Renault Trucks. На пути к лидерству

В. Степанов, фото автора

В 2006 г. компания Renault Trucks значительно увеличила поставки грузовиков в Россию и по итогам первого квартала вошла в тройку крупнейших импортеров грузовой техники. Доля новых автомобилей Renault Trucks на рынке составила за первые три месяца 2006 г. 9,3%, и есть основания утверждать, что импорт превысит по итогам года запланированные 600 новых грузовиков. В планах компании – занять более престижное положение на мировом рынке, увеличив годовой выпуск автомобилей с нынешних 75 тыс. до 100 тыс. в 2010 г. Не последнее место при этом отводится новому поколению грузовых автомобилей, представленному журналистам весной.

Radiance – символ новаторства

На презентацию обновленного модельного ряда Renault Trucks в Лионе пригласили несколько сот журналистов, представителей свыше 1200 дилерских центров со всего мира и множество особых гостей компании. Местом встречи и показа техники стал огромный выставочный комплекс рядом со штаб-квартирой Renault Trucks. Встречал приглашенных самый, пожалуй, интересный и удивительный автомобиль, созданный за последнее время, – концепт-трак Renault Radiance. Впервые его показали в Ганновере два года назад, и с тех пор он стал непременным экспонатом многочисленных экспозиций компании во Франции и за ее пределами.

Красивый, изящный, стремительный и мощный экспериментальный автомобиль передает оптимизм современного периода в истории Renault Trucks. По словам Ксавье Аллара, руководителя подразделения грузовых автомобилей тяжелого и среднего классов дирекции промышленного дизайна Renault Trucks, «концепт-трак Radiance – маяк в области дизайна коммерческих грузовиков, ускоритель внедрения уникальных новаторских идей». Красивые линии грузовика служат доказательством того, что тяжелую, мощную машину можно сделать без налета агрессивности, присущей современным магистральным тягачам. Radiance – лучший символ духа новаторства, что царит сейчас в руководстве фирмы, и подтверждение тому – грандиозная презентация нового модельного ряда, время для которой компания выбрала оптимально.

Впечатляющие итоги 2005 года

На смену стагнации европейского рынка грузовиков пришло долгожданное оживление спроса. В секторе грузовиков полной массой 6...16 т продажи в 2005 г. выросли на 6% и составили 360 тыс. шт., при этом грузовиков полной массой свыше 16,0 т продано 270 тыс. Интересно, что больше всего грузовиков полной массой 6...16 т продано в Германии (85 тыс. ед.), во Франции (54,8 тыс. ед.) с рекордным приростом в этом секторе рынка 17,4%, в Великобритании (53,0 тыс. ед.), в Испании (36,0 тыс. ед.) и Италии (33,0 тыс. ед.).

Renault Mascott

Из 74 627 грузовых автомобилей, проданных Renault Trucks, 13 781 автомобиль приобрели покупатели стран, не входящих в ЕЭС, т. е. спрос на продукцию компании по сравнению с 2004 г. повысился на 24%. При этом продажи модели Renault Maskott увеличились на 9,2%, Renault Premium – на 9,8%, Renault Kerax – на 27%.

По сравнению с 2004 г. продажи грузовиков Renault Trucks в России удвоились и превысили 300 ед. Специалисты компании считают это неплохим началом активизации ее присутствия на одном из перспективнейших рынков мира. Планы этого года предусматривают поставку в Россию не менее 600 автомобилей, и по итогам первых месяцев скорее всего так и будет. Этому способствует несколько факторов. Во-первых, на российский рынок с начала года начались поступления нового тягача Renault Premium Vostok 2, который был разработан в результате анализа продаж предыдущей «российской» версии Premium Vostok и получил престижный титул «Лучший зарубежный грузовик 2006 года». Цена тягача с 370-сильным дизелем, новой 16-ступенчатой коробкой передач и высокой кабиной составляет 69 900 евро. Начиная с сентября 2006 г. фирма выступила на рынке со своим новым проектом – тягачом Renault Premium Vostok 3 с совершенно новым внешним и внутренним дизайном кабины и еще более мощным двигателем DXi в 380 л.с. нового поколения. При этом компания, что немаловажно, заявила о сохранении размеров прежних лизинговых платежей: аванса 13 980 евро и ежемесячного платежа 1860 евро при продолжительности лизинга 44 месяца.

Во-вторых, в планах на 2006 г. – значительное улучшение работы с клиентами фирмы и увеличение числа официальных сервисных станций и дилерских центров в России. Так, в конце 2005 г. на территории России работало 9 центров, а к концу 2006 г. их число выросло до 16, причем большое внимание уделено созданию новой дилерской сети в Поволжье и Сибири. Среди новых партнеров компании, начавших работать в 2006 г., можно отметить дилерские центры в Новосибирске, Челябинске, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Тольятти.

Renault Midlum

В мае начал работу новый крупный сервисный центр «Леон-Трак» в Солнечногорске, на базе которого в июне 2006 г. открыт Центр обучения технических и коммерческих специалистов, принадлежащий компании ООО «Рено Тракс Восток», российскому представительству французской фирмы. Наконец, в начале 2007 г. в Москве откроется центральный склад запчастей, который должен принять 8600 наименований деталей. Его открытие значительно сократит сроки поставки запчастей. Так, в С.-Петербург, Н. Новгород, Казань заказанные детали доставят на следующий день, в Пермь, Тольятти – через день-два, в Великий Новгород, Вологду, Тюмень, Новосибирск, Красноярск – через два дня, в Екатеринбург и Сургут – через два–четыре дня.

Отрадно заметить, что расширение степени присутствия компании Renault Trucks на российском рынке сопровождается началом сотрудничества с российскими партнерами и в производственной сфере. В Ярославле 19 июня концерн «РусПромАвто» (Группа ГАЗ) и Renault Trucks подписали договор о приобретении лицензии на производство дизельных двигателей Renault DCi11 мощностью до 412 л.с., отвечающих нормам Euro 3. Их будут устанавливать на различные автомобили производства предприятий Группы ГАЗ и поставлять другим производителям автотехники в России и ближнем зарубежье (см. «ОС» № 8, 2006 г., с. 36). В первые несколько лет выполнения данного договора Renault Trucks окажет содействие в обучении специалистов Группы ГАЗ и осуществит техническую поддержку проекта, включая передачу оборудования и инструмента, необходимых для производства и сборки двигателей. Начать производство в Ярославле планируется в середине 2007 г. Примерный объем выпуска составит 20 000 ед. в год.

Рычаг переключения передач на приливе центральной консоли

Этот договор стороны рассматривают как первый этап дальнейшего сотрудничества компаний в области индустрии и коммерции. О необходимости расширять партнерские связи с Россией говорил и президент Renault Trucks Стефан Шмилевски в своем вступительном слове на презентации новых автомобилей. В планах компании – значительно увеличить объемы производства грузовиков (с 75 тыс. в 2005 г. до 100 тыс. в 2010 г.), и основными рынками сбыта, обеспечивающими прирост, должны стать рынки Китая, России и ЮАР.

Успех малотоннажников

Работа по обновлению модельного ряда Renault Trucks заняла три года. Вспомним, что первым семейством нового поколения автомобилей стало семейство Master (дебют в 2003 г.). В 2005-м выпуск моделей Master составил 11 тыс., что вместе с 12,5 тыс. обновленных грузовиков Maskott усилило позиции компании на рынке малотоннажников. В перспективе – значительный рост выпуска этих автомобилей, которые в октябре 2006 г. получат новые двигатели, соответствующие нормам Euro 4. В 2007 г. Renault Trucks планирует начать выпуск еще одного семейства моделей в сегменте полной массой до 6,5 т, в основе их конструкции – Nissan Cabstar (Atlas) следующего поколения, а собирать будут на испанском заводе Nissan в г. Авила, под Мадридом.

Переднеприводное семейство Master и заднеприводное семейство Mascott сходят с конвейеров автозавода в Батийи (Франция). Грузовики Master полной массой от 4,8 до 5,5 т оснащают дизелями мощностью 82, 90, 100 и 136 л.с. Их грузоподъемность – 2,8...3,5 т, наиболее популярны кузова типа фургон вместимостью 8,0...13,9 м3. Общее число версий в семействе – более ста. Среди интересных агрегатов, установку которых предлагают за дополнительную плату, 6-ступенчатая автоматизированная механическая коробка передач и пневматическая задняя подвеска. Грузовики семейства Maskott полной массой 3,5...6,5 т предлагают с дизелями Nissan рабочим объемом 3,0 л и мощностью 115 и 156 л.с. По сравнению с моделями Master, у которых впереди подвеска независимая, передний мост семейства Maskott – на продольных рессорах.

Renault Midlum

Многочисленные версии малотоннажных грузовиков Renault Trucks применяют на внутригородских перевозках, в коммунальном хозяйстве, в качестве шасси для пожарных автомобилей, спецмашин для ремонтных бригад и т. п. Модели Maskott можно заказать с полноприводной трансмиссией.

Новый Midlum

Впервые показанное новое семейство Midlum полной массой 7,5...18,0 т практически заново сконструировано, со старыми моделями нет ничего общего. Оно занимает промежуточное положение между семействами Maskott и Premium Distribution и будет широко применяться в качестве развозных городских автомобилей, а также основы мусоровозов, других спецавтомобилей для коммунальных служб, автоэвакуаторов, авторефрижераторов, пожарных машин. Впервые на моделях такого класса рычаг переключения коробки передач (КП) установлен на приливе центральной консоли. Тросовый механизм переключения избавляет рычаг от вибраций и облегчает труд водителя, так как пользоваться рычагом стало значительно удобнее.

Грузовики семейства Midlum оснащают дизелями производства немецкой фирмы Deutz (Euro 3 или Euro 4). Дизель марки DXi5 (4 цил.) рабочим объемом 4,8 л развивает мощность 160, 190 или 220 л.с., 7,2-литровый DXi7 (6 цил.) – 240 или 280 л.с. На выбор – 5-, 6- и 9-ступенчатые механические КП, а также два типа гидромеханических КП Allison. Автомобили семейства Midlum предлагают с кузовами длиной от 3,0 до 10,0 м, их колесная база варьирует с шагом 0,3 м. В зависимости от полной массы рама может быть выполнена в пяти вариантах, различающихся несущей способностью, от самого легкого исполнения Extra Light до самого тяжелого Heavy. Покупатель может также выбрать полноприводные модификации и версии с двойной, длинной кабиной.

Renault Premium Distribution

Premium Distribution

Семейство Premium Distribution, показанное также впервые, в основном служит базой для развозных грузовиков с кузовом фургон. Расширенная полная масса моделей – от 18,0 до 26,0 т. Лонжероны рамы у них различной толщины, на самых тяжелых версиях – до 8,0 мм. Оснащение – 7,2-литровыми дизелями мощностью 240, 280 или 320 л.с., а также 11-литровыми DXi11 на 370, 410 и 450 л.с. Выбор коробок передач очень широкий. С двигателем DXi7 агрегатируют 6-, 9-ступенчатые механические КП или гидромеханическую трансмиссию Allison, для DXi11 предусмотрено пять вариантов 16-ступенчатых механических КП и две 12-ступенчатые механические КП Optidriver c автоматизированным переключением. Автомобили выпускают только с дисковыми тормозами всех колес, рессорной или пневматической подвеской заднего моста. Выбор кабин насчитывает три версии по длине (1600, 2000 и 2200 мм) и три по высоте.

В России эти автомобили пользуются наибольшей популярностью в качестве автопоездов для перевозки легковых автомобилей. Использование для магистральных перевозок специально доработанных версий Premium Distribution объясняется специфическими требованиями к высоте их кабины, над которой уже начинает располагаться надстройка для перевозимой техники.

Новинки для строительной индустрии

Год 2006-й стал также годом двух премьер в сфере коммерческих грузовиков для работы на стройках. Полностью обновлены семейства Premium Lander и Kerax. Семейство Lander пока мало известно в России. Автомобили, способные работать как на обычных асфальтовых дорогах, так и на грунтовых, а также вне дорог, занимают в ряду моделей Renault Trucks промежуточную нишу между моделями семейств Premium и Kerax.

Renault Kerax

Модели Lander по сравнению с другими версиями гаммы Premium отличаются повышенной прочностью. Высота лонжеронов рам у них увеличена до 300 мм. Впереди применен мост с несущей способностью 9,0 т, сзади – мост с колесными редукторами и блокируемым дифференциалом. На автомобилях Lander увеличенный клиренс: спереди под балкой моста – 317 мм, под бампером – до 517 мм. Грузовики семейства Premium Lander оснащают двигателями DXi7 и DXi11, диапазон мощности которых – от 240 до 450 л.с. Модели с гидромеханическими и механическими автоматизированными трансмиссиями доступны с колесной формулой 4х2, 6х4 и 6х2. Учитывая их конструктивные особенности и приспособленность к работе в тяжелых дорожных условиях, они должны быть востребованы и в нашей стране. По словам представителей компании «Рено Тракс Восток», это задача ближайшего будущего.

Область применения грузовиков Kerax, относящихся по фирменной терминологии к внедорожным, – это объекты гражданского строительства, карьеры и стройплощадки со сложными подъездными путями. Семейство, впервые вошедшее в типаж компании в 1997 г., предлагают в настоящее время с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4, 6х6 и 8х8. Покупатель может заказать особо прочные модификации, рамы которых усилены специальными вставками. Все модели оснащены рессорной подвеской и барабанными тормозами. При установке стандартных шин 13R22,5 дорожный просвет под передней осью составляет 385 мм (для неполноприводных версий). Автомобили комплектуют стальным бампером толщиной 2,5 мм, защитой картера дизеля толщиной 4,0 мм, дизелями DXi11 мощностью 370, 410 и 450 л.с., только механическими коробками передач с пневмоусилителем привода переключения.

Renault Premium Lander

В России наиболее востребованными модификациями данных автомобилей стали самосвалы Kerax с колесной формулой 6х4 и 8х4 и кузовами вместимостью 16 и 20 м3. С целью достижения максимально возможной грузоподъемности на данных автомобилях применяют специально разработанные усиленные подвески, обеспечивающие полную массу автомобилей 41 и 50 т соответственно.

Магистральные тягачи получили новые моторы

Тяжелые магистральные грузовики семейств Premium Route и Magnum на первый взгляд показались хорошо знакомыми, ведь их обновление провели в 2005 г., однако и в их конструкции в этом году запланированы изменения. Модели Premium Route начнут комплектовать дизелями DXi11 (Euro 4) в исполнениях по мощности 370, 410 и 450 л.с., а для экспорта в страны, где пока не введены нормы Euro 4, уже начался выпуск автомобилей с тем же дизелем DXi11, но регулировками Euro 3 мощностью 330, 380 и 440 л.с. Тягачи Magnum в 2006 г. получат новый, 13-литровый дизель DXi13 мощностью от 460 до 500 л.с. Среди модернизированных систем и агрегатов отметим улучшенную тормозную систему, дополненную тормозом Optibrake+, новое рулевое управление и КП с автоматизированным управлением Optidriver+. Для выполнения норм стандарта Euro 4 компания Renault Trucks выбрала систему SCR (селективное каталитическое восстановление), основанную на впрыскивании раствора карбамида AdBlue в систему выпуска для уничтожения окислов азота путем каталитического восстановления. Эта технология позволяет соответствовать нормам Euro 4, вводимым в 2006 г., и Euro 5 – в 2009 г., улучшая при этом показатели расхода топлива (по сравнению с дизелями стандарта Euro 3 расход топлива снижается до 5%).

С журналистами из России в Лионе встречался директор по международным продажам Renault Trucks г-н Эрик Лабат. Он подтвердил намерение компании шире осваивать российский рынок, в том числе в плане производственного сотрудничества, а также развивать дилерскую сеть по России и расширять предложение моделей, ориентированных на покупателей из нашей страны.

В 2007 г. в Россию планируется поставить не менее 1200 новых грузовиков, из них половина – это «пакетные» модели тягачей Premium Vostok. Цель Renault Trucks – довести рыночную долю продукции фирмы к 2007 г. до 15%. Большое значение в этом устремлении будет иметь увеличение числа сервисных центров до 23-х и открытие под Москвой центрального склада запчастей.