«Транзитом» по конкурентам

А. Краснов

В последние годы соперничество автомобильных фирм заставляет их искать любой повод, чтобы быстро повысить рейтинг продукции. Самым простым оказалось приурочить появление новой модели к какой-нибудь значительной дате, особенно юбилею, иногда придуманному. И вот почему.

Ford Transit FК1000, прототип (1952 г.)

Появление модернизированного автомобиля Ford Transit в 2006 году приурочено к 40-летнему юбилею с начала выпуска этого автомобиля. Все бы ничего, но компания скромно умолчала о том, что 40 лет прошло лишь с начала выпуска полукапотного варианта этого автомобиля. А ведь история его появления началась гораздо раньше 1966 года.

В 1952-м в германском городе Кёльн на заводе европейского отделения Ford начались работы над созданием малотоннажного фургона на агрегатах «легковушки» Taunus. Руководителем проекта был Альфред Хесснер, автор бестселлера Volkswagen Transporter, перешедший на завод Ford за пару лет до этого. Естественно, он знал все тонкости конструкции своего первенца, а потому создание нового фургона не заняло много времени. Спустя год первый Ford VAN, но только вагонной компоновки, вышел из ворот завода. Кстати, для справки: когда компания Ford праздновала 30-летний юбилей нашего «героя», отсчет велся с самого первого, кёльнского фургона.

В начале статьи мы упомянули термин «полукапотник» с тем, чтобы проследить историю только модели Ford Transit, иначе пришлось бы рассказать и о заднемоторных транспортерах Ford, и о грузовиках Thames, а также о целой серии фургонов вагонной компоновки.

Ford Transit (1971 г.)

Название модели Transit впервые появилось в конце 1959 года, а первый Transit интересующей нас концепции представили широкой публике в октябре 1965-го. Производство началось в следующем году, и с тех пор удачное «продвижение по службе» конкуренты остановить не в силах. Этот автомобиль – типичный представитель полукапотников: водитель сидел далеко за передней осью (а не над ней), его посадка – «полугрузовая», перед ветровым стеклом располагался небольшой капот, а под ним – двигатели мощностью 50...65 л.с. Обилие кузовов и всевозможных вариантов рам, шасси, кабин и дверей поражало воображение покупателя. У обычного фургона было 18 комбинаций дверей! Семейство состояло из шести основных вариантов грузоподъемностью от 600 до 1750 кг. Самым большим был пассажирский вариант на 15 посадочных мест со сдвоенными задними шинами и высокой крышей.

Конструкторы создали довольно интересную панель приборов – перед водителем лишь один круглый спидометр, в который встроены крохотные указатели топлива и температуры охлаждающей жидкости.

Рассказывать об автомобиле можно долго, ведь помимо чисто заводских версий около 50 кузовных фирм только в Англии комплектовали ставший сразу популярным фургон. Сто базовых моделей, тысяча специальных кузовов, «VAN of the Year ,66, ,67, ,68, ,69 и ,70» – вот какие данные мы черпаем из литературы тех лет.

Ford Transit (1986 г.)

В 1971-м после незначительной модернизации изменилась передняя часть, в качестве опции предлагалась КП «автомат», причем управление осуществлялось рычажком на панели приборов, как на современных концептах. Из гаммы двигателей выпал самый слабый 50-сильный, но добавился 75-сильный, а спустя год в этом семействе появится дизель мощностью 62 л.с. Для него в моторном отсеке места не хватило, а потому пришлось выдвинуть вперед и изменить облицовку радиатора. В остальном кузов остался без существенных изменений как по конструкции, так и по дизайну.

При очередной модернизации в 1978 году значительно изменились облик автомобиля и интерьер, гамма двигателей и элементы конструкции. Дизайнерам удалось минимальными средствами придать фургону совсем иной характер. «Новый» Transit, несмотря на то, что сечение борта, ветровое стекло, двери и крыша остались прежними, приобрел серьезный и даже солидный вид, во многом благодаря замене округлых фар модными прямоугольными.

В этом семействе появился и свой рекордсмен – Ford Transit Supervan II с двигателем DFL V8 мощностью 570 л.с. набирал скорость 160 км/ч всего за 6,5 с. Говорят, при шоу-выезде этого автомобиля водителя вынули из салона без сознания – сработала тормозная автоматика. Кабина именно этой версии фургона перешла на новое европейское семейство грузовиков 1973 года Ford А-series грузоподъемностью до 3 т.

Ford Transit (концепт 1998 г.)

1986 год преподнес автомобильному миру подарок в виде совершенно новой внешности модели, а не просто очередной модернизации или «фейслифтинга». Современнейший дизайн, независимая перед-няя подвеска, электронная АБС, усилитель рулевого управления и многое другое вновь вознесли Transit над конкурентами.

Не были забыты комфорт и безопасность водителя и пассажиров. В серийную комплектацию теперь входили надувная подушка безопасности для водителя (для правого пассажира – по заказу) и сиденья специальной формы, не позволяющие водителю при фронтальном ударе выскользнуть из-под ремней безопасности.

Еще более стильный вид Transit приобрел после рестайлинга в 1996 году, но наиболее сильно повлиял на премьеру нового бестселлера Transit 2006 концепт 1998 года.

Смена веков ознаменовалась появлением совершенно новой модели, и конструктивно, и внешне. К большому сожалению, руководство компании Ford не рискнуло взять за основу концептуальную идею 1998 года, даже начало нового века не сдвинуло косность его мышления, и новый Transit, несомненно, отличался новизной внешнего вида, но все могло быть иначе. Автомобиль выглядел современно, даже стильно в отличие от конкурентов и сразу завоевал симпатии покупателей. Мало того, он получил титул «VAN of the Year’ 2001». От концепта новый Transit перенял лишь похожий рисунок боковых стекол и... все.

Ford Transit (2000 г.)

Тем временем в недрах конструкторских и дизайнерских бюро уже зрела небольшая, но ощутимая «революция». Подчиненные никак не могли понять инертность мышления руководства, в некотором смысле даже его элементарную трусость, и по этой причине несколько ведущих конструкторов и дизайнеров были вынуждены покинуть стены родного английского филиала, куда к тому времени переехал Центр стиля фургонов и где, кстати, родилось новое поколение Ford Transit. И все же здравый смысл возобладал, и весь 2005 год в Центре стиля велись работы над модернизацией практически нового автомобиля. Небывалый случай – модернизация внешности всего через три неполных года с начала выпуска действительно красивого автомобиля. Но кто мог знать, что к 2006 году концерн Volkswagen совместно с DaimlerChrysler уже подготовили аналог с очень похожей внешностью? Можно подумать, что сама история этих автомобилей отомстила за неправедный поступок создателей первого полукапотника Transit.

История Transit’ 06 началась в 1997 году, когда дизайнеры Ford получили разрешение на создание фургона «завтрашнего дня» в их понимании и в их видении, но, подчеркну, речь шла лишь об одном экземпляре, т. е. о концепте, но никак не о серии. Судьбе, как оказалось, было угодно поставить у руля талантливейших дизайнеров, которые смогли заглянуть не просто в завтрашний день, а на десятилетие вперед, ведь внешность того концепта, уже готового через год после начала работ над ним, оказала сильнейшее влияние на стилевые решения развозных автомобилей многих фирм. Появление в прошлом году семейства VW Crafter – лишнее тому подтверждение.

Панель приборов Ford Transit 2006 года

Особенно сильным элементом в стилевом смысле оказалось вертикальное расположение блоков фар с углами, заходящими на капот. Кому-то это событие покажется малозначимым, но в конкурентной борьбе автопроизводителей мелочей не бывает, а случившееся может стоить много миллиардов долларов по простой причине – первым всегда становится более талантливый и грамотный.

Ходовая часть несколько иначе скомпонована, причем автомобиль может быть поставлен заказчику как с передним приводом, так и с задним. Как и у предшественника, в семействе с передним приводом двигатель расположен поперечно, в семействе с задним приводом – продольно. Готовится и полноприводная версия. Одной из новинок стало шасси с перед-ним приводом и расширенной колеей задних колес для специальных кузовов развозных городских автомобилей. Пока запланировано три основных размера колесной базы – короткая, средняя и длинная. Естественно, сохранилось такое понятие, как специальное исполнение. К сожалению, конкретные размеры станут известны, как и многие другие параметры автомобиля, только в середине года, когда начнутся его производство и продажи.

«Новый» Transit станут оснащать новейшими дизелями Duratorq TDCi рабочим объемом 2,2 и 2,4 л с системой Common Rail. Двигатели разрабатывали совместно с группой PSA, они соответствуют нормам Euro 4. Общее число двигателей в семействе равно семи, причем шесть из них дизельные и только один – бензиновый.

Разные шасси Ford Transit (2006 г.)

Совершенно иначе выглядит интерьер кабины водителя. Панель приборов в стандартном исполнении помимо нового дизайна оснащена новыми датчиками, мощной навигационной системой, расположенным в ее центре (а не на полу) рычагом переключения передач и двумя подушками безопасности – для водителя и пассажира.

Первое время модернизированный Ford Transit станут выпускать только в Великобритании, а затем в Португалии, Бельгии, Польше, Турции, Малайзии, Вьетнаме, Китае, Белоруссии и России. За почти 50-летнюю историю Ford Transit разошелся по планете тиражом более 5 миллионов. История этого автомобиля полна неожиданных и запланированных удач, драматизма, непростых ситуаций, и в ней пока рано ставить точку.