Главное средство борьбы с конкурентами

В. Васильев

Минский автомобильный завод по-прежнему не только входит в число лидеров белорусской промышленности, это успешно развивающееся предприятие на постсоветском пространстве остается важным партнером российских транспортников. Своими мыслями о том, как влияет обновление модельного ряда на повышение качества и конкурентоспособность автомобилей МАЗ, поделился главный конструктор РУП «МАЗ» Владимир Владимирович Корсаков.

Сегодня номенклатура продукции Минского автозавода превышает 300 моделей, модификаций и комплектаций автомобильной техники. Ядро производственной программы – это бортовые грузовики (4x2 и 6x4), седельные тягачи (4x2, 6x4 и 6x6), предназначенные для работы в составе автопоездов, самосвалы (4x2 и 6x4) и самосвальные автопоезда, шасси разных типов (4x2, 6x4 и 6x6), лесовозы (4x4) и сортиментовозы (4x2 и 6x4), 10 моделей автобусов и свыше 30 модификаций на их базе, а также широкий ряд прицепов и полуприцепов всевозможного назначения.

На протяжении многих лет предприятие ведет работу по созданию перспективных моделей грузовиков и совершенствованию автомобилей серийно выпускаемого семейства МАЗ-64221. Главная цель – выйти по основным технико-эксплуатационным показателям на уровень современных зарубежных аналогов. Для реализации этой идеи проведен комплекс конструкторско-технологических мероприятий. Например, внедрен пневмогидравлический привод, обеспечивающий стабильное управление сцепления, и более эффективный адсорбционный масловлагоотделитель с электроподогревом. Удачным решением стала карданная передача с рильсановым антифрикционным покрытием шлицев, подшипниками повышенной долговечности, крестообразными шлицами на фланцах карданного вала, имеющими более надежное крепление. Применение стопорных колец различной толщины для крепления подшипников шарниров улучшило балансировку карданных передач. Антиблокировочная система тормозов заметно повысила тормозные качества и безопасность автотехники, подшипники качения в шкворневом устройстве передней оси снизили усилия на рулевом колесе. Безопасность и качество машин повышено благодаря использованию безасбестовых тормозных накладок, устройства ограничения скорости, зеркал заднего вида с электроподогревом, бокового ограждения и др.

МАЗ-64229 буксирует полуприцеп МАЗ-95060 для перевозки щепы

Чтобы уложиться в жесткие ограничения по шуму, был предпринят ряд мер. На аппараты тормозной системы установлены глушители, а на ведущие мосты – шумозащитные экраны. Межколесные дифференциалы ведущих мостов снабдили блокировкой, новая передняя ось стала выдерживать нагрузку до 7 т и обеспечивает поворот управляемых колес на 45°. Кстати, колеса крепятся к ступице с помощью дисков. Переднюю подвеску по желанию потребителей оснащают либо малолистовыми рессорами, либо многолистовыми, а также стабилизатором поперечной устойчивости. Реактивные штанги автомобилей с колесной формулой 6x4 снабжают резинометаллическими шарнирами, что сократило число точек смазки. Характеристики тормозной системы улучшили пластикатные трубопроводы. По заказу поставят топливный бак на 500 л, который увеличит пробег без дозаправки до 1000 км.

Одно из основных направлений работы конструкторов – повышение комфортности работы экипажа, о чем можно судить по целому ряду новшеств. Кабина устанавливается на четырехточечную подвеску на пружинах и амортизаторах.
Кабину теперь комплектуют регулируемой по высоте и углу наклона травмобезопасной рулевой колонкой с противоугонным устройством, а рулевое колесо выполняют из интегральной полиуретановой пены. Комфорт повышают и дополнительные принадлежности – комбинированный ящик-стол, полки над ветровым стеклом. Тепло- и шумоизоляция образцовые, по заказу ставят кондиционер, дополнительный независимый отопитель, магнитолу, систему бортового контроля, позволяющую, находясь в кабине, отслеживать уровень охлаждающей жидкости, масла в двигателе и бачке гидроусилителя рулевого управления, исправность ламп системы освещения и световой сигнализации.

Самосвальный автопоезд на шасси МАЗ-6303 с увеличенным до 18 м3 объемом платформы

По словам В.В. Корсакова, результатом усилий заводских специалистов стало освоение производства модернизированного семейства, включающего магистральные седельные тягачи МАЗ-64221 (6х4) и МАЗ-54321 (4х2). Их высокие скоростные свойства и хорошая топливная экономичность достигнуты благодаря установке дизелей ЯМЗ-8421 мощностью 360...420 л.с. с минимальным удельным расходом топлива 148 г/(л.с.·ч) и 9-ступенчатой коробки передач ЯМЗ-202. Конструкторы, применив обтекатель на крыше кабины, нижний обтекатель под бампером и шины с уменьшенным сопротивлением качению, значительно улучшили аэродинамические качества автопоездов.

Ресурс этих двух грузовиков составил 600 тыс. км без капитального ремонта. Сотрудничество Минского автозавода с немецкой компанией МАN позволило выпустить седельные тягачи МАЗ-64226 (6х4) и МАЗ-54326 (4х2). Их оснастили турбодизелями MAN D 2866 LF мощностью 370 и 420 л.с. с охлаждением наддувочного воздуха. Внедрение ведущих мостов с уменьшенным до 3,97 передаточным числом главной передачи и улучшенными параметрами силовых установок снизило расход топлива автопоездов на 4...5 л/ 100 км. При этом была достигнута максимальная скорость 130 км/ч.

Руководство РУП «МАЗ», работая в рыночных условиях, убедилось в том, что одним из действенных факторов экономического благополучия предприятия является расширение типажа выпускаемых изделий. Разнообразие должно исходить из спроса и пожеланий потребителей, которые по вполне понятным причинам хотят приобретать автомобильную технику с низкими эксплуатационными затратами и высокоэффективную для перевозок. Неудивительно, что значительную долю рынка сбыта продукции завода составляют контракты, предусматривающие доработку разных моделей по техническим требованиям клиентов. Только в 2003 г. по 137 контрактам с заказчиками была дополнительно разработана конструкторская документация практически ко всем моделям грузовиков.

Лесовозный автопоезд из тягача МАЗ-641808 и прицепа-роспуска МАЗ-9008

Помимо автомобилей для магистральных перевозок значительное развитие получили самосвалы и самосвальные автопоезда с полезной нагрузкой от 8,5 до 28 т. Речь идет о моделях МАЗ-555102 (4х2), МАЗ-555130 (4х4) грузоподъемностью 8,5 т и самосвальном автопоезде из седельного тягача МАЗ-54331 и полуприцепа МАЗ-9571 грузоподъемностью 15 т. Хорошим спросом у транспортников пользуется трехосный самосвал МАЗ-5516 (6x4) с задней разгрузкой грузоподъемностью 16,5 т, который в варианте с усиленной балкой ведущего моста перевозит до 20 т груза. Востребован и новый самосвальный автопоезд из трехосного самосвала-тягача на базе модели 6303 (6х4) с трехсторонней разгрузкой и трехосного прицепа с увеличенным до 18 м3 кузовом, для опрокидывания которого используется пара гидроцилиндров, что потребовало применения дополнительных гидравлических узлов и насоса повышенной производительности.

Непрерывно совершенствуются двухосные шасси МАЗ-5337, на базе которых строят топливозаправщики, цистерны для топлива, молоковозы, автокраны, пожарные, коммунальные и буровые установки, авторемонтные мастерские и др. Эти же модели успешно применяют в строительном комплексе, например, в качестве бетононасосов и бетоносмесителей вместимостью 4 м3. Трехосные шасси (6х4) стали транспортной базой для крановых установок, экскаваторов и 6-кубовых бетоносмесителей.

МАЗ-642290 в сцепке с самосвальным полуприцепом МАЗ-9530

Трехосные полноприводные седельные и бортовые тягачи в вариантах с двух- и односкатной ошиновкой колес задних ведущих мостов оптимально приспособлены для работы в разных дорожных условиях. Недавно предприятие порадовало приверженцев автомобилей марки МАЗ сразу несколькими перспективными внедорожными новинками. Речь идет о двух- и трехосных моделях с кабиной нового типа – так на МАЗе реализуется программа поэтапного внедрения на полноприводной технике кабинного модуля нового образца со стандартной высотой и внутренним пространством без спального места. Ему присвоен цифровой индекс «6418». Основными преимуществами этой модели перед предшественниками стали облагороженная внешняя архитектура, полностью переработанный интерьер, более удачная эргономика и усовершенствованные системы отопления и вентиляции. Кроме того, изменен передний бампер – в него интегрированы фары, защищенные решетками, и пластиковые элементы нижнего пояса.

Автопоезд на базе бортового МАЗ-530905 (4х4) грузоподъемностью 8...8,5 т стал первым на постсоветском пространстве образцом, способным перевозить грузы по дорогам всех категорий. Полный привод, многоступенчатая трансмиссия, двускатная ошиновка колес заднего моста, шины 12.00 R20 с универсальным рисунком протектора и дорожный просвет 300 мм позволяют ему уверенно идти и по автотрассе, и по разбитому проселку, по стройплощадке и т. п. Механическая 5-ступенчатая коробка передач и раздаточная коробка с понижающей передачей дают возможность буксировать двухосный тентовый прицеп МАЗ-870100 грузоподъемностью 18 т и тем более его двухосный аналог МАЗ-870110 с полезной нагрузкой 13 т. Передний мост защищен снизу специальным кожухом. Необходимую динамику обеспечивает дизель ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 230 л.с. Спереди и сзади установлена зависимая рессорная подвеска, предусмотрен и гидроусилитель рулевого управления. Колесная база тягача 4100 мм, полная масса автопоезда может достигать 40 т.

Сортиментовоз МАЗ-6303-2126 с прицепом МАЗ-877810

Еще лучшая проходимость у двухосного внедорожника МАЗ-530905-020. Хотя его колесная база увеличена до 4900 мм, с грузом 6 т он покоряет снежную целину глубиной более полуметра. Ему нипочем песчаные участки и размокший от непогоды грунт, он легко преодолевает полутораметровый брод и подъемы до 30°. Столь замечательным ходовым качествам автомобиль обязан прежде всего трансмиссии, состоящей из механической 9-ступенчатой КП, «раздатки» с понижающей ступенью, дифференциалам с механизмами блокировки, широкопрофильным односкатным шинам (1350х550х533R) на всех мостах с хорошо развитым рисунком протектора и клиренсу в 350 мм. Опцией является централизованная система изменения давления воздуха в шинах. Мощность дизелей моделей ЯМЗ-238ДЕ и ЯМЗ-238ДЕ2 (Euro 2) – 330 л.с. Полезная нагрузка бортовой платформы – 6 т, а в тентовом кузове двухосного прицепа МАЗ-8373 еще 5 т груза.

Весьма внушительно смотрится представитель «мазовского» внедорожного племени трехосный лесовозный тягач МАЗ-641808 (6х6) с такой же трансмиссией, как на предыдущей модели. У него двускатная ошиновка задних мостов (шины 12.00-20), рессорная подвеска спереди и рессорно-балансирная зависимая сзади. Дорожный просвет 300 мм. Тягач оснащен тросовой лебедкой с усилием 5 тс и вертикально расположенным глушителем. Хлысты леса длиной до 17 м и массой 24,2...32,3 т транспортируют с помощью специальной платформы с коником и двухосного прицепа-роспуска МАЗ-9008. Наличие лебедки, а также складывающееся и регулируемого по длине дышла позволяет перевозить прицеп без груза прямо на платформе тягача. В движение автопоезд полной массой от 44 до 52 т приводят дизели ЯМЗ-238ДЕ и ЯМЗ-238ДЕ2 или более совершенный ЯМЗ-7511 (Euro 2) мощностью 400 л.с.

В. Васильев Основные Средства 04'2006 18 сентября 2006

Комментарии (0)