Трейлеры в Европе Новинки и тенденции (По материалам выставки RAI 2007, Амстердам)

А. Куприянов, Trailer Centrum, Таллин

Терминология

Уважаемый читатель! Чтобы понять друг друга, мы должны говорить на одном техническом языке. В русском языке некоторые технические термины и понятия отличаются от среднеевропейских, но если в этой статье мы будем говорить о европейских трейлерах, то и терминология должна быть европейской. Зная ее и общаясь с иностранными партнерами, вы быстрей найдете общий язык и уменьшите риск недопонимания из-за непрофессионального перевода.

Мост для трейлера укомплектован двухдисковыми тормозными механизмами

Итак, по международной терминологии трейлер – это полуприцеп или прицеп любого назначения, т. е. транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, буксируемое автомобилем или трактором.

Современная ситуация на рынке

Очередная выставка коммерческого транспорта TERTS 2007 прошла в выставочном центре RAI в Амстердаме. С началом выставки разнесли красивые зеленые голландские яблоки в картонных ящичках с красивым лозунгом «Start Future Now!» («Пусть будущее начинается сегодня!»), а цель этой кампании – агитация за технологии, наносящие наименьший ущерб природе.

Выставка состоялась в интересное время. Даже ветераны не припомнят такой ситуации на рынке. Пару лет назад начала резко дорожать нержавеющая сталь, затем алюминий, потом пришла очередь и других материалов. Казалось бы, клиенты должны были выжидать понижения цен, однако те, опасаясь дальнейшего подорожания, бросились покупать транспортные средства и, в частности, трейлеры.

Заводы, несмотря на рост цен, стали получать все нарастающее число заказов, что привело к удлинению сроков поставки. Но и это не остановило покупателей. Сейчас даже на довольно простые трейлеры срок поставки составляет 5...6 месяцев, на цистерны из нержавеющей стали – 10...12 месяцев.

Казалось бы, радоваться надо изготовителям, все увеличили выпуск, даже непопулярные перегружены заказами, но перегрузка конвейеров не может обойтись без сбоев. Появились и дополнительные проблемы – поставщики комплектующих начинают задерживать поставки, особенно болезненны задержки с осями. Самые распространенные оси BPW и SAF уже давно дефицит. Многие заводы не могут закончить сборку трейлеров, так как без осей их даже на площадку не выкатить. Резко увеличился спрос и на другие оси, но ситуации это не меняет. На выставке я обсуждал эту тему с представителями многих заводов, и всех заботит эта проблема. У многих восточноевропейских покупателей это вызывает стресс, они начинают искать альтернативные и, как правило, не оптимальные решения. Западноевропейские клиенты, несмотря на неудовольствие, к этому относятся более толерантно: если срок поставки дольше, то и планировать надо заранее. Чуда никто не ждет. Зачастую меняется и порядок оформления заказа. В первую очередь многие заказчики специальных трейлеров делают заказ, перечислив предоплату, а затем имеют возможность в течение нескольких недель или даже месяцев спокойно обсуждать и утверждать спецификацию.

Если очереди клиентов растянулись почти на год, изготовителям трейлеров вроде бы и ни к чему участвовать в дорогостоящих шоу, но коммерческая составляющая еще перевешивает, «show must go on» – «шоу должно продолжаться». В любом случае выставка – это самый быстрый способ донести до клиентов новейшую информацию.

Премьеры и экспоненты

Рост спроса стимулирует активность небольших изготовителей. Так, фирма Tracon еще в 2005 г. выпускала 90 трейлеров в год, в этом году уже 600, в следующем 800. Шторный трейлер от Tracon можно получить достаточно быстро, но, пожалуй, не так, как хотелось бы.

Одна из новостей глобализации. Китайская фирма CIMC (China International Marine Containers) купила большую часть акций концерна Burg Industries – одного из лидеров европейского рынка по выпуску цистерн самого разного назначения, а также других прицепов и полуприцепов различных типов. В концерн входят заводы Burg Fabriek B.V., LAG N.V., HOBUR Twente N.V., Burgers Carrosserie N.V. и финский Eurotank Oy. Что такое CIMC? В европейские масштабы она не умещается, это корпорация глобального размера.

45-футовый «кандидат» на международную стандартизацию

Основное направление – производство ISO контейнеров, где CIMC занимает одно из лидирующих положений, а годовой выпуск трейлеров превышает 110 000! Один из продуктов CIMC для международного интермодального транспорта был представлен на выставке – рефрижераторный 45-футовый контейнер на 33 паллеты. Контейнер имеет длину 13 716 мм, высоту 2896 мм, объем 83,5 м3 и массу 5990 кг.

Шторный трейлер (Curtsider, или трейлер со сдвижным тентом, со шторным бортом) – распространенный современный термин, он понятен всем транспортникам. Это самый массовый тип трейлера в Европе. Шторный трейлер разработали в Великобритании лет сорок назад, и он быстро стал там популярен, давно почти вытеснив TIRы по причине очевидных преимуществ. В материковую Европу он пришел позже, будучи уже не новинкой, а проверенным транспортным средством без «детских болезней». Именно такой полуприцеп требовался Европе, избавившейся от границ.

Уже несколько лет идут переговоры о стандартизации 45-футового контейнера в качестве универсального международного транспортного. Комбинация разных видов перевозок уменьшает и оптимизирует их стоимость, стандартизация контейнеров упрощает их применение для всех видов транспорта, в том числе автомобильного.

Другой интересный трейлер концерна BURG (CIMC) – двухэтажный рефрижераторный Double-Deck, оптимизированный для обслуживания супермаркетов и вмещающий 90 ролконтейнеров (820х695 мм) высотой до 1800 мм. Вместимость трейлера больше, чем стандартного рефрижератора, на 60%. С учетом опыта сзади установлен большой подъемный борт грузоподъемностью (г/п) 3 т. Внутренние стенки разделяют грузовой объем на три термоизолированных отсека. Такой Double-Deck, конечно, дорогостоящий инструмент, но опыт использования доказал эффективность этой концепции.

Это не новость, что разрешенная полная масса транспортного средства в Нидерландах позволяет использовать цистерны большого объема, это дает голландским перевозчикам существенное преимущество. На выставке было представлено множество типично голландских цистерн, например, пищевая на 34 700 л (средняя европейская – 28 000...31 000 л) и топливная на 47 500 л при массе всего 6240 кг.

Мне понравился увеличившийся выбор маленьких трейлеров, в частности трейлеров-платформ г/п от 3,9 до 10,2 т.

Известная и солидная фирма Gigant, изготавливающая оси для прицепов, в том числе для тяжелых условий перевозок, удостоена премии за инновацию – оси оборудованы двухдисковыми тормозными механизмами.

Двухэтажный рефрижераторный трейлер BURG

Премию за инновацию получила и голландская фирма Govet за рефрижераторные установки без дизельного двигателя: холодильная установка работает от генератора тягача, специальная система автоматически запускает двигатель тягача на стоянке и при необходимости выключает. Одно условие – трейлер работает лишь тогда, когда подсоединен к тягачу или к электросети. Интересно, что двигатель тягача является более экономичным, чем двигатель рефрижераторной установки. На стоянке стандартный дизель рефрижератора расходует 3,75 л/ч, а автомобильный дизель с рефрижератором Govet – 3,25 л/ ч. При расчетном режиме 1 год, 120 тыс. км и 1 тыс. ч расход стандартной установки составит 3750 л, а Govet – 1200 л, да и шум снижен на 2...7 дБ. И очень важно: голландская налоговая система позволяет получать компенсацию до 0,32 евро за литр за то, что фирма использует систему Govet как экологически чистую. Это реальный шаг стимулирования государством использования «зеленых» технологий! Start Future Now!

Интересен специальный трейлер фирмы Pacton, изготовленный по заказу известного производителя пива. Особенность трейлера – отдельный отсек с подъемником для погрузчика. Погрузчик за несколько минут лифтом опускается на землю и может разгружать пиво в любом месте, где нет средств для разгрузки. Место для погрузчика и верхней дуги быстрого открытия тента удалось «выкроить» благодаря тому, что пиво тяжелое и прицеп загружается на максимальную г/п даже при уменьшенном объеме грузового отсека. Для большей вместимости пол сделан двухъярусным, а поворотные оси увеличивают маневренность трейлера.

Пищевые цистерны на 34 700 л (внизу) и 47 500 л (Нидерланды)

Поворотные оси – общее понятие, назначение такой конструкции: уменьшить радиус поворота трейлера и износ шин. Конструкции поворотной оси имеют разные решения по стоимости, по массе и др.: • поворачивается мост, привод тросом; • поворачивается мост, привод балкой; • поворачиваются колеса, привод механический; • поворачиваются колеса, привод гидравлический и проч.

Фирма N.C.H. Hydraulic systems B.V. продолжает развивать подъемно-транспортные системы. Основное направление N.C.H. – гидравлические системы, позволяющие загружать-разгружать ISO контейнеры и, самое главное и уникальное, устанавливать их в вертикальное положение, что особенно облегчает погрузку, например, металлолома или мусора. Вертикальный бетонный узел был показан на выставке. Узел предварительно загружается цементом, песком и щебнем, затем разгружается на строительной площадке, далее требуется только вода и электричество: узел может несколько дней или недель снабжать стройку раствором. Одна машина с системой N.C.H. может обслуживать целый парк таких бетонных узлов, что дает заметную выгоду по сравнению с тем, когда автобетоносмесители простаивают целыми днями на небольших объектах.

Белые светоотражающие ленты на боковых стенках, а сзади красные

Продолжают развиваться мобильные весовые системы, устанавливаемые на грузовые транспортные средства. Систем много, но дешевые страдают большой погрешностью. Еще недавно достаточно точные системы необходимо было устанавливать на трейлер при его изготовлении на заводе и стоили они 3500...5500 евро и более, а сейчас вполне можно подобрать приемлемую систему с точностью показаний до 100 кг и ценой до 2000 евро и установить ее самому или в любой мастерской. Такие системы находят все большее применение, так как контроль грузоподъемности приобретает все большее значение. Как показывает практика, если контроль на дорогах не осуществлять, то до 80% трейлеров с насыпными грузами превышают разрешенные полную массу и нагрузки на оси.

Перегруз разрушает и дороги, и транспортное средство. Для перевозчика сохранность трейлера и грузовика важна, но прибыль важней, а про дороги он вообще мало думает: «О них должно думать государство». Но если дороги нещадно разрушаются перегрузом, то что на них пенять?! В Европе ремонт стоит дорого не только из-за запчастей, но больше из-за потерь при простое техники и работников. В Восточной Европе простои еще не наносят такого сильного урона владельцам транспортных средств: зарплаты низкие, относительно невысокая стоимость ремонта. Вот «у нас» и ремонтируются неделями, а на Западе такая ситуация приведет к разорению компании. Поэтому и вводят ограничение нагрузки на ось.

Типичное оборудование топливной цистерны – разгрузка самотеком и счетчик

В Европе за перегруз назначают значительные штрафы. Во многих странах есть специальные полицейские, которые ездят по дорогам и на глаз могут определить перегруз по «просадке» подвески, по шинам и прочим признакам. Тем не менее перевозчики иногда нарушают закон, но осторожно и очень выборочно. В странах Прибалтики контроль на дорогах ужесточается, уже многие не нарушают установленных норм, но до европейского уровня пока далеко.

Настоящий переворот готовят фирмы, выпускающие компоненты ходовой части и тормозных систем. Среди них явным лидером является известная компания WABCO. Представленный на выставке пульт SmartBoard от WABCO имеет пока небольшой экран и всего три кнопки, но результат применения этой системы может превысить самые смелые ожидания. SmartBoard контролирует и показывает параметры состояния транспортного средства, важные для любого владельца, не может не заинтересоваться этими параметрами и дорожная полиция. SmartBoard показывает пробег трейлера суточный и общий, износ тормозных накладок, давление в шинах, контролирует подъем-опускание подвески и подъемной оси, покажет нагрузку на ось. Если сейчас очень мало трейлеров оснащено счетчиками километров на оси и в основном это трейлеры из парков глобальных перевозчиков, экспедиторов или арендных фирм, то лет через десять, по-видимому, уже все трейлеры, как и тягачи, будут оборудованы встроенными компьютерами.

Седельное устройство для маленьких трейлеров

Чем жестче контроль за нагрузкой, тем чаще владельцы оснащают теперь трейлеры встроенными весовыми системами, которые в дальнейшем наверняка станут регистрировать данные на электронные чипы, а по ним всегда можно определить, перегрузил ли владелец транспортное средство, и будут штрафовать за перегруз, лишать гарантии, страховки и проч. так же, как сейчас контролируют режим работы водителей по тахографу.

Отмечу охлаждение к проекту EuroCombi. Недавно из Германии пришли сообщения, что «проект монстров» не утвержден и, похоже, не будет утвержден. Самые крупные немецкие изготовители вложили большие средства в этот проект, а теперь такое разочарование после эйфории на выставке IAA в 2006 году! Недавно и Франция объявила, что отдаст приоритеты железнодорожному транспорту и притормозит рост сети автодорог для перевозки грузов, а в Нидерландах 20...25-метровые автопоезда продолжают успешно работать.

Новинки с выставки

Новинки – понятие относительное. Например, фирма Сramaro выставила «новинку»: трейлер со сдвижным тентом для перевозки как грузов под тентом, так и ISO контейнеров, однако такую систему давно выпускает французская Libner.

Вертикальный бетонный узел от N.C.H. Hydraulics

Передовые разработки иногда более правильно считать новинками не с момента их появления, а с начала широкого применения. Вот, например, светоотражающие ленты: на боковых стенках транспортного средства они белые, а сзади красные. Ленты пока не являются обязательными, и клиенты заказывают их по желанию, однако то, что они повышают видимость трейлера в темное время суток, может иметь решающее значение, особенно для прицепов с опасными грузами. Применение средств безопасности должно быть небезразлично и государству, и самим перевозчикам, но, возможно, и страховым компаниям следует сделать скидки?

Иногда новинки бывают чрезвычайно интересны, но только узкому кругу специалистов. Так, фирма RTI выставила компрессор для сило-цистерн с двойным кулером-охладителем воздуха. Выходящий воздух подается приблизительно с температурой всего около 40 °С, что может быть очень важно для отдельных грузов. Это явная инновация, но широко рекламировать ее бессмысленно, и здесь, конечно, ценность выставок очевидна. Транспортные выставки являются своеобразными навигаторами в разнообразном и меняющемся мире транспорта. Из прочих новинок мне показалась интересной дигитальная ручка с переносом подписи по GPRS.

Компрессор RTI

Уже около четырехсот клиентов используют эту систему. Работает просто. Скажем, водитель из Голландии привозит цветы в Литву (Россию или др.) и, разгрузив трейлер, дает CMR на подпись. Несколько секунд – и подпись передана в голландский офис. Технически идея хорошо придумана. Карандаш изготовлен фирмой Logitech, но все дело в бланках. Бланки CMR напечатаны хитро: при увеличении виден точечный узор, который и считывается дигитальной ручкой. Считывается и номер копии CMR бланка, и сами надписи, что легко передается с помощью электронной цифровой технологии. О массовом применении думать пока рано, но для многих глобальных перевозчиков это может стать почти идеальным решением.

Понравились городские автомобильчики Tuk-Tuk, оборудованные навигатором GPRS, причем новые модели стоят на выставке, а старые колесят по Амстердаму.