1
Чтобы колеса не оторвались
Полезные советы
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
 3
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Электропривод карьерного экскаватора
ОчУМЕЛЫЕ ручки
Навесное оборудование для мини-погрузчиков

Адекватный ответ. Прицепы-тяжеловозы

Леонид Малютин
За последние без малого 20 лет парк дорожно-строительной техники значительно обновился и пополнился тяжелой крупногабаритной техникой – бульдозерами, экскаваторами, мобильными дробилками, фрезами, асфальтоукладчиками и т. д., создав тем самым спрос на соответствующую по грузоподъемности и габаритным размерам прицепную технику. К чести отечественного машиностроения, оно сумело собраться, подготовиться и предложить строителям разнообразную номенклатуру прицепов. Сегодня заводы прицепной техники успешно конкурируют с импортом, в основном бывшим в употреблении.
Полуприцепы ЧМЗАП
 
 
ЧКПЗ
 
 
 
 
«Политранс»
 
 
«Тверьстроймаш»
 
«Политранс»
 
 

Из российских производителей прицепов-тяжеловозов наиболее известны Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов – ОАО «Уралавтоприцеп», московский «Спецприцеп», «Тверьстроймаш», Челябинский кузнечно-прессовый завод, челябинский «Политранс».

ЧМЗАП «Уралавтоприцеп» – самое старое и до перестройки единственное в СССР предприятие, выпускавшее тяжелые прицепы, в первую очередь для Минобороны. С 1956 г. завод выпускал две модели тяжеловозов – грузоподъемностью (г/п) 25 и 40 т для перевозки бронетехники по конструкторской документации Минского и Ярославского автомобильных заводов. Набрав инженерно-конструкторский потенциал, в 1962-м ЧМЗАП выпустил прицеп г/п 120 т, в 1968 г. – прицеп г/п 300 т собственной разработки, а спустя два года после начала «перестройки» на прицепах марки ЧМЗАП можно было перевозить грузы массой до 1200 т.

Сегодня для перевозки тяжелой строительной техники завод предлагает широкую номенклатуру высокорамных, среднерамных, с пониженной высотой грузовой платформы, низкорамных и модульных прицепов. В линейке полуприцепов с пониженной погрузочной высотой ровной грузовой платформы три десятка моделей г/п от 11,5 до 70 т с числом осей от 2 до 6. Погрузочная высота полуприцепов со сплошной рамой г/п до 45 т составляет 885 мм, свыше 45 т – 920 мм. С раздвижной платформой у завода есть две модели трехосных полуприцепов г/п 33 т. У модели 93371-0000010-03 платформа раздвигается ступенчато с шагом 1200 мм, длина платформы – от 12 200 мм в сдвинутом состоянии до 19 400 мм в полностью раздвинутом. Модель 93371-0000010-02 раздвигается на две ступени с шагом 3600 мм, длина платформы – 12 800, 16 400 и 20 000 мм. Полуприцепы оснащают механическими одно- или двухсекционными трапами с механическими помощниками подъема-опускания либо гидравлическими трапами. Полуприцеп также могут оснастить гидравлической или электрической лебедкой с тяговым усилием до 5 т для затаскивания неисправной техники.

Завод выпускает несколько моделей низкорамных полуприцепов с грузовой платформой ниже уровня колес – со сплошной рамой модели 938530-0000040 г/п 20,5 т (погрузочная высота 630 мм), 938530-0000037НР и 938530-0000037НРК г/п 25 т (погрузочная высота 630 мм), 99903-0000015 г/п 53 т (погрузочная высота 920 мм) и с отсоединяемым гусаком модель 93371-0000020 г/п 47,6 т (погрузочная высота 600 мм).

Предприятие использует как рессорную на простых двухосных полуприцепах, так и пневматическую подвеску BPW для более сложных конструкций. Полуприцепы с четырьмя осями и более комплектуют задними самоустанавливающимися осями, решающими проблему бокового скольжения в повороте. Тормозную систему оснащают АБС фирмы WABCO. В зависимости от грузоподъемности используют сцепные шкворни диаметром 2,0 и 3,5 дюйма. По заказу на полуприцепы в нижнем сегменте грузоподъемности установят шкворень диаметром 3,5 дюйма. Предусмотрены одно- и двухосные подкатные тележки с дышлом, с помощью которых полуприцеп можно преобразовать в прицеп для движения в составе автопоезда с балластным тягачом.

Гамму полуприцепов со средней высотой грузовой платформы разрабатывали по заказу Министерства обороны для перевозок колесной и гусеничной техники, но она нашла и мирное применение. Модельный ряд включает полтора десятка моделей двух- и трехосных прицепов и полуприцепов с погрузочной высотой 1170...1200 мм и г/п от 20 до 60 т. У этих полуприцепов сплошная рама, ровная грузовая платформа, заезд техники выполняется по одно- или двухсекционным механическим трапам. Подвеска рессорная, АБС WABCO устанавливают по заказу, подъемник запасных колес входит в комплект поставки.

Полуприцепы с увеличенной высотой грузовой платформы используют для доставки техники по разбитым дорогам или бездорожью. Активность в этом сегменте прицепной техники обусловлена потребностью нефтегазового комплекса в перевозке спецтехники по бездорожью в районах добычи нефти. Высокая проходимость автопоезда обеспечена колесами большого диаметра и размещением колес так, чтобы колея прицепа совпадала с колеей тягача. Для полуприцепов характерна усиленная рама и рессорная подвеска. В гамму входят полуприцепы двух- и трехосные г/п от 25 до 75 т и четырех- и пятиосные г/п от 65 до 80 т с погрузочной высотой от 1170 до 1300 мм. Длина грузовой платформы – от 8000 до 13 000 мм, ширина – 3015...3040 мм, ширина трапов – до 700 мм, угол въезда по ним – 18°. В комплект поставки входит подъемник запасных колес.

Для перевозки особо тяжелых грузов завод предлагает уникальные для российского машиностроения модульные прицепы, т. е. их можно жестко соединять задними и боковыми сторонами, образуя тем самым новое транспортное средство, грузоподъемность которого равна суммарной грузоподъемности входящих в него прицепов-модулей. Основу системы такого прицепного состава составляют двух-, трех-, четырех- и шестиосные прицепы-модули, называемые базовыми моделями. На прицепы-модули по требованию заказчика устанавливают шины размером 8,25-20 или 235/75 R17,5. В первом случае погрузочная высота прицепа составляет 1150 мм, во втором – 1000 мм. Ширина всех прицепов – не более 3350 мм. Максимальная скорость движения любого прицепа-модуля и транспортных средств, образованных на их базе, не должна превышать при снаряженной массе 25 км/ч, при 55% полной массы 15 км/ч, при 100% полной массы 5 км/ч. Максимальная грузоподъемность составленного из модулей прицепа – 2000 т. На базе прицепов-модулей составляют также низкорамные транспортные средства с платформой между модулями. Погрузочная высота такой платформы на базе модулей ЧМЗАП-702000 и ЧМЗАП-703000 – от 575 до 1150 мм, платформы на базе модулей ЧМЗАП-702010 и ЧМЗАП-703010 – от 500 до 1075 мм.

Московская Компания «Спецприцеп» многие годы занимается производством прицепной техники, находящей применение в ключевых отраслях отечественной и зарубежной промышленности, в том числе в нефтегазовой, горнодобывающей, в дорожном и капитальном строительстве, атомной энергетике, сельском хозяйстве. В декабре 2009 г. компания отмечает 10-летний юбилей, и с ежегодным ростом производства растет ее кадровый, технологический и материально-технический потенциал.

Компания «Спецприцеп» выпускает низкорамные полуприцепы, полуприцепы с пониженной высотой грузовой платформы, высокорамные полуприцепы для бездорожья, модульные полуприцепы г/п до 150 т, балковозы и трубовозы для транспортировки длинномерных изделий до 33 м. Широкий модельный ряд низкорамных полуприцепов составляют полуприцепы с погрузочной высотой от 400 до 900 мм, в том числе раздвижные полуприцепы с несущей рамой, где рабочая площадка может по желанию заказчика увеличиваться в длину на 3000…8000 мм.

Высоким спросом пользуются низкорамные тралы Компании «Спецприцеп» с отстегивающимся гусаком и передним заездом. Гусак оснащен специальным блокирующим устройством, которое при наезде рамы на препятствие не позволяет платформе отцепиться от гусака. Сцепка-расцепка проводится с помощью гидравлических опор и занимает чуть больше минуты. Особенность конструкции состоит также в возможности уменьшения или увеличения дорожного просвета в передней части полуприцепа на 200 мм с помощью специальных вставок. Пневматическая подвеска позволяет регулировать высоту платформы в задней части также в пределах 200 мм. На моделях со сплошной рамой и ровной грузовой платформой, где предусмотрена возможность заднего въезда, устанавливаются механические или гидравлические трапы, также полуприцеп может быть оснащен облегченными приставными трапами. Ширину платформы увеличивают усиленными несущими вставными или выдвижными уширителями, конструкция которых позволяет воспринимать до 90% массы груза. Низкорамные полуприцепы и полуприцепы с пониженной погрузочной высотой оснащают поворотными самоустанавливающимися осями, число которых зависит от типа полуприцепа. На указанные полуприцепы по желанию заказчика может быть установлена система гидравлического управления осями с согласованной колесной формулой. Дополнительно предлагается установка гидро- или электролебедки с тяговым усилием до 12 тс, а на полуприцепы с гидравлическими трапами или передним заездом рекомендуется автономная гидростанция.

Линейка полуприцепов для бездорожья разработана по заказу предприятий нефтегазового комплекса. Их конструктивные особенности зависят от назначения и пожеланий заказчика. Грузоподъемность варьирует от 40 до 100 т, погрузочная высота платформы – от 1250 до 1500 мм, длина платформы – от 9000 до 16 500 мм, число осей – от 2 до 6, колесная колея – от 1820 до 2250 мм. Агрегируемый тягач определяет параметры гусака полуприцепа. На «сверхтяжелых» моделях предусмотрена подкатная тележка, способная воспринимать нагрузку до 41 т для сцепки с балластным или седельным тягачом.

Одним из важных проектов Компании «Спецприцеп» стал полуприцеп-тяжеловоз 99426М на гидравлической подвеске г/п 150 т, представляющий собой систему модульного типа. В состав полуприцепа входят гусак, передняя тележка с двумя колесными линиями, позволяющая снизить нагрузку на тягач, грузовая платформа и задняя тележка с четырьмя колесными линиями. Гидравлическая подвеска, которой оснащен указанный полуприцеп, позволяет осуществлять маневры, на которые не способны обычные полуприцепы (угол поворота 60°), регулировать высоту платформы (±300 мм) и поднимать часть осей при движении без нагрузки. К особенностям конструкции относится также гидравлический гусак, обеспечивающий оптимальную нагрузку на ССУ тягача.

Не останавливаясь на достигнутом, на ежегодной выставке «СТТ'2009» Компания «Спецприцеп» представила перспективную модель – низкорамный раздвижной трехосный полуприцеп 99424R-U с отсоединяющимся гусаком, г/п 42 т. Первая ось свободноповоротная, вторая и третья оси – с принудительным электронно-гидравлическим управлением. Главная особенность этого полуприцепа – система электронно-гидравлического управления поворотом колес, когда электронный блок управления рассчитывает время срабатывания и угол поворота колес, сопоставляя данные об угле поворота тягача от потенциометра, встроенного в шкворень, с данными о скорости, поступающими от EBS (электронный аналог АБС) полуприцепа, и подает управляющий сигнал гидросистеме поворота. Предусмотрены дублирующая система на случай аварии, позволяющая в автоматическом режиме выставить колеса прямо, а также пульт дистанционного управления, с помощью которого можно принудительно повернуть колеса полуприцепа на необходимый угол. Платформа данного полуприцепа раздвигается в длину на 3 м, что значительно расширяет сферу применения.

Завод «Тверьстроймаш» выпускает широкий модельный ряд полуприцепов-тяжеловозов, используя современные комплектующие и прочные стали. Серия Original объединяет более 20 базовых моделей полуприцепов с пониженной высотой грузовой платформы от 845 до 920 мм в зависимости от типа подвески и грузоподъемности полуприцепа. Грузоподъемность – в диапазоне от 14 до 77 т, число осей – от 1 до 6. Для каждой модели предлагают несколько вариантов исполнения и комплектации, включающие пневматическую или механическую подвеску, поворотные оси и системы принудительного поворота осей, системы АБС и EBS, различные виды трапов и много других полезных приспособлений и аксессуаров.

В серии Expanding 6 базовых моделей полуприцепов с телескопической раздвижной платформой г/п от 29,6 до 76,6 т с числом осей от 2 до 6, погрузочной высотой 895 мм и возможностью увеличения длины рабочей платформы до 19 000 мм. На «СТТ-2009» «Тверьстроймаш» представил две новые модели. Пятиосный полуприцеп 99395Е-66 с платформой, раздвигающейся на 7000 мм, пошагово по 1000 мм. В сдвинутом состоянии длина грузовой платформы 10 000 мм, в раздвинутом – 17 000 мм. Грузоподъемность полуприцепа – 66 т, в раздвинутом положении – 40 т. Полуприцеп оснащен регулируемой по высоте пневматической подвеской BPW. Осевая формула 3+2 (1-я, 2-я и 3-я оси стационарные, 4-я и 5-я – подруливающие). В базовую комплектацию входит система EBS. Вторая модель – трехосный полуприцеп 993930-В35(Е) г/п 35 т в сдвинутом положении и 32 т в раздвинутом. Особенность этой модели – в возможности увеличить длину рабочей платформы на 2000 мм с пошаговым раздвижением на 500 мм и низкая погрузочная высота – всего 590 мм. Длина рабочей площадки в сдвинутом состоянии – 6500 мм, в раздвинутом – 8500 мм. Осевая формула 2+1 (1-я и 2-я оси стационарные, 3-я ось подруливающая). В базовую комплектацию обеих моделей входят пневматическая подвеска BPW, EBS, приставные алюминиевые трапы, выдвижные оцинкованные уширители, съемные и откидные борта на гусаке полуприцепа.

В серию Front полуприцепов с отсоединяющимся гусаком входят две базовые трехосные модели г/п 38 и 39 т. Длина их площадок – 6500 мм, погрузочная высота – 495 мм. Подвеска пневматическая регулируемая по высоте –70/+150 мм.

Серия Broken низкорамных полуприцепов состоит из 4 базовых моделей с двумя и тремя осями. Длина площадки – 6500...7000 мм, погрузочная высота – 540...650 мм, г/п – 26...45 т. Для каждой модели предлагают несколько вариантов исполнения и комплектации, погрузочная высота в одном из исполнений составляет всего 390 мм. Используются поворотные оси и системы принудительного поворота осей, система EBS.

Завод также выпускает тяжеловозы для бездорожья – серию High. В ней 7 базовых моделей г/п 29...70 т с погрузочной высотой от 1160 до 1355 мм. Полуприцепы преимущественно двухосные, только «старшая» 70-тонная модель получила три оси с колесами размером 14R20.

Челябинское предприятие «Политранс» выпускает тяжеловозы под известной в России и зарубежом маркой ТСП, как с повышенной проходимостью (высокорамные), так и с пониженными погрузочными площадками, в том числе телескопического типа, а также полуприцепы-сортиментовозы (трубовозы). Модельный ряд полуприцепов ТСП сегодня насчитывает более двухсот серийных модификаций и множество перспективных разработок, модели с пониженной высотой грузовой платформы, включая двухосные модели г/п 26,6...28,2 т, трехосные г/п 36...45 т, четырехосные г/п 50...51,5 т, пятиосные г/п 60...61,7 т, шестиосные г/п 73 т. Погрузочная высота двух- и трехосных полуприцепов – 864 мм, четырех-, пяти- и шестиосных – 923 мм. Компания использует поворотные самоустанавливающиеся оси для многоосных полуприцепов, пневмоподвеску BPW, сцепные шкворни Jost или CF. В стандартное оснащение входят пневмопривод тормозов c EBS WABCO, опорное устройство Jost, подъемник запасных колес, выдвижные уширители несущего типа, дополнительные петли для увязки груза, утопленные в платформу, противооткатные упоры Suer и трапы на выбор: механические одноступенчатые, уголковые или гидравлические двойного сложения. Дополнительно полуприцепы могут оснащаться автономной гидростанцией, съемными стойками (кониками), быстросъемными безрезьбовыми отбойными брусьями, гидравлическими или электрическими лебедками, каркасом тента и тентом на бортовую площадку.

В 2009 г. компания запустила в производство новую серию тяжеловозов с раздвижной платформой. Линейка включает три базовые модели с погрузочной высотой 920 мм – трехосную г/п 40,5 т, четырехосную г/п 50,3 т – и пятиосную г/п 60 т. Платформа раздвигается с шагом 1000 мм. Раздвижная рама выполнена из восокопрочной стали. У трех- и четырехосных полуприцепов длина платформы 9450...15 450 мм, у пятиосного – 11 300...17 300 мм. Задние оси поворотные самоустанавливающиеся. Полуприцепы изготавливаются с учетом российских условий – рамы усиленные, с большим запасом прочности.

В линейке высокорамных тяжеловозов – полуприцепы с двускатной или односкатной ошиновкой г/п от 16 до 105,0 т с погрузочной высотой от 900 до 1357 мм, а также прицепы г/п 20,0...80,0 т с погрузочной высотой 1135...1370 мм. Особенность линейки полуприцепов для бездорожья – модели с уменьшенной погрузочной высотой 1145 мм, но без уменьшения дорожного просвета.

* * *

Ответ производителей прицепной техники на рост численности и номенклатуры строительной техники, нуждающейся в транспортировке, столь же разнообразен. Выбор настолько широк, что в нем непросто разобраться. Приятно осознавать, что в этом сегменте отечественное машиностроение идет в ногу со временем и на равных конкурирует с импортом.

ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ Полуприцеп
Леонид Малютин Основные Средства 12'2009 19 ноября 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
ООО «Группа компаний ЭВЕРЕСТ» (495) 649-95-85, 8-800-555-27-37 www.tec-everest.ru
ООО «Негабаритика» (4722) 50-01-88, +7(910) 323-12-33, +7(980) 323-22-33 www.negabaritika.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com
ООО «Тверьстроймаш» (4822) 736-600, 8-800-775-97-90 www.tverstroymash.ru