Рынок коммерческих газовых автомобилей в России

 И. Папазов, региональный менеджер по продажам ООО «Скания-Русь»

Еще три – пять лет назад говорить о развитии российского сегмента продаж газовых автомобилей, оснащенных соответствующим двигателем в заводских условиях, не приходилось. Газовое оборудование, как правило, устанавливалось отдельно, и в основном на мелкий развозной коммерческий транспорт. В условиях нарастания кризисных тенденций ситуация стала меняться.

Вопросы сокращения эксплуатационных расходов автопарка вышли на первый план. Компании разного масштаба – от малого бизнеса с одной фурой до крупных добывающих и производственных предприятий – стали искать принципиально новые подходы к управлению издержками, а также требовать от поставщиков более специализированных предложений, которые бы оптимально соответствовали нуждам бизнеса в перспективе.

Со своей стороны Scania смогла вовремя оценить потенциал рынка коммерческих газовых автомобилей, основываясь на аналитике европейских рынков, и предложила российским клиентам специализированную газовую технику, с помощью которой компании могут покрыть бóльшую часть своих потребностей. Так, в 2016 г. Scania осуществила отгрузку клиенту первого в России седельного тягача с газовым двигателем Euro 6, работающим на метане. Уникальный газовый двигатель, разработанный специалистами Scania, развивает мощность 340 л.с. при 1900 об/мин, крутящий момент – 1600 Н.м при 1100–1400 об/мин. Это наиболее высокие и эффективные показатели в классе. Тягач приобрела транспортная компания, которая занимается перевозками сборных грузов между Москвой и Санкт-Петербургом. Первые транспортные средства с газовыми двигателями Euro 6 были поставлены компанией Scania в начале 2015 г. в логистический сектор – это автомобили для развозных операций.

Таким образом, представители российского бизнеса вслед за европейскими коллегами могут на своем опыте оценить преимущества газомоторных автопарков, формирование которых позволяет добиться значительного сокращения расходов (до 50%) за счет экономии на топливе, менее дорогом техническом обслуживании, увеличенных сервисных интервалах, а также сроков эксплуатации транспортных средств в целом.

Если говорить о доле таких автомобилей в общем объеме рынка, то она на сегодняшний день невелика – всего около 2000 единиц в год. Это мало даже по меркам небольших стран. Так, например, в Пакистане за 6 лет объем коммерческого автопарка на газомоторном топливе составил 2,3 млн автомобилей. Тем не менее российский рынок на сегодняшний день уверенно проходит стадию формирования. Для того чтобы интенсифицировать развитие данного сегмента, необходимо реализовать комплекс мер, в том числе и государственных. Два года назад было впервые осуществлено субсидирование газомоторного транспорта в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В 2015 г. на закупку автобусов и техники для ЖКХ на газомоторном топливе субъектам РФ было выделено 3 млрд рублей. Несмотря на то, что иностранные производители не имеют доступа к программам субсидирования, такие инициативы для рынка очень важны, поскольку способствуют формированию спроса, лучшему пониманию возможностей газовой техники конечными потребителями, а также созданию инфраструктуры для эксплуатации и обслуживания такой техники, в частности, строительства новых АЗС.

Год от года позиции сегмента газомоторных транспортных средств усиливаются, однако для дальнейшего увеличения объемов этого рынка еще многое предстоит сделать. Дополнительным стимулом для развития рынка стало введение законодательных ограничений на использование дизельных двигателей в целях защиты окружающей среды и реализация экологических инициатив, а именно Euro 4 и Euro 5. Подобный успешный опыт есть в Италии и Японии. В дополнение стоит отметить, что в последние два года активно обсуждается отмена транспортного налога и снижение таможенной пошлины для газомоторных транспортных средств.