На три стороны

Самосвалы с трехсторонней разгрузкой

Сергей Красовский
Среди самосвалов есть особый класс машин, установки которых позволяют ссыпать груз на одну из трех сторон, а загрузка кузова производится посредством собственного, смонтированного на раме шасси перегружателя, вооруженного челюстным или грейферным захватом. В большинстве случаев данная техника выполняется по индивидуальному заказу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Путь утверждения на рынке России самосвалов с трехсторонней разгрузкой достаточно витиеват. Изначально они предназначались для работы в стесненных условиях на фермах – для раздачи кормов, на вспомогательных работах – для отсыпки обочин и расширения дорожного полотна. В связи с ограничениями по устойчивости и грузоподъемности (небольшой кузов, небольшой вес груза) самосвалы обладали лучшей проходимостью по грунтам со слабой несущей способностью по сравнению с обычными самосвалами с аналогичной колесной формулой. За такие свои возможности они и получили народное название «сельхозники».

Затем возможностью разгружать содержимое кузова в одну из трех сторон заинтересовались коммунальные службы больших городов, и в частности таких мегаполисов, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Именно способность грузовика проехать по узкой улочке и высыпать содержимое кузова не совершая каких-либо дополнительных маневров, которые подчас просто невозможны из-за припаркованных машин или насаждений, оград детских площадок, прочих сооружений дворовой инфраструктуры, позволяет выполнять тот или иной вид работ по благоустройству территорий или ремонту, обслуживанию коммуникаций. При этом самосвалы-«сельхозники», дополнительно оснащенные манипулятором с челюстным или грейферным захватом, установленным на раме (между кабиной и кузовом), способны сами себя загружать и являются незаменимыми помощниками фермеру, прорабу либо коммунальным службам. По сути своей такие универсальные машины стали трендом сегодняшнего дня, и их популярность постоянно растет, несмотря на довольно высокую удельную стоимость.

Часто для обеспечения наибольшей эффективности выполнения транспортной задачи по согласованию с заказчиком конструкторы могут «урезать» некоторые функции машины. Например, для исключения вероятности опрокидывания самосвала при разгрузке тяжелых грузов конструкторы оставляют только функцию откидывания кузова назад или вообще заменяют классический механизм опрокидывания системой крюкового гидравлического погрузчика. Последний, к слову, позволяет как сгружать с шасси контейнер, так и опорожнять его по классической самосвальной схеме. Так, одной из разновидностей машин, собранных на трех-четырехосных шасси, имеющих кузова объ­емом 24–30 м3 и грейфер, являются ломовозы. Экономический эффект от их применения достигается тем, что самосвалы способны самостоятельно осуществлять погрузку-разгрузку груза, в то время как раньше данные операции производились с помощью дополнительной техники.

В области конструирования специальных машин, речь о которых шла выше, актуальные разработки имеются у российской компании «СКАТ» (Специальные Конструкции Автомобильного Транспорта) из г. Твери. Так, для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность перевозок, но при этом не допустить перегруза самосвала, конструкторским отделом изначально ограничивается эффективный объем кузова. Чем большую плотность и вес имеет груз, тем меньше размеры платформы и наоборот. Например, для грузовиков, ориентированных на перевозку песка или щебня, инженеры фирмы ограничивают высоту борта одним метром. При этом объем кузова будет варьироваться в пределах 16–20 м3. В то же время, если машина будет применяться для перевозки зерна, картофеля, щепы или стружки, то высота борта будет расти с учетом грузоподъемности базового шасси, а объем кузова увеличивается вплоть до 34–40 м3.

Вообще самосвалы с трехсторонней разгрузкой можно разделить на три группы. Первая – машины сельскохозяйственного назначения. Вторая – грузовики строительного назначения, ориентированные на перевозку тяжелых сыпучих грузов. Третья – самосвалы, предназначенные для транспортировки относительно легких грузов промышленного назначения, как то: щепы, стружки, в том числе металлической.

Еще одна отличительная черта машин «СКАТ» – это применение так называемых двухъ­ярусных платформ. При данной конструкции нижняя часть платформы в зависимости от типа подвески борта будет либо маятниковой (верхняя подвеска), при которой борт открывается под собственным весом, либо поворотной (нижняя подвеска), требующей поднятия борта после процесса выгрузки. Верхний ярус самосвалов для обеспечения наибольшей жесткости конструкции также имеет ряд конструктивных особенностей. Задний борт может иметь исполнение в виде распашных ворот либо с маятниковым (поворотным) механизмом. Тип открытия борта выбирается заказчиком исходя из личных предпочтений и требований к перевозке грузов.

На рынке помимо новых самосвалов с трехсторонней разгрузкой имеется и довольно распространенное предложение по переоборудованию различных типов автомобильной техники в самосвалы с трехсторонней разгрузкой. Так, часто переделку грузовиков под систему трехсторонней разгрузки заказывают фермеры. Причем помимо собственно самосвальной установки на раму часто ставят и манипулятор, способный работать с различным навесным оборудованием. Тем самым достигается весьма существенная экономия средств – шасси-то уже есть. Заметим, что при желании клиент может дополнительно сократить расходы на переоборудование техники, отдав предпочтение более дешевым либо более качественным компонентам. Как показывает практика «СКАТа», оте­чественный рынок, особенно те предприниматели, что внедрили на своих заводах передовые западные технологии и располагают современным производственным оборудованием, заказывают комплектующие премиального качества. Хорошо зарекомендовала себя продукция отечественной компании «ВЕЛМАШ», а заказчик с повышенными требованиями к надежности, скорости работы и имиджевой составляющей выбирает проверенный временем и суровыми российскими условиями эксплуатации австрийский Palfinger. У каждого из данных производителей специального оборудования имеется широчайшая продуктовая линейка, позволяющая подобрать оборудование с учетом потребностей перевозчика.

Разумеется, транспортная компания, решившая переоборудовать имеющийся у нее грузовик, понесет не только финансовые затраты на дооборудование машины, но должна будет готова к издержкам, связанным с простоем машины на время проведения работ. Как правило, от подписания договора до передачи клиенту готового к эксплуатации автомобиля проходит около 20 рабочих дней. О стоимости проекта можно говорить после согласования комплектации, оценка каждого конкретного проекта ведется по своей смете. Каждый проект индивидуален, в зависимости от технических характеристик шасси объем монтируемого на него кузова может колебаться в пределах от 10 до 40 м3, а верхняя планка, ограничивающая грузовой момент манипуляторов, находится на отметке 100–120 тм. При этом минимальное значение грузового момента не опускается ниже 7 тн. Слабые манипуляторы в России не получили широкого распространения несмотря на невысокую стоимость. Длина стрелы манипуляторов выбирается исходя из конкретных требований к перевозкам. Одному хватает короткой, длиной 6–12 м «удочки», а другому приходится тянуться за грузом на 30–35 м или подавать его на высоту 20 м, и подавать в окно или укладывать на обратный скат крыши. Одному достаточно стандартного поста управления, другому необходимо управление с сиденья, а третьему – радиоуправление.

Что касается самосвалов: в зависимости от интенсивности работы самосвальной установки и нагрузки на гидравлику, то есть количества рабочих циклов, клиенту предлагается выбрать силовые гидроцилиндры от двух импортных брендов PENTA и HYVA. Именно они показали отличные результаты по надежности, также хорошей репутацией пользуются брянские гидроцилиндры, и чаще всего именно они попадают в базовую комплектацию. Что касается коробок отбора мощности и насосов, то здесь рекомендации однозначно в пользу итальянского производителя гидравлических компонентов компании OMFB, чья продукция на российском рынке вне конкуренции по качеству, сервисному обслуживанию и наличию запасных частей.

ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ Самосвал
Сергей Красовский Основные Средства 11'2014 21 ноября 2014

Комментарии (0)

Компании
ООО «Тверьстроймаш» (4822) 736-600, 8-800-775-97-90 www.tverstroymash.ru
ООО "Автомеханический завод" 8 800 700 2690 www.amznn.ru