«Валдай» Грузовик для российского города

П. Алёшин

Не часто отечественный автопром балует автотранспортников новинками, в особенности теми, что в дальнейшем обрастут десятками модификаций и исполнений, образовав семейство автомобилей для широкого круга потребителей. Возможно, поэтому начало выпуска в декабре 2004 года грузовика «Валдай» ГАЗ-3310 вызвало объяснимый интерес специалистов. Тысячи этих автомобилей уже заработали себе достойную репутацию, их выпуск планируют значительно увеличить, а значит, теперь можно оценить очередной успех конструкторов Горьковского автозавода и подробней ознакомиться с возможностями нового грузовика.

Среднетоннажники в почете

Впервые вопрос о создании нового грузовика средней грузоподъемности был поставлен на заводе в 1998 г. Уже тогда стало понятно, что выпускаемое семейство ГАЗ-3307/ 3309, спроектированное в 1970-е годы на основе автомобиля ГАЗ-53А, скоро не будет удовлетворять требованиям городских автоперевозчиков. Автомобили семейства 3307/ 3309 не отвечали новым Правилам ЕЭК ООН, введенным с 2006 г., следовательно, нужна была коренная модернизация, которая потребовала бы значительных средств. Напомним, что грузовики ГАЗ-3307/ 3309 создавались для работы в аграрном секторе, и это объясняет их конструктивные особенности: капотную компоновку, большой клиренс, больших размеров колеса. В настоящее время грузовик ГАЗ-3307 не отвечает ряду требований Правил ЕЭК ООН, поэтому его производство в 2006 г. под большим вопросом.

Вместе с тем можно назвать высоким спрос в стране на среднетоннажные модели ОАО «ГАЗ». Именно на их базе десятки специализированных заводов выпускают различные фургоны, автоцистерны, коммунальные машины и другие специальные транспортные средства, столь необходимые строителям, ремонтникам, дорожникам и др. Высокий спрос наблюдается и на автобусы, в основе конструкции которых – шасси «газовских» среднетоннажников. Неудивительно поэтому, что, хотя ЗИЛ продолжает выпуск «Бычка» – автомобиля этого же класса, долю на рынке получили Минский автозавод с моделью МАЗ-4370 и Камский автозавод, выпустивший компактный грузовик модели 4307.

Удлиненный «Валдай» с двухрядной кабиной

Анализируя данные по производству грузовых автомобилей средней грузоподъемности за рубежом, можно видеть, что их доля составляет, например, в США 0,86%, в Японии – 27,3%, в Германии – 10,8%, в Италии – 6,5%, т. е. в количественном отношении ежегодный объем производства довольно значителен.

Главное – технический уровень

Уже на начальном этапе проектирования был сделан упор на разработку принципиально нового семейства грузовых автомобилей современного технического уровня, разумно унифицированного по ряду агрегатов с грузовиками семейства ГАЗ. Новую модель должны были оснащать только дизельными силовыми агрегатами с меньшим расходом топлива, повышенной надежностью, менее трудоемкими при техническом обслуживании. Вместо двухместной предполагалось использовать трехместную кабину улучшенной комфортности, вместо 20-дюймовых колес – 17,5-дюймовые, более подходящие для городского грузовика (именно эта сфера применения была принята за основу). На ГАЗ-3307 максимальный угол поворота передних колес составлял лишь 34°, а теперь для достижения лучшей маневренности машины в городских условиях его было решено увеличить до 45°. Безусловное выполнение Правила № 13 ЕЭК ООН по обеспечению безопасности потребовало установки дисковых тормозов на все колеса и АБС тормозов.

Самосвал ГАЗ-САЗ-2505

Чтобы улучшить эргономические параметры, рулевое управление дополнили гидроусилителем, способствующим и большей безопасности на дороге. Конструкторы существенно пересмотрели подвеску. Так, на прежней модели ГАЗ-3307 в качестве упругого элемента подвески переднего моста применялась короткая рессора, а на заднем мосту с рессорами и подрессорниками не было даже амортизаторов и стабилизатора поперечной устойчивости. На новом грузовике планировалось устанавливать передние длинные рессоры и амортизаторы со стабилизаторами сзади.

Для повышения эффективности эксплуатации предполагалось и оснащение автомобиля более мощными двигателями, гарантирующими повышение средней скорости перевозки грузов при значительном улучшении динамических качеств. Максимальную скорость ограничили 110 км/ч.

И назвали машину «Валдай»

Базовой моделью нового семейства грузовиков ГАЗ-3310 «Валдай» является бортовой вариант ГАЗ-33104 грузоподъемностью 3,5 т с колесной базой 3310 мм и трехместной кабиной, близкой по дизайну и конструкции к кабине грузовика «ГАЗель» ГАЗ-3302, но отличающейся от нее рядом узлов. Оригинальными в кабине «Валдая» являются внутренний отсек двигателя (он занял значительно больше места в салоне), пол и передний щит, крылья, решетка радиатора, подножки, бампер, фартуки, арки крыльев, обивка интерьера, элементы шумоизоляции моторного щита.

ГАЗ-3310 с удлиненной базой

Предусмотрен и выпуск модели ГАЗ-331043 с удлиненной 6-местной кабиной, а также специального шасси для сборки автобуса полукапотной компоновки вместимостью 36 пассажиров и шасси для производства автобуса городского типа вагонной компоновки, также разработанных в УКЭР ОАО «ГАЗ». Новая кабина более долговечна, поскольку проходит обязательное катафорезное грунтование и окрашивается на современной окрасочной линии «Хайден-2».

Бампер грузовика «Валдай» для лучшей ремонтопригодности выполнен из трех частей, средняя из которых металлическая, а две боковые – пластмассовые. Отопитель кабины по конструкции унифицирован с отопителями грузовиков «ГАЗель» ГАЗ-3302. Основание грузовой платформы – деревометаллическое, откидные борта – металлические, причем их можно надставить решетчатыми элементами и дугами для установки тента. На продольных бортах можно разместить навесные скамейки. Площадь платформы – 766 м2, объем – 3,9 м3. Боковое и заднее ограждение платформы предотвращает проникновение мотоциклов и легковых автомобилей под платформу при тяжелых авариях. Задний противоподкатный брус препятствует попаданию под автомобиль транспортных средств категорий M1 и N1 при наезде сзади.

Для производства штампованной клепаной рамы используют те же профили, что и для рамы капотного грузовика ГАЗ-3309. Оригинальными являются лишь несколько поперечин.

В конструкции грузовика «Валдай» есть конструктивные решения, которые в нашей стране применены впервые, в частности это оригинальная передняя подвеска на малолистовых рессорах, дополненная стабилизатором поперечной устойчивости. Новые рессоры асимметричные, на их пальцах и серьгах имеются сайлентблоки. Подобная конструкция подвески позволила добиться улучшения управляемости автомобиля по сравнению с ГАЗ-3307, оснащенным рессорами с заделкой на резиновых подушках, при одновременном повышении уровня комфорта сидящих в кабине.

Автобус КАвЗ-32081 на шасси ГАЗ-3310

Передний мост грузовика оригинальный. Задний мост унифицирован с мостом прежней модели ГАЗ-3309. Его в настоящее время с одинарной гипоидной главной передачей и полностью разгруженными полуосями подвешивают к раме с помощью многолистовых рессор с подрессорниками. Позднее их заменят более современными малолистовыми рессорами. Необходимость установки стабилизатора поперечной устойчивости продиктована требованиями, предъявляемыми при сертификации, к устойчивости и управляемости грузовиков и шасси (тем более с высокой надстройкой). Амортизаторы автомобиля телескопические, те самые, что применяют на грузовиках ГАЗ-4301.

Рулевое управление с гидроусилителем на ГАЗ-3310 состоит из рулевой колонки типа ГАЗ-3302, регулируемой по углу и высоте наклона, рулевого колеса типа ГАЗ-2217 «Соболь» с оболочкой из пены, интегрального рулевого механизма (с гидроусилителем) производства завода «Автогидроусилитель» (г. Борисов). Конструктивно возможна установка рулевого механизма фирмы ZF.

На стальных штампованных колесах с ободом 6,0х17,5 установлены радиальные бескамерные шины размером 215/75 R17,5 марки К-163 или К-166. Запасное колесо находится за задней осью под лонжероном. Его демонтаж облегчает лебедка, установленная на правом лонжероне рамы.

Проведенные конструкторами исследования зарубежных грузовых автомобилей показали, что около 50% производимых в этом классе автомобилей оснащены пневмогидравлическим приводом тормозов, остальные – пневматическим. Вместе с тем налицо тенденция к переходу на пневматический привод, что подтверждает отказ на последних моделях Mercedes-Benz Atego и Volvo FL612 от пневмогидравлического привода, который присутствовал на старых машинах Mercedes-Benz Vario и Volvo FL610.

Вариант ГАЗ-331043 с фургоном и «спальником»

Применение пневматического привода дисковых тормозов на этих колесах позволило добиться высокой эффективности и стабильности работы тормозной системы, снизить расходы на техобслуживание, повысить надежность системы, что особенно важно для автобусных шасси, гарантировать выполнение международных требований. Поставщик комплектующих тормозной системы – известная фирма Knorr-Bremsе, в планах которой создание в России собственного завода.

Силовые агрегаты – на выбор

«Валдай», как и большинство современных грузовых автомобилей, можно комплектовать двигателем на выбор по желанию покупателя. Базовым считается дизель ММЗ Д-245.7 Е2. По данным маркетинговых исследований, 96% покупателей хотят приобрести грузовик именно с минским двигателем. Дизель ММЗ Д-245.7 Е2 (Euro 2) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением создан на базе подобного двигателя, устанавливаемого на грузовик ГАЗ-3309. Он развивает мощность 122 л.с. при 2400 мин-1 и максимальный крутящий момент 422 Н·м при 1500 мин-1. Масса двигателя – 522 кг. Для адаптации дизеля к автомобилю «Валдай» была проведена разработка оригинальных наружных узлов и деталей. Так появился новый впускной коллектор, масляный картер, элементы системы турбонаддува, маслопроводы и проч. Дизель оснащен специальной системой для облегченного запуска в холодное время года и четырьмя свечами накаливания. Капот, брызговики, панель моторного отсека снабжены шумоизолирующим покрытием, что повышает комфорт в кабине.

Автоцистерна на базе ГАЗ-3310

Двигатель и новая пятиступенчатая коробка передач снизу закрыты пожаробезопасными базальтовыми матами. В качестве альтернативы предлагается еще пять двигателей: IVECO-FIAT 8040.45, IVECO Tector, IVECO-SOFIM 8140.43, Сummins и ГАЗ-562, выпускаемый по лицензии фирмы Steyr. Их технические параметры приведены в таблице.

При условии спроса на новый автомобиль завод планирует выпускать до 40 000 ед. в год, продавая по цене от 400 тыс. руб. в зависимости от комплектации. Импортные автомобили, способные составить «Валдаю» конкуренцию, стоят до 20...29 тыс. USD. Бесспорно, шансы у грузовика ГАЗ-3310 высокие, и он займет достойную нишу на российском рынке.



Спецтехника на базе «Валдая»

«Валдай» оказался настолько удачным автомобилем, что на его базе тотчас начали изготавливать различную спецтехнику. Так, крайне примечательна история создания нижегородским производственным предприятием «Чайка-Сервис» автопоезда на базе ГАЗ-33104.

«Валдай» появился на рынке осенью 2005. Но, как это ни парадоксально, работу по созданию автопоезда малой грузоподъемности производственное предприятие «Чайка-Сервис» начало весной 2004. В качестве тягача планировалось использовать ГАЗ-3309. К нему конструкторы стремились создать технологичный и легкий полуприцеп, и у них это получилось. СЗАП-9329 проектировали собственной массой 3,5 т. Соотношение снаряженной массы полуприцепа к массе груза на «полуфуре» составляет 0,286, а на СЗАП-9329 – 0,318. Работы по тягачу на базе ГАЗ-3309 закончили к октябрю 2004 г.

Были близки к завершению и работы по полуприцепу, но поступила информация о скором запуске в серию автомобиля ГАЗ-33104, и тогда предприятие приняло решение изменить исходные данные и сделать ставку на «Валдай». Серийный «Валдай» стал первым «газовским» грузовиком нового поколения, оборудованным пневматической тормозной системой и АБС. При изготовлении тягача на его базе отпадает необходимость в дополнительных устройствах, обеспечивающих взаимодействие гидравлики и пневматики. Первый автопоезд в составе седельного тягача ГАЗ-33104В «Валдай» и полуприцепа 938400 «полуфура» был готов 14 ноября 2005 г. Сегодня предприятие «Чайка_Сервис» предлагает автопоезда двух видов: с полуприцепом длиной 7,5 и 11 м. Наличие спальных мест – по желанию заказчика.

Грузоподъемность 11-метрового седельного тягача – 7 т, вместимость кузова – 15,8 м3 без тента и 56,5 м3 с тентом. Погрузочная высота – 1220 мм. Расход бензина при полной загрузке – 18...25 л/ 100 км. Автопоезд хорошо зарекомендовал себя и на данный момент чрезвычайно востребован.

«Валдай» оказался крайне удобен и для установки на него других специальных надстроек. Производственное предприятие «Чайка-Сервис» предлагает разные варианты доработки ГАЗ-33104: удлинение базы для установки бортовой платформы и разных видов фургонов (промтоварные и изотермические), оборудование кабины спальным отсеком на 2 места, установка двухрядных кабин, КМУ и эвакуаторных платформ. Особой популярностью пользуются краны-манипуляторы и эвакуаторы на базе «Валдая».

На шасси «Валдая» возможна установка кранов с грузовым моментом до 4 тс/м. Симбиоз крана и грузовой автомобильной платформы позволяет увеличить интенсивность использования техники для транспортировки грузов, сократить до минимума ручной труд при погрузке-разгрузке и число занятых людей и единиц техники.

Благодаря большому выбору навесного оборудования (различные траверсы, подъемная корзина «люлька», клещевой захват для бревен, зажимные скобы, челюстной захват (ковш) для копания и погрузки) краны-манипуляторы могут работать с любым видом груза: сыпучие материалы, бревна, мусор, металл, бордюрный камень и др. Наибольшее применение они находят в сферах ЖКХ, складском хозяйстве, строительстве, при устройстве дорог и даже в области эксплуатации эвакуаторной техники. Последнее особенно актуально в сложных городских условиях. Эвакуатор, оснащенный краном КМУ, способен за 10...15 мин погрузить автомобиль на собственную платформу или сопровождающую машину и оперативно вывезти его с места происшествия. Вариантов эвакуаторов на базе ГАЗ-33104 множество: с ломаной платформой и лебедкой, прямой платформой и краном-манипулятором, однако замечена тенденция к применению более удобных эвакуаторов ГАЗ-33104 со сдвижной платформой и КМУ (этот вариант позволяет выбирать способ эвакуации максимально удобный в данной ситуации).

Эвакуатор со сдвижной платформой и краном Amco Veba на базе ГАЗ-33104 «Валдай»

На данный момент на автомобильном рынке крайне актуальна тема автовозов. Конструкторское бюро производственного предприятия «Чайка-Сервис» давно ведет разработки в этой области, и, конечно, обойти в этом вопросе шасси «Валдая» было совершенно невозможно. Автовоз состоит из тягача «Валдай» и прицепа. Он предназначен для транспортировки трех автомобилей общей массой до 6 т, а значит, может перевозить три цельнометаллических «ГАЗели»! Возможно оснащение автовоза спальной кабиной. На раму тягача устанавливают плоскую платформу, на которой транспортируется один из автомобилей, сцепное устройство для прицепа и выдвижные аппарели. Прицеп предназначен для перевозки двух автомобилей и также оснащен сдвижными аппарелями. Для закрепления автомобилей на платформе тягача и прицепе применяют самозатяжные ремни.

В стадии разработки находится еще одна многообещающая модель автовоза от «Чайки-Сервис», в основе которого будет использовано шасси ГАЗ-33104 «Валдай».

Спецтехнику ПП «Чайка-Сервис» можно будет увидеть на выставке «Коммерческий транспорт-2006» 24–28 апреля в Москве, в выставочном центре «Крокус-Экспо», стенды F1-3, F3-3 и А-4.



П. Алёшин Основные Средства 04'2006 18 сентября 2006

Комментарии (0)