1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Крановые стрелы
В поисках компромисса
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
 7
Hardox. Разберемся спокойно
Карьерные экскаваторы. Перспективы
Обзор российского рынка
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
 3
Господа, читайте инструкцию!
Эксплуатация и обслуживание кранов-манипуляторов
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT

«Трехосники»

Сергей Красовский
Самыми массовыми самосвалами, которые используют в строительном и добывающем сегментах экономики, являются трехосные машины. Именно они составляют костяк автотранспортных предприятий и спецколонн, обслуживающих многочисленные карьеры, перевалочные базы и стройки. Рассмотрим интересные предложения рынка «трехосников».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чем подкупают трехосные самосвалы? Во-первых, своей ценой. Они существенно дешевле своих четырехосных конкурентов. Кроме того, «трехосники» благодаря меньшим механическим потерям в трансмиссии и сопротивлению качения колес при прочих равных условиях обеспечивают лучшую топливную экономичность. А расходы на горючее сего­дня, в условиях постоянного роста цен на энергоносители, есть ключевой фактор при выборе подвижного состава. При этом если сравнивать объемы перевозимого груза, они различаются не столь критично, как кажется на первый взгляд. Так, если в стандартный кузов «трехосника» входит примерно 16 м3 сыпучего груза, то в «совок» четырехосной машины – 20 м3, то есть разница составляет 20%. Однако и она зачастую нивелируется до десяти, а то и пяти процентов за счет навариваемых бортов. Конечно, в этом случае машины будут работать с перегрузом, однако, как показывает практика, это для большого количества перевозчиков есть нормальное положение вещей. Извлекаемая прибыль закрывает глаза на варварское отношение к технике. Чем быстрее окупится самосвал, тем лучше.

Не стоит забывать и то, что ходовая часть машин может иметь существенный запас по прочности, и тогда на раму «трехосников» ставят уже 20-, а на хребет четырехосных машин 25-кубовые кузова. Однако ориен­тироваться лучше на первую пару значений объемов, особенно если машины работают по дорогам низкого качества или с заходом в карьеры, не имеющие обустроенных дорог. В этом случае чрезмерная нагрузка на ось может сыграть злую шутку, так как на мягком грунте машина просто сядет на мосты, и, чтобы вызволить ее из плена, придется задействовать трактор или мощный полноприводный грузовик-тягач. Словом, везде необходимо знать меру.

Теперь о том, чем порадует перевозчиков авторынок. Интересные варианты машин имеются в продуктовой линейке лидера отечественного автостроения – завода «КАМАЗ». Так, бесспорный лидер в своем классе «легкий» грузовик КамАЗ-65115, предназначенный для перевозки навалочных и насыпных грузов, может быть укомплектован самосвальной установкой с кузовом овального сечения, которая является предпочтительной для транспортировки сыпучих материалов. Одним из неоспоримых преимуществ машины является небольшая нагрузка на ось, что позволяет эксплуатировать самосвалы по большей части дорог общего пользования. Самым оптимальным вариантом при использовании на строительной площадке, которая расположена в городской черте, пожалуй, является самосвал грузоподъемностью (г/п) 15 т, который имеет кузов объемом 10 м3. Данная машина, эксплуатируемая на коротком плече, как показала практика, дает весьма высокие экономические показатели. Примечательно, что в зависимости от исполнения самосвальной установки разгрузка кузова может быть как задней, боковой, так и трехсторонней. Это означает, что в ряде случаев для повышения эффективности перевозок транспортные компании могут формировать самосвальные автопоезда.

Если перевозчик имеет подряды на перевозку легких сыпучих грузов, например керамзита, то он может сформировать автопоезд из тягача и двухосного прицепа НефАЗ 8560-82-02 г/п 7700 кг и объемом кузова 15,2 м3. В этом случае полная масса автопоезда может превысить 36 т. Неоспоримым преимуществом машины является идущий на ее комплектацию дизель Cummins ISBe4 300, заявленный ресурс которого составляет не менее 700 тыс. км. Мощности силового агрегата 300 л.с и крутящего момента 1100 Н.м вполне достаточно для выполнения самосвалом любых поставленных транспортных задач. При этом расход топлива будет находиться в пределах 37 л на 100 км. Примечательно, что при увеличении плеча перевозок машина сможет выполнять рейсы достаточно быстро, ведь максимальная скорость самосвала составляет 100 км/ч, а чем больше ходок сделает автомобиль за определенный промежуток времени, тем существеннее прибыль, которую он принесет своему владельцу. Заводчане агрегатировали дизель с надежной 9-ступенчатой механической коробкой передач ZF9S1310. Данный агрегат уже заслужил уважение у шоферов за небольшое усилие при переключении передач и четкость работы. Также водители отмечают и новое удобное сиденье на пневмоподвеске. Благодаря эффективному подрессориванию вибрационное воздействие уменьшилось в 2,5 раза. А чем меньше нагрузка на позвоночник, тем дольше шофер сохраняет работоспособность. Разумеется, растет и без­опасность перевозок.

Вторая машина, на которой бы хотелось акцентировать внимание, – самосвал КамАЗ-6520. Данная модель благодаря увеличенной г/п и кузову большого объема наиболее эффективна при выполнении значительного объема работ. Именно по этой причине самосвал часто можно встретить на крупных строительных объектах. В отличие от своего «легкого» соплеменника машина может эксплуатироваться по дорогам, которые допускают нагрузку на ось в пределах значений 10–13 т. В зависимости от исполнения кузов самосвала может иметь объем 10,5 м3 (трехсторонняя разгрузка), 12, 16, 20 м3 – задняя разгрузка. В первом случае грузовик способен выполнять функцию тягача в самосвальном автопоезде.

А в качестве прицепов к нему оптимальными вариантами будут: НефАЗ 8560-04, имеющий г/п 18 000 кг и объем кузова 24 м3; СЗАП 8538-01 (г/п 12 000 кг, объем 21,5 м3); СЗАП 8538-01М (г/п 18 000 кг, объем 40 м3). Полная масса автопоезда при этом может превысить 53 т. Данное обстоятельство необходимо учитывать при планировании перевозок по дорогам, на которых имеются жесткие ограничения нагрузки на ось. В вариантах с 12- и 16-кубовыми кузовами профиль их сечения может быть овальным. Именно такой профиль обеспечивает меньшее прилипание груза и, следовательно, более предпочтителен для транспортировки влажных материалов в холодное время года.

В отличие от более легкого собрата тяжелый самосвал комплектуется более мощными дизелями КамАЗ-740.73-400 или 740.74-420 с современной электронно-управляемой системой питания Common Rail. Такая система вкупе с другими средствами позволяет не только добиться требуемой чистоты выхлопа, но и примерных показателей экономичности. При выполнении большинства транспортных задач закладываемый в нормативы расход топлива составляет 39 л на 100 км. Мощности дизеля 400 л.с. и крутящего момента 1765 Н.м вполне достаточно как для работы в тяжелых условиях, так и для обеспечения высокой максимальной скорости машины – 95 км/ч. Весьма неплохо выглядят и ресурсные показатели дизеля. Так, мотор гарантированно должен отработать не менее 700 тыс. км. При этом его потенциал по цилиндропоршневой группе (ЦПГ) Federal Mogul составляет не менее 1 млн. км. Применение деталей, изготовленных по технологии этого известного производителя автокомпонентов, ко всему прочему еще и снижает расход масла на угар практически вдвое. Дизель агрегатируется с проверенной 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF16S1820. Ряд передаточных чисел агрегата подобран с учетом моментной характеристики силового агрегата.

Интересными для перевозчиков будут самосвалы шведской фирмы Scania. Например, внимания заслуживает модель Scania P400 CB6x4EHZ c кузовом объемом 16 м3. Его пол изготовлен из 8-миллиметрового проката стали Hardox/ Raex 450, а стенки из 6-миллиметрового Domex/Optim 700. Применение таких материалов обеспечивает кузову как высокую прочность, так и примерную износостойкость, что очень важно для машин, работающих с породами, имеющими высокую твердость. Если в парке есть Scania P400 CB6x4EHZ, перевозчики могут смело брать заказы на отсыпку дорог гравием. Угол подъема кузова составляет 50°. Передний борт кузова прямой, с козырьком, защищающим кабину от просыпания груза, и креплением для запасного колеса. Задний борт также прямой, несъемный, с механизмами принудительной фиксации. Учитывая то, что самосвал будет работать при отрицательных температурах, шведские инженеры предусмотрели систему обогрева кузова выхлопными газами.

Как показала эксплуатация, теплоты «дыхания дизеля» вполне достаточно для того, чтобы предотвратить намерзание даже влажного грунта. Для того чтобы обеспечить выполнение машиной поставленных транспортных задач, самосвал укомплектовали 400-сильным дизелем, соответствующим экологическому классу Euro 4. ДВС имеет и примерную моментную характеристику.

Так, максимальный крутящий момент составляет 2100 Н.м при оборотах коленчатого вала 1000–1300 об/мин. Учитывая возможность работы машины на «длинном плече», самосвал оснастили алюминиевым топливным баком объемом 350 л. С таким запасом горючего самосвал способен без дозаправки отработать даже длинную рабочую смену. Силовой агрегат состыкован с механической 9-ступенчатой (8+1) коробкой передач GR905. Привод самосвальной установки осуществляется от коробки отбора мощности (КОМ) EG651, способной передавать крутящий момент 700 Н*м. Учитывая сложные условия работы машины, разработчики применили крепкие оси. Максимальная нагрузка на переднюю ось составляет 9000, а на две задние – 2x15 000 кг. Главная передача RBP835/ RP835 c планетарными колесными редукторами. Для повышения проходимости самосвала имеются блокировки межосевых и межколесных дифференциалов. Ошиновка грузовика покрышками распространенного размера: 385/65 R22.5 – спереди и 315/80 R22.5 – задней ведущей тележки.

Другая машина – Scania P440 CB6x4EHZ, оснащенная кузовом аналогичного объема и схожей конструкции, укомплектована более мощным 440 л.с. (324 кВт) и моментным 2300 Н.м при 1000–1300 об/мин дизелем. Чтобы в полной мере реализовать заложенный в ДВС потенциал, его агрегатировали с механической 14-ступенчатой (12+2) коробкой передач GRS905. Машину имеет смысл использовать для выполнения более сложных транспортных задач, например эксплуатировать в составе самосвального автопоезда. Для этого у грузовика есть рычаг управления кузовом прицепа и самосвала в кабине, знак автопоезда в козырьке, пневмо-, гидро- и электровыводы для систем прицепа и сцепное устройство VBG 8500.

Для транспортных компаний, техника которых перевозит грузы по дорогам низкого качества, можно рекомендовать полноприводный самосвал Scania G400 CB6x6EHZ c 15-кубовым кузовом. Грузовик комплектуется короткой кабиной типа CG14, имеющей 4-точечную механическую подвеску. Силовая линия состоит из 400-сильного дизеля (2100 Н.м при 1000–1300 об/мин), который агрегатирован с механической 9-ступенчатой (8+1) коробкой передач GR905. Коробка отбора мощности EG651 способна передавать крутящий момент – 700 Н.м. Главная передача RBP835/RP835 c планетарными колесными редукторами, с блокировкой межосевых и межколесных дифференциалов. Передаточное соотношение – 5,14. Учитывая большую потребность в топливе, инженеры оснастили грузовик стальным 400-литровым топливным баком, который подвешен к раме с правой стороны. У упомянутых выше машин с колесной формулой 6x4 запас топлива на 50 л меньше. Учитывая нагрузки, приходящиеся на подвеску самосвала, последнюю собрали на параболических рессорах (4x28) – передняя ось и многолистовых пакетах (8x30) – задняя тележка. Ошиновка традиционная для большинства самосвалов-одноклассников: 385/65 R22.5 – впереди и 315/80 R22.5 – задней тележки.

Компания «МБ Тракс Восток» предлагает для российского рынка две интересные модели трехосных самосвалов. Первая – Mercedes-Benz Actros 3336K. Машина с полной массой 40 т комплектуется самосвальным кузовом объемом 16 м3. Силовая линия грузовика состоит из V-образного 6-цилиндрового дизеля мощностью 265 кВт/360 л.с., с максимальным крутящим моментом 1850 Н.м. Мотор агрегатирован с 16-ступенчатой коробкой передач с электронно-пневматической системой переключения Telligent.

Вторая модель – Mercedes-Benz Actros 3341K – также оснащена 16-кубовым кузовом и имеет аналогичную полную массу. Благодаря более мощному мотору, развивающему 408 л.с. и выдающему максимальный крутящий момент 2000 Н.м, грузовик может быть использован в качестве тягача самосвального автопоезда. Поскольку управление сцепкой требует особых навыков, то работу шоферу облегчат 16-ступенчатая коробка передач с электронно-пневматической системой переключения и электронно-пневматическая тормозная система Telligent c ABS и ASR. Последняя благодаря высокоскоростным CAN-шинам обеспечивает мгновенную передачу сигнала к тормозным механизмам, следовательно, гарантирует максимально быстрое и эффективное срабатывание тормозных механизмов.

Из приятных опций следует отметить кабину типа «M» с откидным спальным местом. Возможность полноценного отдыха в период между сменами и в обеденный перерыв существенно повышает производительность труда водителя. Одной из особенностей самосвалов Mercedes-Benz является примененная на их моторах система впрыска топлива – «насос-трубка-форсунка» (PLD). Как показала практика, данная система менее чувствительна к качеству топлива, а замена одного из ее элементов в процессе ремонта обходится значительно дешевле замены более дорогой насос-форсунки.

Интересный вариант трехосного самосвала CA 3250 P66K2T1E4 с колесной формулой 6х4 предлагает перевозчикам фирма «ФАВ – Восточная Европа». Грузовик комплектуется современной кабиной FAW J6, которая отличается хорошим уровнем комфорта и простором, что особенно важно для машин, работающих на выезде, то есть на удалении от парка. В такой кабине благодаря спальному месту шофер может полноценно отдохнуть между сменами, в обеденный перерыв или в очереди, ожидая погрузку. Заметим, что у большинства самосвалов конкурентов кабины дневного типа. Такие, безусловно, дешевле, но уступают по уровню комфорта. Внутренний объем самосвального кузова, смонтированного на раме грузовика, составляет 19,32 м3, что вполне достаточно для того, чтобы использовать машину при перевозке сыпучих грузов различной плотности. Примечательно, что крепкая рама и выносливая ходовая часть позволяют грузить самосвал «с шапкой». Понятное дело, превышать максимальную разрешенную массу в 35 100 кг перевозчикам не рекомендуется. Для справки: снаряженная масса шасси составляет 16 140 кг. В качестве силовой установки инженеры применили проверенный дизель CA6DL2–37E4, соответствующий действующему в России стандарту Euro 4. С рабочего объема 8,6 л снимается мощность 370 л.с. и крутящий момент 1550 Н.м в диапазоне частот вращения коленчатого вала 1300–1500 об/мин. Как показала практика, таких показателей ДВС вполне достаточно как для уверенного движения грузовика по дорогам общего пользования, так и для его работы в карьере. Двигатель агрегатирован с механической, управляемой вручную коробкой передач FAW CA10TA160M, которая имеет 10 передних и 2 задние скорости. Передаточные числа ступеней подобраны в соответствии с внешней скоростной характеристикой дизеля. Подвеска самосвала традиционна для данного вида техники – рессорная. Ошиновка передней оси и задней ведущей тележки шинами размерностью 315/80 R 22.5 или по требованию клиента покрышками с посадочным диаметром 20 дюймов (12.00 R20).

ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ Самосвал
Сергей Красовский Основные Средства 09'2014 22 сентября 2014

Комментарии (0)

Компании
ООО «Тверьстроймаш» (4822) 736-600, 8-800-775-97-90 www.tverstroymash.ru
ООО "Автомеханический завод" 8 800 700 2690 www.amznn.ru