Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
«Паук» – насекомое строительное
Строительные краны-пауки
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
 8
Соло для полного привода
Сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес 4х4» и «Соболь-Бизнес 4х4»
Современное оборудование щебеночных заводов
 2
Прицепы и полуприцепы
Найди сходство и различия
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»
 1
Чтобы колеса не оторвались
Полезные советы
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
 5
Система HEUI–впрыск XXI века по-американски

Прицепная техника

Инновации против стагнации

Константин Закурдаев
Производителей автомобилей разразившийся кризис отправил в глубокий нокаут, а многие производители прицепов не только стойко держат удар, но даже выводят на рынок новые модели! Удивительно, что главными генераторами новостей о новинках отечественной автопромышленности в январе–феврале стали не столько автозаводы, которые к тому времени еще не оправились от шока из-за катастрофического снижения продаж, а предприятия, производящие прицепную технику: последние три-четыре месяца они очень активно действовали на рынке.
 
«Уралавтоприцеп», контейнеровоз 9911-50
«Уралавтоприцеп» 99064-042-КНТ
«Уралавтоприцеп» 93853.2-011
«Уралавтоприцеп», контейнеровоз 99858-015
«Уралавтоприцеп», полуприцеп с самосвальным кузовом
Контейнеровоз для внутрипортовых перевозок должен втрое ускорить процесс перевалки контейнеров за счет сокращения времени их погрузки
 
Для разгрузки кузов наклоняется с помощью гидроцилиндров
«Спецприцеп», полуприцеп 99421B-U с принудительно поворотными осями
Тандемный автопоезд ТОНАР-95233 в двух самосвальных кузовах общим объемом 45,5 м3 может перевозить до 48,85 т груза
«Спецприцеп», полуприцеп 99425D с отстегивающимся гусаком
«Спецприцеп», мод. 99426M-01
«Спецприцеп», мод. 83769А с подкатной телегой
«Спецприцеп», раздвижной 3-осный полуприцеп 99424R
«Спецприцеп», раздвижной 4-осный полуприцеп 99424G
«Спецприцеп», полуприцеп 99425С-U с принудительно поворотными осями
«Спецприцеп», полуприцеп 9942HD на бездорожье
«Тверьстроймаш», полуприцеп 99393Е-38 с раздвижной платформой телескопического типа
«Спецприцеп», полуприцеп 99425D с отстегивающимся гусаком
«КАПРИ», алюминиевая цистерна
 

Экономический кризис вызвал перераспределение спроса на рынке прицепов. Потребитель старается приобретать недорогую и надежную универсальную прицепную технику.

ОАО «Уралавтоприцеп», откликаясь на требования рынка, в этом году возобновляет выпуск ряда моделей, которые производились 5…7 лет назад, а затем по разным причинам их производство приостановили.

Конструкция панелевозов ЧМЗАП-93853-0000033-УПП, 9906.400000-042К и полуприцепов-трубовозов, например, ЧМЗАП-9906.000000.038Б или ЧМЗАП-9906.500000.038Б позволяет транспортировать не только железобетонные панели для строительства или трубы разного диаметра. Путем несложной трансформации панелевозы или трубовозы легко переоснастить под перевозку грузов в тарно-штучной упаковке (например, ящики, мешки, европоддоны и т. п.), любых тяжеловесных неделимых и негабаритных грузов. Именно поэтому их снова запускают в производство.

Возобновляется производство базовой модели полуприцепа-самосвала ЧМЗАП-952010 по спецификациям 021 и 040 с полезной нагрузкой 25 и 16 т соответственно. В свое время заводские конструкторы разработали для него простой и эффективный опрокидывающий механизм, аналогов которому на тот момент не было запатентовано ни на одном из машиностроительных предприятий бывшего СССР. И до сегодняшнего дня, по мнению потребителей, именно эти простые, надежные и одновременно чрезвычайно эффективные опрокидывающие механизмы остаются неоспоримым конкурентным преимуществом техники из Челябинска. Такие механизмы используются во всем модельном ряду.

В модельном ряду контейнеровозов ЧМЗАП сейчас 40 модификаций с полезной нагрузкой от 20 и почти до 40 т. Преимуществами челябинской техники являются соответствие требованиям, предъявляемым к перевозке контейнеров во всех зарубежных странах, а также, например, то, что при перевозке контейнера высотой 2,9 м общий габарит по высоте не превышает 4 м. Модели ЧМЗАП-998580-015, ЧМЗАП-998590-018, ЧМЗАП-991100-041 после определенного перерыва вновь оказались востребованными, и их производство возобновили.

Отрадно, что технические идеи, которые конструкторы ЧМЗАП заложили в эти модели несколько лет назад, не устарели, выдержав проверку временем. Кроме того, модели, запускаемые сегодня в производство, не являются механическим повторением старых образцов. Усовершенствована технология окраски, повышена надежность сварных швов и многое другое.

На машиностроительном заводе «ТОНАР» выход на рынок с новой продукцией считают чуть ли не стратегической линией в противостоянии кризису. Вот что сказал технический директор предприятия Ю. Вайнштейн: «В 2009 году мы будем менять конструкцию практически всех моделей. Они станут более прочными и в то же время более легкими – в них будет меньше сварных швов, меньше деталей и узлов. Значит, повысится надежность наших изделий, увеличится интервал межсервисного пробега». Компания уже начала воплощать эти слова в жизнь: выпущены такие новинки, как тандемный самосвальный автопоезд с боковой разгрузкой ТОНАР-95233, двух- и четырехосные бортовые полуприцепы семейства ТОНАР-97461Б (г/п 26 и 40 т соответственно), а также полуприцеп-контейнеровоз для внутрипортовых перевозок, который, по мнению разработчиков, позволит в три раза ускорить процесс перевалки контейнеров с судна на терминал за счет отсутствия необходимости закреплять контейнеры на прицепе, т. е. сокращения времени погрузочных работ.

Безусловно, самая интересная и самая неожиданная разработка из перечисленных – это тандемный автопоезд ТОНАР-95233: седельный тягач тянет один за другим сразу два трехосных самосвальных полуприцепа с боковой разгрузкой, сцепное устройство одного из которых соединено с «седлом» автомобиля, а сцепное устройство второго – с «седлом» первого полуприцепа. У обоих кузовов суммарной вместимостью 45,5 м3 нет ни одного открываемого борта (разгрузка осуществляется за счет наклона кузова). Автопоезд перевозит 48,85 т груза, при этом нагрузка на тележку каждого из полуприцепов не превышает 27 т. На начало марта подобную сцепку компания предлагала заказчикам за 2 150 000 руб. Причем, что интересно, на ее основе машиностроительный завод «ТОНАР» уже строит автопоезд-контейнеровоз, который сможет на первом полуприцепе транспортировать 20-футовый контейнер, а на втором – один 40-футовый или два 20-футовых контейнера.

Компания «Спецприцеп» в январе официально выпустила на рынок новый 150-тонный полуприцеп-тяжеловоз 99426М. Особенности конструкции этой модели в том, что она состоит из нескольких комбинируемых по длине модулей (тележек), различающихся массой, габаритными размерами и числом осей (от 2 до 6). Эта модель комбинируется только по длине, по ширине же можно составлять, в принципе, подобные модульные полуприцепы. В число модулей включены гусак (в зависимости от типа тягача можно установить дышло), передняя тележка, позволяющая снизить нагрузку на седельно-сцепное устройство (ССУ), грузовая платформа, за счет которой оптимизируется развесовка, а также задняя тележка, рассчитанная на различные нагрузки.

Полуприцеп-тяжеловоз 99426М оснащен гидравлической подвеской, которая позволяет регулировать высоту грузовой площадки и за счет значительного вертикального хода (±300 мм) обеспечивает возможность постоянно поддерживать платформу в горизонтальном положении. Благодаря гидравлическому гусаку нагрузка на ССУ всегда оптимальна. Применение подобного гусака вместо дышла позволяет не брать дополнительный балласт и сокращает общую длину автопоезда на 3…5 м. Чтобы обеспечить высокую маневренность полуприцепа и оптимальные условия поворота, в его конструкции применена система активного управления.

Производитель тяжелой прицепной техники «Тверьстроймаш» в январе тоже порадовал заказчиков расширением модельного ряда – в производство запущены сразу пять полуприцепов семейства Expanding с двумя, тремя, четырьмя, пятью и шестью осями. Таким образом, перед перевозчиками открывается возможность транспортировки техники или грузов массой от 29 до 76 т. Чтобы понять, в каких случаях следует применять входящие в семейство модели, скажем, что габариты платформы трехосного трейлера составляют 11 000+8000 мм, а имеющего наибольшую грузоподъемность шестиосного – 10 000+7000 мм. Плюс между первым и вторым значениями в приведенных характеристиках означает, что полуприцепы выполнены телескопическими, т. е. при необходимости перевозки крупногабаритного груза длину их можно увеличить, раздвинув платформу на необходимое расстояние. Причем увеличить более чем в полтора раза, что значительно расширяет возможности транспортировки! Процесс раздвижки занимает считаные минуты и не требует специальных навыков и помощи дополнительного персонала. Конечно, при перевозке таких крупногабаритных грузов очень важна маневренность автопоезда. Именно поэтому все тверские полуприцепы-телескопы серии Expanding оснащены поворотными осями на пневматической подвеске, на шестиосном полуприцепе таких осей три. А для достижения максимальной маневренности автопоезда инженеры компании «Тверьстроймаш» предлагают систему принудительного управления поворотом всех осей полуприцепа.

На расположенном в г. Южноуральске (Челябинская обл.) заводе компании «Политранс» в январе приступили к выпуску четырехосного полуприцепа-тяжеловоза ТСП 94165-0000010 с 9-метровой платформой (расстояние от ее переднего края до места подъема применяемых для заезда техники аппарелей 10,1 м). Колеса новинки сделаны односкатными и «обуты» в широкопрофильные шины – это облегчает передвижение по грязи, снегу или песку. Грузоподъемность полуприцепа при собственной массе 13,5 т составляет 54,5 т. Несущие уширители, увеличивающие ширину платформы с 2,53 до 3,03 м, включены в базовую комплектацию. Нагрузка на ССУ тягача не превышает 20 т. Подвеска зависимая рессорная производства BPW.

Компания «КАПРИ», производитель полуприцепов-цистерн, приступила к изготовлению двух новых моделей, в конструкции которых широко используется алюминий. Обе новинки предназначены для перевозки бензина и дизельного топлива. Стоимость 30-кубовой модели (по состоянию на март этого года) при использовании осей BPW – 2 497 000 руб., при использовании осей ТОНАР – 2 189 000 руб. Более вместительная 38-кубовая цистерна оценена в 2 697 000 руб.

Предприятие Grunwald ООО «Пластик-Рустер», с 2007 г. выпускающее прицепную технику под маркой Grunwald, с февраля предлагает увеличенный вариант трехосного тентованного полуприцепа, разработанного совместно с немецкими специалистами. Внутренний объем тентованного кузова – 111 м3. Снаряженная масса – 9 т, полная масса – 38 т, из которых 11 т приходится на ССУ тягача и 27 т на колесную тележку. Полуприцеп может быть оснащен бортами, воротами или сдвижным каркасом тента, а также подъемной осью. Он рассчитан на эксплуатацию в паре с седельным тягачом, высота ССУ которого 950 мм, однако возможно применение и тягачей с высотой ССУ 1080…1240 мм.

Готовится к производству еще один полуприцеп марки Grunwald – универсальный раздвижной контейнеровоз, за основу которого взят немецкий аналог. Этот полуприцеп сможет перевозить контейнеры 2х20; 1х20; 1х30; 1х40; 1х40 HQ и 1х45 HQ. Предприятие разворачивает выпуск сразу нескольких современных по конструкции моделей прицепной техники: бортовых, оснащенных тентом полуприцепов, полуприцепов-самосвалов и еще нескольких полуприцепов специализированного назначения. Завод уже подготовил их первую товарную партию. В 32-кубовом разгружаемом назад кузове упоминаемой модели автопоезд может перевозить до 32 т груза. Снаряженная масса полуприцепа – около 12 т, допустимая нагрузка на ССУ тягача (высотой 1380 мм) – 20 т, допустимая нагрузка на тележку – 24 т. Рессорную подвеску и оси поставляет компания BPW.

Новый «антикризисный» трехосный контейнеровоз PK-24N ECO эконом-класса запустил в производство Великолукский опытный машиностроительный завод (торговая марка Steelbear) – эта модификация рассчитана на перевозку 40-футового контейнера (в том числе типа HQ). Благодаря усовершенствованию конструкции отпускную цену прицепа (по состоянию на март) удалось снизить с 850 000 до 795 000 руб. по сравнению с ранее освоенными моделями. Контейнеровоз габаритной длиной 12 000 мм предназначен для эксплуатации с двухосным седельным тягачом, колесная база которого около 3600 мм, а высота ССУ 1100 мм. Снаряженная масса модели – 4,3 т, полная масса – 38 т, при этом на «седло» тягача максимально приходится 11 т и на оси колесной тележки 27 т.

Грабовский автомобильный завод (ОАО «Завод «ГрАЗ») запустил в работу современную линию обработки листовых материалов. С таким оборудованием завод получил возможность обеспечить высокую точность выполняемых операций и чистоту получаемой кромки, а также, что немаловажно, значительно увеличил производительность металлообрабатывающего производства.

Многие из работающих на территории России производителей прицепов и полуприцепов хотя и снизили темпы выпуска по итогам первых трех месяцев этого года, но в будущее смотрят с куда большим оптимизмом, чем российские производители автомобилей. Дело в том, что большинство из них за несколько последних лет нашли в себе силы отказаться от прежнего, устоявшегося годами подхода к ведению дел, организовали гибкое производство, не на словах, а на деле подстроенное под выполнение требований конкретного клиента, тогда как производители автомобилей до сих пор в работе с заказчиками во многом руководствуются еще советским принципом «бери что дают» и питают небезосновательную надежду на помощь государства. У производителей прицепов и полуприцепов никогда не было никаких оснований надеяться на добродетельное правительство, ставку они всегда делали исключительно на собственные возможности, собственные способности и собственные ресурсы, поэтому стратегия успешного бизнеса у них была только одна: максимально удовлетворить запросы клиента, чего бы он ни желал. В результате производители прицепной техники научились с одинаковым успехом выполнять и крупные, и единичные заказы, быстро и грамотно изменять конструкцию своего продукта в соответствии с пожеланиями заказчика, который в их сознании из просителя с протянутой рукой постепенно превратился в того, чьим интересам в конечном итоге подчинена вся производственная деятельность. И это дало свои плоды: когда производители автомобилей молили о правительственной поддержке, производители прицепов спокойно, с уверенностью в своих силах выводили на рынок новые модели и обновляли производственные мощности. По сути, это означает, что они выбрали правильное направление развития.

Производство в России прицепов и полуприцепов для грузовых автомобилей
Параметр Январь 2008 г./
январь 2009 г.
Февраль 2008 г./
февраль 2009 г.
Январь–февраль 2008 г./
январь–февраль 2009 г.
Количество, ед.
1827/ 383
2348/ 563
4183/ 946
Соотношение, %
21,0
24,0
22,6
ТЕХНИКА (обзоры) ТРАНСПОРТ
Константин Закурдаев Основные Средства 05'2009 12 июля 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com