Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Как выбрать генератор?
Критерии выбора
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
 1
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
Нечистая сила
Гусеничные бульдозеры
Автокраны и краны на специальных шасси
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники

Новые принципы новых полуприцепов

Константин Закурдаев
За последние несколько лет отечественные производители прицепной техники не только значительно обновили свои модельные ряды, но и существенно продвинулись в применении новых технологий и передовых технических решений.
Компания «Тверьстроймаш» представляет на российском рынке целый ряд полуприцепов-тяжеловозов с раздвижными платформами телескопического типа Expanding (мод.99395Е-66)
Чебоксарское предприятие «Сеспель» вывело на рынок целую гамму подъемных цистерн, включая две самые свежие разработки вместимостью 40 и 59 м3 в вакуумном исполнении
Геометрический объем кузовов двух полуприцепов разработанного машиностроительным заводом «ТОНАР» 18-метрового автопоезда-зерновоза 55 м3, а его грузоподъемность – 57 т!
 
Четырехосный полуприцеп-тяжеловоз Компании «СПЕЦПРИЦЕП» с отсоединяемым гусаком
 
Полуприцеп-самосвал МП 94101-0000010 разработки СП «Ивеко-АМТ» отличается ломаным профилем кузова и внушительной грузоподъемностью – 42 т
Полуприцеп-тяжеловоз 99426F(м) Компании «Спецприцеп» специально разработан для эксплуатации на бездорожье
Переднюю опорную площадку трубовоза 8376 РТ, разработанного компанией «Спецприцеп», можно установить на седельно-сцепное устройство любого седельного тягача
«Тверьстроймаш 993920-26» с нишами для колес техники
Медицинская лаборатория, созданная на базе изотермического полуприцепа специалистами ООО «ИнтерПайп ВАН»
Новый облегченный контейнеровоз компании «SOMMER Новтрак» оснастили замками быстрой фиксации, автоматически закрепляющими контейнер в момент погрузки
Низкорамный облегченный полуприцеп-контейнеровоз компании «SOMMER Новтрак» рассчитан на перевозку практически любых существующих на сегодняшний день типов контейнеров

Старейшая на рынке прицепной техники компания «Уралавтоприцеп» в этом году предложила заказчикам новую модель трехосного полуприцепа для перевозки строительной техники ЧМЗАП-93371-0000020 грузоподъемностью (г/п) 47,6 т, главная особенность которого – отсоединяемый гусак, значительно упрощающий погрузку всевозможных гусеничных машин тяжелого класса. Работает такой загрузочный механизм следующим образом. Первоначально полуприцеп находится в транспортном положении, т. е. в составе автопоезда с седельным тягачом. В ходе подготовки к загрузке платформа полуприцепа опускается передней частью на землю, при этом гусак остается в зацеплении с седельно-сцепным устройством (ССУ) тягача. Когда этот процесс завершен, гусак отсоединяют от платформы и тягач вместе с ним отъезжает в сторону. Всё! Теперь бульдозер или экскаватор могут спокойно заезжать на полуприцеп – угол въезда в данном случае гораздо меньше, чем с использованием традиционных аппарелей. Когда техника закреплена, тягач стыкует остававшийся на его «седле» гусак с платформой, после чего осуществляется ее подъем до транспортного положения. Понятно, что главное достоинство подобной конструкции – это упрощение заезда многотонных машин, которым трудно «штурмовать» достаточно крутой подъем на аппарели обычных полуприцепов-тяжеловозов, когда зачастую одно неверное движение сидящего за рычагами оператора приводит к тому, что многотонная махина соскальзывает с аппарели и переворачивается. При заезде на прицеп с отсоединяемым гусаком благодаря небольшому углу въезда гарантированно удается этого избежать. Общая длина ЧМЗАП-93371-0000020 – 19 700 мм. Длина пониженной части платформы, на которую непосредственно загружают перевозимую технику, – 6500 мм; ее высота над уровнем дороги не превышает 630 мм.

Аналогичные по конструкции модели двух-, трех- и четырехосных полуприцепов-тяжеловозов с отсоединяемым гусаком, в том числе раздвижные и с принудительным поворотом колес, выпускаются в течение 10 лет ООО «Компания  «СПЕЦПРИЦЕП». Речь идет о низкорамном семействе г/п от 25 до 100 т. Но только им новаторство этого производителя в деле внедрения прогрессивных технических решений в конструкцию прицепной техники не ограничивается. Специалисты компании провели огромную работу по созданию специальных  полуприцепов-тяжеловозов для использования в сложных дорожных условиях и на бездорожье. В результате заказчики получили модель 99426F(м), оснащенную  W-рессорно-балансирной подвеской, ход которой увеличен в несколько раз по сравнению со стандартной рессорно-балансирной подвеской, причем высота погрузочной платформы увеличилась незначительно и составляет 1480 мм. Более того, благодаря новой подвеске разработчики добились постоянного горизонтального расположения транспортной платформы вне зависимости от рельефа дороги и более равномерного распределения нагрузки между осями и шинами полуприцепа. Применение односкатной ошиновки обеспечило движение полуприцепа точно по колее тягача, за счет чего значительно повышена проходимость автопоезда.

Есть  в  производственной программе Компании «СПЕЦПРИЦЕП» еще одна новинка, в которой использовано интересное техническое решение. Речь идет о трубовозе 8376 РТ г/п  50 т, который можно использовать для перевозки труб длиной до 33 м и диаметром до 1440 мм. Но его основное достоинство в другом: переднюю опорную площадку трубовоза устанавливают не на специальное шасси, а на ССУ любого седельного тягача. Использование для управления задней тележкой гидравлики значительно улучшает маневренность автопоезда. Например, он может развернуться даже на узкой лесной просеке, и благодаря гидрофикации «сцепки» управлять этим процессом можно с помощью выносного пульта дистанционного управления.

ООО «Тверьстроймаш» тоже владеет технологией создания полуприцепов-тяжеловозов с «отстегивающимся» гусаком, обеспечивающим фронтальный заезд техники. Но есть у этой компании еще одно ноу-хау, серьезно расширившее возможности выпускаемых моделей. Речь идет о раздвижных платформах телескопического типа – с их использованием, например, сконструированы полуприцепы нового семейства Expanding. Это семейство включает двух-, трех-, четырех-, пяти- и шестиосные модели г/п от 38 до 76 т. Благодаря телескопической конструкции платформы ее длину при необходимости можно увеличить более чем в полтора раза. Так, длина 11-метровой платформы 38-тонной модели 99393Е-38 за счет телескопирования увеличивается на дополнительные 8 м, а у 76-тонной модели 99396Е-76 платформу длиной 10 м можно нарастить еще на 7 м. Стоит обратить внимание и на то, что в конструкции семейства полуприцепов Expanding применена пневматическая подвеска, позволяющая регулировать клиренс в диапазоне +50/–120 мм.

Еще одно новшество, которое начали использовать для полуприцепов производства ООО «Тверьстроймаш» – это особые ниши под колеса перевозимой техники, которые встраивают в платформы моделей серии Original г/п 40 т и серии Broken г/п 37 т. Такие ниши иногда становятся единственным решением, позволяющим уменьшить общую высоту автопоезда до допустимой для передвижения по дорогам общего пользования, а также снижают массу конструкции в целом. Если же для перевозки требуется ровная платформа полуприцепа, ниши можно закрыть специальными вставками.

Компания «SOMMER Новтрак», входящая в немецкую группу компаний Sommer Road Cargo Solutions, в мае презентовала трехосный низкорамный полуприцеп-контейнеровоз SW-240grkr-6 г/п до 52 т, рассчитанный на перевозку практически любых существующих на сегодняшний день типов контейнеров: 20-, 30- и 40-футовых. За основу для его разработки взяли низкорамную шестибалочную модель, конструкцию которой существенно облегчили, за счет чего масса полуприцепа уменьшилась почти на 800 кг и составила 5200 кг. Одна из интересных особенностей новинки – патентованный контейнерный замок быстрой фиксации Container Quick-Lock, автоматически  закрепляющий контейнер в момент его погрузки. То есть водителю не надо, как на других контейнеровозах с традиционными замками, фиксировать каждый из них вручную, закручивая замыкающую гайку. От него требуется лишь одним движением опустить специальную рукоятку, что занимает секунды и значительно ускоряет ход погрузочных операций. Замочная система состоит из двух частей: непосредственно автоматического замка и адаптеров, расположенных в разных местах рамы полуприцепа, что позволяет фиксировать контейнеры разных типов. На SW-240grkr-6 замки вовсе не надо переставлять с адаптера на адаптер – они даже защищены от несанкционированного съема специальным фиксатором. Такие замки, если они при использовании того или иного контейнера не задействованы, благодаря особой конструкции переводятся в нижнее положение, не препятствующее погрузке, а те замки, которые необходимы для фиксации груза, напротив, приподнимаются вверх.

Очень интересный трехосный  полуприцеп-самосвал, получивший  обозначение МП  94101-0000010,  разработали конструкторы совместного предприятия «Ивеко-АМТ» (в недавнем прошлом – «Ивеко-УралАЗ»). От большинства аналогов он отличается значительной грузоподъемностью – 42 т (у основных конкурентов чуть ли не на 10 т меньше). А полная масса полуприцепа составляет 58 т, из которых на «седло» приходится 22 т. Неудивительно, что в качестве основного седельного тягача для этого большегруза с 28-кубовым кузовом задней разгрузки выбран IVECO Trakker 6х6 с 380-сильным дизелем, выпускаемый совместным предприятием под обозначением «Ивеко-АМТ 6339».

Впрочем, внушительные весовые характеристики не единственное  достоинство  МП 94101-0000010, хотя сам факт, что отечественные производители начали разрабатывать и внедрять в производство столь грузоподъемные модели, нельзя не признать отрадным. Вызывает уважение ломаный Z-образный профиль кузова, позволивший понизить центр тяжести автопоезда (что особенно важно на бездорожье) и добиться наилучшего распределения полной массы полуприцепа между седельно-сцепным устройством и задней тележкой. Еще одно новшество – по заказу можно оборудовать полуприцеп независимым отопителем, который предназначен для обогрева днища и бортов. Это весомое достоинство при работе автопоезда в суровых зимних условиях.

ООО  «ИнтерПайп  ВАН» разработало и изготовило партию полуприцепов, в кузове которых размещена медицинская лаборатория. Это уже третий выполненный заказ на подобную технику за последние шесть лет. Правда, медицинские полуприцепы последней партии значительно модернизированы и существенно отличаются от медицинских полуприцепов прежнего поколения. Передвижная медицинская лаборатория предназначена для амбулаторного приема населения с целью диагностирования сахарного диабета в условиях отсутствия необходимого оборудования в местных стационарах или их территориальной удаленности. Она представляет собой базирующийся на двухосном шасси изотермический фургон (предыдущие партии базировались на трехосных шасси), внутреннее пространство которого разделено перегородками на жилой, технологический и рабочие отсеки. Изготавливая подобные полуприцепы, специалисты «ИнтерПайп ВАН» проводят все необходимые  коммуникации, встраивают во внешние стенки стеклопакеты, а окончательный монтаж медицинского оборудования заказчик осуществляет самостоятельно.

Развиваются в нашей стране и технологии производства полуприцепов-цистерн. Здесь можно привести немало примеров разработки и внедрения в серию современных конструкций  автотранспортных «бочек», но мы остановимся на продукции чебоксарского предприятия «Сеспель». Эта компания освоила изготовление различных моделей безрамных алюминиевых и стальных полуприцепов-цистерн, т. е. моделей с несущим корпусом. В их конструкции предусмотрена только совсем небольшая рама, точнее, подрамник, на котором крепятся оси и элементы подвески. Причем его лонжероны сделаны из балок с треугольным сечением, а не из классического швеллера, как у большинства конкурентов. Треугольное сечение обеспечивает увеличенную жесткость подрамника и предельно уменьшает передачу скручивающего момента от осей непосредственно к цистерне, что крайне важно при безрамной конструкции полуприцепа.

И еще один важный факт, касающийся  производственных достижений «Сеспеля»: эта компания сумела создать целую линейку полуприцепов с изготовленными из алюминия подъемными цистернами вместимостью от 38 до 89 м3, которые оборудованы пневматической подвеской и осями BPW. А две самые новые модели на 40 и 59 «кубов» разработаны в вакуумном исполнении. Грузоподъемность первой, получившей обозначение 964838, составляет 27 900 кг, а второй, предлагаемой под индексом 964839, – 26  600 кг. Нагрузка на «седло» тягача у обоих полуприцепов благодаря трехосной тележке не превышает 7000 кг.

Продолжает развиваться и уникальный для российского автостроения проект подмосковного машиностроительного завода «ТОНАР» по созданию и продвижению на рынок трехзвенных автопоездов в составе седельного тягача и сразу двух полуприцепов, один из которых соединен с «седлом» автомобиля, а второй – с «седлом», расположенным в задней части первого полуприцепа. В № 5 нашего журнала мы уже рассказывали о самосвальной и контейнеровозной версиях подобных «сцепок», теперь же «ТОНАР» разработал и их сельскохозяйственный вариант, предназначенный для перевозки зерна. Этот 18-метровый автопоезд, построенный по индивидуальным требованиям одного из заказчиков, настоящий рекордсмен:  геометрический объем кузовов двух его полуприцепов равен 55 м3 (25+30 м3), а общая грузоподъемность  составляет 57 т! Причем, перевозя столь значительный объем груза, автопоезд не выходит за рамки законодательно разрешенных нагрузок на оси. В конструкции полуприцепов не стоит искать традиционное для самосвальных моделей гидрооборудование – их разгрузка осуществляется иначе, а именно с помощью расположенной рядом с приемным бункером наклоняемой стационарной платформы, на которую загоняют заполненную зерном «сцепку». Как и другие изготовленные «ТОНАРом» полуприцепы подобной конструкции, работающие в составе трехзвенного автопоезда, новинка получила полностью односкатную ошиновку, а одна из трех осей каждого полуприцепа сделана подъемной – все это снижает расход топлива и износ шин.

 
Новый балластный трейлер Nooteboom 1

Новый балластный трейлер Nooteboom

Голландский изготовитель специализированного подвижного состава компания Nooteboom разработала оригинальный прицеп для транспортировки контргруза массой 15 т для телескопического автокрана. Именно такой балластный груз используется для безопасной работы многоосных кранов г/п от 80 до 160 т. Полная габаритная длина прицепа – 7 м, ширина – 2,75 м. Высота трейлера не превышает 120 см.

«Изюминка» голландской идеи заключается в универсальности новинки. По прибытии на строительный участок прицеп можно отсоединить от крана и использовать его с другим транспортным средством. Кроме того, трейлер комплектуют алюминиевыми приставными трапами, по которым на прицеп может «забраться» стандартный микроавтобус или фургон. То есть бригаде крановщиков, находясь в удаленном месте работы, не надо будет ночевать в палатке или в чистом поле либо возвращаться вместе с многотонным автокраном на базу для ночлега. Можно быстро спустить минибус и добраться на нем до гостиницы или разъехаться по домам.

Размер погрузочной площадки для контргруза – 4,5х1,7 м. Высота опорной палубы не превышает 820 мм от земли, это позволяет обеспечить низкий центр тяжести и хорошую устойчивость прицепного транспортного средства. Снаряженная масса трейлера не превышает 4 т, предельная грузоподъемность достигает 17 т.

Новинку уже оценили специалисты известной компании Mammoet Nederland, которая заказала 15 таких прицепов.

ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ Полуприцеп
Константин Закурдаев Основные Средства 07'2009 3 августа 2010

Комментарии (0)

Компании
Центр специальных технологий «ТрансЛифтТехника» +7 (812) 309-25-02 www.cst-tlt.ru
ООО «Группа компаний ЭВЕРЕСТ» (495) 649-95-85, 8-800-555-27-37 www.tec-everest.ru
ООО «Негабаритика» (4722) 50-01-88, +7(910) 323-12-33, +7(980) 323-22-33 www.negabaritika.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com
ООО «Тверьстроймаш» (4822) 736-600, 8-800-775-97-90 www.tverstroymash.ru