Прицепная техника для обустройства месторождений нефти и газа

Леонид Малютин
 
Модульный полуприцеп Goldhofer с маятниковыми осями и колесами R19,5 для перевозки гусеничной техники
Самоходные модули Goldhofer Mega-PST с колесами R22,5 могут использоваться для решения задач по обустройству месторождений
Низкорамный полуприцеп Goldhofer для перевозки легкой техники
Низкорамный полуприцеп бельгийской компании Faymonville Megamax
Высокорамный полуприцеп для езды по бездорожью Tundramax компании Faymonville
Низкорамный полуприцеп Variomax бельгийской компании Faymonville
Высокорамный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99903-070Я г/п 95 т
Высокорамный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99064-081 КК PW г/п 36 т
Высокорамный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП 99865-01-053 г/п 41 т
Мобильный станок-качалка на базе полуприцепа «Тверьстроймаш»
Перевозка техники на полуприцепе повышенной проходимости «Тверьстроймаш». Ванкорское месторождение
 
Полуприцеп «Тверьстроймаш»: из центра России за Полярный круг. Полуостров Ямал
 
Высокорамные тяжеловозы «Спецприцеп» работают в экстремальных дорожных и погодных (до –60 °C) условиях
По желанию заказчика высокорамные полуприцепы оснащаются дополнительными элементами: кониками, съемными бортами, подкатными тележками, долями для снижения нагрузок на  седло тягача и др.
На некоторые машины «Спецприцеп» устанавливает комплектующие собственного производства, например подвеску с увеличенным ходом колес (±300 мм)

Обустройство нефтегазовых месторождений включает целый комплекс работ, куда входят земляные работы, устройство бетонных и железобетонных конструкций, прокладка инженерных сетей и коммуникаций, в том числе магистральных трубопроводов, монтаж стальных конструкций, строительство дорог, подъездов и площадок, благоустройство территории. Технику, в том числе и тяжелую, технологическое оборудование, конструкции необходимо подвезти к месту монтажа и работ. При этом многие грузы могут быть значительных размеров и массы, а дорожные условия предъявляют повышенные требования к транспортным средствам.

Для подвоза техники, оборудования и других грузов используют всю гамму полуприцепов. В благоприятных дорожных условиях перевозки выполняют низкорамными полуприцепами-тяжеловозами. Груз доставляют либо непосредственно к месту монтажа или работ, либо до грузовой площадки, откуда самоходная техника двигается своим ходом, стационарное оборудование переправляют другими средствами, например, на высокорамных полуприцепах. Высокорамные полуприцепы повышенной проходимости с погрузочной высотой 1300–1500 мм используют для перевозки грузов весом до 80 т. Исторически сложилось, что их производство хорошо освоено специализированными российскими предприятиями, но используют также и импортные образцы.

Немецкая компания Goldhofer AG поставляет полную гамму полуприцепов грузоподъемностью (г/п) до 120 т. Основное перемещение тяжеловесных грузов, таких как спецтехника и промышленные грузы массой свыше 100 т, осуществляется на модульных полуприцепах Goldhofer серии THP/SL. Высокая нагрузка на осевую линию 45 т, уникальная конструкция рамы, крепление осевой группы к оси позволяют безопасно и качественно перевозить любые тяжеловесные и негабаритные грузы даже в самых сложных условиях. Низкорамные полуприцепы для перевозки строительной техники представлены сериями STN, STZ, STU, STUP. Полуприцепы серии STN выполняют с пониженной раздвижной погрузочной площадкой и ровной, также раздвижной. Число осей варьируется от 2 до 5, г/п – до 80 т. Особенность этой серии – самоподруливающие оси от одной до трех в зависимости от полного числа осей.

Серия полуприцепов STZ с зад­ним заездом отличается большим числом осей – от 2 до 10 с нагрузкой до 10 т на ось. Осевые агрегаты на пневматической или гидравлической подвеске. За счет оригинальной геометрии подвески погрузочная высота раздвижной площадки составляет 755 мм. Полуприцепы отличаются высокой маневренностью за счет принудительного поворота колес. Особенности серии STZ-P – увеличенная до 12 т нагрузка на ось, угол поворота колес до 60° и ход подвески 600 мм. Полуприцепы с ровной раздвижной площадкой предназначены для перевозки техники и длинномерных неделимых грузов.

Дальнейшее развитие серия STZ получила в полуприцепах STZ-VH. Полуприцеп состоит из задней тележки и гусака, между которыми вставляют грузовые площадки различных типов, в том числе ровные, площадку с гидравлическим регулированием по высоте, балки для перевозки техники «под брюхо». На колесной тележке выполнена выемка под экскаваторную стрелу.

Грузовая площадка полуприцепа Goldhofer серии STZ-VH(L) отстегивается от гусака для заезда машины спереди. Применяют гусаки различных исполнений как с передней тележкой, так и без нее. Г/п полуприцепов этой серии – до 120 т.

Полуприцепы Goldhofer серий STU и STUP специально разработаны для эксплуатации в самых экстремальных условиях бездорожья и температуры до –50 °С. Большой выбор габаритов рабочих площадок и компоновки осей или осевых линий, а также типов подвески позволит выполнять транспортировку груза массой до 120 т на протяжении многих лет – без­опасно, качественно и без внепланового ремонта.

Серия тяжеловозов Compact г/п от 40 до 110 т с числом осей от 3 до 8 отличается гибкостью в применении. Предусмотрены различные вырианты съемных грузовых площадок. Максимальная длина площадки с раздвижными балками достигает 23 м.

Бельгийская компания Faymonville поставляет для нефтегазовой отрасли низкорамные и высокорамные полуприцепы. Весьма популярна низкорамная серия MultiMax с задним заездом с числом осей от 2 до 10 и ровной площадкой, раздвигаемой до 48 м. MultiMax может быть оснащен гидравлической, пневматической или рессорной подвеской с самоповоротными осями, осями с принудительным гидромеханическим управлением, маятниковыми осями либо осями с независимой раздельной подвеской (Faymoville Twin Axle II). Полуприцепы MultiMax используют для перевозок тяжелой техники и длинных неделимых грузов.

Особенность полуприцепов серии MegaMax – модульная конструкция. Между колесной тележкой и гусаком либо гусаком с подкатной тележкой «долли» можно вставлять грузовые площадки различных типов: низкорамную бочковозную платформу с одинарным или двойным раздвижением, супернизкую платформу с погрузочной высотой 350/ 400 мм при клиренсе 75/ 125 мм, платформу с гидравлическим раздвижением в ширину до 3850 мм, центральную хребтовую балку для перевозки техники «под брюхо», бочковозную периметральную платформу со съемным полом. Задняя колесная тележка может быть с числом осей от 1 до 5, подкатная тележка «долли» в 1- или 3-осном исполнении. Возможные варианты исполнения подвески и систем управления: гидравлическая маятниковая или пневматическая подвеска, независимая подвеска Faymonville Twin Axle II, самоповоротные оси либо с принудительным управлением. Полуприцепы MegaMax предназначены для перевозки тяжелой техники и негабаритных, длинномерных и тяжелых грузов. Для тех же целей используют полуприцепы GigaMax c 3–6-осной задней тележкой и 1–2 маятниковыми осями, встроенными в гусак. Достоинство конструкции – в компактности за счет встроенных в гусак 1–2 осей. При этом автопоезд способен перевозить значительный по массе груз.

В полуприцепе GigaMax использована гидравлическая подвеска с маятниковыми осями либо с осями коленчатого типа. С полуприцепом можно использовать сменные площадки: низкорамную платформу, хребтовую балку, бочковозную платформу.

Универсальные полуприцепы VarioMax состоят из задней и подкатной передней тележек с общим числом осей от 4 до 9. На полуприцепы VarioMax устанавливают гидравлическую подвеску и оси с принудительным управлением. Так же как у полуприцепов с передним заездом других серий, с VarioMax можно использовать платформу, хребтовую балку, бочковозную платформу.

Для тяжелых дорожных условий компания Faymonville предлагает высокорамные 3- и 4-осные полуприцепы TundraMax г/п 50–80 т. Конструкция полуприцепов максимально упрощена и выполнена с большим запасом прочности. Использована рессорно-балансирная подвеска, неповоротные оси. Полуприцепы выпускают с площадками шириной 2550 и 3000 мм. Длина основной площадки – от 9800 до 14 000 мм.

Высокорамные полуприцепы для тяжелых условий эксплуатации – основной конек ЧМЗАП (ОАО «Уралавтоприцеп»). Первый полуприцеп с увеличенной высотой грузовой платформы начал работать на севере Тюменской области в 1997 г. Сегодня высокорамные полуприцепы ЧМЗАП являются одной из самых востребованных товарных групп.

Высокорамные полуприцепы предназначены для перевозки по бездорожью крупногабаритных неделимых грузов. Высокая проходимость автопоезда достигнута установкой шин большого диаметра размерности 14.00R20 и нормой слойности 22, а также расположением колес по бортам полуприцепа таким образом, чтобы колея прицепа совпадала с колеей тягача. Высокий коэффициент проходимости также обеспечивают усиленная рама и подвеска, высокий клиренс (более 400 мм).

Модельный ряд этого семейства представлен 2- и 3-осными полуприцепами г/п от 25 до 72 т и 4- или 5-осными прицепами г/п от 65 до 80 т. Погрузочная высота у всех представителей семейства стандартная: 1350 мм без груза и 1300 мм с грузом.

Специально для перевозки различных типов грузов по труднопроходимой местности ЧМЗАП разработал тяжеловоз с повышенной высотой грузовой платформы ЧМЗАП 9990-070КБ г/п 70 т. Эта модель была впервые выпущена в декабре 2010 г. в рамках выполнения крупного спецзаказа «Газпрома». Для повышения выносливости в условиях полного бездорожья Крайнего Севера полуприцеп изготовлен в «усиленном» варианте – с трехлонжеронной рамой.

По сравнению с базовой моделью ЧМЗАП 9990-070, на основе которой был разработан тяжеловоз ЧМЗАП 9990-070КБ, новинка стала более функциональной.

Для перевозки труб и других длинномерных грузов полуприцеп оснащен прорезиненными вставными кониками. В случае необходимости перевозки труб большого диаметра возможна комплектация тремя съемными ложементами с раздвижными кониками специальной конструкции. Ходовой агрегат в составе рессорной балансирной подвески и колесных осей – эксклюзивная разработка ЧМЗАП. Подвеска была изначально разработана для полуприцепов военного назначения, которые предприятие выпускает по гособоронзаказу. Оси изготовлены из качественного уральского металла и рассчитаны на нагрузки, превышающие возможности лучших импортных аналогов. На полуприцепе ЧМЗАП 9990-070КБ нагрузка на ось составляет 21 т, но по желанию заказчика могут быть установлены и оси иностранных производителей.

Завод «Тверьстроймаш» не остается в стороне от опоры и главной составной части российской экономики – добычи углеводородов. Для нефтегазовой отрасли завод поставляет полуприцепы серий High, Original и Extendable. Используется импортная агрегатная база – подвески и осевые агрегаты BPW, SAF, Gigant, опоры и шкворни Jost, тормозные системы Wabco.

Полуприцепы High – высокорамные транспортные средства повышенной проходимости с погрузочной высотой 1160–1660 мм. «Тверьстроймаш» предлагает модели г/п от 23 до 70 т с двумя или тремя осями. Комплектация зависит от транспортных задач – только нужное и ничего лишнего. На выбор перевозчика: длина грузовой платформы, возможность ее раздвижения, исполнение гусаковой части, размер шин и многое другое. В серию входят также сортиментовозы – полуприцепы с ровной платформой, без гусака. Платформа может быть оснащена съемными бортами и кониками для дополнительной фиксации груза.

Серия Original – это универсальные низкорамные тяжеловозы с задним заездом г/п от 19 до 77 т и с числом осей от 2 до 6. Погрузочная высота площадки – от 860 до 930 мм, в зависимости от типа подвески и г/п полуприцепа. Такие полуприцепы идеально подходят для частых перево­зок строительной техники и габаритного по длине оборудования. Сегодня в линейке серии более 20 моделей.

Именно перевозчики в нефтегазовой отрасли часто сталкиваются с необходимостью транспортировки длинномерных неделимых грузов. И тут им на помощь придет полуприцеп «Тверьстроймаш» серии Extendable. Основное преимущество таких полуприцепов – телескопическая платформа. Серия представлена пятью основными исполнениями г/п 29–76 т с числом осей от 2 до 6 и погрузочной высотой 895/ 920 мм. Раздвижение платформы – с шагом 1 м на 7–8 м в зависимости от модели.

«Тверьстроймаш» успешно решает индивидуальные транспортные задачи. Хороший пример – мобильный станок-качалка для добычи нефти, который представляет собой полуприцеп с вмонтированным в него специальным оборудованием и дизель-генератором. Таким образом, нефтяная качалка может использоваться не только как стационарное оборудование, но и мобильно менять место своей работы.

Сотрудничество завода «Спецприцеп» с нефтегазовой отраслью началось со специального заказа на высокорамные полуприцепы в 1999 г. Теперь эта техника составляет отдельное направление – модельный ряд H (Hi) – и ежемесячно отгружается партиями. Среди постоянных заказчиков «Спецстрой России», «Газпром», «Транснефть», «Трансстрой» и «АЛРОСА» и др.

Для высокорамных полуприцепов характерно число осей от 2 до 4, длина платформы от 6 до 16 м, ширина от 2,5 до 3,7 м, погрузочная высота от 1250 до 1400 мм, дорожный просвет более 400 мм и г/п от 30 до 100 т. Возможно исполнение по индивидуальным проектам. Так, один из недавних заказов представлял собой тяжеловоз для бездорожья г/п 120 т с шириной платформы 4,5 м. Этот полуприцеп предназначен для эксплуатации на твердых каменистых грунтах, в том числе в карьерах, поэтому при высоких осевых нагрузках внимание уделили большому продольному и поперечному ходу подвески. Несколько лет его успешно эксплуатируют. Не первый год успешно работает на Крайнем Севере 4-осный высокорамный полуприцеп г/п 90 т. Конструкцией этой машины предусмотрена возможность транспортировки как коротких (от 11,5 м), так и длинных (до 16,5 м) грузов.

Вариации характеристик и комплектации высокорамных полуприцепов так же разно­образны, как и транспортные задачи клиентов. Все полуприцепы могут быть дополнительно оснащены 1- и 2-осными долями для снижения осевых нагрузок и нагрузок на седло тягача, подкатными тележками, способными воспринимать нагрузку до 40 т и позволяющими задействовать балластный тягач и т. д. Задние трапы в зависимости от потребностей заказчика могут быть оборудованы различными механизмами: механическим пружинным приводом для ручного подъема и опускания или гидравлическим приводом, работающим от гидравлики тягача или автономной гидростанции, причем для облегчения процесса угол заезда уменьшен до 15°, а ширина трапов увеличена до 810 мм. Для выравнивания груза на платформе разработали специальные направляющие брусья, конструкция которых оказалась очень удачной.

Выбор шин зависит от характера дорожных условий, но это в любом случае высокопрочные шины Michelin, Bridgestone, Firestone, Kormoran размером от 11 R22,5 до 16 R20, а при односкатной ошиновке – от 365 до 445.

Конструкция полуприцепов выполнена по классической лонжеронной схеме. И поскольку в этом случае вся нагрузка ложится на лонжероны и через них же передается на подвеску, этому элементу конструкции уделяется особое внимание при проектировании, испытании материалов и сварке. Применение дополнительных лонжеронов в середине и по бокам конструкторами завода считается нецелесо­образным, поскольку такие лонжероны воспринимают только косвенные нагрузки, передаваемые через поперечины.

Используются лучшие импортные комплектующие и высокопрочные стали с запасом прочности не ниже 700 МПа, которые обеспечивают большую надежность машин и их более низкую массу (20%) по сравнению с аналогами. Бывают заказы, когда устанавливаются усиленные комплектующие собственного производства. К примеру, балансирная подвеска для 4-осных машин с увеличенным ходом колес ±300 мм.

Машины этого модельного ряда также могут быть оснащены съемными бортами, уширителями, кониками, лебедками и т. п. – всем, что облегчает труд эксплуатирующих организаций и выводит его на новый уровень.

компании из статьи
ЦСТ ТрансЛифтТехника
GOLDHOFER (Германия), GREINER (Германия), ENERPAC Heavy Lifting Technology BV (Нидерланды), TTS SYNCROLIFT (Норвегия).
www.cst-tlt.ru
TII Group
Производитель тяжелогрузных автотранспортных средств
www.tii-group.com
Тверьстроймаш
Автомобильные полуприцепы, прицепы
www.tverstroymash.ru
компании из статьи
TII Group
Производитель тяжелогрузных автотранспортных средств
www.tii-group.com
Тверьстроймаш
Автомобильные полуприцепы, прицепы
www.tverstroymash.ru
ЦСТ ТрансЛифтТехника
GOLDHOFER (Германия), GREINER (Германия), ENERPAC Heavy Lifting Technology BV (Нидерланды), TTS SYNCROLIFT (Норвегия).
www.cst-tlt.ru