Самый-самый

Константин Закурдаев
В последние годы строительные организации все активнее переходят к использованию более производительной, а значит, в большинстве случаев более тяжелой техники. Соответственно для ее перевозки требуются все более грузоподъемные тралы. Посмотрим, какими моделями самых-самых грузоподъемных полуприцепов-тралов располагают ведущие российские производители.
«Спецприцеп»
«Тверьстроймаш»
 
«РосСпецПрицеп»
Низкорамный полуприцеп «Тверьстроймаш» 99395Е-66 с раздвижной рамой г/п 40...66,6 т
«Сибирь-Трейлер»
«Спецприцеп» 99429А
Высокорамный полуприцеп «Тверьстроймаш» 99393H-N70 г/п 70 т

В производственной программе старейшего в стране производителя тяжелой прицепной техники ОАО «Уралавтоприцеп» есть целый ряд многоосных прицепов-модулей, из которых, в принципе, можно сформировать автопоезд грузоподъемностью (г/п) до 1200 т! Подобные супертяжелые сцепки формируют в основном для доставки технологического оборудования (например, турбин электростанций) к месту монтажа.

Для строительной техники в подавляющем большинстве случаев применяют классические полуприцепы-тралы в паре с седельным тягачом или с балластным тягачом, если под гусаком полуприцепа для увеличения его максимальной грузоподъемности установлена подкатная тележка с седельно-сцепным устройством. Подобные тяжеловозы в арсенале ОАО «Уралавтоприцеп» тоже есть, и представлены они целым рядом моделей. Наибольшей грузоподъемностью среди них отличается ЧМЗАП-83992-000011 – он может перевозить до 80 т груза, а его полная масса составляет 104 т. Естественно, что в качестве балластного тягача для его буксировки рекомендован КЗКТ-72482. Почему именно балластный? Дело в том, что этот 5-осный прицеп по сути состоит из двух частей: трехосного полуприцепа и двухосной подкатной тележки, которую цепляют к буксирному устройству курганского тягача или любого другого равного по классу автомобиля. ЧМЗАП-83992-000011 относится к типу высокорамных прицепов, у которого транспортная платформа расположена на высоте 1300 мм.

Среди низкорамных полуприцепов этого производителя наибольшей грузоподъемностью, составляющей 70 т, отличается 6-осная модель ЧМЗАП-999020000012 с минимальной высотой платформы 920 мм. Нагрузка на седельно-сцепное устройство (ССУ) буксирующего полуприцеп тягача – 25 т.

Другой не менее известный челябинский производитель тяжеловозной прицепной техники – ООО ПКФ «Политранс» тоже располагает внушительным семейством прицепной техники. В серийном производстве сегодня уже более 250 модификаций тяжеловозных прицепов и полуприцепов как повышенной проходимости, так и с пониженными погрузочными площадками. Среди высокорамных прицепов максимальная г/п 80 т при полной массе 100 т у 5-осного прицепа ТСП 8428-0000030. Как и вся прицепная техника ТСП, он оснащен подвесками и поворотным кругом, изготовленными в Германии. Предприятие «Политранс» использует только комплектующие ведущих европейских производителей: подвески, опорные устройства и сцепные шкворни, поворотные круги и тормозные системы.

Семейство моделей ТСП 94166 – это полуприцепы повышенной проходимости грузоподъемностью свыше 100 т. Например, грузоподъемность полуприцепа ТСП 94166-0000010 с 12-метровой погрузочной площадкой и балансирной подвеской – 106 т, при этом снаряженная масса полуприцепа всего 29 т, нагрузка на ССУ тягача – 30 т, а погрузочная высота при полной массе полуприцепа – 1200 мм.

Отдельным направлением производства ООО ПКФ «Политранс» являются полуприцепы с пониженной погрузочной площадкой. Если не так давно основными заказчиками таких полуприцепов были дорожно-строительные компании, то сегодня при действующих ограничениях на габариты перевозимого груза и допустимые осевые нагрузки полуприцепы данного типа активно применяют и в нефтегазовой отрасли. Максимальной грузоподъемностью 73 т и нагрузкой на «седло» тягача 25 т обладает полуприцеп ТСП 94186-0000010. Полуприцеп оснащен 6-осной пневматической подвеской, длина погрузочной площадки – 10 970 мм, погрузочная высота – всего 920 мм.

Тем, кто перевозит тяжеловесные длинномерные грузы, следует обратить внимание на полуприцеп с раздвижной платформой телескопического типа ТСП 94186-0000060 г/п 70 т. В собранном положении длина погрузочной платформы составляет 11,8 м. При необходимости платформа раздвигается в длину с шагом в 1 м. Максимальная длина погрузочной платформы в раздвинутом положении составляет 17,8 м.

Еще более тяжелые тралы планирует включить в свое семейство новых полуприцепов Челябинский кузнечно-прессовый завод (ЧКПЗ). Самый грузоподъемный из них Hartung-94337.35 сможет доставлять к месту назначения 100…120 т груза! Это будет модель с платформой размерами 10 000х3150 мм, высота которой составит 1350…1390 мм. Подвеска перспективного полуприцепа рессорная, поставляется из Германии.

Из уже освоенных в производстве на ЧКПЗ тралов наиболее тяжелый груз способна перевозить высокорамная модель Hartung-94335-0000050. Это 3-осный полуприцеп с рессорно-балансирной подвеской, г/п которого составляет 73,5 т, снаряженная масса равна 20 т, а максимальная нагрузка на ССУ тягача – 27 т. Высота его транспортной платформы колеблется в пределах 1350…1400 мм над уровнем дороги.

В Челябинской области работает еще один успевший стать хорошо известным производитель прицепной техники – ООО «Сибирь Трейлер». В модельном ряду этой компании есть полуприцепы-тралы как пониженной, так и стандартной погрузочной высоты. Среди первых наибольшей грузоподъемностью отличается 5-осная модель САВ 931825-0000020 с пневмоподвеской, рассчитанная на транспортировку до 70 т груза. При этом ее снаряженная масса составляет 21 т, а нагрузка на «седло» тягача – 27 т. Высота платформы не превышает 1050 мм.

Наиболее грузоподъемный трал «Сибирь-Трейлера» с обычной погрузочной высотой – САВ  961826-0000080-03. Эта 4-осная модель способна перевозить 80-тонную технику или аналогичные по массе неделимые грузы. Ее подвеска сделана рессорной, а снаряженная масса составляет 26 т.

В гамме полуприцепов-тралов, предлагаемых машиностроительным заводом «Тверьстроймаш», на транспортировку наиболее тяжелого груза рассчитана 6-осная модель 993960-L77 с пониженной (920 мм) высотой платформы. Ее г/п 77 т, снаряженная масса в зависимости от материала настила колеблется в пределах 15,5…16,6 т, а нагрузка на седельно-сцепное устройство тягача может достигать 25 т. Подвеска полуприцепа пневматическая, с регулируемой высотой.

Лишь немногим меньше грузоподъемность еще одной разработки «Тверьстроймаша» – 6-осной модели 99396Е-76, способной согласно техническим характеристикам взять на «борт» 76,6 т груза. Это лишь на 400 кг меньше, чем у модели 993960-L77, но зато у данного полуприцепа-трала платформа сделана раздвижной, благодаря чему ее длина может увеличиваться с 10 до 17 м. Естественно, в максимально удлиненном состоянии допустимая масса груза снижается до 40 т, но и этого вполне достаточно для того, чтобы разместить на платформе самую разную технику с рабочими органами значительных размеров. Подвеска модели пневматическая, ее снаряженная масса – 15,8 т, нагрузка на ССУ тягача – 25 т, а высота платформы не превышает 895 мм.

Московская Компания «Спецприцеп» за последние несколько лет разработала целую гамму транспортных модулей с числом осей от двух до шести, с помощью которых можно формировать полуприцепы-тяжеловозы г/п от 30 до 200 т. Причем у некоторых модификаций модулей предусмотрен даже активный привод колес!

Если говорить о тралах традиционной конструкции, то у Компании «Спецприцеп» есть перспективные разработки низкорамных моделей с семью и даже с восемью осями, рассчитанные на перевозку техники или грузов максимальной массой соответственно 85 и 93 т (нагрузка на ССУ тягача в обоих случаях – 27…29 т). По словам представителя компании «Спецприцеп», уже есть опыт воплощения в металле проектов низкорамных тралов, конструкция которых включает до шести осей. Речь, в частности, идет о модели 9942L6. В зависимости от колеблющейся у различных модификаций габаритной длины, рассчитанной на перевозку грузов массой от 56 до 79 т, этот полуприцеп оборудован пневматической подвеской, высота его транспортной платформы от уровня дороги составляет 650…1000 мм, а нагрузка на ССУ тягача в зависимости от грузоподъемности конкретной модификации колеблется в пределах 14…27 т. Следует отметить, что у предлагаемого компанией 6-осного высокорамного трала 9942Н6 (высота платформы – 1250…1650 мм, длина – 11…16 м) более высокая грузоподъемность, которая может доходить до 110 т.

По заказу предприятий промышленного сектора Компанией «Спецприцеп» выпускается целая гамма полуприцепов-тяжеловозов, предназначенных для эксплуатации в тяжелых, а подчас экстремальных условиях. Они успешно работают там, где нет дорог; преодолевая препятствия, выдерживают динамические удары и перегрузки; не страшатся крайне низкой температуры (до – 60 °С), характерной для районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Конструктивной особенностью высокорамных прицепов этого класса является рама, выполненная из высоколегированных сталей специального назначения с большим запасом прочности.

Гамма полуприцепов-тралов ООО «РОССПЕЦПРИЦЕП» из Санкт-Петербурга включает более полутора десятков моделей г/п от 25 до 63 т. Из них наиболее грузоподъемным тралом, переданным заказчику, был 4-осный низкорамный тяжеловоз 94624RZ с пневморессорной подвеской, рассчитанный на перевозку техники и грузов массой до 49,7 т. Его собственная масса составляет 13,2 т, а нагрузка на ССУ тягача может достигать 19 т. Для этой модели характерны две технические особенности. Во-первых, она снабжена отстегивающимся гусаком, т. е. загрузка перевозимой техники осуществляется спереди. Во-вторых, в задней части рамы установлена подъемная четвертая ось, которая при необходимости может обеспечить следование по мягким грунтам или по дорогам общего пользования с низкой несущей способностью без превышения предельно допустимой нагрузки на колеса.

В середине 2009 г. специалисты ООО «РОССПЕЦПРИЦЕП» разработали линейку моделей с использованием зарубежных сталей высокой прочности, благодаря чему они отличаются увеличенной грузоподъемностью. Так в производственной программе компании появился 5-осный трал 94625L с пониженной высотой платформы (высота над дорогой – 900 мм), рассчитанный на перевозку груза массой до 63 т. Его снаряженная масса – 11 т, нагрузка на ССУ тягача – 25 т.

Говоря о тралах большой грузоподъемности, нельзя не упомянуть и ОАО «Великолукский опытный машиностроительный завод» (ВОМЗ) – его прицепная техника известна под торговой маркой Steelbear. Недавно предприятие предложило заказчикам модель 5-осного трала TR-51 г/п 62,5 т. Допустимая полная масса этого «низкорамника» – 80 т, а высота транспортной платформы не превышает 890 мм. Нагрузка на седельно-сцепное устройство тягача – 25 т.

В завершение надо отметить, что практически со всеми из вышеупомянутых полуприцепов скорее всего придется использовать седельные тягачи повышенной грузоподъемности. Ведь согласно техническим характеристикам мало у какого из тралов-тяжеловозов нагрузка на ССУ оказалась ниже 20 т! А среднее значение этого параметра – 25…27 т. При этом у стандартного трехосного «седельника» седельно-сцепное устройство обычно рассчитано на 17…19 т. Поэтому, столкнувшись с необходимостью приобретения сверхгрузоподъемного трала, совсем нелишне задуматься и о покупке соответствующего седельного тягача, способного его буксировать.

Технические характеристики тралов максимальной грузоподъемности
Модель ЧМЗАП-83992-
-000011
ТСП 94166-
-0000010
Hartung-94335-
-0000050
САВ 961826-
-0000080-03
993960-L77 9942L6 94624ZR TR-51
Производитель
ОАО «Уралавто-
прицеп»
ООО ПКФ
«Политранс»
ОАО «ЧКПЗ»
ООО «Сибирь
Трейлер»
МЗ «Тверь-
строймаш»
ООО Компания
«Спецприцеп»
ООО «РОС-
СПЕЦПРИЦЕП»
ОАО «ВОМЗ»
(Steelbear)
Грузоподъемность, кг
80 000
106 000
73 500
80 000
77 000
56 000…79 000
49 700
62 500
Снаряженная масса, кг
24 000
29 000
20 000
26 000
15 000…16 615
17 000…22 000
13 200
17 500
Нагрузка на ССУ
тягача, кг
30 000
27 000
27 000
25 000
14 000…27 000
19 000
25 000
Габаритная длина, мм
16 510
17 200
14 610
21 630
15 880
12 000…23 000
16 610
н. д.
Габаритная ширина, мм
2 780…3 065
3 600
3 026…3 650
3 150
2 990…3 450
2 500…3 700
2 540…3 170
2 500
Длина платформы, мм
8 500
12 000
9 500
15 985
11 000
11 000…20 000
6 690
н. д.
Погрузочная высота платформы, мм
1 300
1 200
1 350…1 400
1 320
920
650…1 000
500…710
590
Угол въезда, град
18
н. д.
18
16
13
н. д.
10
н. д.
Число осей полуприцепа
3+2
6
3
4
6
6
4 (3+1)
5
компании по теме статьи
компании по теме статьи