Дань уважения самосвалам

К. Ушанов, фото автора

На любом строительном объекте помимо специальной техники всегда присутствуют скромные труженики – самосвалы. У них свои важные функции, без них немыслима стройка. Иное дело на строительных выставках, где в экспозициях преобладает спецтехника. Разделение «КомТранс» и «СТТ» пошло на пользу обеим выставкам, однако ослабило некоторые сегменты экспонировавшегося строительного оборудования, одним из которых являются самосвалы, широко представленные на «КомТрансе» и незаслуженно мало – на «СТТ».

Урал-63685

Вот почему мы решили рассказать о самосвалах на специализированной строительной выставке в этом году. В среднем классе автомобилей-самосвалов грузоподъемностью (г/п) 20...30 т россий-ский автопром был представлен лишь «Уралом-63685» от ОАО »АЗ «Урал» («Группа ГАЗ»). Из Белоруссии на выставку прибыли МАЗ-651633 и МАЗ-MAN 750268, а также КрАЗ-65055-063 из Украины.

«Урал-63685» – первый уральский дорожный бескапотник

«Урал-63685» – первый уральский дорожный автомобиль с колесной формулой 6х4, самосвальной платформой и современной бескапотной кабиной. До него завод выпускал самосвалы с кабиной капотной компоновки, меньшей грузоподъемности и с колесной формулой 6х6, т. е. полноприводные с односкатной ошиновкой, такие как «Урал-55571» и его модификации. Сейчас автозавод капотные и бескапотные грузовики производит одновременно и устанавливает под сборку на конвейер в зависимости от поступающих заказов на тот или иной автомобиль.

«Урал-63685» производят уже серийно. Полтора года назад я проводил в Миассе дорожные испытания опытного образца уральского самосвала в реальных условиях эксплуатации – т. е. загрузка в карьере, доставка грунта к месту назначения и возвращение порожняком в карьер под новую загрузку. В результате испытаний я пришел к выводу, что 300-сильный турбированный дизель ЯМЗ-7601 вполне подходит для самосвала г/п 20 т. Благодаря применению немецкого интегрального рулевого механизма фирмы RBL и оригинальной конструкции рулевого привода, который обеспечивает углы поворота передних колес до 45°, «Урал-63685» получил отличную управляемость.

Самосвальный кузов
»Урала-63685» с подогревом

Я даже пробовал на пустом самосвале на заснеженном дне карьера, как говорят автогонщики, «покрутить волчка» и «восьмерку». Что самое удивительное, упражнения из экстремального вождения легковых автомобилей на самосвале с колесной формулой 6х4 выполнялись легко. Конечно, без межосевой и межколесной блокировки задних колес такие маневры были бы тяжеловаты, тем не менее все вместе взятое позволяет уральскому самосвалу легко передвигаться в ограниченном простран-стве строительной площадки.
Во время испытаний не было ощущения «жесткости» автомобиля, кабины и сиденья. Кабина просторная, приближена к европейскому типу, со «спальником», хотя кое-что в ней остается чисто российское. Например, расположение рычага привода стояночного тормоза – с правой стороны от места водителя сегодня не применяет ни один европейский производитель грузовиков. Даже на КамАЗе, МАЗе и КрАЗе этот рычаг устанавливают на панели приборов или на ее центральной консоли. Еще один анахронизм на самосвале «Урал-63685» – напольная кнопка привода моторного тормоза. Понятно, что ее применение связано с удешевлением конструкции, и все же пора устанавливать в дорожных грузовиках ретардеры или электрические приводы.
На самосвале неплохая обзорность и хорошие зеркала заднего вида с электрообогревом. Самосвальная установка оснащена десятилетиями проверенной гидросистемой и замками заднего борта.

МАЗ-651633 – почти европеец

МАЗ-651633

На минском самосвале двухместная кабина нового образца со складывающимся «спальником», который в сложенном состоянии фиксируется крепежными ремнями к задней стенке кабины. Водительское сиденье на пневмоподвеске регулируется в горизонтальной плоскости и по углу наклона спинки с боковыми поддержками. Рулевая колонка тоже регулируемая, чтобы изменить ее положение, надо лишь нажать специальную педаль слева от рулевой колонки, как на грузовиках Volvo. Двухспицевый руль удобен и по диаметру, и по толщине обода.

Панель приборов по дизайну приближена к современным европейским грузовикам. На ЖК-дис-плей выводятся контрольные данные о работе систем, в том числе силового агрегата, и расход топлива. Рычаг привода стояночного тормоза специалисты МАЗа разместили на панели приборов, как на грузовиках европейского производства.

Из новой кабины МАЗа отличная обзорность, большие зеркала заднего вида с электроподогревом. Модернизированы двери, а точнее – их внутренние панели и арматура. Рукоятка перенесена вверх, замок дверей изменен. Все новые кабины минских грузовиков теперь оснащены гидравлическим замком.

За последний год специалисты Минского автозавода значительно модернизировали раму и многие агрегаты самосвалов. Несколько машин в течение года проходили испытания на автополигоне ФГУП НИЦИАМТ под Дмитровом (Московская обл.) на треке с разновеликими неровностями. Автомобиль загружали до полной массы, и рамы минских самосвалов ломались. С учетом данных, полученных на таких жестких испытаниях, специалисты белорусского автозавода усилили конструкцию и другие агрегаты грузовиков. В результате самосвалы МАЗ стали надежней.

Рабочее место водителя МАЗа

Приличную картину портят мелочи, которые вроде бы удешевляют самосвалы МАЗ, но не делают чести производителю. Как и на самосвале «Урал-63685», на минских автомобилях с ярославскими двигателями используется кнопка привода моторного тормоза, расположенная на полу кабины. Лестница на самосвальном кузове неудобная, но никто не жалуется, а значит, и такая сойдет. Однако можно бы сделать, как на IVECO или Volvo. И самое главное: МАЗ до сих пор выпускает грузовики со старыми кабинами, потому что российские дилеры не берут автомобили с новыми – дорого. Тем не менее все понимают, что, как только МАЗ прекратит выпуск старых кабин, дилеры будут вынуждены продавать только новые минские грузовики.

МАЗ-MAN 750268 оригинальной концепции

Самосвал с поднимающейся четвертой осью и оригинальной компоновкой, нехарактерной для большинства аналогов с такой же колесной формулой, демонстрировался в мае 2004 г. на выставке «КомТранс». На «MIMS’ 2004» он был удостоен специального приза «За оригинальный дизайн и концепцию» и был признан «Лучшим внедорожным грузовиком выставки «Мотор-шоу’ 2004», учрежденным журналом «КомТранс».

Вначале поднимающуюся ось опробовали на бортовом автомобиле МАЗ-MAN 630168 (6х2) с тентом. Опыт оказался удачным, и конструкцию перенесли на самосвал. Что же дает подъемная самоустанавливающаяся ось? В первую очередь – это экономия топлива и шин при порожних пробегах. Увеличивается плавность хода в снаряженном состоянии, высока поперечная устойчивость при разгрузке. Во-вторых, это возможность принудительного повышения тяговой динамики, а еще возможность принудительного регулирования нагрузки на переднюю ось.

МАЗ-МАН 750268

Рама самосвала МАЗ-MAN 750268 (8х4) изготавливается с применением технологии холодной клепки, что повышает надежность креплений более чем вдвое. Улучшена технология окраски рамы, внедрено множество других новшеств, касающихся изготовления и сборки грузовиков из Белоруссии.

Платформа самосвала на 20 м3 очень похожа на самосвальные кузова автомобилей другого мин-ского автопредприятия – Минского завода колесных тягачей (МЗКТ). Это хороший самосвальный кузов с продуманной конструкцией замков заднего борта и выдвижной платформой-лестницей.

На самосвале МАЗ-MAN 750268 (8х4) установлена кабина малого объема MAN F-2000, т. е. дневная, без спального места. Водительское сиденье на пневмоподвеске Isringhausen регулируемое, рулевая колонка регулируется по углу наклона и высоте, есть электрический тахоспидограф Kienzli и много других приборов, которые сегодня устанавливают в кабины европейских грузовиков.

Совместное предприятие «МАЗ-MAN» – наиболее прогрессивное из общего числа СП по производству грузовой техники на территории стран СНГ. Его модельный ряд, начинавшийся в 2004 г. с одной модели седельного тягача, сегодня расширился до 13 моделей и модификаций.

Выносливый «Прораб» КрАЗ-65055-063-02

КрАЗ-65055

Обзор будет неполным, если не упомянуть о самосвале, демон-стрировавшемся на совместной экспозиции Холдинговой Компании «АвтоКрАЗ» и ее официального дистрибьютора – фирмы «Альфатекс». Это новая модификация КрАЗ-65055-063-02 (6х4), получившая имя собственное «Прораб». КрАЗ-65055-063 отличается знаменитой «кразовской» надежностью и продолжительным ресурсом. Его грузоподъемность увеличена до 20 т, самосвал оборудован новой самосвальной платформой объемом 16 м3 с задним бортом и позволяет перевозить сыпучие и навалочные грузы плотностью до 1,3 т/м3 по дорогам всех категорий. Конструкция трансмиссии шасси изменена: введена промежуточная опора карданной передачи, представляющая собой двухступенчатый редуктор с передаточным отношением 1,0/2,28. Это позволило увеличить тягово-динамические параметры автомобиля при имеющейся мощности двигателя 330 л. c. (ЯМЗ-238ДЕ2, Еuro 2). Усилены карданные валы, подвеска задних мостов. Новый электронный спидометр выдает полную информацию о скоростных режимах движения грузовика. Самосвал может комплектоваться предпусковым подогревателем, дополнительным отопителем кабины. Межколесные дифференциалы – блокируемые, средний мост – проходного типа с межосевым блокируемым дифференциалом. О новых автомобилях ХК «АвтоКрАЗ», представленных на киевской выставке SIA‘ 2006, наш журнал уже рассказывал (см. «ОС» № 7, 2006 г., с. 36).





К. Ушанов, фото автора Основные Средства 09'2006 2 марта 2007

Комментарии (0)