Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Канадская легенда о дорожном грузовике
История марки Hayes
Проблемы пуска дизельных двигателей
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Автокраны и краны на специальных шасси
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ

На прицепе

Леонид Малютин
Высокорамный полуприцеп 99426Fм Компании «Спецприцеп»
Высокорамный полуприцеп 99426Fм Компании «Спецприцеп»
«Политранс» ТСП 94165-0000010
«Политранс» ТСП 94165-0000010
«Тверьстроймаш» 99392H-29
«Тверьстроймаш» 99392H-29
Полуприцеп-тяжеловоз Faymonville Pendemax
Полуприцеп-тяжеловоз Faymonville Pendemax
Транспортировка гусеничного крана на полуприцепе «Тверьстроймаш»
Транспортировка гусеничного крана на полуприцепе «Тверьстроймаш»
Полуприцеп-тяжеловоз Faymonville Pendemax
Полуприцеп-тяжеловоз Faymonville Pendemax
Асфальтоукладчик въезжает на полуприцеп «Тверьстроймаш»
Асфальтоукладчик въезжает на полуприцеп «Тверьстроймаш»
Низкорамный тяжеловоз Faymonville
Низкорамный тяжеловоз Faymonville
Полуприцеп Steelbear (ОАО «ВОМЗ»)
Полуприцеп Steelbear (ОАО «ВОМЗ»)
Модульный полуприцеп Faymonville
Модульный полуприцеп Faymonville
Полуприцеп повышенной проходимости «Тверьстроймаш»
Полуприцеп повышенной проходимости «Тверьстроймаш»
Раздвижной низкорамный полуприцеп-тяжеловоз 99424R-U Компании «Спецприцеп» с отстегивающимся гусаком и электронно-гидравлической системой VSE подруливания колесами
Раздвижной низкорамный полуприцеп-тяжеловоз 99424R-U Компании «Спецприцеп» с отстегивающимся гусаком и электронно-гидравлической системой VSE подруливания колесами
Полуприцеп-тяжеловоз 99426м модульного типа Компании «Спецприцеп» на гидравлической подвеске
Полуприцеп-тяжеловоз 99426м модульного типа Компании «Спецприцеп» на гидравлической подвеске

Выбор прицепной техники необычайно широк: и отечественное машиностроение, и практически все европейские производители выпускают полную гамму прицепов.

Все больший вес в производстве российской прицепной техники приобретают импортные комплектующие – оси, тормозные системы, шкворни, опоры, системы рулевого управления. Причина тривиальна – отечественное машиностроение либо вообще не выпускает подобных систем, либо его продукция значительно уступает качеством и ресурсом. Весьма популярна продукция немецкой фирмы BPW Bergische Achsen KG – оси и подвеска. Их популярность кроется не только в характеристиках, высоком качестве и ресурсе, но и в том, что BPW предлагает российским прицепостроителям  усиленные исполнения ходовой части, адаптированные к тяжелым дорожным условиям.

Особенность осей BPW – квадратный профиль, он лучше работает на скручивание, чем труба. Ось и полурессоры образуют П-образный стабилизатор, который дает дополнительное преимущество на российских дорогах с поперечным уклоном, снижая боковое качение и оптимизируя ход полуприцепа по колее. Пневмоподушки BPW диаметром 360 мм позволили снизить давление в пневмоподвеске, что сократило их износ и увеличило ресурс. Амортизаторы BPW Heavy Duty с увеличенным объемом и улучшенными характеристиками позволяют поглощать колебания, частота которых в 15 раз превосходит частоту колебаний на европейских дорогах.

Специально для Сибири и Севера фирма BPW модифицировала рессорно-балансирную подвеску (одно-, двух- и трехосные агрегаты с нагрузкой на ось 9...20 т). Помимо усиления кронштейнов и рессорно-балансирных узлов BPW применила более эластичные и мягкие рессорные пакеты, за счет чего увеличен ход подвески, более благоприятный для «волнообразного рельефа» сибирских дорог и зимников.

Для российских потребителей также доступна последняя разработка BPW – оси Eco-Plus. Ступичная система Eco-Plus представляет собой ступицу, конические подшипники и гайку оси, объединенные в цельный, закрытый, но в то же время и разборный узел. При откручивании корончатой гайки оси одновременно со стопорными кольцами, выполняющими функцию съемного устройства, происходит демонтаж всего узла в сборе (колесо, тормозной барабан, ступица и подшипники). При монтаже автоматически устанавливается оптимальный зазор в подшипниках.

Старейший российский производитель  прицепной  техники ЧМЗАП «Уралавтоприцеп» выпускает широкую гамму полуприцепов-тяжеловозов, контейнеровозы, самосвалы, бортовые, тентовые, панелевозы, трубовозы, а также полуприцепы военного назначения. В модельном ряду тяжеловозов три десятка моделей с пониженной погрузочной высотой грузоподъемностью (г/п) от 11,5 до 70 т с числом осей от 2 до 6, несколько моделей низкорамных полуприцепов с грузовой платформой ниже уровня колес г/п 20...53 т, в том числе модель с отсоединяемым гусаком г/п 47,6 т, полтора десятка моделей прицепов и полуприцепов со средней высотой грузовой платформы 1170...1200 мм с двумя и тремя осями и г/п от 20 до 60 т. В гамму полуприцепов с увеличенной высотой грузовой платформы, предназначенных для доставки техники по разбитым дорогам или бездорожью, входят 2- и 3-осные модели г/п от 25 до 75 т и 4- и 5-осные модели г/п от 65 до 80 т с погрузочной высотой от 1170 до 1300 мм.

Для перевозки особо тяжелых грузов завод предлагает уникальные для российского машиностроения модульные прицепы. Основу системы модульного прицепного состава составляют 2-, 3-, 4- и 6-осные прицепы-модули, называемые базовыми моделями. На базе прицепов-модулей составляют также низкорамные транспортные средства с платформой между модулями.

Линейка контейнеровозов включает шесть 2- и 3-осных моделей г/п от 20 до 33,5 т. Для международных перевозок полуприцепы могут быть приведены в соответствие c Международными правилами перевозки опасных грузов, снабжены дополнительными топливными баками, осями и пневмоподвеской BPW или Gigant, опорами, контейнерными замками, шкворнем Jost или Georg Fisher, боковой защитой из алюминиевых профилей и др.

Завод предлагает две модели полуприцепов-самосвалов. Двухосный полуприцеп г/п 16 т с кузовом прямоугольного сечения и рессорной подвеской предназначен для движения по бездорожью в сцепе с тягачом «Урал-44202». Новая модель ЧМЗАП 9520-0000020, запущенная в серию в октябре 2009 г., позволяет перевозить до 30 т в кузове полукруглого сечения типа HalfPipe вместимостью 31 м3. Полуприцеп оснащен пневматической подвеской BPW с одной подъемной осью, двухпроводной тормозной системой с EBS  WABCO, гидроцилиндром подъема кузова Hyva.

Завод также выпускает бортовые полуприцепы 2-осный г/п  28 т и 3-осный г/п 35 т, предназначенные в первую очередь для перевозки строительных материалов и отличающиеся простой конструкцией.  Как модификация бортового полуприцепа предлагается трубовоз г/п 18,5 т с 12-метровой платформой. Боковые и задние борта съемные, высота переднего силового борта – 2,5 м. Полуприцеп оснащен раздвижными кониками высотой 1,5 м. Возможна установка опорного устройства Jost и антиблокировочной системы WABCO.

Тентовые 3-осные полуприцепы с алюминиевыми бортами г/п 27,5 и 29 т могут использоваться на междугородных перевозках и собраны, за исключением рамы, из комплектующих известных европейских производителей.

Полуприцепы-панелевозы г/п 24,7 и 25 т производят с пониженной высотой грузовой платформы. Длина загрузочного пространства панелевозов – 8,32 и 8 м соответственно. Полуприцепы двухосные с рессорно-балансирной подвеской.

Каталог военной техники включает бортовые тентовые прицепы с двумя осями и односкатной ошиновкой и полуприцепы-тяжеловозы г/п 20...65 т для перевозки бронетехники.

Основная продукция предприятия «Тверьстроймаш» – полуприцепы-тяжеловозы.  Их производят  нескольких  серий. В серию Original входят более двадцати базовых моделей полуприцепов с пониженной высотой грузовой платформы от 845 до 920 мм. Грузоподъемность – в диапазоне от 14 до 77 т, число осей – от 1 до 6. В серии Expanding шесть базовых моделей полуприцепов с раздвижной платформой г/п от 29,6 до 76,6 т, с числом осей от 2 до 6, погрузочной высотой 895 мм и ровными платформами длиной до 19 000 мм. В серию Front полуприцепов с отсоединяющимся гусаком входят две базовые 3-осные модели г/п 38 и 39 т. Длина их площадок – 6500 мм, погрузочная высота – 495 мм. Подвеска пневматическая, регулируемая по высоте –70/ +150 мм. Серия Broken низкорамных полуприцепов состоит из четырех базовых моделей с двумя и тремя осями. Длина площадки – 6500 мм, погрузочная высота – 540...650 мм, г/п – 26...45 т. Для каждой модели предлагают несколько вариантов исполнения и комплектации, погрузочная высота в одном из исполнений составляет 390 мм. Используются поворотные оси и системы принудительного поворота осей, система EBS.

Завод также выпускает тяжеловозы для бездорожья – серию High. В нее входят семь базовых моделей г/п 29...70 т с погрузочной высотой от 1160 до 1355 мм. Полуприцепы преимущественно 2-осные, только «старшая» 70-тонная модель получила три оси с колесами размером 14R20.

Предприятие также производит три модели полуприцепов-контейнеровозов г/п 32...36 т, в планах – производство бортовых полуприцепов.

В производственной программе полуприцепов-тяжеловозов под маркой ТСП челябинского предприятия «Политранс» полуприцепы и прицепы как с повышенной проходимостью (высокорамные), так и с пониженными погрузочными площадками, в том числе с раздвижными площадками телескопического типа, а также   полуприцепы-сортиментовозы (трубовозы). Модельный ряд полуприцепов ТСП сегодня насчитывает более двухсот серийных модификаций и множество перспективных разработок. Линейка полуприцепов с пониженной высотой грузовой платформы включает 2-осные модели г/п 26,6...28,2 т, 3-осные г/п  36...45 т, 4-осные г/п  50...51,5 т,  5-осные г/п 60...61,7 т, 6-осные г/п 73 т. В 2009 г. компания запустила в производство новую серию тяжеловозов с раздвижной платформой, которая включает три базовые модели с погрузочной высотой 920 мм – 3-осную г/п 40,5 т, 4-осную г/п 50,3 т и 5-осную г/п 60 т. Высокорамная линейка включает полуприцепы г/п 16...75,5 т с погрузочной высотой от 900 до 1357 мм, а также прицепов г/п 48,9...80 т с погрузочной высотой 1260...1370 мм. Особенность линейки полуприцепов для бездорожья – модели с уменьшенной погрузочной высотой 1145 мм, но без уменьшения дорожного просвета.

Компания использует поворотные самоустанавливающиеся оси для многоосных полуприцепов, пневмоподвеску BPW, сцепные шкворни Jost или CF. В стандартное оснащение входят пневмопривод тормозов c EBS WABCO, опорное устройство Jost, подъемник запасных колес, уширители, противооткатные упоры Suer и трапы на выбор: механические одноступенчатые, уголковые или гидравлические двойного сложения.

«Политранс» также предлагает 2- и 3-осные сортиментовозы – бортовые полуприцепы с раздвижными кониками г/п 17,2...36,4 т, металловозы г/п 25,3...34,8 т, контейнеровозы г/п 25...43,5 т и специальные исполнения  полуприцепов-тяжеловозов для перевозки промышленного оборудования. Для полуприцепов всех типов предусмотрены подкатные тележки.

Великолукский опытный машиностроительный завод поставляет прицепную технику под официально зарегистрированной торговой маркой Steelbear. Завод ориентируется на европейские стандарты и является одобренным поставщиком надстроек на шасси и грузовой прицепной техники для Volvo Trucks. Гамма продукции включает бортовые,  тентовые,  полуприцепы-контейнеровозы,  сортиментовозы и шасси, выполненные под индивидуальные требования заказчиков. В октябре 2009 г. завод приступил к производству полуприцепов-тяжеловозов г/п от 19 до 65 т.

Все комплектующие – от европейских производителей: оси и пневмоподвеска – BPW, SAF и Gigant; опоры и шкворни – Jost; тормозная система – WABCO; шины и диски – Michelin; электрооборудование – Vignal; двухкомпонентная полиуретановая промышленная краска PPG защищает раму от «подслойной» коррозии на протяжении не менее 10 лет; усиленная конструкция рамы – из шведской конструкционной низколегированной стали OVAKO.

Тентовый полуприцеп РТ-24К с кузовом вместимостью 90,5 куб.м поставляют с тентом, закрывающимся на клапан, либо со стальными или алюминиевыми воротами. Есть удлиненная модификация с кузовом на 110 куб.м. Гамма контейнеровозов включает: модель РК-24Р г/п 33,2 т для перевозки одного 20-футового контейнера или танк-контейнера; облегченную модель РК-24N ECO г/п 33,74 т для перевозки одного 40-футового контейнера; универсальную низкорамную модель РК-24N, на которой можно перевозить один 40-футовый, один 30-футовый, два 20-футовых или один 20-футовый контейнер посередине платформы; низкорамную модель РК-24N-45-7 для перевозки 45-, 40-, 30-, 20-футовых контейнеров или двух 20-футовых. Облегченный вариант полуприцепа РК-24N перевозит 40-футовый контейнер, а портовый РК-24N со специальными упорами, или уловителями, служит для ускоренной внутрипортовой перевалки 20-, 30- и 40-футовых контейнеров.

Ставропольский завод автомобильных прицепов (СЗАП) выпускает бортовые и тентовые прицепы и полуприцепы, полуприцепы-контейнеровозы и самосвальные прицепы в основном на отечественной агрегатной базе, но по заказу устанавливает импортные оси и АБС.

Компания «Спецприцеп» создала целую гамму полуприцепов с передним заездом г/п от 27 до 90 т, погрузочная высота таких полуприцепов может варьировать от 400 до 720 мм. Для изменения погрузочной высоты в пределах 100 мм на полуприцепе, оборудованном пневмоподвеской, устанавливают кран регулировки уровня грузовой площадки. Спереди высоту грузовой площадки можно изменять с помощью специальных пластин-проставок, которые подкладывают под опорные устройства на гусаке.

С учетом запросов рынка Компания разработала и ряд полуприцепов-тяжеловозов с передним заездом, рама которых может раздвигаться как по длине, так и по ширине. В зависимости от числа осей (3 или 4) г/п раздвижных полуприцепов составляет 42 и 55 т, причем в отличие от зарубежных аналогов раздвигаемая часть также является несущей, т. е. на ней можно располагать груз. Для уменьшения радиуса поворота автопоезда полуприцепы могут комплектовать самоподруливающими  осями, число которых зависит от колесной формулы полуприцепа. Для эксплуатации в стесненных условиях (на стройплощадке, узких улочках или горном серпантине) специалисты «Спецприцепа» советуют устанавливать системы принудительного управления осями. Радиус разворота автопоезда снижается значительно, и существует возможность регулирования угла поворота дистанционно с помощью пульта.

ООО «Компания «Спецприцеп» первой в современной России среди других производителей полуприцепной и прицепной техники внедрила систему гидравлического принудительного поворота осей голландской фирмы Tridec. Первенцем стал 5-осный полуприцеп 99421B-U г/п 55 т. На нем была выбрана схема «2 неповоротные + 3 принудительно поворотные оси», которая значительно улучшила показатели маневренности, управляемости и устойчивости транспортного средства и позволила вписываться при повороте в коридор, соответствующий современным европейским нормам и правилам. В автоматическом режиме поворот осуществляется с помощью специального шкворневого следящего устройства, а в ручном режиме оператор сам с помощью дистанционного пульта может задавать угол движения осей полуприцепа. Использование этой системы позволяет значительно упростить маневрирование в тесных городских условиях, а также многократно снижает износ шин.

Новая система Компании «Спецприцеп» с электронным управлением поворотом колес имеет ряд преимуществ и более точно отслеживает траекторию движения. На выставке «СТТ'2009» компания показала новую версию раздвижного низкорамного полуприцепа-тяжеловоза 99424R-U, оснащенного отстегивающимся гусаком и электронно-гидравлической системой VSE подруливания колесами, которая впервые применена на российском изделии. Она не требует механической связи со сцепным устройством, а необходимый алгоритм работы задается бортовым компьютером в зависимости от режима движения.

Одним из важных проектов Компании «Спецприцеп» стал полуприцеп-тяжеловоз 99426м на гидравлической подвеске г/п 150 т, представляющий собой систему модульного типа, для перевозки особо тяжелых крупногабаритных грузов. Подобные полуприцепы составляют из модулей (тележек), различающихся числом осей (от 2 до 6), габаритными размерами и соответственно грузоподъемностью. В зависимости от условий и задач транспортировки груза модули комбинируют между собой как по длине, так и по ширине.

Не всегда нужен прицеп большой грузоподъемности. Московский завод специализированных автомобилей предлагает для перевозки легковых автомобилей и компактной строительной техники и оборудования 2-осные прицепы МЗСА 831400, МЗСА 821700.002  и МЗСА  821700.001 г/п 4,7; 2,6 и 1,7 т. Рекомендуемые тягачи – ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, КрАЗ. Прицепы оборудованы механическими трапами, пневмоподвеской, пневмогидравлической тормозной системой, опорным колесом и запасным колесом.

Из европейских поставщиков у нас, пожалуй, наиболее известна немецкая фирма Schmitz Cargobull. Фирма выпускает широкую гамму бортовых и тентовых полуприцепов и прицепов, рефрижераторы и изотермические прицепы и полуприцепы, самосвальные полуприцепы, контейнеровозы. За десятилетия работы на международном рынке прицепной техники Schmitz наработала целый букет инновационных технологий. Оси Rotos собственной разработки с тормозными системами RSP и EBS и воздушной рессорой MRH. Дисковый тормоз выполнен в виде «зубчатого» диска, равномерно расширяющегося по периметру и толщине, обеспечивая таким образом прилегание тормозных накладок по всей поверхности при любой температуре, даже при резком торможении. Диск соединен со ступицей лишь в нескольких местах, чем достигается снижение температурных нагрузок и продление ресурса подшипников. Кроме того, тормозные диски можно менять, не открывая подшипник.

Schmitz первой предложила шасси, обработанные горячим цинкованием, с штифтовым креплением, отличающиеся высокой прочностью и коррозионной стойкостью. Все компоненты перед сборкой оцинковывают. Таким образом, детали с участками перекрытия полностью оцинкованы. Модульный принцип шасси Modulos улучшает возможность ремонта за счет резьбовых соединений.

Изотермические  кузова изготавливают из сэндвич-панелей Ferroplast, обладающих хорошими изолирующими свойствами, прочностью и долговечностью. Ferroplast – полиуретановый жесткий пенопласт, обладающий наименьшей теплопроводностью из всех используемых в настоящее время на практике изоляционных материалов. Снаружи кузова облицовывают анодированным алюминием, не нуждающимся в окраске.

Полуприцепы польской фирмы Weilton начали поставлять в Россию сравнительно недавно. Сама компания молодая, начала выпускать прицепную технику в 1996 г. Фирма предлагает тентовые полуприцепы для международных и внутренних перевозок, самосвалы и контейнеровозы для перевозки контейнеров всех видов, от 20- до 45-футовых. Полуприцепы-самосвалы выпускают со стальными и алюминиевыми кузовами прямоугольного и полукруглого сечения с задней разгрузкой вместимостью 24...50 м3. Для ряда моделей предусмотрен обогрев кузова отработавшими газами. Фирма использует оси BPW, SAF, ROR, Mercedes с барабанными или дисковыми тормозами, системы АБС/ EBS, гидропривод Hyva и Binotto.

Питерская  компания «Спецтехсервис»  поставляет  полуприцепы-тяжеловозы Faymonville. Модельный ряд включает прицепную технику г/п от 20 до 300 т – раздвижные полуприцепы серии Euromax с тремя и четырьмя осями, низкорамные полуприцепы Multimax c числом осей от 2 до 10, супернизкорамные модульные полуприцепы Megamax с числом осей 1...5, со съемным гусаком и различными исполнениями платформы, подкатной тележкой Dolly и числом осей от одной до трех, сверхнизкорамные модульные полуприцепы Variomax с осевой гидравлической компенсацией и тележкой с маятниковыми осями, полуприцепы Pendelmax с системой маятниковых осей, с нишей в форме призмы и параллелограмма, модульные полуприцепы Modulmax, концепция которых дает возможность собирать модули из двух, трех, четырех, пяти и шести линий осей, что позволяет перевозить груз массой до 300 т, полуприцепы Telemax с платформой с обычным, двойным и тройным удлинением до 52 м и с числом осей от 2 до 6, неудлиняемые полуприцепы Cargomax c числом осей от 2 до 7 для перевозки противовесов. Кроме того, компания выпускает специальные полуприцепы Floatmax для перевозки стекла, полуприцепы Prefamax для перевозки готовых изделий и лесовозы Timbermax.

Прицепы и полуприцепы нередко переживают тягач и идут в утиль, когда рама или кузов приходят в полную негодность из-за деформаций или сквозной коррозии. Все остальное на прицепе можно поменять и отремонтировать. Потому выбор прицепной техники – инвестиции на много лет.

ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ Полуприцеп
Леонид Малютин Основные Средства 01'2010 5 мая 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
ООО «Группа компаний ЭВЕРЕСТ» (495) 649-95-85, 8-800-555-27-37 www.tec-everest.ru
ООО «Негабаритика» (4722) 50-01-88, +7(910) 323-12-33, +7(980) 323-22-33 www.negabaritika.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com
ООО «Тверьстроймаш» (4822) 736-600, 8-800-775-97-90 www.tverstroymash.ru