Командный дух обновленного семейства Stralis

Валерий Васильев

После пяти лет выпуска международный концерн IVECO S.p.A. модернизировал семейство тяжелых грузовиков Stralis, завершив, таким образом, грандиозное обновление производственной программы.

В модельный ряд обновленного семейства Stralis, которое создавала команда из 250 опытных специалистов и 15 центров исследований и разработок, входят 500 основных модификаций и тысячи возможных вариантов. Обширнейшее агрегатное наполнение позволяет найти нужное соотношение между динамикой автомобиля и тяговыми свойствами.

Семейство большегрузных коммерческих автомобилей полной массой от 19 до 44 т ориентировано на выполнение транспортной работы различных видов – городских, пригородных перевозок, поездок на небольшие, средние и дальние расстояния, доставку контейнеров, продуктов питания, скоропортящихся продуктов, топлива и опасных жидкостей, перевозку легковых автомобилей, строительных материалов и др. Шасси отлично приспособлено для установки спецнадстроек – рефрижераторов, цистерн, кузова для сбора и вывоза мусора и проч.

Потребитель может выбирать из следующих основных разновидностей:

• обычные тягачи с колесной формулой 4x2 и их спецмодификации – с низкой рамой Low Тractor, с ведущими мостами, оборудованными двухступенчатой главной передачей (HR), с усиленными шасси для тяжелых условий работы (RR);

• грузовики с колесной формулой 6х2 и управляемым средним мостом;

• автомобили 4x2 и 6х4 с рессорной и пневматической подвеской;

• разновидности 6x2, имеющие третий мост – подъемный, неуправляемый или управляемый, с одиночными или сдвоенными колесами или управляемый средний мост с пневматической подвеской для всех или только для задних колес.

Изюминкой Stralis, без сомнения, стала кабина – результат совместной работы конструкторов с дилерами и покупателями, пожелания которых учитывали при разработке дизайна, усовершенствовании оснащения и для повышения удобства. Передняя часть кабины увеличена для установки дополнительного оборудования. У решетки радиатора увеличена площадь, в измененный бампер встроены блок-фары привлекательной формы. В просторных багажных отделениях вместимостью 480 л (по сравнению с предыдущей моделью они больше на 60%), расположенных теперь с обеих сторон под кабиной, дверцы больших размеров находятся с обеих сторон кабины и открываются с помощью электропривода. Коэффициент аэродинамического сопротивления Сх кабины снизился на 2%, несмотря на возросший объем внутреннего пространства, благодаря полностью измененной форме боковых стенок.

Клиентам предлагается три типа кабин:

Stralis Active Day – короткая кабина с низкой крышей, подходит для поездок на средние расстояния в городе и пригороде, когда не требуется ночевать в кабине;

Stralis Active Time – для поездок на средние и дальние расстояния по стране или за рубеж, длинная кабина с низкой или высокой крышей;

на вершине модельного ряда находится кабина Stralis Active Space (AS3) с исключительно комфортными условиями и столь внушительных размеров, что напоминает куб (есть и модификация с низкой крышей).

В кабинах всех типов водитель любой комплекции может занять удобное положение благодаря новому сиденью на пневмоподвеске с четырьмя уровнями регулировки (длина хода увеличена на 40 мм по сравнению с предыдущей моделью – теперь она 220 мм) и возможности менять пространственное положение рулевого колеса. Управлять декомпрессионным моторным тормозом, гидравлическим тормозом-замедлителем, магнитолой и круиз-контролем можно не снимая рук с руля. Селектор коробки передач EuroTronic тоже встроен в рулевое колесо. Кабина АS3 отделана новой хлопчатобумажной тканью с микроволокнами, повышающими комфортность и прочность обивки. В панели приборов использован добротный пластик и иные окрасочные материалы, благодаря чему внешняя поверхность стала более приятной на ощупь. Теперь легче читаются показания многофункционального цветного дисплея, отображающего информацию о работе всех систем. Светящиеся стрелки измененной формы облегчают слежение за четырьмя приборами с круглыми шкалами. Все органы управления хорошо различимы и легко досягаемы, что позволяет в любых условиях уверенно управлять автомобилем. Благодаря высокопроизводительной системе климат-контроля и отличной шумоизоляции водитель находится в комфортных условиях и безопасности даже при неблагоприятной погоде.

Особо отметим кабину АS3 в модификации с высокой крышей, в которой благодаря изменению положения крыши и задней стенки внутреннее пространство увеличено на 95 мм по высоте и на 90 мм по глубине. Общий объем возрос на 1,8 м3. Складные спальные полки бльших размеров
(746x2020 мм нижняя и 784x1940 мм верхняя) и более комфортны благодаря применению новых материалов, а пневмоупоры позволяют легко и быстро разложить верхнюю полку. Добраться до спального места можно по алюминиевой лестнице. Для нижнего спального места разработано три варианта конструкции. Спальное место из трех секций, в центральную из которых встроен столик, создает уютную домашнюю атмосферу. Версия с тремя секциями со встроенным пассажирским сиденьем более комфортна по сравнению с вариантом, существующим на Stralis АS. Последняя разновидность представляет собой спальное место, не разделенное на секции, она наиболее удобна для сна и оснащена выдвижным контейнером на 100 л.

Новая верхняя консоль состоит из нескольких отделений с крышками, которые легко открываются-закрываются благодаря пневмоупорам. Просторные отделения расположены и под нижним спальным местом, и с обеих сторон кабины. Откидной столик стал больше на 30% – его размеры 580x545 мм). Вещевые отсеки в кабине увеличены на 15%; размеры центрального отделения теперь 450x780 мм (на предыдущей модели – 220x595 мм). Новые лампы на потолке кабины ярче. Кабина АS3 в любом исполнении представляет собой прекрасное место для работы и отдыха.

Двигатели семейства Сursor уже подтвердили высокий уровень рабочих характеристик, топливной экономичности и надежности. Их конструктивные особенности – насос-форсунки с давлением впрыска топлива до 2000 бар; верхний распредвал; 4 клапана на цилиндр; моноблочная головка цилиндров, увеличивающая жесткость конструкции; декомпрессионный моторный тормоз; электронное управление впрыска; турбонагнетатель с изменяемой геометрией, увеличивающий приемистость двигателя при любой частоте вращения. Дизели Сursor развивают высокую мощность, это подтверждает кривая крутящего момента, достигающая максимума при частоте вращения ниже 1000 мин-1 и остающаяся на этом уровне во всем рабочем диапазоне оборотов. В версиях рабочим объемом 8, 10 и 13 л эти дизели развивают мощность от 310 до 560 л.с. и максимальный крутящий момент до 2500 Н•м. При всем том у дизелей Сursor низкие эксплуатационные расходы, а благодаря эластичности они улучшают управление автомобилем. Эти дизели отвечают экологическим нормам Еurо 5 и являются лучшими в своем классе по величине крутящего момента, долговечности, затратам на эксплуатацию и обслуживание: расход топлива у них снижен еще на 2...5% по сравнению с экономичными моделями Еurо 3.

Создатели Stralis стремились сократить расходы владельца, снизив затраты на техническое обслуживание и топливо. Сервисные расходы уменьшены благодаря сокращению простоев, поскольку увеличен интервал замены моторного масла (150 тыс. км) и применяется быстрая и точная бортовая система диагностики.

Широкий выбор коробок передач, передних осей и ведущих мостов позволяет подобрать комплектацию с кинематической схемой, оптимально соответствующей конкретным условиям работы. Тем самым увеличивается производительность автомобиля. Для передачи всей мощности двигателей на ведущие колеса использованы только лучшие детали и технологии. В обширном семействе коробок передач – механические ZF 9- и 16-ступепчатые (с сервоприводом для облегчения переключения передач), автоматические Аllison специально для передвижения с частыми остановками; полностью автоматизированная 12-ступенчатая КП ЕuroTronic. Широко известную и ценимую за эргономичность и надежность механическую 9-ступенчатую КП 9S1310TО со схемой
переключения «простое Н» устанавливают на модели с двигателями Сursor 8 мощностью 310 и 330 л.с.; автоматизированная КП ЕuroTronic 12АS1420ТD – на модели с двигателем Сursor 8 мощностью 310 и 330 л.с. Механической 16-ступенчатой КП комплектуют также модели с двигателем Сursor 13 мощностью 560 л.с. Автоматическое управление обеспечивает переключение в экономичном режиме: выбирается оптимальное передаточное число, защищающее КП от превышения допустимой частоты вращения, при этом уменьшается износ сцепления, расход топлива и шум.

Ведущие мосты Arvin Meritor и IVECO очень надежны и требуют минимального техобслуживания. Их поставляют как с одноступенчатой, так и с двухступенчатой главной передачей, они обеспечивают безопасность и надежность даже в самых тяжелых условиях.

Срок службы коммерческого автомобиля, особенно большой грузоподъемности, зависит прежде всего от способности шасси выдерживать продолжительные тяжелые нагрузки без усталостных разрушений. Компания известна прочностью шасси своих автомобилей. На Stralis лонжероны от IVECO с двойным сужением из лонжеронов с U-образным сечением, соединенные поперечными балками на клепаных соединениях, изготовлены из особого типа стали Fе Е 490 с высоким пределом текучести и имеют толщину стенок от 6,7 до 7,7 мм.

Для долговечной и рентабельной работы автомобиля требуется не только механическая прочность, но и надежная электрическая и электронная система. Не случайно в электропроводке Stralis в кабине и на шасси использованы шинная САN и мультиплексная технологии, обеспечивающие высокоэффективную связь всех блоков управления основных систем и датчиков автомобиля. Вместо традиционной электропроводки, по которой передаются одиночные импульсы, на Stralis использована мультиплексная система, одновременно передающая множество сигналов. Уменьшение количества проводов в автомобиле на 45% и точек соединения делает систему более надежной, электропроводку на шасси более простой и значительно сокращает время и затраты на обслуживание.

Безопасность – это также и совершенная тормозная система. Весь модельный ряд Stralis комплектуют высококачественной тормозной системой с вентилируемыми дисками тормозов и электронной системой управления ЕВS. Последняя оптимизирует работу тормозных механизмов: нажимая педаль тормоза, водитель задает значение замедления, а электронный блок управления тормозной системой регулирует все параметры снижения скорости.

В частности, он устанавливает давление в тормозных цилиндрах автомобиля; регулирует давление в тормозной системе прицепа (если он имеется), обеспечивая равномерное распределение тормозного усилия между осями; управляет декомпрессионным тормозом ITВ (IVECO Тurbo Вrakе). Для движения по дорогам с крутыми спусками Stralis оборудован гидродинамическим замедлителем ZF Intаrder второго поколения, который работает в более широком диапазоне оборотов, обеспечивая максимальный тормозной момент и снижая потребление мощности при одновременном сокращении расхода топлива.

Все автомобили модельного ряда Stralis оборудованы системой курсовой устойчивости ЕSР. На автомобиль может быть установлен также ряд современных устройств, повышающих уровень активной безопасности. Речь идет о системе удержания автомобиля на склоне Hill Holder, которая помогает водителю начать движение на подъеме, предотвращая самопроизвольное скатывание автомобиля назад в течение нескольких секунд; устройстве адаптивного круиз-контроля АСС, помогающем водителю поддерживать безопасную дистанцию до идущего впереди автомобиля, автоматически включая при ее уменьшении декомпрессионный моторный тормоз Тurbo Вrakе, гидродинамический замедлитель Intаrder и рабочий тормоз; системе контроля полосы движения LDVS, которая подает сигнал при пересечении разделительной полосы на дороге с невключенными указателями поворота.