1
Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.2)
Гидромолоты среднего класса (ч.2)
Развитие гидромолотов в России
О выборе гидромолота
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
Гидравлика «в возрасте»
Сложности ремонта
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
Нечистая сила
Гусеничные бульдозеры

Главное средство борьбы с конкурентами

В. Васильев

Сегодня мы публикуем заключительную часть интервью (начало см. в «ОС» № 4, 2006 г.), которое любезно дал нашему журналу главный конструктор РУП «МАЗ» Владимир Владимирович Корсаков, поделившись секретами успеха Минского автомобильного завода
в жесткой конкурентной борьбе.

Бортовой МАЗ-437040

Качественным скачком в развитии модельного ряда, по твердому убеждению В. Корсакова, стало создание перспективного поколения грузовиков семейства МАЗ-6430 и автопоездов на их базе. Завод начал освоение новой продукции с изготовления седельных тягачей с колесной формулой 4x2 и 6x4, а также прицепного состава для их комплектации. Потребность в подобной технике останется значительной в ближайшие годы в странах СНГ (в основном в России) и, по прогнозам экспертов, снижаться не будет. Базовые узлы и агрегаты позволяют создать большой ряд автомобилей разного назначения с высокой агрегатной и детальной унификацией. Полная масса автомобилей колеблется от 17,5 до 65 т, грузоподъемность – от 8,5 до 42,5 т.

Грузовики МАЗ-6430 значительно отличаются от предшествующих моделей как по технико-эксплуатационным показателям, так и по внешнему виду, дизайну, интерьеру. Доведены до современных стандартов показатели по безопасности и экологии. Автомобили семейства оснащены ведущими мостами с планетарными пятисателлитными колесными редукторами, усовершенствованной передней осью, измененным рулевым механизмом со встроенным силовым гидроцилиндром. Ведутся работы по внедрению автоматических коробок передач. Создана подвеска с четырьмя пневмобаллонами, предназначенная для машин с усиленной рамой, ориентированных для работы на плохих дорогах. На заводе успешно осваивают процесс холодной клепки несущих рам.

МАЗ-544069 и полуприцеп МАЗ-97583 предназначены для стран Евросоюза

Автомобили семейства МАЗ-6430 практически все оснащены новыми узлами, агрегатами и системами, от серийных автомобилей заимствован только рулевой механизм МАЗ-64221, который вскоре заменят более совершенным интегральным устройством завода «Автогидроусилитель».

Путевку в жизнь новому семейству дал базовый двухосный седельный тягач МАЗ-5440. Еще в 1999–2003 гг. завод выпустил и поставил автотранспортным предприятиям промышленные партии автомобилей МАЗ-544008 (около 270 единиц) с двигателем ЯМЗ-7511 (Euro 2). По результатам их эксплуатации завод внес изменения в конструкторскую документацию, завершил технологическую подготовку производства и со второго полугодия 2003 г. развернул серийный выпуск двух- и трехосных седельных тягачей. В настоящее время в эксплуатации находится свыше 1600 седельных тягачей МАЗ-544008 и более трехсот МАЗ-544069. Малыми партиями завод выпускает трехосные седельные тягачи МАЗ-643008, началось изготовление бортовых трехосных МАЗ-631208 грузоподъемностью 14 т с кабиной увеличенного объема и самосвала МАЗ-650108 грузоподъемностью 20 т с трехсторонней разгрузкой, способного в составе автопоезда транспортировать до 40 т груза.

Благополучно складывается и судьба двухосных бортовых МАЗ-534008 с кабиной увеличенного объема, двухосных бортовых МАЗ-534003, МАЗ-534004 и седельных тягачей МАЗ-544003, МАЗ-544004, оснащенных короткой базовой кабиной типа 6501. Для экспортных поставок по временным технологическим маршрутам изготавливают двух- и трехосные автомобили с увеличенной нагрузкой на ось (13 т на ведущий мост и 26 т на тележку). Активно идет работа над бортовым автопоездом увеличенной вместимости.

Самосвальный автопоезд в составе тягача МАЗ-643008 и полуприцепа МАЗ-9530

Его тягач серии 5340-08 (6х2) оборудован последней подъемной осью и комплектуется прицепом с центральными осями.

В соответствии с требованиями клиентов часть автомобилей комплектуют доступными по цене двигателями ЯМЗ и шинами производства стран СНГ, другие – силовыми агрегатами МАN, бескамерными шинами Мichelin (Франция) и Continental (Германия). Например, комплектация МАЗ-544069, работающего в составе автопоезда полной массой 40 т (грузоподъемность 26 т), двигателем MAN D2866 LF25 (410 л.с.) позволила по топливной экономичности выйти на уровень зарубежных аналогов, при этом автомобиль отвечает нормам Euro 3.

Новые узлы – передняя ось, ведущие мосты, рама, подвеска, кабина – позволили увеличитьресурс автомобилей МАЗ последнего поколения до 800 тыс. км при сроке эксплуатации 6 лет, а на ближайшую перспективу – до 1 млн. км, при этом гарантийный пробег за год составляет 100 тыс. км. Ресурс серийных автомобилей семейства МАЗ-64221 – 600 тыс. км, гарантийный пробег – 50 тыс. км. Периодичность техобслуживания МАЗ-544069 (ТО-1 – 22,5 тыс. км и ТО-2 – 45 тыс. км) соответствует аналогичным характеристикам грузовиков фирмы МАN серии F 2000. Для МАЗ-544008 с двигателем ЯМЗ-7511 эти параметры составляют 15 и 30 тыс. км пробега. Сейчас «Автодизель» и МАЗ проводят комплекс работ для увеличения периодичности ТО-1 до 30 тыс. км, а ТО-2 – до 60 тыс. км грузовиков с двигателями ЯМЗ-658 (Euro 3).

Эвакуатор с наклонно-сдвижной платформой

Применение двигателей МАN позволило решить проблему сервиса: с германской компанией подписано соглашение по техническому обслуживанию на сервисных станциях МАN Европы грузовиков МАЗ с немецкими моторами.

На Минском автозаводе активно разрабатывают перспективные электронные системы. Так, новая бортовая система контроля и диагностики осуществляет контроль и выдает данные по нагрузке на ось, расходу топлива, средней скорости движения грузовика, а цифровой 28-суточный тахограф позволяет за любой период времени автоматизировать учет и контроль работы водителя транспортного средства.

Автомобили последнего поколения сертифицированы и удовлетворяют всем международным требованиям по безопасности, экологии и техническому уровню. В соответствии с программой развития дизельного автостроения, рассчитанной до 2008 г., МАЗ в содружестве с ОАО «Автодизель» станет осуществлять полный переход на выпуск автомобилей, отвечающих требованиям Euro 3, а затем и Euro 4.

Заводские специалисты, чтобы удовлетворить внутренний спрос и обеспечить экспортные поставки автомобилей для массовых городских, пригородных и региональных перевозок, разработали конструкцию и начали выпуск среднетоннажного МАЗ-437040 грузоподъемностью 4,5...5 т с двигателем ММЗ Д-245.9Е2 (Euro 2) мощностью 136 л.с., механической пятиступенчатой КП, кузовами с тентом и кузовами-фургонами вместимостью 30...35 м3. На его базе создан автопоезд для перевозки грузов малой плотности в составе бортового МАЗ-437141 и двухосного прицепа МАЗ-837300 с 71-кубовым кузовом грузоподъемностью 9,6 т.

Седельный тягач семейства МАЗ-6440

Тягач с двигателем ММЗ Д-245.30Е2 (Euro 2) с увеличенной до 155 л.с. мощностью оснащен новой комфортабельной кабиной с откидным спальным местом, рулевым механизмом интегрального типа, электронно-пневматической системой круиз-контроля, бортовой системой контроля и диагностики. В условиях региональных и междугородных перевозок его производительность на 80% выше, чем одиночной машины. В среднетоннажном классе созданы также эвакуаторы, самосвалы для строительных и сельскохозяйственных работ и шасси для монтажа разнообразных надстроек.

Среднетоннажный автопоезд МАЗ-437130+837300 отличается высокой эффективностью. Он представляет собой модификацию модели МАЗ-437040, на нем применен двигатель Deutz BF 4M (Euro 3) мощностью 170 л.с. и механическая 5-ступенчатая КП компании ZF. Автомобиль интересен прежде всего для международных автоперевозчиков, ведь без прицепа его полная масса менее 12 т, а значит, он может передвигаться по автобанам Германии без дополнительной оплаты. Как на грузовике, так и на прицепе установлен жесткий изотермический кузов производства компании «МАЗ-Купава». Объем платформы автомобиля – 37 м3, прицепа – 34 м3. Грузоподъемность автопоезда – 8900 кг. Грузовик оборудован двумя топливными баками по 130 л каждый, оснащен усиленным сцеплением и АБС тормозов. На базе среднетоннажника МАЗ-4370 сейчас создается вариант с полным приводом.

Минский автозавод – одно из немногих предприятий СНГ, производящих помимо автомобильной прицепную технику – более 140 моделей и модификаций. Особое внимание завод уделяет увеличению вместимости кузовов общетранспортных полуприцепов, снижению снаряженной массы, повышению их надежности и ресурса до 800...1000 тыс. км.

Автопоезд в составе тягача МАЗ-437141 и прицепа МАЗ-8373

Например, вместимость кузова полуприцепов перспективных моделей составляет 85, 89 и 92 м3; полуприцепы агрегатируют с тягачами, имеющими высоту седла соответственно 1250, 1150 и 1050 мм. Вместимость кузовов прицепных автопоездов достигает 110, 116 и 120 м3, в скором времени появятся 130-кубовые автопоезда.

Повышенным спросом пользуется автопоезд в составе модернизированного трехосного полуприцепа МАЗ-97583 с односкатными шинами и тягача МАЗ-544069. Он соответствует всем европейским нормам. На базе этого полуприцепа разработаны рефрижератор и фургон. Еще одним достижением минчан стал изотермический прицеп, который для снижения массы выполнен безрамным. Завод освоил изготовление самосвальных прицепов с боковой разгрузкой – это МАЗ-8561, предназначенный для двухосного самосвала, и МАЗ-8571 для трехосного. Налажено и производство прицепов-тяжеловозов грузоподъемностью до 45 т для перевозки строительной техники – бульдозеров, экскаваторов, фронтальных погрузчиков и др.

Международный рынок резко повысил требования к оснащению автомобильной техники электроникой, вводятся стандарты по обязательному применению устройств обеспечения безопасности и улучшения экологии. Новый этап широкого внедрения электронных устройств на автомобилях МАЗ связан с производством семейства МАЗ-64221. Именно на этих машинах впервые в отечественном автомобилестроении нашли применение независимый отопитель-подогреватель с электронным управлением, блоки коммутационной аппаратуры, электронные реле поворота, устройство блокировки включения демультипликатора в КП, тахографы и др.

Здесь испытывают агрегаты трансмиссии

Этими же устройствами комплектуют автомобили семейства МАЗ-4370.

Перед минскими автомобилестроителями стоит еще более важная задача – интеграция электрооборудования и электроники в единую сеть для осуществления контрольной диагностики, диспетчеризации перевозок и гибкого технического обслуживания в процессе эксплуатации с применением спутниково-навигационной системы на основе технологий GPS/GSM.

В. Корсаков обратил внимание на то, что с выходом изделий Минского автозавода на международный рынок повысились требования к качеству автомобилей, прежде всего по безопасности и экологии, оценивается соответствие их государственным и международным стандартам, национальным требованиям стран-импортеров, Правилам ЕЭК ООН, Директивам ЕС и другим нормативным документам. Сегодня действуют 117 Правил ЕЭК ООН, из которых 36 являются обязательными для автомобильной техники МАЗ, а 12 Директив ЕС, не эквивалентных требованиям Правил ЕЭК ООН, обязательны при омологации в странах ЕС. Все транспортные средства, выпускаемые РУП «МАЗ», сертифицированы на соответствие отдельным Правилам ЕЭК ООН, Директивам ЕС и национальным стандартам.

В. Васильев Основные Средства 05'2006 29 сентября 2006

Комментарии (0)