Земляки Карузо на родине Шаляпина

С. Протасов

Италия славится музыкой и певцами, а в Поволжье родился великий Шаляпин, который потом жил в Италии. Но не только это объединяет наши страны. Россия и Италия достойно представлены и в истории автомобилестроения. Сейчас в ней появится новая страница: происходит нерядовое событие – начало широкого производства легких внедорожных грузовиков новейшего поколения.

Испытания на поле с глубоким снегом автомобили выдержали с честью

История.

Daily по-английски означает «каждый день»: 30 лет назад компания IVECO разработала семейство Daily в качестве универсальных автомобилей-тружеников для ежедневного использования, т. е. конструкторы изначально стремились создать транспортное средство прочное, надежное, безотказное и удобное в эксплуатации. Все эти годы не прекращалась работа над совершенствованием конструкции Daily – устраняли проявлявшиеся в эксплуатации недостатки, выполнялись пожелания покупателей и учитывались тенденции рынка. И вот на российский рынок выходит новый продукт IVECO – полноприводные автомобили Daily 4x4. Производство их начнется на совместном предприятии «Савеко» (IVECO и «Самотлор-НН», Нижний Новгород) летом этого года.

Что же представляют собой новые автомобили повышенной проходимости? Изначально они предназначались для универсального обслуживания небольших отдаленных населенных пунктов, где могли бы выполнять множество работ – доставлять людей и грузы по заснеженной или раскисшей грунтовой дороге, в качестве коммунального автомобиля – очищать городские улицы (предусмотрена возможность установки снегоочистителя и других навесных орудий, для привода которых имеется две коробки отбора мощности). Машина может служить как «скорая помощь» или ремонтная мастерская для бригады энергетиков или дорожников и т. д. Одним словом – универсал.

Президент ООО «Савеко» Н.П. Сандугей со своими «питомцами»

Конструкция. О конструкции новинок рассказал директор (главный конструктор) полноприводного направления компании IVECO Пьер Франческо Пеннестри.

Кабина предлагается в двух вариантах: однорядная трехместная и двухрядная шестиместная. Эргономичные органы управления, элегантная отделка. Отопитель кабины и, что немаловажно, кузова очень мощный, прогревает воздух быстро – могу засвидетельствовать.

Двигатель с топливной системой Common Rail от Bosch очень эластичен благодаря плоской характеристике крутящего момента: постоянное максимальное значение сохраняется в диапазоне 1250...3000 мин11. Предусмотрен предпусковой подогреватель воздуха во впускном коллекторе, по заказу можно установить жидкостный электрический подогреватель.

Рулевое управление «позаимствовано» со среднетоннажных грузовиков EuroCargo, это гарантирует надежность. Шестиступенчатая коробка передач плюс двухступенчатая раздаточная коробка плюс делитель дают в сумме 24 передачи, благодаря чему автомобиль может при необходимости идти и на «ползущей» скорости, и развивать до 130 км/ч. Следует заметить, что на представленных образцах были установлены ограничители, не позволявшие разгоняться свыше 95 км/ч. Скажу по личному опыту – на шоссе на высоких скоростях машина с высокой «будкой» ведет себя отлично: устойчива благодаря полному приводу, маневренна, динамична благодаря мощному двигателю.

Из этого плена помогала выбираться
электролебедка

Раздаточная коробка расположена в центре шасси, и это дает ряд преимуществ: уменьшаются углы сгиба шарниров равных угловых скоростей, упрощается доступ к узлам трансмиссии, удобней размещать коробку отбора мощности. Распределение крутящего момента – 32% передний мост и 68% задний. Передний мост постоянно включен, он жесткий, так как рассчитан на навеску передних рабочих орудий. Межосевой и межколесные дифференциалы блокируются. Привод электрогидравлический, клавиши включения блокировки расположены на панели приборов.

Рама из балок замкнутого профиля сварная, из высокопрочной углеродистой стали толщиной 5 мм. Передний бампер полностью стальной, со встроенными противотуманными фарами.

Тест-драйв. Для начала возможности внедорожных грузовиков продемонстрировали профессиональные водители: автомобили уверенно преодолевали трассу для внедорожного триала и даже довольно глубокий снег в поле. Затем дали возможность опробовать автомобиль журналистам на дороге и бездорожье. Конечно, те постарались найти такое бездорожье, которое остановит Daily 4x4. Несколько часов два автомобиля героически боролись со снегом, в котором застряли даже тракторы из ближайшей деревни, но все же выбрались из снежного плена самостоятельно – с помощью двухтонной электрической лебедки!

Спецавтомобили. На базе шасси будут изготавливать автомобили специального назначения для МЧС и медицинский реанимационно-эвакуационный комплекс.

Даже трактор не смог здесь пройти и поспешно вернулся на дорогу

В кузове спецавтомобиля МЧС есть помещение с удобными сиденьями для бригады спасателей и большие отделения для инструмента и оборудования. Как я говорил, автомобиль может быть укомплектован электролебедкой. Этим автомобилем уже заинтересовались РЖД, Газпром, МЧС и энергетики.

Полноприводного медицинского автомобиля, подобного представленному ООО «Савеко», в нашей стране пока нет. Он может одновременно перевозить и оказывать первую помощь четверым больным! Внутренняя высота фургона – 1800 мм. Возможна установка любого медицинского оборудования – российского и импортного. Имеется преобразователь тока на 220 В для питания медицинского оборудования, генератор позволяет подключать нагрузку до 800 Вт.

Планы. Подчеркну – в России начата сборка совершенно новой модели, которую IVECO только выводит на мировой рынок, а не автомобиля, снятого с производства на Западе, а таких примеров мы можем вспомнить множество. На этот год запланировано собрать 200 машин. Пока сборка ведется из СКД-комплектов на заводе «Семар» в Семёнове Нижегородской области, но рядом на площадке строят новый завод «Савеко», который даст продукцию уже в этом году, а в течение нескольких лет увеличит выпуск до 25 тысяч автомобилей в год. Обращаю внимание: на новом заводе автомобили будут именно изготавливать, а не собирать из готовых комплектов. Кроме самого простого – пластмассовых панелей облицовки станут производить сиденья, сложные штампованные детали. Необходимая по закону локализация – размещение части производства в России – будет выполнена в срок и в полном объеме.

Медицинский автомобиль может одновременно перевозить 4 больных

В контракте прописано строительство жилья и объектов соцкультбыта (дома культуры) в г. Семёнове для работников завода. Сейчас средняя зарплата рабочих на заводе «Семар» составляет 12 000 руб., что считается очень хорошим показателем для региона. Планируется, что на заводе «Савеко» зарплата будет выше.

Соглашение между IVECO и «Самотлор-НН» было достигнуто довольно быстро, хотя мы знаем примеры, когда переговоры между западными и российскими компаниями идут годами. Очевидно, IVECO оценила успешную деятельность компании «Самотлор-НН», динамику ее развития и, несомненно, целеустремленность руководителя. Генеральный директор компании «Самотлор-НН» и акционер ООО «Савеко» (напомню: доля IVECO в уставном капитале 51%, а «Самотлор-НН» 49%) Николай Павлович Сандугей – весьма увлеченный человек. Достаточно немного с ним пообщаться и сразу видишь – он исключительно энергичен, это человек слова: сказал – и обязательно выполнит, добьется поставленной цели. Поэтому сомнений нет в том, что планы «Савеко» воплотятся в жизнь и Россия получит современные легкие универсальные шасси повышенной проходимости.

В соглашении о совместном предприятии «Савеко» поставлено условие – организация фирменных сервисных центров, цены в которых будет контролировать IVECO. Это избавит клиентов от неоправданного повышения цен некоторыми дилерами.