Бюджетный вариант
Краноманипуляторные установки

Краноманипуляторная установка давно стала удобным, эффективным инструментом, а в определенных условиях и незаменимым. В новой экономической реальности от рабочего инструмента требуется максимальная и всесторонняя – техническая, эксплуатационная, финансовая – эффективность, инструмент должен быть самым точным образом «заточен» под конкретные условия работы, ни больше ни меньше. Разумеется, нет абсолютного чемпиона по всем параметрам, в каждой весовой категории свой чемпион.

На выбор шасси и краноманипуляторной установки под него или наоборот – КМУ и под него шасси – влияет много факторов: цена, характер, размеры и вес груза, условия подъема-опускания груза, плечо подвоза, дорожные условия, а также доступность быстрого, качественного и недорогого обслуживания и ремонта шасси и КМУ. По ряду параметров отечественная продукция всегда выигрывала, а на фоне вздорожавшего импорта стала еще привлекательней, и сегодня выигрывает тот импортер, кто успел наладить производство в России. Это то, что касается КМУ грузоподъемностью (г/п) до 30 т, на которые приходится львиная доля рынка, точнее, почти весь. КМУ свыше 30 т – это особый продукт, при выборе которого цена не играет особой роли.

КМУ PALFINGER INMAN IМ 150N на шасси «Урал-NEXT»

Сегодня самый серьезный игрок на российском рынке КМУ – это концерн PALFINGER. В 2011 г. завод «ИНМАН» (г. Ишимбай, Республика Башкортостан) вошел в состав концерна PALFINGER, а в июле 2015 г. на заводе «ИНМАН» запустили в эксплуатацию новый производственный корпус мощностью до 2000 единиц продукции в год, построенный по современным канонам. Здесь начали выпуск серийных моделей и новых, разработанных совместно со специалистами PALFINGER, а также моделей концерна PALFINGER.

В течение 2013–2015 гг. предприятием разработаны и запущены в серию тросовые краны PALFINGER INMAN серии IT – IT 80, IT 150 и IT 180, а также шарнирно-сочлененные краны серии IM – IM 15, IM 150N, IM 320. Партнеры предприятия разработали сбалансированные по характеристикам и стоимости предложения, такие как бортовые автомобили КамАЗ-43118 и -65117 с КМУ PALFINGER INMAN IT 150, и эти предложения нашли отклик в сердцах и кошельках пользователей. Таким образом формируется разносторонний продуктовый портфель, способный удовлетворить потребности многих отраслей.

КМУ PALFINGER INMAN IM 150N

В 2016 г. планируется дальнейшее расширение линейки тросовых кранов-манипуляторов в легком сегменте с помощью новой перспективной модели INMAN IT 90. Обладая максимальным вылетом стрелы до 12,7 м, тросовый кран-манипулятор способен поднимать вес до 3 т.

Адаптация краноманипуляторных установок PALFINGER к российским условиям заключается в упрощении, в особенности электроники, чтобы их эксплуатация в сложных климатических и дорожных условиях, вдали от ремонтных баз не вызывала проблем. Примером такой адаптации служит шарнирно-сочлененный кран IM 150N, представляющий собой аналог модели PALFINGER PK 15500, при этом крановую установку внес PALFINGER, а монтажную раму с опорами и гидроаппаратурой, а также рабочее место крановщика внес «ИНМАН».

КМУ PALFINGER INMAN IT 150 на шасси Hino

При этом российским пользователям по-прежнему доступны оригинальные КМУ PALFINGER австрийского производства в любой комплектации.

«ИНМАН» выпускает и еще длительное время будет выпускать свою прежнюю линейку КМУ, постепенно ее обновляя. Основанный в 1992 г. группой нефтяных компаний, завод в значительной степени ориентировался на нефтегазовый сектор, выпуская не только автомобильные КМУ в исполнении до –50 °С, но и специальные исполнения для буровых установок. Кто же по доброй воле откажется от такого наследия?

КМУ PALFINGER INMAN IT 150 на шасси КамАЗ-43188

С 2015 г. предприятие отвечает за весь краноманипуляторный бизнес PALFINGER на постсоветском пространстве. Концерн PALFINGER располагает самыми крупными производственными мощностями в своем сегменте на территории РФ, что позволяет ему оставаться лидером российского рынка КМУ и гидроманипуляторов.

В число лидеров российского рынка КМУ входит Майкопский машиностроительный завод, выпускающий гамму кранов под маркой «Атлант» г/п от 2,1 до 4 т на минимальном вылете, предназначенных для монтажа на шасси начиная от «ГАЗели» и до большегрузных автомобилей, а также для монтажа на колесные тракторы. Модельный ряд из семи базовых моделей включает краны как с Z-образной схемой складывания поперек кузова, так и продольной вдоль кузова. Монтаж крановой установки возможен за кабиной грузовика или трактора, а также на надрамнике позади надстройки. В этом случае кран может загружать-разгружать автомобиль и прицеп.

КМУ UNIC на 2-осном среднетоннажном шасси

Конструкции кранов изготавливают из низколегированной стали, выдерживающих температуру до –40 °С при эксплуатации и до –50 °С при хранении. Краны и спецтехника для нефтегазового сектора – в числе приоритетных направлений предприятия.

Гидросистемы кранов построены на импортной гидроаппаратуре. К сожалению, импортозамещение компонентной базы не сдвинулось и уже не сдвинется с мертвой точки, в лучшем случае сохранится на текущем уровне.

Среди импортеров краноманипуляторных установок лидирует японская марка UNIC – продукция корпорации Furukawa Unic Corp. Это полноповоротные краны с прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка г/п от 1 до 13,6 т на минимальном вылете. Их монтируют на шасси КамАЗ, МАЗ, «Урал», ЗИЛ, ГАЗ, Isuzu, Hyundai, Foton, а также на тракторы.

КМУ INMAN ИТ 100 в исполнении –50 °С

Линейка легких КМУ для малотоннажных грузовиков представлена моделью г/п 3030 кг с установкой за кабиной. Варианты комплектации: 3-, 4-, 5- и 6-секционная телескопическая стрела шести­угольного профиля.

Для среднетоннажных автомобилей предусмотрены три серии КМУ г/п 3030 кг. Особенность одной из серий в высоких аутригерах, позволяющих использовать бортовой автомобиль в качестве эвакуатора.

Для тяжелых автомобилей – КамАЗ, МАЗ, «Урал» – есть модели г/п 3030, 5050 и 8200 кг. Каждую модель поставляют в нескольких комплектациях с 2–5 выдвижными секциями. По желанию заказчика комплектуют задними аут­ригерами и автоматически складывающимся крюком.

Спрос на краны UNIC при высокой цене объясняется большим доверием пользователей к японской технике, к ее высокому исключительному качеству и надежности.

Японские б/у КМУ – лидеры импорта

Южнокорейские КМУ марки Kanglim появились на российском рынке позже остальных участников, и тем не менее они обгоняют по продажам более именитых соперников – возможно, из-за лучшего соотношения цены и качества.

Прежде всего Kanglim поставляет тросовые КМУ – серию KS г/п 3; 7; 7,1; 10 и 15 т с числом секций до 6. Неудивительно, что компания отдает приоритет именно этому типу кранов, поскольку, как и все машиностроение Южной Кореи, использует японские образцы.

Серия KN включает модели г/п 7,5; 9,9; 11,5 и 14 т. Эти краны Z-образного сложения предлагаются в различных исполнениях: с грейфером, с захватом, с крюком, с лебедкой и крюковой подвеской. Краны устанавливают как за кабиной, так и на надрамнике за надстройкой.

Благодаря сотрудничеству с автозаводом «Чайка-Сервис» итальянская марка Amco Veba входит в число лидеров среди импортеров. Немалый вклад в продажи КМУ вносят авто­эвакуаторы. Amco Veba предлагает широкую гамму кранов с грузовым моментом от 1,9 до 80 тм с Z-образным сложением, с прямой телескопической стрелой и крюком или тросовой подвес­кой крюка с лебедкой.

КМУ Amco Veba с прямой телескопической стрелой на эвакуаторе

На КМУ средней и большой грузоподъемности применяется устройство ограничения нагрузки, предотвращающее опрокидывание машины во время работы. Поворотные аутригеры позволяют убирать их, что обеспечивает сохранение дорожного просвета, то есть проходимость автомобиля не снижается. В качестве дополнительного оборудования «Чайка-Сервис» предлагает разборные траверсы собственного производства, грузоподъемные лебедки, ротаторы, захваты, грейферы, ковши и буры.

Конкурирующий итальянский дом Fassi выпускает полный и обширный модельный ряд КМУ с Z-образным сложением с грузовым моментом от 1,1 до 113,3 тм. Серия легких КМУ включает 16 моделей от 1,1 до 11,2 тм, серия средних – 19 моделей от 11,4 до 34,1 тм, тяжелых – 17 моделей от 33,1 до 113,3 тм. Каждая базовая модель насчитывает до двух десятков вариантов исполнения.

Компания также выпускает КМУ для автоэвакуаторов с прямой телескопической стрелой г/п от 4,3 до 6 т. КМУ Fassi нашли применение на железных дорогах на ремонтных дрезинах.

КМУ Fassi на 2-осном самосвале КамАЗ с трехсторонней разгрузкой
 

В итоге за последние два года рынок перераспределился в пользу отечественного производителя за счет сжатия его импортной части. По экспертным оценкам, импорт сократился на 65% и сдвинулся в бюджетном направлении: от всего ввоза только 35% КМУ приходится на новые. Львиную долю импорта подержанных кранов – 90% составляют японские установки – Unic, Tadano, Maeda на японских же автомобилях разных лет выпуска.