«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
Полосы для движения автобусов BRT
 1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
 1
Особенности бензиновых двигателей с электронным управлением
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
 1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков

В утиль с новым налогом
Введен налог на утилизацию спецтехники

Информация о возможном введении сбора за утилизацию спецтехники появилась в СМИ еще в 2013 г., вскоре после вступления в действие постановления Правительства Российской Федерации № 870 от 30 августа 2012 г. «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», где были установлены правила взимания утилизационного сбора в отношении в том числе самосвалов, автобетононасосов, автобетоносмесителей и автокранов.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 392-ФЗ в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потреб­ления» были внесены очередные изменения. С 2016 г. утилизационный сбор распространен на самоходные машины и прицепы, а также на сельскохозяйственную и лесозаготовительную технику. Шестого февраля 2016 г. Постановлением Правительства РФ № 81 утверждены правила, по которым уплачивается данный сбор. Формально плата за утилизацию введена для того, чтобы изношенный парк своевременно и планомерно обновлялся (по некоторым данным, доля выработавшей свой ресурс техники в России составляет от 50 до 80%), сводя к минимуму ущерб для здоровья человека и окружающей среды.

Доходы зачисляются в федеральный бюджет и служат базой для последующего расходования средств бюджета для компенсации реальных затрат на утилизацию самоходных машин, строительной и дорожной техники. Кроме того, при рассмотрении законопроекта отмечалась необходимость защиты отечественного производителя от конкуренции со стороны импортной продукции с наработкой, позиции которой усиливаются благодаря понижению ставок ввозных таможенных пошлин из-за членства России в ВТО. Предполагается, что введение сбора частично компенсирует этот негативный эффект.

Порядок утилизации самоходных машин позаимствован из действующих Правил уплаты утилизационных сборов в отношении колесных транспортных средств. Под действие закона попадает практически вся строительная техника (автогрейдеры, бульдозеры, экскаваторы, дорожные катки, погрузчики, самоходные краны, трубоукладчики, карьерные самосвалы), которая импортируется в Россию или изготавливается в России. Кроме этого в перечне прицепы, оборудование для лесного хозяйства и сельхозтехника. Размер сбора определяется умножением базовой ставки (150 000 руб.) на расчетный коэффициент, который зависит от вида и категории техники, максимально допустимой массы машины и номинальной мощности силовой установки. Для импортной техники старше трех лет ставка сбора установлена в повышенном размере. Максимальный размер сбора предусмотрен для бывших в эксплуатации самоходных кранов массой свыше 32 т. Он составляет более 35 млн руб. Отметка об уплате утилизационного сбора ставится в паспорте самоходной машины.

В качестве примера рассмотрим автогрейдер среднего класса. Так, за Volvo G930 2007 г. выпуска с наработкой 6000 моточасов, который обошелся бы раньше при покупке за рубежом ориентировочно в 8 млн руб., придется дополнительно уплатить в казну 2 430 000 руб. Для аналогичной новой машины сбор составит 900 000 руб. С учетом, что новый (или с небольшой наработкой) грейдер Volvo значительно дороже, разница в сумме сбора, подлежащего уплате, в 1 530 000 руб. едва ли окажется решающей при принятии решения о покупке. Если рассматривать отечественных и китайских производителей, продукция которых находится в ценовом диапазоне от 5 до 6 млн руб., то они получают конкурентное преимущество, так как разрыв в ценах с техникой, бывшей в эксплуатации, теперь увеличился.

С бульдозерами ситуация иная. Машина 10-го тягового класса, например Komatsu D65 2003 года выпуска из Японии (ориентировочная цена 9 млн руб.), потребует доплаты 5 250 000 руб., а более тяжелая машина массой свыше 24 т – 8 250 000 руб. Понятно, что интерес к ввозу бульдозеров «секонд-хенд» старше трех лет заметно упадет. За новый Komatsu D65, Cat D6 или Shantui SD16 сбор составит 1 050 000 руб., а за бульдозер тяжелее 24 т – 1 260 000 руб., что, скорее всего, не повлияет на доли рыночных игроков.

Примерно такая же картина наблюдается с экскаваторами. Если покупать в Европе 1,5-кубовик Liebherr R926 2011 года выпуска (примерная цена с доставкой и таможенным оформлением 14 млн руб.), то придется отдать на утилизацию еще 3 750 000 руб. Новый экскаватор такого же класса (массой от 17 до 32 т и мощностью двигателя от 200 до 250 л.с.) подорожает из-за сбора «всего» на 900 000 руб.

Мини-экскаваторы б/у в результате принятия закона оказались под жестким давлением. Основная их масса завозилась из Японии в достаточно «преклонном» возрасте, но по очень доступным ценам. Сейчас, чтобы оформить ввоз 15-летнего Yanmar ViO20 массой 2,3 т, который раньше обошелся бы в сумму от 700 тыс. руб., потребуется дополнительно уплатить 2 550 000 руб. сбора.

Дорожные катки, бывшие в эксплуатации, которые ввозились в Россию, теперь, возможно, в некоторых категориях уступят место отечественной продукции. Так, Bomag BW 138 AC массой 4 т обойдется почти в 2 млн руб., а без сбора эта сумма была бы вдвое меньше.

Сбор за тяжелые катки массой свыше 10 т составит 1 455 000 руб. Мини-погрузчики с наработкой станут дороже на 900 000 руб. Новые фронтальные погрузчики (не старше трех лет), как отечественные, так и импортные, включая китайские, массой от 8 до 16,5 т, подорожают на сумму от 525 000 до 675 000 руб. В эту же категорию попадут экскаваторы-погрузчики. Желающим приобрести старенький компактный асфальтоукладчик (например, Hanta из Японии) придется выложить за него дополнительно 1 635 000 руб., а за метровую дорожную фрезу, выпущенную ранее 2013 г., – 2 895 000 руб.

Рынок прицепов тоже ждут изменения. Трех- или четырех­осные низкорамные телескопические полуприцепы, позволяющие перевозить грузы без дополнительных разрешений, относятся к одним из самых востребованных на российском рынке. Трехосный раздвижной полуприцеп Nooteboom OSDS-48-03V 2009-го года выпуска обошелся бы раньше в сумму около 3 000 000 руб. С необходимостью уплаты утилизационного сбора в размере 1 785 000 руб. желание привезти такую технику в Россию пропадает. Результатом введения сбора в ближайшем будущем станет дополнительное удорожание строительной и дорожной техники, в том числе и российской, которое усилит негативный эффект от девальвации рубля. Тренд на сокращение импорта и падение объемов национального промышленного производства (по некоторым позициям в разы), наметившийся в последние два года, скорее всего, продолжится и в 2016 г. Эксплуатирующие организации будут вынуждены выжимать последнее из тех самых машин, которые в лучшие времена отправились бы в утиль. А вот службы и сервисные компании, специализирующиеся на ремонте, так же как и поставщики запчастей, без работы не останутся. На фоне экономической рецессии статистика не зафиксировала значительного увеличения объемов ввоза импортных машин в конце 2015 г., хотя этого можно было ожидать. Тем не менее на просторах России найдется достаточно свободной от работы техники, оставшейся от тучных лет, которая частично покроет текущие потребности.

Можно по-разному относиться к введению утилизационного сбора. А выиграет ли от этого отечественный производитель, покажет время. По крайней мере, компании с мировым именем пока не спешат строить в России заводы полного цикла, ограничиваясь в лучшем случае сборкой и производством металлоконструкций. Впрочем, наш производитель работает по тому же принципу, что и бóльшая часть предприятий-изготовителей во всем мире, концентрируя свои усилия на концепции машины, дизайне, создании рамы, кабины, капота, а также на покраске и сборке из комплектующих, узлов и агрегатов, которые поступают от различных поставщиков как из России, так и из-за рубежа.

Нет сомнений, что специалисты на наших предприятиях со временем освоят выпуск современных качественных мостов, гидромеханических коробок передач, редукторов, элементов гидравлических систем и других комплектующих для спецтехники в рамках так называемого «импортозамещения». Но для подготовки кадров, организации таких производств и доводки продукции потребуются долгие годы интенсивного труда. Возможно, процесс пойдет быстрее, если поддержка российских заводов со стороны государства не ограничится одним только утилизационным сбором.

Надо отметить, что в бюджете РФ на 2016 г. предусмотрены средства для предоставления субсидий российским производителям высокопроизводительной самоходной дорожно-строительной техники в целях возмещения затрат на ее производство. Поскольку порядок предоставления этих субсидий пока не опубликован, остается только гадать, насколько действенными окажутся данные меры.

ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Роман Третьяков Основные Средства 03'2016 1 марта 2016

Комментарии (0)