Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение
Аккумуляторы «залежались»
Спад на рынке АКБ
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
 3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
 3
Особенности эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
Автокраны и краны на специальных шасси

Трансформации грузовиков Volvo

В. Семёнов

Конкуренция среди производителей тяжелых магистральных грузовиков в Европе весьма высока – в последние годы низкий спрос на машины не радовал компании, но даже в условиях стагнации рынка они не прекращали борьбу за покупателя. Впрочем, положение начинает меняться в лучшую сторону. Во всяком случае, компании Volvo Trucks удалось за первые шесть месяцев 2005 года продать европейским покупателям 22 412 автомобилей, что на 2% больше, чем за тот же период 2004 года. Год 2006-й на фирме встретили с оптимизмом: представленные в сентябре 2005 года обновленные модели семейств FH и FM вызывают повышенный интерес в Европе. Огромная работа дала положительные результаты. Скоро новые грузовики появятся и в России.

Внешне новые грузовики семейств FH и FM отличаются от прежних... отсутствием цифр на шильдиках, обозначающих модель. Так, вместо шильдика FH12 на передней панели кабины будет только FH. Для чего это сделано? Дело в том, что шведы начали устанавливать на грузовики новый 13-литровый дизель вместо 12-литрового, а шильдик FH13 у суеверных людей мог бы вызвать отрицательные эмоции. Во избежание этого цифр рядом с буквами отныне не будет. Правда, есть одно исключение. Флагман гаммы тягач FH16 сохранит прежнее обозначение.

Для новых кабин дизайнеры предложили оригинальные цветовые решения, специальные декоративные полосы и измененное написание знака «Globetrotter». Впрочем, при неизменном внешнем облике кабин изменения в их интерьере весьма значительные. Цель нововведений понятна – обеспечить водителю максимальный комфорт в дальнем рейсе. Цветовая гамма элементов интерьера сильно изменилась и, по мнению специалистов, стала более широкой и приятной для восприятия. Фактор хорошего настроения и самочувствия является одним из важнейших для водителя, проводящего большую часть рабочего времени в кабине грузовика. Исходя из этого провели тщательный анализ всех материалов деталей интерьера и их цветового решения.

Магистральный грузовик Volvo серии FH с прицепом на трассе

Дизайнеры предложили новые, ранее не использовавшиеся материалы обивки, включая голубой текстиль и винил-комбинацию, отличающуюся повышенной износостойкостью и улучшенными грязеотталкивающими свойствами. В качестве более элегантного варианта использован титаново-серый или песочный плюш – материал с более эффективными грязеотталкивающими свойствами по сравнению со старыми вариантами обивки.

На новой, очень удобной для водителя панели приборов дисплеи расположились логически более определенно и показания их легче считывать. Отныне покупателю грузовика предлагают три варианта панели приборов с разной комплектацией. Все приборы оснащены дисплеями с повышенной разрешающей способностью. Новое программное и аппаратурное оснащение расширило возможности для добавления новых функций в приборный блок.

Полностью переработана конструкция сиденья водителя. Его эргономические свойства стали выше за счет более толстой обивки, более ярко выраженной боковой поддержки и удобной конфигурации подушки кресла, при этом по заказу стала возможна установка водительского кресла с системой вентиляции. В дальних рейсах утомляемость водителя снизится благодаря тому, что подушка сиденья стала значительно удобней – применены блочные пружины.

Новое сиденье Volvo серии FH

Опыт эксплуатации тягачей подсказал пути совершенствования спального места в кабине. Матрас койки для отдыха также оснастили блочными пружинами и сделали его толще. Теперь его форма плавно меняется в зависимости от положения тела. К матрасу прилагают практичный чехол, который легко сворачивается.

В кабинах новых грузовиков серий FH и FM теперь можно разместить больше мелких вещей. Большой грузовой отсек над ветровым стеклом стал объемней и внутри него сделана подсветка. Освещение в новых кабинах стало ярче. В дверях, на потолке и на приборной панели по заказу можно установить красные лампочки для большего комфорта и улучшения видимости в ночное время суток. Аудиосистемы и средства связи стало легче устанавливать благодаря тому, что элементы крепления выполнены в соответствии со стандартами DIN.

Новая система мигающим символом на приборной панели и звуком специального сигнала оповещает водителя о том, что стояночный тормоз не задействован. С целью повышения уровня безопасности теперь автомобили оснащают новыми наружными зеркалами заднего вида. Они гарантируют широкий и полный спектр обзора назад и помогают водителю обнаружить помеху еще до того, как автомобиль начнет движение.

Новый интерьер кабин грузовиков серии FH обеспечивает максимум комфорта

Мощней и экономичнее

На новых автомобилях семейств FH и FM компания Volvo Trucks устанавливает новейший двигатель D13А рабочим объемом 12,8 л, сменивший в производстве прежний D12D. Цель мероприятия – благодаря повышению мощности улучшить тягово-динамические качества грузовиков и одновременно повысить экономичность при небольшом снижении снаряженной массы. Модернизирован и 9-литровый двигатель D9 – новая версия получила обозначение D9B и продается вместо прежней D9A. Оба двигателя могут поставлять в исполнениях, отвечающих требованиям стандартов Euro 3, Euro 4 и Euro 5. Новые двигатели сконструированы в соответствии с единой принятой в компании концепцией, поэтому во многом они похожи: у них рядные 6-цилиндровые блоки цилиндров, система турбонаддува с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, единая головка блока, верхний распределительный вал, четырехклапанное газораспределение (на цилиндр) и насос-форсунки с электронным управлением.

С целью увеличения рабочего объема до 12,8 л и повышения крутящего момента длина хода поршня двигателя D13А по сравнению с двигателем D12D была увеличена на 8 мм и теперь составляет 158 мм. Диаметр цилиндра при этом остался прежним и равен 131 мм.

В панели приборов много места для мелких вещей

В результате максимальную мощность удалось поднять на 20 л.с., при этом дизель D13А предлагают в модификациях, развивающих 400, 440, 480 и 520 л.с. (самую мощную версию устанавливают только на тягачи семейства FH). Что касается максимального крутящего момента, то этот параметр может составлять 2000, 2200, 2400 и 2500 Н·м. Это примерно на 200 Н·м больше, чем у прежних версий дизеля D12D. И наконец, самое примечательное: указанные высокие значения крутящего момента остаются практически постоянными в очень широком диапазоне частоты вращения коленчатого вала. Водители должны оценить данное преимущество, так как им реже придется переключать передачи при заметном улучшении тяговитости грузовиков и их способности быстрее выходить на заданный скоростной режим. Тягачи с новыми двигателями более интенсивно преодолевают подъем, причем увеличенные значения крутящего момента позволяют работать с меньшими передаточными значениями главных передач ведущих мостов без необходимости повышения частоты вращения коленвала. В итоге экономится топливо, поскольку двигатель не выходит за границы экономичного режима, а ресурс двигателя увеличивается.

Новый дизель получился на 20 кг легче прежнего. Благодаря применению совершенной технологии литья чугунного блока цилиндров и головки блока размеры двигателя уменьшены без снижения прочностных свойств. Повышение жесткости блока и снижение уровня вибраций достигнуто за счет дополнительного усиления конструкции стальной арматурой.

Новая панель приборов грузовиков серии FH

По сравнению с дизелем D12D в новом моторе стоят поршневые пальцы увеличенного диаметра, а также кованые стальные поршни, охлаждаемые маслом во время работы. Привод распредвала с целью снижения массы скомпонован на заднем торце двигателя. К заднему торцу блока цилиндров перенесена и коробка отбора мощности. В базовом исполнении она рассчитана на передачу крутящего момента до 650 Н·м, в качестве опции устанавливают агрегат, передающий момент 1000 Н·м. Применение нового двигателя снижает эксплуатационные затраты, так как периодичность замены масла на нем увеличена до 100 тыс. км пробега, или один раз в год. Вредное воздействие на окружающую среду также снижено. Дизель D13А является первым мотором компании Volvo Trucks, оснащенным замкнутой системой вентиляции картера. Газы из крышки головки цилиндров больше не выбрасываются в атмосферу, а поступают в агрегат турбокомпрессора через маслоотделитель с центрифугой, что превращает дизель в чистый и герметичный силовой агрегат. Система маслоотделителя с центрифугой техобслуживания не требует.

Существенно увеличены максимальная мощность и крутящий момент 9-литрового дизеля D9. Обновленная версия D9В рабочим объемом 9,4 л развивает в зависимости от исполнения мощность 220, 250 и 280 л.с. при максимальном моменте 1500, 1600 и 1700 Н·м. Модернизация затронула систему смазки с бесшумным масляным насосом и новым двойным полнопоточным фильтром, систему охлаждения, конструкцию охлаждаемых поршней из алюминиевого сплава и др. Дизель также оснастили замкнутой системой вентиляции картера, а периодичность замены масла в нем составляет 80 тыс. км.

Мусоровоз на обновленном шасси серии FM

Базовые варианты дизелей D13А и D9В отвечают требованиям норм Euro 3 по снижению токсичности отработавших газов. Благодаря дополнительной обработке выхлопных газов реагентом AdBlue (раствор мочевины) и системе избирательной каталитической нейтрализации SCR обеспечивается также соответствие экологическим нормам стандартов Euro 4 и Euro 5. Основное различие – пропорция реагента AdBlue и топлива. Для соответствия стандарту Euro 4 требуется концентрация раствора мочевины на уровне 3...4% от объема топлива по сравнению с 5...7% для Euro 5. Реагент впрыскивается в отработавшие газы прежде, чем они попадают в систему SCR. В нейтрализаторе оксид азота превращается в безвредный азот и пар. Реагент AdBlue – безвредная жидкость, получаемая из природного газа; заправку AdBlue в Европе проводят на топливозаправочных станциях. Наряду с новыми дизелями, оснащенными системой SCR, продолжится выпуск дизеля D12D рабочим объемом 12,0 л, соответствующего нормам Euro 4. Двигатель предлагается в вариантах по мощности 390 и 430 л.с. Его соответствие требованиям стандарта Euro 4 обеспечивает система рециркуляции отработавших газов EGR.

Новое поколение коробок передач и ведущих мостов

Компания Volvo Trucks наряду с обновлением интерьера кабин и освоением в производстве новых и модернизированных двигателей для грузовиков 2006 модельного года предусмотрела установку усовершенствованных коробок передач (КП) I-Shift, гидромеханических коробок Powertronic и новых задних мостов.

Новая коробка передач с системой I-Shift

Напомним, что I-Shift – это система автоматизированного переключения ступеней в механической 12-ступенчатой КП с делителем и демультипликатором, а также с электронной системой управления. Причем в этом агрегате допускается переключать ступени и вручную. Система I-Shift избавляет водителя, работающего на региональных перевозках, от двух тысяч переключений за смену и, кроме того, существенно облегчает труд водителя и экономит топливо. Именно эти качества года от года повышают популярность I-Shift.

Новое поколение КП с системой I-Shift полностью переработано. Агрегаты, несмотря на передачу более солидного крутящего момента от дизелей D13А, стали легче и обеспечивают большую экономию топлива. О модернизации электроники лучше всего судить по тому, что в новой системе I-Shift в 5 раз увеличен объем базы данных и у нее в 3 раза больше объем памяти. Мощное программное обеспечение позволяет системе выполнять большее число функций, осуществлять более точное управление работой коробки передач и даже повысить тормозной эффект компактного ретардера – вспомогательного тормоза, установленного на трансмиссии. Семейство гидромеханических КП Powertronic значительно расширено – теперь это три модификации с пятью и шестью передачами переднего хода.

Конструкторы компании разработали новые задние мосты и более совершенные рамы. В результате с целью повышения топливной экономичности грузовиков масса мостов вместе с рамой в зависимости от типа грузовика уменьшена на 40...230 кг. Удалось существенно снизить потери на трение в задних мостах. В итоге новое семейство мостов насчитывает семь типов, благодаря чему у покупателей стал шире выбор для комплектации оптимального варианта.

С выходом на рынок обновленных модельных рядов FH и FM компании Volvo Trucks позиции шведского концерна заметно укрепились. Нет сомнений, что новинки найдут своих покупателей и рыночная доля продукции фирмы вырастет.

В. Семёнов Основные Средства 01'2006 5 мая 2006

Комментарии (0)