Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
 2
Моторные масла
Первый параметр – вязкость
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)

Основа

Шасси под спецтехнику

Сергей Красовский
Эффективность использования и расходы при эксплуатации специальной техники зависят не только от грамотно выбранной модели, марки, технических характеристик рабочего оборудования, но и от автомобильного шасси, на которое оно монтируется. Как правильно выбрать ходовую часть спецмашины? На что обращать внимание при покупке новой и бывшей в эксплуатации техники? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в очередной серии наших публикаций.
 
Если спецмашина имеет рабочие органы и инструменты в своей базе, то дорожный просвет шасси должен быть большим. В противном случае обеспечить грамотное расположение агрегатов не удается
Чем меньше колесная база спецмашины, тем выше ее маневренность и больше возможностей задействовать технику на различных объектах. А для мегаполисов юркие грузовики просто незаменимы
Спецмашинам, работающим на дорогах общего пользования и передвигающимся с относительно высокими скоростями, как никогда нужны стабилизаторы поперечной устойчивости
«Пирог» из рамы, усилителя и надрамника может скрепляться как длинными анкерными болтами, шпильками, так и специальными кронштейнами. В последнем случае требуется точное позиционирование всех деталей
Рама шасси может дополнительно усиливаться в наиболее нагруженных местах, например в зоне расположения опор гидроцилиндров. Как правило, усиливающие вставки располагаются в основных лонжеронах
Для тяжелых спецустановок необходимы мощные трехосные шасси. В большинстве случаев достаточно грузовиков с колесной формулой 6х4 или даже 6х2. В последнем случае наличие блокировки дифференциала обязательно
Оптимальным вариантом для подвески большинства спецмашин являются рессоры, причем основную должен подстраховывать дополнительный подрессорник, принимающий на себя часть нагрузки
«Ушастая» балка переднего моста хороша для машин, работающих на дорогах с твердым покрытием. Если спецмашина выедет на бездорожье с раскисшей грунтовкой, то посадить технику на мосты не составит труда

Освещать тему выбора автомобильного шасси под специальную надстройку начнем с простых вещей, о которых транспортные компании зачастую не задумываются. По сути своей, выбор автомобильного шасси под спецнадстройку диктует прежде всего наличие того или иного дилера марки в вашем регионе. Самый большой выбор, разумеется, имеют эксплуатирующие организации крупных городов России. Не откроем Америки, сказав, что в Москве и Санкт-Петербурге предложение как по шасси, так и монтируемым по ним надстройкам зачастую превосходит спрос. Это означает, что покупатели имеют возможность не просто выбирать марку автомобиля, придерживаясь принципа одномарочности, но и держаться данного вектора применительно к специальным надстройкам. Что это дает? Прежде всего существенную экономию на обслуживании и ремонте подвижного состава. Но не все производители коммерческой техники имеют в своей продуктовой линейке машины разной грузоподъемности. Так, зачастую гранды индустрии и вовсе игнорируют авто некоторых весовых категорий, сосредоточивая свое внимание на более узких сегментах, например тяжелых грузовиках или, напротив, машинах малой и средней грузоподъемности. В итоге эксплуатирующие организации для перекрытия своих производственных потребностей вынуждены закупать спецтехнику на шасси разного производства (марок), нарушая тем самым принцип одномарочности. С одной стороны, в регионах с развитой дилерской сетью проблем с гарантийным и послегарантийным обслуживанием техники не предвидится. Крупные фирмы имеют собственные склады запасных частей, а их ремонтные зоны укомплектованы фирменным диагностическим и прочим оборудованием, а это гарантирует качественный ремонт машин за короткий срок и минимальные потери транспортника от простоя техники. Иное дело, когда до ближайшего фирменного СТО не одна сотня километров, а упущенные заказы грозят переходом клиентов к конкурентам. В этом случае даже небольшой простой спецмашин выливается перевозчику в круглую сумму. Именно поэтому в данной ситуации при выборе авомобильного шасси следует ориентироваться по большей части на производителей автомобильной техники, дилеры которых стабильно и продолжительное время работают в вашем регионе. Иными словами, при выборе шасси следует придерживаться золотого правила: кто ближе, тот и роднее, подчас жертвуя привязанностью или приверженностью к той или иной марке автомобилей.

На хребте

Определившись с маркой грузовика, переходим к выбору оптимальной модели шасси. Здесь прежде всего необходимо ориентироваться на параметр его грузоподъемности. Именно она определяет возможность автомобиля нести спецустановку или погрузочно-разгрузочное оборудование с полезной(!) нагрузкой. Однако при этом следует учитывать и вес, приходящийся на каждую из осей автомобиля. Так, при монтаже на шасси краноманипуляторной установки следует учитывать положение ее стрелы в транспортном положении. Если она вытянута вдоль борта грузовой платформы, то данный «довесок» следует вычесть от максимальной грузоподъемности авто, чтобы не перегрузить подвеску заднего моста и сам мост. В противном случае замены лопнувших коренных листов рессор, а также в некоторых случаях деформации балки, выхода из строя вследствие работы с высокой нагрузкой редуктора или ступичных подшипников не избежать. Если стрела будет располагаться за кабиной (КМУ с крюковой навеской) или над ней (КМУ с тросом), то перегрузка переднего моста может вылиться не только в выгибание рессор, но и практически всегда в заметное ухудшение управляемости автомобиля. И если на летней сухой и чистой дороге это полбеды, то зимой может иметь печальные последствия. Заметим, что компании-установщики, зная об упомянутых выше нюансах, указывают максимальную грузоподъемность автомобиля, закладывая некоторый «запас прочности», занижая паспортную грузоподъемность машины.

Не менее важным параметром являются конструкция рамы грузовика, профиль лонжеронов, сорт и толщина стали, из которой они изготовлены, даже количество и расположение траверс играет важную роль. Разумеется, под монтаж установки наилучшей является прямая рама лестничного типа. Под нее проще изготовить надрамник и иные усиливающие элементы, необходимые для монтажа надстройки или выносных опор – аутригеров. Хуже, когда рама грузовика имеет бутылочную форму, а ее основные лонжероны изгибаются для снижения центра тяжести автомобиля. В этом случае изготовление надрамника усложняется, увеличивается и стоимость работ. Оптимальным вариантом является тот, когда у фирмы – производителя грузовика в качестве опции предлагаются усиленные рамы, например, по принципу «лонжерон в лонжероне». В этом случае работа фирмы – установщика по монтажу оборудования значительно облегчается, так как в ряде случаев установку и аутригеры можно закрепить непосредственно на раме шасси. Так, например, поступают в случае, когда необходимо разгрузить задний мост при погрузочно-разгрузочных работах системами крюковых погрузчиков. К заднему срезу рамы, непосредственно к основным лонжеронам, крепится опорный ролик или к раме в районе рессор заднего моста на болты сажают гидроцилиндры, блокирующие работу подвески автомобиля. Данные нюансы важны, и упускать их из поля зрения нельзя.

Привод

Практически все спецустановки, монтируемые на автомобильное шасси, имеют гидравлический привод. По этой причине базовое шасси должно обеспечивать возможность агрегатирования гидронасоса с коробкой отбора мощности, пристыкованной в свою очередь к коробке перемены передач, либо подключения к силовому валу привода газораспределительного механизма (гитары шестерен ГРМ). Какой из приведенных вариантов лучше, однозначно сказать нельзя, так как, во-первых, отбор мощности от гитары шестерен ГРМ может быть осуществлен только на моторах, у которых шестерни расположены со стороны маховика. А это в основном дизели большого объема и мощности, устанавливаемые на тяжелые грузовики.

Данный тип привода имеет два неоспоримых преимущества. Первое – возможность снимать большой крутящий момент. Второе – делать это как на стоящем автомобиле, так и непосредственно при движении грузовика. Казалось бы, вариант идеальный, но много ли вы знаете установок, которые требовали бы передачи крутящего момента непосредственно в движении спецтехники? Ну разве что постоянный привод необходим барабану автобетоносмесителя, и то тогда, когда в нем перевозится бетон, пустую бочку вращать не нужно. Именно по этой причине большинство компаний-надстройщиков предпочитают вариант привода гидравлического насоса от коробки отбора мощности. Заметим, что это ко всему прочему и самый недорогой способ отбора крутящего момента. Единственное, что можно отнести к минусам метода, – это возможность повреждения привода в случае, когда водитель начинает движение, забыв его отключить. Недаром же инженеры дооснащают машины световыми и звуковыми индикаторами включения КОМ. Что касается механизма самого включения коробки отбора мощности, то он может быть механическим (тросовым), электрическим или пневматическим в зависимости как от возможности шасси, например, наличия пневмосистемы (пневматический привод тормозов), так и от бюджета. Самый доступный, разумеется, механический – тросовый привод. Его, по сути, и сломать невозможно, так как конструкция состоит из рычага и прикрепленного к нему троса.

Во вторую очередь

Что касается кабин (дневного типа или со спальным местом), мощности мотора, модификации коробки перемены передач и главного моста, то заказчик, как правило, не может диктовать производителю автомобиля свои условия. Причин тому несколько. Если брать производителей малотоннажных автомобилей, то найти у них кабину со спальным местом сложно – такие грузовики работают на коротком плече, а «спальник» прерогатива дальнерейсовых перевозок. Что касается выбора агрегатов силовой линии – мотора, коробки, моста, то здесь также комбинацию составляет производитель авто, ориентируясь как на совместимость агрегатов, так и на условия работы техники. Вот именно последний параметр и нужно озвучивать эксплуатирующей организации, чтобы получить гармонично сбалансированную машину. И, наконец, последнее. При выборе шасси необходимо грамотно выбрать тип тормозных механизмов. Если техника эксплуатируется только по дорогам общего пользования, например грузовик с крюковым погрузчиком, обслуживающий промышленные предприятия, или мусоровоз, вывозящий отходы до пункта перегрузки, то оптимальным вариантом будут дисковые тормоза. Если техника будет эксплуатироваться на объектах строительства или на бездорожье, то альтернативы барабанным механизмам нет. Это же касается и подвески машин. В тяжелых дорожных условиях и при низких температурах конкуренцию рессорам не составят никакие пневмобаллоны, даже изготовленные из качественных материалов по самым современным технологиям.

(Продолжение следует)

ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ
Сергей Красовский Основные Средства 01'2013 10 января 2013

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com