Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Диметиловый эфир (ч.1)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
 2
Моторные масла
Первый параметр – вязкость
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...

Лизинг и кризис
Риски для лизинговых компаний и их клиентов

М. Сигаева

Финансовый кризис затронул все сферы жизни. Лизинговая деятельность также зависит от состояния мировой финансовой системы, а потому и на нее кризис оказал негативное воздействие. Насколько это опасно для лизинговых компаний и их клиентов, мы поинтересовались у двух профессионалов крупных лизинговых компаний Нелли Сусловой (фирма «РУСЛизинг») и Екатерины Новиковой (фирма «Ресо-лизинг»).

Отрицательные моменты кризиса

Согласно статистике 70% кредитов российских банков составляли денежные средства для лизинговых компаний. В настоящее время большинство банков не предоставляют кредиты на срок до трех лет и значительно сократили лимиты кредитования. В результате сокращается число вновь заключаемых с лизингополучателем сделок. «Ситуация пока не смертельная, но и не простая. Заключенные ранее договоры лизинга в большинстве своем имеют долгосрочный характер – 3…5 лет и даже больше. Поэтому поступающих лизинговых платежей на какое-то время хватит для того, чтобы переждать нынешние неприятности. Однако этот период не бесконечен», – сказала Нелли Суслова. Екатерина Новикова считает самым неприятным, что «негативные явления кризиса перекинулись из финансового сектора экономики в реальный сектор производства, участниками которого являются большинство лизингополучателей. Понизился уровень платежеспособности лизингополучателей. В такой ситуации у некоторых лизингодателей возникла угроза дефолта по их обязательствам перед банками». Лизинг используется для обновления основных средств производства. Но если производство останавливается, то и основные средства становятся ненужными. По словам многих производственников, в последние месяцы количество заказов неуклонно снижается. За те работы, которые уже выполнены, получить причитающиеся деньги подчас невозможно, разве что по решению суда. Взаимные неплатежи приводят не только к масштабным сокращениям персонала, но и к вынужденному отказу от средств производства. Получается, что у лизингополучателей нет возможности оплачивать дальнейшие лизинговые платежи, и они возвращают технику.

Типичными моментами кризиса являются следующие факты. Во-первых, как и при любом кризисе, выживают сильнейшие. Дело в том, что наиболее крупные лизинговые компании имеют свои эксклюзивные источники финансирования. У них на фоне всеобщего кризиса только повышается количество клиентов. Второй момент скорее негативный: в отсутствие достаточного количества российких лизинговых компаний рынок активно заполняется западным капиталом, который через дочерние и зависимые лизинговые компании занимает все большую долю на нашем рынке.

Положительного исхода развития событий для лизингополучателей в 2009 г. оба профессионала лизинговых компаний не видят. Лизинг становится дешевле только при снижении процентов по заемным средствам.

К сожалению, в 2009 г. лизинговые проценты скорее всего еще вырастут.

Примеры для размышления от Н. Сусловой

«Возьмем, к примеру, нашумевшую историю с авиаперевозчиками «КрасЭйр». Если они оказались не в состоянии платить за топливо и выполнять свою прямую деятельность по перевозке пассажиров, то как они оплачивали платежи по самолетам, взятым в лизинг? Верно, никак. В результате судебные иски, банкротство и прочие неприятности. И как повлияет это на работу лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.»? Взыскать с компании-банкрота нечего. Забрать авиатехнику можно, но что с ней делать дальше? Продавать? Кто же купит, если ни у кого нет денег… А шагающие экскаваторы, которые сырьевики Кузбасса возвращают лизингодателям за долги? Где их можно использовать еще? И если их негде и некому использовать, то какой в них прок для лизинговой компании? А тюменский Север, заставленный грузовой и дорожно-строительной лизинговой техникой, которую ставят на прикол не потому, что нет работы, а потому, что за эту работу не платят? Все эти неутешительные примеры экономики в целом не могут не влиять на состояние отдельно взятой лизинговой отрасли».

Виды лизинга

Существуют разные виды лизинга: возвратный, оперативный, финансовый. Финансовый кризис затронул каждый, но в разной мере. В большей степени пострадал наиболее развитый в России финансовый лизинг. Доля привлеченных кредитных ресурсов в нем доходит до 80%. Немалую роль в сделке финансового лизинга играет время поставки предмета лизинга, а выбранное лизингополучателем имущество может быть как за пределами страны, так и производиться на заказ, что осложняет процедуру залога этого имущества и соответственно поиск ресурсов для кредитования сделки. Но если финансовое состояние лизингополучателя позволяет ему использовать финансовый лизинг, то после выплаты всех лизинговых платежей и выплаты суммы остаточной стоимости право собственности на лизинговое имущество переходит к нему, и он может распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе продать по рыночной стоимости.

Возвратный лизинг, с одной стороны, объединяет в одном лице продавца лизингового имущества и лизингополучателя, поэтому нет проблем по времени поставки предмета лизинга. С другой стороны, возвратным лизингом и раньше пользовались весьма осторожно. Предвзятое отношение налоговой инспекции к этому виду сделок хорошо известно. «Позволю себе предположить, что в ближайшем будущем этот фактор риска только усилится. Так что недобор налогов в бюджет по результатам 2008 г. гарантирован. Традиционные методы «закручивания гаек» со стороны ФНС в результате плохой собираемости налогов также хорошо известны. У нас ведь вместо презумпции невиновности существует вполне узаконенная «презумпция виновности» налогоплательщика – любая мелочь и спорная ситуация трактуются как уклонение от уплаты налогов. А договоры возвратного лизинга как раз и подпадают под категорию хотя и вполне законных, но уж больно «подозрительных» с налоговой точки зрения сделок», – прокомментировала Н. Суслова ситуацию. Однако если лизингополучателю необходимы оборотные средства для осуществления его деятельности, он может использовать этот тип лизинга, продать имущество лизинговой компании и получить его обратно в собственность по окончании срока лизинга и уплаты всех лизинговых платежей.

Как ни странно, в сфере оперативного лизинга в настоящий момент, наоборот, происходит своеобразный подъем. Причина в том, что техника, которая дается в лизинг, уже приобретена лизинговой компанией на свой страх и риск или осталась у нее от предыдущего должника. Получается, что лизингодателю не надо покупать технику специально для конкретного лизингополучателя. И тот факт, что по окончании лизингового договора право собственности на предмет лизинга не перейдет к клиенту в нынешних условиях, никого не пугает – клиенты предпочитают привязываться к сроку окончания своих подрядных работ. Зато клиент, используя этот тип лизинга, уменьшает текущую нагрузку по лизинговым платежам и сумму аванса по сделке.

«Одного универсального вида лизинга для любого лизингополучателя сегодня нет. И даже сейчас, делая выбор между финансовым, возвратным или оперативным лизингом, необходимо учитывать цель этой сделки, ее экономическую составляющую», – подытожила Е. Новикова.

Аренда как альтернатива оперативному лизингу

Гражданский кодекс изначально трактует лизинг как разновидность арендных отношений, а в последней редакции ФЗ «О лизинге» даже определение «оперативного лизинга» отсутствует. Потому на практике юридические, бухгалтерские и налоговые вопросы оперативного лизинга решаются по арендным принципам. Очевидно, что накопление практического опыта достаточно скоро даст импульс и для закондательных инициатив, которые позволят привести в соответствие теорию и практику лизинговой работы. Так что оперативному лизингу, возможно, удастся увеличить и без того немалую рыночную долю. В настоящее же время аренда является альтернативной формой финансовых отношений.

Надежды лизингодателей

У многих крупных лизинговых компаний уже есть опыт существования во время кризиса. В 1998 г. они уже проходили через такой период и восстановились. «Паника возникает у тех, – говорит Н. Суслова, – кто не знает, что делать и не мыслит категориями долгосрочного планирования. Опять же, и запас прочности у всех компаний разный. Именно эти два фактора – накопленный запас прочности и видение перспективы определяют сегодня процесс естественного отбора на рынке лизинга».

Самое главное, что благополучие лизинговой отрасли напрямую связано с нормализацией экономики страны в целом. Поэтому сфера лизинга стабилизируется тогда же, когда и общая экономика страны. Более того, лизинг является действенным механизмом для восстановления экономики после кризиса благодаря его привлекательности для производственного сектора по сравнению с банковским кредитом.

Советы для потенциальных лизингополучателей дорожно-строительной техники

1. Прежде всего – это оценка рентабельности проекта!

• Просчитать, действительно ли у компании есть потребность в новой технике с учетом имеющегося объема работ и с коррекцией на его возможное падение.

• Обязательно иметь гарантию заказов на выполнение объемов работ, причем как можно на более длительный период.

• Быть готовым к оплате аванса по лизинговой сделке не ниже 25% стоимости техники.

2. Проверить фирму-подрядчика! Тщательно изучить подписываемые документы!

«В последнее время активизировались «нечистые на руку» подрядные организации, которые, пользуясь общей напряженной ситуацией, затягивают подрядные организации в схемы, по которым в дальнейшем невозможно получить деньги. При этом потраченная солярка и неоплаченный труд машинистов так и остаются бременем на компании, честно выполнившей работы по подряду», – комментирует Н. Суслова.

РЫНОК (статистика, анализ) ЭКОНОМИКА Лизинг
М. Сигаева Основные Средства 02'2009 6 апреля 2016

Комментарии (0)