Сумма технологий завода «Сеспель»

Леонид Малютин
Треугольная алюминиевая балка
Треугольная алюминиевая балка
Рабочий снимает готовый торцовый элемент со станка ротационной вытяжки
Рабочий снимает готовый торцовый элемент со станка ротационной вытяжки
Установка для ротационной сварки обечаек цистерны
Установка для ротационной сварки обечаек цистерны
Цистерна вместимостью 38 куб.м для светлых нефтепродуктов
Цистерна вместимостью 38 куб.м для светлых нефтепродуктов
Подъемная цистерна для кормов
Подъемная цистерна для кормов
Готовая продукция
Готовая продукция
Главный корпус завода «Сеспель»
Главный корпус завода «Сеспель»
Рабочие укладывают теплоизоляционный слой цистерны для темных нефтепродуктов
Рабочие укладывают теплоизоляционный слой цистерны для темных нефтепродуктов
Сварка алюминиевого цементовоза
Сварка алюминиевого цементовоза

Поездка на завод «Сеспель», находящийся в 35 км от Чебоксар, дала богатую пищу для размышлений. Оказывается, можно в нашей стране создать современное производство и выпускать конкурентоспособную продукцию, не уступающую европейской. И не покупать продукцию машиностроения на Западе, а наоборот, продавать ее туда.

Завод «Сеспель» еще молод – главный корпус был запущен в декабре 2007 г. Конечно, завод и до этого выпускал прицепную технику, но комплекс современного оборудования и технологий поднял предприятие на новый уровень качества, производительности и возможностей. Сам корпус площадью 6000 кв.м представляет собой образчик промышленной архитектуры XXI века, собранный из быстровозводимых конструкций и обшитый сэндвич-панелями. Мембранная крыша не нуждается не только в обслуживании, но и в осмотре в течение 50 лет. Отмостки теплоизолированы, отопление производится горячим воздухом, полы ровные, чистые. Сварочные газы возят не в баллонах, а готовый газ подают по трубопроводам, проложенным по стенам корпуса.

Из используемых в производстве технологий наиболее интересны ротационная вытяжка, или раскатка, и ротационная сварка трением. Ротационная вытяжка не какая-то инновационная технология, ее давно применяют на тех же заводах по производству цистерн для изготовления торцовых элементов. Но на заводе «Сеспель» станок шведской фирмы Leifeld раскатывает торцовый элемент диаметром 2 м всего за 8 минут, а максимальный диаметр заготовки – 3,5 м, т. е. можно изготавливать торцы для железнодорожных цистерн. На втором станке вытягивают детали поменьше – крышки. Преимущество этой технологии перед штамповкой известно. Оно заключается в том, что при вытяжке металл деформируется постепенно, без образования микротрещин и мест концентрации напряжений, с упрочнением поверхностного слоя металла. Более того, на заводе научились без потери качества вытягивать заготовки со сварным швом, чего в России больше никто не умеет. Это дает экономию на листовом прокате. Только сварной шов должен быть очень качественным, однородным и не отличаться по составу и свойствам от основного металла. Такой шов получают ротационной сваркой трением.

Сварку трением изобрели и запатентовали в СССР в 1960-е годы. Патентом вся эта история и закончилась. Когда срок его действия истек, технологию запатентовала и довела до коммерческого использования английская фирма TWI, а производство оборудования освоила фирма ESAB. Завод «Сеспель» купил оборудование ESAB, на котором ведут сварку обечаек цилиндрических цистерн и сварку листов для торцовых элементов как стальных, так и из алюминиевых сплавов. Сварочная головка со специальным наконечником, вращаясь с большой скоростью, разогревает металл и смешивает его. Никаких флюсов не используют, состав и структура шва получаются однородными. Сварка идет быстро. Если опытному, аттестованному сварщику нужно час, чтобы проварить метр шва, то при сварке трением на тот же метр уходит 1 минута. Металл нагревается не сильно, сразу после сварки деталь можно брать рукой. Требования к оператору сварочного оборудования минимальные, аттестации не нужно. При всех многочисленных достоинствах у сварки трением есть ограничение – ее можно вести только на специальном станке, похожем на сверлильный, и только по прямой линии. Для сварки сложных форм на заводе применяют традиционные методы электродуговой сварки.

Раскатку и сварку трением дополняет оборудование плазменной резки, листогибочное, фланжировочное, литейное, окрасочное. Какие возможности дает заводу сумма его технологий? Здесь выпускают широкую номенклатуру цистерн из низколегированной стали 09Г2С, нержавеющих сталей разных сортов и из алюминиевых сплавов. Номенклатура предприятия насчитывает 110 моделей прицепных и полуприцепных автоцистерн для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, газа, цемента, пищевых продуктов, различной химической продукции, в том числе кислот, спиртов. Производственная мощность – 2000 изделий в год при численности персонала 300 человек. Это высокое соотношение даже для европейских предприятий. Сварочные процессы аттестованы Germanischer Lloyd, завод получил сертификат ISO 9001-2001. Сертификат необходим для поставок техники в Европу. Завод продал в Швецию партию из нескольких 80-кубовых материаловозов. Какое еще из отечественных машиностроительных предприятий может похвастать тем, что продало что-то шведам?

Для бюджетного сегмента завод выпускает цистерны из низколегированной стали 09Г2С. В эту группу входят полуприцепные цистерны для сыпучих грузов вместимостью от 13,6 до 55 куб.м, полуприцепные, прицепные и цистерны, устанавливаемые на автомобильные шасси для светлых нефтепродуктов вместимостью до 38 куб.м, полуприцепы для перевозки газа вместимостью 8,5...18,7 куб.м, полуприцепные цистерны вместимостью до 38 куб.м для химических продуктов плотностью 0,8...1,4 т/куб.м. Недавно предприятие освоило новую позицию: полуприцепные цистерны вместимостью до 38 куб.м для перевозки темных нефтепродуктов – мазута и битума. Предусмотрено несколько вариантов исполнения на усмотрение заказчика – с подогревом и без подогрева и др.

Номенклатура цистерн из алюминиевых сплавов не меньше – это полуприцепные цистерны для сыпучих грузов вместимостью до 89 куб.м, полуприцепные, прицепные и цистерны для установки на автомобильное шасси вместимостью до 38 куб.м для светлых нефтепродуктов (при этом типоразмерный ряд алюминиевых цистерн аналогичен стальным), полуприцепные цистерны вместимостью до 38 куб.м для химических продуктов, полуприцепные цистерны для воды вместимостью до 30 куб.м.

Прицепная техника из алюминиевых сплавов дороже, чем из низколегированной стали, но у алюминия есть весомые преимущества. Цистерна из алюминия легче стальной, т. е. снаряженная масса автопоезда меньше, а значит, меньше расход топлива на перевозку того же количества груза. За несколько лет эксплуатации алюминиевая цистерна окупает себя только за счет экономии на топливе, а ее ресурс 15 лет, при этом цистерна не теряет товарного вида в течение всего срока эксплуатации.

Завод также выпускает линейку цистерн из нержавеющей стали разных марок вместимостью до 38 куб.м для воды и химических продуктов, в том числе агрессивных. По требованию заказчика внутреннюю поверхность цистерны гуммируют, но на другом специализированном предприятии. Гуммирование – дорогая, трудоемкая операция, поэтому завод предлагает заказчику точный подбор марки стали и уплотнений исходя из химического состава перевозимого продукта.

Конструкция полуприцепной цистерны – так называемая самонесущая. Компактный подрамник предназначен только для установки осей. Лонжероны подрамника также алюминиевые и изготовлены из треугольной балки, которая лучше традиционного швеллера противостоит скручивающим нагрузкам и предохраняет цистерну от деформаций. Треугольный профиль закупают в Германии.

Завод использует пневмоподвеску и оси BPW с АБС и системой противоопрокидывания TEBS фирмы WABCO. И импортные оси, и «навороченные» системы не прихоть. Завод выбирает необходимое и лучшее, что может предложить рынок, чтобы обеспечить безопасность движения и предотвратить разлив и возгорание продукта при ДТП, стараясь при этом не изобретать велосипеда. Пассивную безопасность цистерны для светлых нефтепродуктов, для агрессивных жидкостей обеспечивает сама конструкция цистерны: над заливными горловинами установлены дуги безопасности и защитное ограждение по всей длине цистерны, есть противоподкатный задний брус, у технологического шкафа жесткая конструкция и применяется надежная запорная арматура фирм Joka и Civacon. Прочные оси и надежные тормоза также имеют большое значение для безопасности. Системы АБС и TEBS предотвращают занос прицепа на скользкой дороге и его опрокидывание при прохождении поворота. Положение осей и схождение колес проверяют и регулируют на специальном лазерном стенде, тормозную систему испытывают на беговых барабанах с имитацией полной загрузки.

Оси фирмы BPW заслуженно пользуются хорошей репутацией у производителей прицепной техники, они отвечают самым высоким стандартам качества, а фирма BPW зарекомендовала себя как надежный партнер. Отечественное машиностроение, к сожалению, не может предложить оси такого высокого качества, а отдельные поставщики не в состоянии обеспечить потребителей запчастями.

Завод также предлагает оси с автоматическим подъемом в повороте. Для многоосного прицепа при полной нагрузке характерны быстрый износ шин и поломки деталей подвески при прохождении поворота малого радиуса. Для бензовозов, маневрирующих на тесных заправках, это особенно актуально. Автоматическая система поднимает заднюю ось на время прохождения поворота. Перегрузка остальных осей кратковременная, а запас прочности у них большой.

* * *

Передовые технологии обработки металла, причем не по отдельности, а в сочетании позволили заводу «Сеспель» выйти на уровень качества и потребительских свойств продукции, конкурентоспособный с новой европейской техникой. Прицепы «Сеспель» полностью отвечают требованиям российских нормативов, сертифицированы и обеспечены сервисом. Они уже успели завоевать добрую репутацию, о чем свидетельствует тот факт, что завод работает пусть не на полную мощность, но стабильно, выпуская ежемесячно 50 ед. техники.