Renault для строек

Леонид Малютин

Весной Renault Trucks вывела на рынок не просто две новинки, но два многочисленных семейства – Premium Lander и Kerax. По этому поводу в конце июня компания провела пресс-тур, включая презентацию новинок, демонстрацию и тест-драйв на испытательном полигоне и экскурсию по заводу в Бург-ан-Брессе недалеко от Лиона, где собирают Lander и Kerax.

Premium Lander на подъеме

Оба семейства – это не «косметическая подтяжка» Kerax, выпускаемого с 1997 г., и Premium Lander, выведенного на рынок не так давно – в 2003-м, а радикальное обновление, практически разработка с чистого листа – столько перемен и в конструкции, и в модельных рядах, и в самом подходе к разработке, основанном на новой сегментации рынка, все больше узкоспециализированного.

Традиционно для подвоза материалов на стройплощадку, для доставки готового бетона, асфальта в качестве базы для строительных и коммунальных машин используют развозные (distribution) и тяжелые строительные (construction) грузовики. Ни те, ни другие в полной мере не подходят для выполнения этого круга задач – их проходимость либо недостаточна для строительной площадки, либо избыточная для скоростной трассы. Клиентам нужны автомобили, одинаково эффективные и на стройке, и на шоссе, которые могли бы в любых погодных условиях заезжать и выезжать со строительной площадки и других подобных территорий со сложными условиями – свалок, полигонов и быстро, но экономя при этом топливо, доставлять грузы, совершая за смену 8...10 рейсов. Клиенты стремятся также перевозить за рейс как можно больше полезного груза, ведь каждая дополнительная тонна дает ощутимую финансовую выгоду.

Premium Lander на подъеме

Сегодня в странах Европы все чаще отмечают перегруз транспорта, и, например, полиция Швеции приняла меры, чтобы пресечь это явление: теперь за перегруз станут штрафовать и перевозчика, и заказчика. Таким образом, автостроитель, предложив автомобиль меньшей снаряженной массы при той же полной, создает себе весомое конкурентное преимущество.

Под эти требования и пожелания клиентов Renault Trucks и разработала Premium Lander, создав тем самым новый рыночный сегмент – между развозными и тяжелыми строительными грузовиками, который в компании назвали «легким строительным» (light construction).

В семействе Premium Lander более 60 конфигураций в дорожном и внедорожном исполнении – это седельные тягачи 4х2 и 6х4, шасси 4х2, 6х2 и 6х4, предназначенные для монтажа самосвальных кузовов, автобетоносмесителей, грузовых платформ и кранов-манипуляторов, специальных кузовов для вывоза различного мусора. Для тягачей предусмотрено по три варианта колесной базы на каждую колесную формулу, для шасси – 15 вариантов от 3200 до 6800 мм. Рамы также различаются по исполнению заднего свеса – стандартная, для установки самосвального кузова, для автобетоносмесителя. Рамы, рассчитанные на применение в самых разных дорожных условиях, изготовлены из более прочной стали, чем для предыдущего поколения Premium Lander. Лонжероны выполнены из швеллера высотой 300 и толщиной 8 мм и на автомобилях 6х4 дополнительно усилены С-образными вставками толщиной 5 мм, а на шасси 6х2 – L-образными вставками.

Двигатель в сборе с КП

Вставки доходят от задней части рамы до ее середины – это третий уровень усиления по классификации Renault, который применяют и для грузовиков Kerax. Во внедорожном исполнении тягачи и шасси комплектуют шинами размером 13R22.5 или 315/80R22.5, механической или пневматической подвеской задних мостов и системой выпуска, выведенной вверх или в сторону за кабиной. На дорожных грузовиках система выпуска выведена на левый борт.

Поскольку все большее распространение получают краны-манипуляторы, конструкторы предусмотрели возможность их быстрого, легкого монтажа и несколько вариантов отбора мощности от двигателя и коробки передач (КП) для привода гидравлической системы крана и другого оборудования.

Моторная линейка включает 6-цилиндровые рядные двигатели серии DXi7 в исполнениях Euro 3 и Euro 4/5 мощностью 280 и 320 л.с. (206 и 235 кВт) и DXi11 также Euro 3 и Euro 4/5 мощностью 370, 410 и 450 л.с. (270, 295 и 331 кВт). Новые дизели по сравнению с предыдущей серией DCi на 15% эффективней. Они оборудованы моторным тормозом Optibrake, мощность которого, например, на DXi11 составляет 275 кВт при 2300 мин-1 и 160 кВт при 1500 мин-1.

Для DXi7 предусмотрен выбор из трех механических 6- и 9-ступенчатых КП ZF и одной автоматической КП Allison 3200V. Для DXi11 выбор шире – пять механических 16-ступенчатых КП ZF, две автоматизированные КП Optidriver+, различающиеся программным обеспечением, разработанным Renault. Для внедорожных версий предлагают двухрежимную КП – дорога/ вне дороги. Режимы переключаются клавишей на приборной панели, при этом меняется алгоритм переключения передач. На дорожные версии устанавливают однорежимную КП. Optidriver+ оптимизированы для Lander и особо рекомендованы для внедорожных версий грузовиков полной массой до 60 т. Кроме того, Optidriver+ на 60 кг легче механической КП.

Переворачивают раму

Коробки передач агрегатируют с замедлителями – 16-ступенчатую ZF – с интердером ZF, гидравлический ретардер Voith устанавливают на КП Optidriver+, ретардер Allison – на автоматическую КП этой же марки. Электроретардер Telma доступен только для грузовиков с двигателем DXi7 и особенно удобен в городском режиме движения, поскольку срабатывает мгновенно вне зависимости от скорости автомобиля.

Для Premium Lander специально разработана новая серия ведущих мостов. Выбор моста зависит от колесной формулы, мощности двигателя, типа КП и дорожных условий. Мосты оснащены принудительно блокируемыми дифференциалами, причем блокировку включают-выключают на ходу. Мосты отличаются простотой обслуживания, защитой от коррозии. Дорожный просвет за счет измененной формы картера увеличен на 25 мм и составляет 340 мм. Просвет под балкой переднего моста – 317 мм. Повышенная проходимость также обеспечена углом въезда и съезда 25°. Увеличен выбор шин, теперь предлагается 10 размеров. Заказчик определяет как размер шин в зависимости от нагрузки на оси и дорожных условий, так и их марку – Renault работает с несколькими основными производителями шин.

Безопасность обеспечена дисковыми тормозами, системой EBS и режимом трогания в гору (Hill Start Aid). Этот очень удобный, действительно безопасный режим значительно облегчает работу водителя, особенно в городском потоке. Водитель, остановившись на подъеме, включает соответствующую клавишу, при этом автоматически срабатывают тормоза, т. е. не надо выжимать педаль тормоза или задействовать стояночный тормоз. При наборе оборотов автомобиль плавно начинает движение с места, не откатываясь назад.

Установка колеса

При возросшей мощности и прочности конструкции конструкторам удалось снизить снаряженную массу автомобиля на 600...1000 кг. Увеличение полезной нагрузки, скажем, на 600 кг позволяет в течение года перевезти на 660 т груза больше.

Renault предлагает широкий выбор кабин, и заказчик может выбрать подходящий вариант в зависимости от типа монтируемого на шасси оборудования и режима эксплуатации – три варианта кабин по глубине (короткая без спальника Day, комфортабельная Global со свободным пространством за сиденьями и глубокая Sleeper со «спальником»). Кабины различаются по высоте и числу ступенек – две или три. Кабина с двумя ступеньками удобна для водителя, которому приходится в течение смены часто покидать кабину. Более высокая кабина с тремя ступеньками предполагает использование на внедорожных автомобилях. Следует обратить внимание на меры по улучшению обзора. Компания предлагает двери со стороны водителя и пассажира с увеличенной площадью остекления – практически на высоту двери. В кабине со спальным местом возможно врезать окно по правому борту на высоту «спальника», и тогда угол обзора водителя увеличивается до 207°. Бытовые условия можно улучшить с помощью съемных легко моющихся пластиковых ящиков и подставок.

Новое семейство тяжелых строительных грузовиков Kerax предназначено для более сложных условий эксплуатации, чем Lander: на стройке, в карьерах, для перевозки тяжелого строительного оборудования. В нем более 60 конфигураций в пяти основных исполнениях с 39 вариантами колесной базы – шасси 4х2, 4х4, 6х4, 6х6, 8х4 и седельные тягачи 4х2, 4х4, 6х4 и 6х6. Рамы усиливают С-образными вставками до середины – третий уровень усиления (Medium), на 2/3 длины рамы – четвертый уровень (Heavy) и до двигателя – пятый уровень (Xtrem). Версия Xtrem разработана специально на экспорт, в частности на лесоразработки Индонезии и в карьеры Камеруна. Конструкторы, усилив подвеску задней тележки, увеличили нагрузку с 21 до 26 т и с 27 до 32 т, а для внешнего рынка предлагается подвеска, рассчитанная на нагрузку 38 т.

Подготовленный к сборке бампер

Kerax оснащают двигателями DXi11 Euro 3 мощностью 330, 380 и 440 л.с. (240, 277 и 321 кВт) и DXi11 Euro 4/5 мощностью 370, 410 и 450 л.с. (270, 295 и 331 кВт). Двигатель агрегатируют с 16-ступенчатыми механическими КП ZF, специальными версиями автоматизированных КП Optidriver+ или автоматическими КП Allison series 4000. Для всего модельного ряда предусмотрен режим начала движения на подъеме Easy Hill Start. Применены барабанные тормоза как наиболее надежные в условиях бездорожья. Остальные системы торможения – моторный тормоз, ретардеры, система EBS – аналогичны таковым на Premium Lander. На тягачи в базовой комплектации устанавливают кабину Sleeper глубиной 2,2 м, на шасси – Global глубиной 2,0 м, за исключением бетоносмесителей, для которых предназначена короткая кабина Day глубиной 1,8 м.

Грузовики Premium Lander и Kerax собирают на одной из двух линий завода Renault Trucks в Бург-ан-Брессе. На второй линии идет сборка магистральных грузовиков Magnum и Premium. Сборка Kerax перенесена в октябре 2006 г. с испанского завода в связи с переходом на Euro 4 и в целях оптимизации логистики. Завод работает в две смены и выпускает ежедневно 96 внедорожных и 127 магистральных грузовиков. Управление производством организовано по принципу JIT (Just-In-Time). Сборку ведут под заказ и одновременно в производстве находятся разные модели в разных конфигурациях. Линия с напольным конвейером разбита на пять участков, по мере продвижения конвейера к участкам с двух сторон подают необходимые детали. Рядом со сборочными линиями организованы участки подсборки двигателей, агрегатов трансмиссии и кабин, подвозимых с других заводов компании. В отдельной зоне тестируют и доводят собранные автомобили. На каждом участке работают в среднем 25 рабочих и ответственный за качество. Всего на заводе работают 1400 человек.

Контроль на смотровой канаве

На каждую сборочную операцию отводится определенное время, в среднем минут 15 (в этом ритме продвигается тележка конвейера). На первый участок раму подают перевернутой – рабочему так удобней монтировать на нее агрегаты, электро- и пневмопроводку: не надо приседать, принимать неудобное положение. С учетом того, что на грузовике до 6 тысяч резьбовых соединений, это существенно. Для каждого резьбового соединения рассчитан момент затяжки; гайковерты подсоединены к компьютеру, который регулирует момент в соответствии с технологической картой. Гайковерты для наиболее важных соединений проверяют на специальном стенде еженедельно, для менее важных контроль проводят каждые 60 дней. Недельное обучение новых работников ведут здесь же в цехе, в организованных вдоль линии классах.

После монтажа на раму мостов пневмо- и электрооборудования раму переворачивают и устанавливают двигатель вместе с КП, затем кабину и колеса. Рама лежит на двух подъемных тележках, и можно регулировать их высоту для удобства установки колес. Гайковерт представляет собой подвесной пневмоагрегат, затягивающий одновременно все гайки на колесе.

Перед тем как опустить грузовик на пол, регулируют развал-схождение, проводят контроль всех соединений сверху. В конце линии устроена смотровая канава, в ней на уже опущенном с ленты конвейера грузовике проводится контроль соединений снизу. Затем двигатель запускают в первый раз, а грузовик переезжает в тестовую зону, где его испытывают на вибродорожке, на стенде с беговыми барабанами, проводят акустический тест на утечки из пневмосистемы. Успешно прошедший все испытания грузовик отправляют клиенту или партнеру Renault, который монтирует кузов.