Самосвал, который встретишь не часто

В. Чехута, фото автора

Минский завод колесных тягачей недавно выпустил новый самосвал МЗКТ-65156 (8х4) c разгрузкой на две стороны. Идея создания подобной техники принадлежит компании «Национальный Промышленный Капитал» (ЗАО «НПК»). Фирма с многолетним опытом продаж специальных тяжелых автомобилей хорошо знает конъюнктуру рынка и заказывает у завода автомобили, максимально приспособленные под потребности покупателей. В основе такой работы лежит принцип подбора лучших отечественных конструкций с использованием узлов и агрегатов известных фирм.

В 1998 году в Республике Коми началась разработка карьера «Боксит Тимана». Алюминиевому холдингу «СУАЛ» требовался транспорт для доставки бокситов из карьера до железнодорожной станции. Длина маршрута составляла 180 км. Поскольку трасса начинала походить на автомобильную дорогу при наступлении холодов в зимнее время года, когда землю сковывал сильный мороз, доходивший до –45 °С, перевозить бокситы приходилось в экстремальных условиях. По условиям контракта автомобили должны были работать по 22 часа в сутки (рабочая смена водителя составляла 11 часов). При том что ежедневный пробег каждого автомобиля составлял примерно 700...800 км, тяжеловозам приходилось двигаться с высокими скоростями, порой под 100 км/ч.

ЗАО «НПК» как дилер завода предложило применить специально адаптированный вариант серийного на тот момент самосвала МЗКТ-65158 (8х4). Конечно, в процессе такой жесткой, я бы даже сказал, жестокой эксплуатации выявлялись слабые места автомобилей. Замечания фиксировались, и тут же вносились изменения в каждую последующую партию поставляемых для этой работы машин. Всего было внедрено около 60 изменений, среди них новая задняя подвеска, измененный обогрев кузова и кабины, а также усовершенствования, связанные с применением нового двигателя ЯМЗ-7511. Накопленный опыт заводских конструкторов и принятые изменения позволили создать более совершенный автомобиль-самосвал МЗКТ-65151.

В 2002 году компания «СУАЛ» построила от станции до карьера ветку железной дороги, и потребность в самосвалах отпала. Всего за время действия этого контракта в Республику Коми было поставлено около 60 тяжеловозов, и у многих из них по завершении работ пробег составил под 1 000 000 км. После этого машины не отправили в металлолом, а продали разным строительным организациям, где они продолжили работать.

Специалисты НПК, используя полученный опыт взаимодействия с заказчиками и с заводом-изготовителем по внедрению доработок, начали прорабатывать идею более мощного самосвала, вернее самосвального автопоезда. К этому времени уже появился и проходил испытания образец самосвала МЗКТ-65152 с разгрузкой на три стороны. Его комплектовали двигателем ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с., но требовался более мощный силовой агрегат. У Ярославского моторного завода в производственной программе есть двигатель 7513 мощностью 425 л.с., но его цена очень высока, и ее рост непропорционален повышению мощности.

По этой причине и возникла идея использовать двигатель немецкой фирмы Deutz. Во-первых, мощность 8-цилиндрового двигателя Deutz BF 1015 – 400 кВт, т. е. 544 л.с., а во-вторых, германская фирма уже создала сервисные центры в 11 регионах России и, следовательно, транспортникам, скажем, из Сибири теперь нет нужды летать за запчастями в Москву.

Новый самосвал МЗКТ-65156, оснащенный более мощным двигателем, чем у предшественника, может перевозить не только свои 25 тонн, но и работать в составе автопоезда с прицепом такой же грузоподъемности. Чтобы уверенно транспортировать 50 тонн груза, автомобиль укомплектован импортной 16-ступенчатой коробкой передач ZF 2720, которая является на сегодня самой «тяжелой» в линейке этой немецкой фирмы. Остальные узлы и агрегаты – отечественного производства.

От идеи трехсторонней разгрузки самосвала МЗКТ-65152 отказались, и платформа МЗКТ-65156 может разгружаться только на левую или правую сторону. Благодаря новой геометрии открытия бортов (крепление к дну платформы) ссыпаемый груз не заваливается в колею, а следовательно, выезд грузовика происходит свободно.

При внешней похожести у нового самосвала 65156 множество отличий от модели МЗКТ-65151. При внедрении новых двигателя и коробки передач пришлось изменить компоновку силового блока, и в результате кабина приподнялась на 100 мм – это заметно даже визуально.

Чтобы повысить поперечную устойчивость автомобиля и предотвратить скручивание рамы при опрокидывании кузова набок, установлена блокировка задней подвески. Комфортность работы водителя в холодное время года улучшена за счет установки в кабине независимого обогревателя Webasto. Для повышения безопасности водителя предусмотрен защитный съемный козырек, и теперь при загрузке самосвала можно использовать мощные высокопроизводительные экскаваторы.

По оценке отдела маркетинга ЗАО «НПК», спрос на такие самосвалы ожидается со стороны предприятий, которые занимаются строительством ведомственных дорог на нефтегазовых промыслах. Первые экземпляры нового самосвала МЗКТ-65156 направляются заказчикам на Дальний Восток и Камчатку, где они станут работать в дорожном строительстве. Машины с модифицированным кузовом, вероятно, будут востребованы на угледобывающих предприятиях Сибири. Модифицированные «углевозы» оснащены более высокими бортами и, как следствие, платформой большего объема.

С наступлением зимних холодов угольщики ощущают серьезный рост спроса на уголь, но инфраструктура, в частности подъездные железнодорожные пути, развита недостаточно. В прошлом году были зафиксированы случаи, когда шахты для ускорения отгрузки угля нанимали дополнительный автотранспорт и вывозили сырье до ближайших железнодорожных станций. В таких случаях использовать один тяжелый автопоезд рентабельнее, чем пять или семь обычных самосвалов.

Теперь, с созданием самосвала МЗКТ-65156, можно говорить о новом классе тяжеловозов. При дорожном габарите, не превышающем 2500 мм, эта машина способна транспортировать до 50 тонн груза, а такое встретишь не часто. Так как у автопоезда семь осей, нет и превышения осевых нагрузок, а уверенная тяговая динамика автомобиля достигается за счет использования импортного мощного двигателя и хорошей коробки передач.


В. Чехута, фото автора Основные Средства 03'2006 21 июля 2006

Комментарии (0)