Gloros. Грузовики для тяжёлой работы в сложных условиях

П. Алёшин

В 2005 году одним автозаводом в нашей стране стало больше. 17 февраля в торжественной обстановке в Санкт-Петербурге состоялось открытие автомобильного завода «Яровит Моторс». В церемонии официального пуска производства приняли участие губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко, представители Правительства и администрации города, финансовых структур, других автопроизводителей и предприятий-поставщиков.

Новый автозавод определил для себя задачу в поставке на рынок России разнообразных надежных грузовых автомобилей высокой грузоподъемности и проходимости, отвечающих последним тенденциям мирового автомобилестроения в своем секторе рынка.

Проект по производству тяжелых грузовиков создавался с начала 1990-х годов. Именно тогда среди лидеров первенства по трак-триалу появилась команда спортсменов, выступающая на оригинальных полноприводных автомобилях, в которых использовались агрегаты грузовиков МАЗ. Организатором команды являлась компания СП «ИПК Яровит» со штаб-квартирой в Минске. Спортивные успехи команды, оригинальные технические решения, заложенные в ряд агрегатов автомобилей (раздаточная коробка, ведущий мост, система накачки шин и др.), заметили солидные зарубежные инвесторы, заинтересованные в реализации серьезного проекта в России. В 2000 году начались переговоры об участии СП «ИПК Яровит» в разработке концепции и осуществлении проекта по созданию конструкции оригинального полноприводного автомобиля – будущего объекта производства на новом автозаводе. Главным конструктором проекта был назначен Сергей Владимирович Сосинович, молодой талантливый инженер, у которого уже был опыт создания тяжелых автомобилей на МАЗе и МЗКТ.

Для реализации проекта разработки и выпуска в России тяжелых автомобилей, призванных заполнить пустующую рыночную нишу, была образована фирма ЗАО «Инвестиционная компания «Яровит Моторс», учредителями которой стали компания Elgin Systems (США) с 51% акций и компания Tracks & Dumpers (Великобритания), владеющая 49% акций. Именно ЗАО «ИК «Яровит Моторс» принадлежит инициатива организации автомобильного производства в Санкт-Петербурге.

В чем же отличие грузовиков марки Yarovit от продукции других заводов отрасли и какие задачи ставили их создатели? Многоосные автомобили Yarovit рассчитаны на более высокие значения полной массы и осевые нагрузки по сравнению с нормами, принятыми для дорог общего пользования. Они должны успешно и эффективно работать в сложных дорожных и климатических условиях и занять товарную нишу между магистральными тягачами и карьерными самосвалами. От магистральных грузовиков тяжеловозы Yarovit отличают большие грузоподъемность и проходимость, увеличенные тяговые характеристики, а от карьерных самосвалов, грузоподъемность которых еще больше, – более высокая экономичность эксплуатации и скорость транспортировки грузов. С точки зрения экологических требований и по габаритным размерам они полностью соответствуют требованиям по эксплуатации автомобилей на дорогах общего пользования.

При разработке грузовиков Yarovit делалась ставка на применение самых передовых в мире комплектующих, включая основные узлы и агрегаты. На модели разрабатываемого семейства по желанию потребителя можно установить двигатель фирм Deutz, Cummins, Caterpillar, коробку передач ZF, Allison, мосты Sisu, Axletech и т. д.

Высокая эффективность использования новинок обеспечивается благодаря самым современным подходам к конструированию и сборке, оптимизирующим варианты компоновки агрегатов и сочетания их технических характеристик. Так, в конструкции находят применение надежные, качественно изготовленные ведущие мосты, созданные для жестких условий эксплуатации, жесткие, особо прочные рамы, мощные силовые агрегаты, гарантирующие высокую энерговооруженность, оптимально подобранные другие агрегаты ходовой части и трансмиссии. Модульный принцип построения модельной гаммы позволяет вывести на рынок десятки вариантов автомобилей, обслуживание, ремонт и снабжение запчастями которых облегчены за счет унификации.

Кстати, проблемы сервиса не забыты, и с первых шагов молодого завода им уделяется серьезное внимание. Система послепродажного технического обслуживания и ремонта предусматривает непрерывное гарантийное сопровождение каждого грузовика в месте его эксплуатации. В послегарантийный период продукцию завода станут обслуживать в создаваемых региональных центрах техобслуживания. В труднодоступных районах предполагается развернуть сеть передвижных ремонтных мастерских.

Сферы применения грузовиков Yarovit – это строительство, нефтегазодобывающая и горная отрасли, лесная промышленность. Семейство грузовиков Gloros насчитывает 11 вариантов шасси с колесной формулой 6х4, 6х6, 8х8, 8х6, 8х4, 10х8 и 10х6. На шасси можно монтировать разнообразные надстройки, превращающие автомобиль в седельный тягач, самосвал, бетоносмеситель, лесовоз, сортиментовоз, пожарную машину или автокран.

Жесткая, прочная и в то же время оригинальная рама автомобилей семейства Gloros состоит из двух лонжеронов швеллерного типа с постоянным профилем, соединенных поперечинами. В местах, подверженных максимальным нагрузкам, рама дополнена усилителем. Поставщиком лонжеронов является французское отделение компании Thyssen Krupp Prisma S.A.S. – лидер среди европейских производителей рам для грузовиков. Материал для лонжеронов – высокопрочная холодостойкая сталь Domex, специально разработанная компанией SSAB Tunnplat для применения в высоконагруженных конструкциях, работающих в экстремальных условиях.

Конструкторы разработали четыре типа кабин: двухместную с одним спальным местом длиной 1860 мм; аналогичную, но длиной 2170 мм; высокую длиной 1860 мм с двумя спальными местами; высокую повышенной комфортности длиной 2170 мм. В основе конструкции кабин – металлический каркас, воспринимающий основные нагрузки, и стеклопластиковый обвес, сглаживающий ударные воздействия и при деформации панели до 60...80 мм способный восстанавливаться до первоначального положения без заметных повреждений.

Стеклопластик с меньшей, чем у металла, теплопроводностью выполняет функцию теплоизолятора, что немаловажно при эксплуатации автомобилей в условиях Севера. Дополнительная термоизоляция, а также шумоизоляция обеспечиваются благодаря закладке между внутренними и внешними панелями специального теплоизоляционного материала. Кабина подвешена к раме на четырех пружинах, по заказу – на пневмоподвеске.

Окна в дверях могут быть оснащены стеклопакетами, ветровое стекло – панорамное либо двухсекционное. Компоновка органов управления на приборной панели соответствует мировым стандартам. В систему вентиляции и отопления могут дополнительно включать воздушный отопитель и кондиционер. Рулевая колонка регулируется по высоте и углу наклона, а сиденья фирм KAB Seating, Pilot и др. на пневмоподвеске по заказу можно дополнить электроподогревом. Все сиденья снабжены встроенными ремнями безопасности с трехточечным креплением.

Рядные 6- и 8-цилиндровые дизели фирмы Deutz рабочим объемом 11,9...15,9 л развивают мощность от 408 до 598 л.с. и отвечают требованиям норм Euro 2. Рядные 6-цилиндровые 11-литровые дизели Cummins развивают мощность 340...430 л.с., а 12-литровые 6-цилиндровые Caterpillar – 335...505 л.с. Двигатели по требованию заказчика комплектуют жидкостными подогревателями-отопителями известных мировых производителей.

В зависимости от назначения на автомобили устанавливают 16-ступенчатые механические коробки передач фирмы ZF (в том числе со встроенным гидравлическим тормозом-замедлителем), коробки с гидравлическими муфтами (WSK) или автоматические КП фирмы Allison. Поставщиком раздаточных коробок является компания ZF-Steyr, но по желанию заказчика возможна установка агрегата собственного производства.

Управляемые мосты фирмы SISU Axies рассчитаны на максимальную допустимую нагрузку 10 т, проходной и задний мосты (трехосного грузовика) – на 13 т. Возможна установка 16-тонных задних мостов. Управление блокируемых межколесных дифференциалов и межосевых дифференциалов в раздаточных коробках – электропневматическое. Благодаря применению задних тележек типа «тандем» и «трайдем» (с тремя мостами) можно получить оптимальное распределение нагрузки между осями автомобиля, при этом конструкция рессорных подвесок допускает значительные перемещения мостов относительно друг друга.

В конструкции автомобилей Yarovit использована оригинальная двухконтурная система рулевого управления, обеспечивающая надежную управляемость шасси при выходе из строя отдельных элементов (насосов, клапанов и т. д.), разгерметизации одного из гидравлических контуров системы, остановке двигателя при движении, а также при буксировке шасси с неработающим двигателем. Поставщик элементов системы управления – компания ZF Lenksysteme. Из уникальных особенностей электрооборудования автомобилей Gloros отметим установку (по заказу) на полноприводных грузовиках автоматической электронной системы управления трансмиссией (ADM) фирмы ZF-Steyr.

При движении по бездорожью она в автоматическом режиме осуществляет оптимальное управление включением-выключением блокировки ведущих мостов и раздаточной коробки, а также давлением в шинах. Грузовики Gloros оснащают системой тормозов с барабанными механизмами и пневмоприводом, что исключает попадание пыли и воды на рабочие поверхности тормозных накладок. Для повышения безопасности торможения предусмотрена автоматическая регулировка зазоров в тормозной паре. Система разработана с помощью специалистов известных фирм Wabco и Knorr-Bremse, поэтому базируется на их комплектующих. Предусмотрена комплектация автомобилей масловлагоотделителем и осушителем воздуха; на все грузовики устанавливают антиблокировочную систему тормозов.

Ежегодная программа производства нового завода предусматривает выпуск до 500 автомобилей Gloros грузоподъемностью от 29,5 до 46,9 т. Сравнительный анализ экономической эффективности самосвалов Yarovit и БелАЗ, проведенный ПГ «Фосфорит» (г. Кингисепп), показал, что десять новых автомобилей Gloros 4350 могут заменить 15 самосвалов БелАЗ-7547 и ежегодный выигрыш от их применения составит 969 900 USD. Экономия от пятилетней эксплуатации машин соответственно будет равна 4 854 500 USD.