Гидравлика и электрооборудование бульдозера
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Автоматические системы управления на линиях BRT
Мультилифты
Новинки на рынке
 2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Гидравлика «в возрасте»
Сложности ремонта
Диметиловый эфир (ч.1)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Ресайклеры – машины для реконструкции дорог

Прицепная техника

Непростой 2009 год отрасль прицепной техники прожила без потерь. Более того, отечественные заводы не прекращали разработок и вывода на рынок новых моделей прицепов и полуприцепов. По ситуации в конце года – осенью и в начале зимы – трудно судить, достигла ли экономика дна или нам ждать дальнейших ухудшений. Предприятия отрасли за 2008–2009 гг. сумели подстроиться под требования рынка, ужаться, реструктуризировать свои долговые портфели. И можно было бы надеяться на благополучный исход 2010 г., если вдруг свыше не объявят о препятствующих тому обстоятельствах.

На рынках западных стран, которые почему-то пострадали от кризиса меньше нас и в 2009-м сумели стабилизировать ситуацию, в этом году ожидают роста. Наиболее смелые предсказывают увеличение спроса на строительную технику на 10...15%!

Калининградский завод прицепной техники «Пластик-Рустер» (марка Gru..nwald) не только сохранил жизнеспособность, но и обновляет основные фонды, выводит на рынок новые модели и проводит мероприятия по стимулированию спроса. Так, в конце прошлого года завод объявил о снижении цен на основные виды продукции в среднем на 40...60 тыс. руб. за счет пуска нового, современного оборудования, которое позволило значительно снизить себестоимость и одновременно повысить качество продукции. В ноябре завод объявил о начале продаж новых моделей самосвальных полуприцепов. Трехосные полуприцепы, разработанные совместно с немецкой фирмой Langendorf, оснащены кузовами типа HalfPipe вместимостью 27 и 34 м3. Самосвальные кузова полукруглой формы изготовлены из износостойкой стали Hardox НВ 450 – полы сварены из листов толщиной 7 мм, передняя стенка, задняя стенка и борта – из листов толщиной 5 мм. Задняя стенка закреплена на подшипниках в верхней части и закрывается автоматическими нижними замками снизу. Передняя стенка прямая, задняя наклонена под углом 15°. Гидравлическая система подъема кузова фирмы Hyva, угол подъема – 49°. Рама собственной конструкции сварена из шведской стали Owaco 420. Оси и пневматическая подвеска фирмы BPW, конструкционная нагрузка на ось – 9000 кг, передняя ось подъемная. Двухконтурная пневматическая тормозная система с АБС и EBS фирмы WABCO. Полуприцепы предназначены для работы в сцепе с двухосным тягачом с нагрузкой на ССУ до 11 000 кг и высотой ССУ 1150...1350 мм.

На выставке «СТТ'2009» завод представлял самосвальный полуприцеп вместимостью 31 м3 такой же конструкции и на той же агрегатной базе, но с кузовом из стали 09Г2С. С новыми моделями, выполненными из шведской стали, завод стремится привлечь внимание более требовательных пользователей.

Вместимость кузова, м3 27 34
Длина кузова, мм 7 500 8 470
Высота борта, мм 1 650 1 800
Полная масса, кг 35 000 35 000
Нагрузка на тележку, кг 24 000 24 000
Снаряженная масса, кг 7 300 7 900
Грузоподъемность, кг 27 300 27 100

Завод «Тверьстроймаш», долгое время специализировавшийся на разработке и производстве низкорамных полуприцепов-тяжеловозов и являющийся специалистом в этой области, в течение прошедшего года занял активную позицию в сегменте техники повышенной проходимости. К концу 2009 г. «внедорожная» серия полуприцепов «Тверьстроймаш», получившая название High, объединяет в себе уже 8 базовых моделей. Это полуприцепы грузоподъемностью от 29 до 70 т с одно- и двускатной ошиновкой. Отличительными особенностями полуприцепов этой серии являются большой дорожный просвет, прочные шины большого диаметра и большая грузоподъемность. Прочность и надежность, безотказность при любых обстоятельствах, без компромиссов – вот основные требования, которые предъявляют клиенты к этим машинам. Ввиду того, что эти полуприцепы часто перевозят грузы в экстремальных климатических и дорожных условиях, они созданы с повышенным запасом прочности и оборудуются только усиленной механической подвеской, разработанной специально для этих целей, а также тормозной системой в специальном исполнении. Для каждой модели полуприцепа-тяжеловоза серии High предлагается несколько основных модификаций и вариантов комплектации, но это всегда серьезная техника для работы в суровых условиях. Обычно клиенты «Тверьстроймаш» дополнительно выбирают: выдвижные уширители грузовой платформы, лебедки, гидравлические станции, такелажные точки, инструмент для крепления груза, разнообразные упоры, топливные баки и другое дополнительное специальное оборудование.

В декабре 2009 г. Компания «Спецприцеп» отметила свой 10-летний юбилей и может по праву гордиться успехами, достигнутыми за этот немалый срок в области конструирования и создания полуприцепов различного назначения, высокого технического уровня и качества.

Одним из важных проектов Компании «Спецприцеп» стал низкорамный полуприцеп-тяжеловоз 99426м грузоподъемностью 150 т, представляющий собой систему модульного типа для перевозки особо тяжелых крупногабаритных грузов. Полуприцеп составляется из нескольких частей (модулей), различающихся числом осей (от 2 до 6), габаритными размерами и соответственно грузоподъемностью: передняя тележка, позволяющая снизить нагрузку на тягач, грузовая платформа, за счет которой оптимизируются развесовки, и задняя тележка, воспринимающая различные нагрузки. Высокая маневренность полуприцепа и оптимальные условия поворота достигаются за счет использования системы принудительного управления. Полуприцеп оснащен гидравлической подвеской Tridec, которая обеспечивает возможность регулировать грузовую площадку по высоте. Платформа постоянно находится в горизонтальном положении благодаря большому ходу подвески (±300 мм). В зависимости от условий и задач транспортировки груза модули комбинируются между собой как по длине, так и по ширине, что позволяет приспособить полуприцеп под различные варианты перевозок.

В непростое время финансовой нестабильности в модельном ряду Компании «Спецприцеп» появилось несколько новинок. Одна из них – высокорамный четырехосный полуприцеп 99426F(m). Его особенностью является удлиненная рама, длина рабочей площадки составляет 16,5 м, что позволяет перевозить несколько единиц техники. Прицеп оснащен специальной подвеской (W-агрегаты), ход которой увеличен в несколько раз по сравнению со стандартной рессорно-балансирной подвеской. Благодаря новой конструкции более равномерно распределяются нагрузки на оси и шины, платформа полуприцепа постоянно находится в горизонтальном положении. Повышение хода подвески (устанавливают шины 445/65R22.5) повлекло лишь незначительное увеличение высоты погрузочной платформы – до 1370 мм. Односкатная ошиновка и конструктивные особенности установленной подвески способствуют движению полуприцепа по колее тягача. За счет этого значительно повышена проходимость автопоезда. Необходимо отметить увеличенный клиренс, поскольку техника эксплуатируется в условиях дорог низкого качества или полного их отсутствия. Грузоподъемность данного полуприцепа – 50 т. Такие модели востребованы предприятиями нефтегазовой отрасли, одного из самых высокотехнологичных и активно развивающихся секторов национальной экономики.

Еще одна новинка Компании – трехосный полуприцеп-металловоз для перевозки металла, металлолома и других объемных грузов. Его грузоподъемность – 40 т. Разработана технология производства кузова, которая дает возможность получить усиленную жесткую конструкцию. В днище кузова использован лист толщиной 8 мм, на бортах – 4 мм. Внутренние размеры кузова – 12 000х2500 мм, высота бортов – 1900 мм, задний борт несъемный – 1500 мм. Настил и стенки кузова полуприцепа внутри гладкие, без выступающих конструктивных элементов, это обеспечивает более удобную эксплуатацию. Предусмотрены дренажные отверстия для слива воды.

Компания «Спецприцеп» динамично развивается. Конструкторско-технологический отдел постоянно ищет новые решения для улучшения конструкции, повышая технический уровень и качество выпускаемой техники.

Благодаря запущенной в начале 2009 г. антикризисной программе завод ЧКПЗ сумел снизить издержки, увеличить производительность труда и улучшить финансовые показатели. В III квартале завод получил лучшие показатели, чем в первом полугодии. В последний квартал 2009 г. завод обещал показать рост производства и прибыли. По словам его генерального директора Андрея Гартунга, прибыль обеспечена увеличением рыночной доли и ростом продаж поковок для железнодорожной, нефтегазовой и горнодобывающей отраслей, а также за счет снижения процентных ставок по кредитам. Значительным подспорьем стало получение заводом государственных гарантий по кредитам, которые позволяют рефинансировать кредитный портфель.

Новый вид продукции – полуприцепы-тяжеловозы г/п от 19 до 65 т освоил также Великолукский опытный машиностроительный завод (марка Steelbear). Минский тракторный завод разработал тракторный прицеп ПК-12 с «мультилифтом» «Велмаш» (Великолукский машиностроительный завод) для перевозки сменных кузовов вместимостью до 24 м3. Снаряженная масса прицепа (без кузова) – 2500 т, г/п – 12 000 кг.

Челябинская ПКФ «Политранс» в условиях финансового кризиса 2009 г. показала себя стабильным, динамично развивающимся предприятием, с ежемесячным объемом производства, который на сегодня составляет 80 ед. тяжеловозных прицепов и полуприцепов под маркой ТСП, и с ассортиментом серийно выпускаемой прицепной техники более 200 модификаций.

Полностью обновленная производственная база, квалифицированный менеджмент позволили в 2009 г. сертифицировать систему менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001:2008. Не останавливаясь на достигнутом, компания «Политранс» запустила в производство новую серию 3-, 4- и 5-осных полуприцепов-тяжеловозов с раздвижной (телескопической) платформой. Данные полуприцепы предназначены для перевозки колесно-гусеничной и дорожно-строительной техники, крупногабаритных неделимых грузов в условиях дорог общего пользования. Грузоподъемность 3-осных полуприцепов – 36…41 т с длиной погрузочной площадки соответственно 9…16 м; г/п 4-осных полуприцепов – 46…51 т при длине 10…17 м; г/п 5-осных полуприцепов – 50…60 т при длине 11…18 м. Полуприцеп в зависимости от пожеланий заказчика, как и вся техника ТСП, может быть укомплектован различным дополнительным оборудованием, в том числе съемными стойками, уширителями рамы, механическими, гидравлическими и уголковыми трапами и др. В сложенном положении трапы образуют ровную площадку с основной погрузочной платформой. Особенность конструкции – в минимальном усилии при подъеме трапа: 25 кг на сегмент, а также в жесткой фиксации в транспортном положении.

Применительно к российским дорожным условиям полуприцепы-тяжеловозы телескопического типа марки ТСП уже зарекомендовали себя как надежная техника с отличными эксплуатационными качествами.

Оригинальные разработки представили западные фирмы. Интерес к нестандартным решениям можно объяснить падением спроса на массовые, серийные продукты и поиском новых рыночных ниш.

Питерская компания «СпецТехСервис» поставляет на российский рынок полуприцепы-тяжеловозы Faymonville (Бельгия). Модельный ряд включает прицепную технику г/п от 20 до 1000 т – раздвижные низкорамные (от 750 мм) полуприцепы Multimax c числом осей от 2 до 10; раздвижные, низкорамные (350…500 мм) полуприцепы Megamax с числом осей от 1 до 5 со съемным гусаком и различными исполнениями платформы и подкатной тележкой Dolly и числом осей от 1 до 3; раздвижные низкорамные полуприцепы большей грузоподъемности Variomax с осевой гидравлической компенсацией и с тележкой с маятниковыми осями, с нишей в форме призмы и параллелограмма; модульные полуприцепы Modulmax, концепция которых дает возможность собирать модули из двух, трех, четырех, пяти и шести линий осей, что позволяет перевозить груз массой до 300 т; полуприцепы Telemax с платформой с обычным, двойным и тройным удлинением до 52 м и с числом осей от 2 до 6; неудлиняемые полуприцепы Cargomax c числом осей от 2 до 7 для перевозки противовесов. Также разработана новая модель раздвижных полуприцепов для бездорожья и районов Крайнего Севера с числом осей от 3 до 4 и грузоподъемностью до 80 т. Данная модель полуприцепов спроектирована на односкатной ошиновке, что позволяет перевозить тяжеловесные и крупногабаритные грузы в тяжелых условиях по зимникам. Кроме того, компания предоставляет заказчикам круглосуточный мобильный сервис и поставку необходимых запасных частей.

Schmitz Cargobull представила в октябре 2009 г. специальный полуприцеп S.PL для транспортировки арматурных сеток. Трехосный полуприцеп с ровной грузовой платформой предназначен для перевозки арматурных сеток, уложенных в штабель длиной 5...6 м и шириной до 3,2 м с максимальной безопасностью для дорожного движения и без деформации сеток. У полуприцепа нет бортов. Штабель фиксируется на платформе с помощью выдвижных коников увеличенной высоты и системы ремней и тросов. Выдвижные коники позволяют плотно обхватывать штабель шириной от 2150 до 3200 мм. От перемещения сетки удерживают тросы на ручных лебедках и ремни. Прочность ремня на разрыв составляет 5 т. Полуприцеп также можно использовать для перевозки других строительных материалов и техники. В качестве дополнительного оборудования фирма предлагает откидные борта высотой 820 мм. Снаряженная масса полуприцепа – 7480 кг, полная масса – 39 000 кг.

В ноябре прошлого года Schmitz Cargobull представила новое поколение тентовых полуприцепов S.PR+ модельного ряда 2010 г., ориентированных на плохие дорожные условия. Усовершенствования рамы, ходовой части и тента представляют интерес для российских перевозчиков. По сравнению с предыдущим поколением Schmitz существенно усилила лонжероны рамы. Полевые испытания показали, что с усиленной рамой полуприцепы лучше приспособлены к движению с полной нагрузкой в плохих дорожных условиях. Кроме того, фирма установила дополнительные поперечины. В результате ударные нагрузки от подвески распределяются по раме равномернее. Новая пневматическая подвеска включает пневморессоры с увеличенным до 300 мм диаметром, обеспечивая более плавное движение. Фирма также предложила новую, лучшей ремонтопригодности конструкцию портала с распашными алюминиевыми дверями, обеспечивающими сохранность груза в пути и препятствующими проникновению воров.

Декабрьская новинка Schmitz Cargobull – специально для зимы. Это система RSAB (RoofSafetyAirBag – надувная подушка для безопасности крыши), представляющая собой воздушный рукав, укладываемый под крышу тента. На стоянке в рукав нагнетается воздух из пневмосистемы полуприцепа, и крыша становится двускатной. В результате на ней не скапливаются вода и снег, соответственно не образуется ледяная корка, которая при движении может создавать угрозу безопасности другим транспортным средствам. Давление в рукаве находится под постоянным контролем и регулируется с учетом изменения внешней температуры. Установлен компактный и легкий пульт управления с двухцветными светодиодами, благодаря которому водитель в любое время может контролировать состояние воздушного рукава. В начале движения воздух принудительно стравливается из рукава после нажатия на педаль тормоза, и высота крыши восстанавливается до первоначальной. Schmitz Cargobull предлагает RSAB для установки на новых и уже эксплуатируемых полуприцепах. Систему RSAB можно без каких-либо ограничений устанавливать и на полуприцепах со сдвижной или подъемной крышей.

Ветряная энергетика в почете в странах Западной Европы. Для доставки секций ветряных генераторов к побережью немецкая фирма Goldhofer предлагает модульную транспортную систему. Модульный прицеп, транспортируемый балластным тягачом, включает переднюю колесную тележку с 2...4 осями, заднюю тележку с 4...6 осями и грузовую платформу. Особенность платформы в ее балансирной подвеске к передней и задней тележкам, что позволяет и платформе, и грузу сохранять строго горизонтальное положение в поперечной плоскости. Для перегона порожнего автопоезда грузовую платформу демонтируют и устанавливают поверх тележек, сокращая тем самым габаритную длину автопоезда. Goldhofer – единственный в Европе поставщик подобных систем, что делает фирму вне конкуренции в такой рыночной нише, как средства доставки секций ветрогенераторов.

Кризис – не только время затягивать пояса, но подходящее время для увеличения своей рыночной доли и вторжения в другие сегменты, что и демонстрируют отечественные заводы, осваивая смежные сегменты. Западные производители вплотную занялись узкими сегментами и тоже продолжают совершенствовать свою технику.

ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ Полуприцеп
Основные Средства 02'2010 11 мая 2010

Комментарии (0)

Компании
Центр специальных технологий «ТрансЛифтТехника» +7 (812) 309-25-02 www.cst-tlt.ru
ООО «Группа компаний ЭВЕРЕСТ» (495) 649-95-85, 8-800-555-27-37 www.tec-everest.ru
ООО «Негабаритика» (4722) 50-01-88, +7(910) 323-12-33, +7(980) 323-22-33 www.negabaritika.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com
ООО «Тверьстроймаш» (4822) 736-600, 8-800-775-97-90 www.tverstroymash.ru