума, а короткая база позволяет без труда маневрировать в тесных дворах. Все это увеличивает возможности машины при работе в условиях плотной застройки города. Надстройка роторного типа может быть установлена на шасси практически любой марки, будь то КамАЗ, МАЗ или импортные Volvo, Mercedes, MAN, Scania, Renault, Iveco и др.

Kaoussis GRV-1600
 

Так в чем же преимущество мусоровозов роторного типа? Прежде всего в простоте конструкции, а значит, в легкости технического обслуживания. В кузове применяется прессующий механизм, использующий принцип вращающегося шнека. Благодаря отсутствию уплотняющей плиты и связанных с ней гидроцилиндров уменьшается количество подвижных элементов, следовательно, снижается масса мусоровоза, что позволяет возить больший объем твердых бытовых отходов. При форме бункера в виде барабана отходы более равномерно распределяются и уплотняются внутри машины. Из-за способа уплотнения путем вращения в барабане из мусора выделяется меньше жидкости, она остается внутри уплотненной массы. В результате уменьшается коррозионное воздействие жидкости на кузов. Простота и надежность конструкции позволяют эксплуатировать оборудование даже персоналу без опыта работы на мусоровозах. 

Таким образом, роторные мусоровозы являются самым экономичным оборудованием для вывоза отходов. Преимущества этой технологии – выгрузка барабана путем простого изменения направления вращения, наличие удобных в обслуживании пресс-шнеков, герметичность, отсутствие остатков и запаха. Уплотненные отходы перемещаются в переднюю часть барабана, в результате вес груза более равномерно распределяется по осям, и перегрузка задних осей исключается. Благодаря простоте конструкции и малому количеству деталей механического и гидравлического оборудования масса роторного мусоровоза меньше, чем у кузова с уплотняющей плитой аналогичной емкости. В результате полезная грузоподъемность у роторного мусоровоза больше, а расходы топлива меньше, что, безусловно, понравится потребителю. Остается только надеяться, что доля роторных мусоровозов в нашей стране с каждым годом будет только расти.

Первые мусоровозы появились в начале XX века – с появлением первых грузовиков, которые начали работать на улицах городов.
Реклама роторных мусоровозов после войныСъемный вариант роторного мусоровоза KukaУстройство роторного мусоровоза Kuka
Сначала мусоровозы мало чем отличались от телеги мусорщика: отходы просто ссыпали в кузов, но уже в 20-х гг. для мусоровозов были сконструированы специальные кузова, системы погрузки-разгрузки и уплотнения отходов. Так, в 1927 г. в Германии появился первый роторный мусоровоз системы Kuka, разработанный компанией Keller&Knappich. В цилиндрическом кузове стоял огромный шнек, примерно такой же, как в мясорубке. При загрузке он, вращаясь в одну сторону, прессовал мусор, а при выгрузке, наоборот, выталкивал его наружу. В считаные годы эта система стала очень популярной, причем к началу 40-х гг. существовали мусоровозы вместимостью 15 м3, достаточно большие даже по сегодняшним меркам. В послевоенное время кроме Германии немецкие роторные мусоровозы Kuka по лицензии выпускались вплоть до 80-х гг. прошлого века во многих странах мира, включая США, Канаду и даже Японию, где вращение барабана на машине осуществлялось против часовой стрелки, в отличие от вращения по часовой стрелке его западных версий. Интересно, что существовала даже версия роторного мусоровоза со съемным кузовом с установкой такого контейнера в любое место для сбора мусора.
компании по теме статьи
компании по теме статьи