1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)
Автокраны и краны на специальных шасси
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма

Все начиналось с пикника... Малотоннажные седельные тягачи

А. Краснов

Получив задание написать о седельных тягачах малой грузоподъемности, а проще говоря, о пикапах и близких к ним по техническим характеристикам фургонах, выполняющих функцию ведущего автомобиля автопоезда, я немного растерялся: тема показалась неинтересной, а значит, и не вдохновляла.

Logan Premier, Ford F250 для лошадей

Однако я ошибся! Это направление в автомобильной промышленности сегодня развивается очень бурно. Достаточно сказать, что в Европе за последние пять лет число таких автомобилей возросло на 53% и продолжает увеличиваться. Наблюдается рост и в других частях света, но меньшими темпами. Например, известно, что в Северной Америке производство малотоннажных тягачей увеличилось на 7%. Такая разница легко объяснима – за океаном производство подобных автопоездов в массовом порядке началось более полувека назад, а в Европе относительно недавно, хотя именно здесь по-явились первые тягачи малой грузоподъемности.

Фирма De Dion-Bouton известна автомобильному миру не только как одна из первых вставших на путь «автомобилизации» планеты. Неоценим ее вклад в исследования и теорию автомобиля, результаты которых используются даже сегодня в новейших грузовых, легковых автомобилях и автобусах. В начале 90-х годов XIX века граф Альбер де Дион (Albert de Dion) случайно столкнулся, казалось бы, c неразрешимой проблемой. Все началось с пикника, на который граф хотел отправиться с другом. Естественно, с ними должны были поехать и жены, но вот беда – автомобиль один и мест в нем всего два (в выпускаемых на фабрике De Dion-Bouton автомобилях действительно было всего два места).

Barkas
(уникальная фотография)

В общем, пикник не состоялся. Несколько недель после этого случая граф пропадал в своей конторке, и результат его многодневного затворничества поразил многих. Оказывается, двухместный автомобиль может без значительных технических изменений перевозить и четырех человек, и двадцать, и даже быть... грузовиком. Однако графа с его утонченной натурой это направление не интересовало вовсе. А в 1894 году изобретательный француз придумал полуприцеп, который являлся простым удлинением его автомобиля, а не прицепным «примитивом». Конечно, с высоты сегодняшних знаний мы понимаем, что такое объяснение – не более чем отговорка, а с другой стороны, есть в ней и доля правды. Следует обратить внимание на отделку «полуприцепа-пролетки»: его могли купить, несомненно, только состоятельные господа.

Несколькими годами позже в Англии был создан уже полноценный многотонный полуприцеп. И пошло, поехало... Един-ственное уточнение: понятие «малотоннажный» к тем автомобилям никак не относилось – слабые двигатели и конструкции не позволяли повышать тоннаж ни грузовиков, ни автопоездов.

Для начала хотя бы приблизительно попробуем классифицировать такие автомобили вне зависимости от их грузоподъемности. Почему? Ответ простой. Например, к автомобилю Volkswagen Taro грузоподъемностью 995 кг можно прицепить огромный полуприцеп полной массой 50 000 кг. При этом нагрузка на седло тягача составит всего 1 кг, так как оси полуприцепа расположены точно посередине.

Beck, VW LT, одиночная кабина

Ситуация смешная, но вполне возможная. Правда, в таком случае ведущее звено и, естественно, весь автопоезд будут совершенно неуправляемыми. У автомобиля и полуприцепа есть несколько параметров, которые должны полностью соответствовать один другому и конструкции автомобиля, поэтому нагрузка на седло не должна превышать грузоподъемности автомобиля.

Малотоннажники, как правило, применяют для перевозки легких, но объемных грузов. Американцы, например, работающие в сельском хозяйстве, перевозят на полуприцепах с пикапом брикетированное сено, солому и т. д. Оказывается, это во много раз выгоднее, чем использовать большие грузовики. Наемные сезонные перевозчики стоят еще дороже. Проще взять для этого собственный пикап, легко превращающийся в легкий грузовик.
И в США, и в Европе популярны конные соревнования. Лошадей часто приходится перевозить, а весят они не так уж и много, но объем требуется довольно большой. Для таких перевозок идеально подходит пикап с полуприцепом для животных. Кстати, несколько подобных алюминиевых прицепов с пикапами «служат» в московской конной милиции.

Одним из крупнейших производителей разнообразных алюминиевых прицепов и полуприцепов для пикапов является американская фирма Logan Coach Horse Trailers. Слово horse (лошадь) многих вводит в заблуждение, но руководство не торопится менять название. Компания производит несколько десятков моделей, от крошечных платформ для перевозки мотоциклов до 10-метровых полуприцепов для жилья, по американской классификации называемых Fifth Wheel – «пятое колесо» (вероятно, имеется в виду седельное устройство). Оборудование американских спальных полуприцепов аналогично автобусам RV (Recreation Vehicle), о которых мы уже писали ранее (см. журнал «ОС», № 3, 2006 г.).

Nissan, строительная техника

Интересная деталь: любой американский однотонный пикап за сутки можно превратить в многотонный грузовик. Благодаря различным «обвесам» машина меняется конструктивно путем замены рессор, силовых элементов рамы, двигателя и даже внешности, как большой конструктор. При таком подходе для особо ярых по-клонников выпускается специальная универсальная сверхлегкая задняя часть из кевлара со встроенным седельным устройством. Как правило, такой «задок» применяется на тяжелых пикапах.

В Европе у малотоннажных автопоездов несколько иная задача. Европейцы лучше американцев считают деньги. Если нужно регулярно перевозить 1,5 т груза, европеец никогда не купит 2-тонный полуприцеп. У дилеров иногда речь идет о разнице буквально в несколько десятков килограммов грузоподъемности. Это только в России можно встретить полузагруженную фуру, в Европе – нет, а потому здесь воcтребованы FIAT Daily, Mercedes-Benz G, MB Sprinter, Renault B-class, Messenger, Mascott, Volkswagen Taro, LT и многие другие. Они стали нужны не только в качестве фургонов, но в большей степени в качестве седельных тягачей, хотя проектировались как «одиночки». Некоторые фирмы «обвесами» и дополнительными внешними элементами изменяют первородный тягач до неузнаваемости. В процессе такой трансформации возникают и трудности. Седельное устройство должно располагаться в строго определенном месте, при этом нужно, чтобы крепеж к раме обеспечивал распределенную по раме нагрузку. Если удается выполнить все требования, фирма получает сертификат. Так появились фирмы Beck, H+K, Eder, Spier. В результате «грузовая» Европа сегодня возит легкие, но крупногабаритные грузы точно в соответствии с их массой.

Dodge RAM 3500
для перевозки автомобилей

Несколько лет назад у малотоннажных седельных тягачей появилась еще одна профессия – помочь состоятельным людям путешествовать с комфортом. Бизнесмен, отправляясь в дальний путь, задумывается над тем, как и, главное, на чем ему придется передвигаться в чужой стране или в другом городе. Можно взять неизвестное авто в прокате, а можно и подвезти к пункту назначения личную машину. В результате бизнесмен летит в командировку на самолете, а его автомобиль путешествует в полуприцепе.

Разновидность малотоннажных тягачей – так называемые Showmobil, седельные тягачи с полуприцепом огромных размеров, но грузоподъемностью иногда меньше тонны, перевозят разборные сцены, трибуны, сборные павильоны – грузы действительно больших размеров, которые весят очень мало.

Все варианты исполнения малотоннажных седельных тягачей проиллюстрировать невозможно, их только в Европе более сорока. Тенденция увеличения производства седельных тягачей грузоподъемностью 1...2 т за рубежом продолжает усиливаться. Похожие настроения в последние годы наблюдаются и в России.

А. Краснов Основные Средства 08'2006 26 февраля 2007

Комментарии (0)