Техника Volvo CE в условиях Крайнего Севера

История Ханты-Мансийского автономного округа Югра неразрывно связана с лесной и деревообрабатывающей промышленностью. Активная лесозаготовка здесь ведется с 30-х годов прошлого века. Почти 90% площади занимает тайга – это стратегический ресурс, и его разработка непосредственно влияет на экономику всего региона. В 1963 г. при строительстве железной дороги Ивдель–Обь был основан поселок Советский и создан леспромхоз. Сегодня это уже целый город со своей самобытной экосистемой.

Первые годы перехода на рыночную экономику лесопромышленная отрасль Югры переживала сложно. Устаревшие технологии вырубок и последующей обработки леса не позволяли эффективно конкурировать на экспортных площадках.

В 2004 г. правительством региона был образован ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг». В него вошли крупнейшие лесозаготовительные и дерево­обрабатывающие заводы ХМАО – Югры. Холдинг поставляет на экспорт пиломатериалы, клееный шпон, фанеру и активно развивает направление каркасного строительства из ЛВЛ-бруса.

За рубежом пиломатериалы из пос. Советский известны под брендом MRT (Малиновский русский лес) и занимают позиции в премиум-сегменте. Основным рынком сбыта является Египет, среди заказчиков второго эшелона Виргинские острова, Иордания, Германия, Великобритания и Венгрия.

По итогам 2015 г. компания вошла в число крупнейших лесопромышленных предприятий России с объемом экспорта 168 472 м3 готовой продукции.

Особенность лесозаготовок в Югре – суровый климат. Зима здесь длится по семь месяцев, температура падает ниже –40 °С. Зачастую машинам приходится работать на грунтах с низкой несущей нагрузкой, в том числе на болотах. Именно этим обусловлен короткий сезон лесозаготовки – каждый день на счету! Поэтому к технике предъявляются высокие требования, ведь от того, как она себя поведет, зависит работа деревообрабатывающих предприятий в течение всего года.

Юрий Краев, генеральный директор ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг»: «В 2005 г. мы объявили тендер среди поставщиков техники. Для нас были важны цена, качество и сроки поставки. За этот контракт развернулась настоящая борьба. И «Вольво Восток» тогда предложила оптимальные условия. В 2005–2006 гг. мы взяли сразу двенадцать харвестеров на базе экскаваторов Volvo EC 210BLC. Этим контрактом мы закрыли вопрос о замене устаревших валочных машин на территории арендованного леса площадью в полмиллиона гектаров. С «Вольво Восток» и «Ферронордик Машины» мы практически отметили десятилетний юбилей сортиментной заготовки в Советском районе и Ханты-Мансийском округе. Для нас это было как прыжок из каменного века в новый мир современной лесозаготовки.

Новая техника помогла нам изменить правила игры на всех участках производственного процесса. Раньше заготовка велась в хлыстах, после чего раскряжевка на сортименты проводилась уже на складе. Харвестеры Volvo EC 210 позволили перейти на современную технологию сортиментной заготовки, экономя сырье и затраты по времени. Сейчас на лесозаводы поступают уже готовые сортовые бревна. Обновление парка спецтехники позволило полностью исключить ручной труд на этапе лесозаготовки и решить ряд вопросов в природоохранной сфере».

Константин Елохов, заместитель генерального директора ООО «Югра Транс Сервис»: «Мы раньше валили лес налево и направо вдоль пути движения машины. Стволы тащили с делянки волоком. При этом способе полностью уничтожался подрост – молодые деревья. Требования лесхозов были жесткие, и нам приходилось содержать сучкорубов, чтобы они вручную обрубали ветви. Естественно, в условиях высокого снега были сложности. Теперь мы перешли на технологию валки вперед себя, когда машина направляет деревья на лес, формируя волок из древесных остатков. Лесники довольны».

«Сучья и мелкие ветви, которые голова харвестера оставляет на делянке, не только защищают лес. Они позволяют экскаватору Volvo CE уверенно передвигаться по мягкому грунту. Застрять на такой машине сложно. Техника оснащена ковшом-балкой Viking. Возможность подтянуть машину на холм или разобрать завал не раз выручала операторов», – рассказывает Анатолий Фролов. Он работает в лесной отрасли больше тридцати лет. Застал и ручную валку леса, и машины ЛП-19. Сейчас управляет харвестером Volvo CE. Удобное сиденье, кондиционер, а главное, отсутствие постоянной вибрации и ударов, которые в советских машинах передавали на кабину падающие деревья, позволяют ветерану югорской лесозаготовки работать несмотря на возраст.

Анатолий Фролов, оператор харвестера: «На старой технике рычаги весь день дергал, уставал очень. Здесь управление джойстиками, кнопками. Раньше надо было хлысты вывезти, затем целой бригадой разделывать, сейчас один оператор и лес валит, и сучки рубит. Сегодня к концу смены я могу сдать больше 200 м3 сортиментной древесины, на старом тракторе больше 150 «кубов» хлыстами не получалось. В общем, разница огромная».

Модернизация коснулась не только лесозаготовки. Расстояние от делянки до склада за десять лет изменилось с 60 до 200 км. Затраты на вывоз сырья в этих условиях могут сильно сказаться на себестоимости готовой продукции. С каждым километром прибыльность делянки падает, а цена за кубометр пиломатериалов растет. Решением проблемы стала замена половины автопарка на лесовозы Volvo. Они успешно себя зарекомендовали на непростых таежных дорогах. Сегодня на балансе предприятия ООО «Югра Транс Сервис», отвечающего в югорском холдинге за лесозаготовку, есть 19 седельных тягачей Volvo FM Truck. Параллельно с технической революцией в заготовительном секторе холдинг обновлял спецтехнику на лесопильных предприятиях. На Малиновском лесопильном заводе уже несколько лет работают погрузчики Volvo L70E, L90F. Они подают кругляк с сортировочной линии на биржу сырья, откуда он попадает непосредственно в лесопильный цех. Операторы погрузчиков полагают, что возможности комфортной кабины с микроклиматом, система управления и высокая маневренность этих машин теоретически позволяют работать за рулем по две смены.

Бесперебойная работа и долгий срок службы спецтехники Volvo CE, в свою очередь, зависят от доступности сервиса. Поэтому в тендере на поставщика был сделан выбор в пользу компании «Ферронордик Машины». Компания обеспечивает оперативную поставку запчастей, специалисты дилера выезжают на объект при первой необходимости. Были случаи, когда вопросы по работе техники Volvo CE удавалось решить по телефону с сотрудником сервисной поддержки.

Всего за десять лет сотрудничества с 2005-го по 2015 г. было поставлено более 20 харвестеров Volvo EC 210BF и 13 фронтальных погрузчиков Volvo L70, L90 и L180HL. Сегодня ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг» стоит на пороге очередного этапа модернизации. Конкуренция на внешних рынках и растущие запросы покупателей к продукции диктуют высокие требования к работе технике. О конкретных объемах новых закупок в компании говорят осторожно, но руководитель холдинга Юрий Краев уверенно смотрит в следующее десятилетие, которое непременно будет отмечено взаимовыгодным сотрудничеством.

ФИРМА ТЕХНИКА (обзоры) Volvo
Основные Средства 04'2016 16 апреля 2016

Комментарии (0)