Наследники советстких самосвалов

С. Ионес

В советское время самосвал был очень распространенным типом грузового автомобиля. Самыми легкими считались самосвалы, выполненные на шасси автомобилей ГАЗ и ЗИЛ. По сравнению с базовой бортовой машиной у них иногда были укорочены колесная база и задний свес рамы, но существовали варианты и с «длинным» шасси. Отечественные автозаводы продолжают выпуск модернизированных вариантов советских самосвалов, но за последние 10 лет появились и полностью новые модели. В этом обзоре мы расскажем о двухосных самосвалах российских марок полной массой менее 12 т и грузоподъемностью менее 6 т.

ГАЗ-САЗ-2504 (ГАЗ-330720-221-09-213-20)

Два самых известных в прошлом производителя «легких» самосвалов – Саранский завод автосамосвалов (ОАО «САЗ») и Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ, он же ЗАО «Метровагонмаш») – и в наши дни остаются основными в России. В модельном ряду этих заводов много строительных и сельскохозяйственных самосвалов, созданных путем модернизации машин советского периода, но только на шасси современных моделей московских и нижегородских грузовиков. Типичный пример – долгие годы выпускавшийся под маркой ГАЗ-САЗ-53Б саранский самосвал сельскохозяйственного назначения с трехсторонней разгрузкой. Колесная база и длина рамы у него такие же, как у базового бортового грузовика. Объем платформы – 5 м3, надставные борта увеличивают его вдвое, до 10 м3. Сейчас такой автомобиль предлагают в двух модификациях. Вариант с бензиновым 8-цилиндровым двигателем на базе ГАЗ-3307 обозначается индексом ГАЗ-САЗ-3507-01 (ГАЗ-330720-221-09-122-20).

Такие машины считались основной моделью в 1990-е годы. Вторая модификация с индексом ГАЗ-САЗ-35071 (ГАЗ-330900-071-09-122-20) – тот же самосвал, но на шасси ГАЗ-3309 с 4-цилиндровым дизелем ММЗ-Д245. У дизельного самосвала по сравнению с бензиновой версией на 200 кг выше снаряженная масса и на 90 кг – полная. Грузоподъемность примерно одинаковая – 4,1...4,3 т, но дизельная модификация заметно экономичней: при скорости 60 км/ч расход «солярки» 14 л/ 100 км, тогда как расход бензинового двигателя – 19,6 л.

МАЗ-ММЗ-450260

Саранский завод до настоящего времени продолжает выпуск знаменитого самосвала с предварительным подъемом платформы, предназначенного для загрузки бункеров сельскохозяйственных машин и механизмов. Под платформой у него находится подъемно-опорное устройство из пространственного шарнирного многозвенного механизма с двумя телескопическими силовыми гидроцилиндрами, позволяющее поднять платформу при разгрузке на 1,2 м. Автомобиль может работать и как обычный самосвал, т. е. без предварительного подъема кузова на высоту. Вариант с минским дизелем обозначают индексом базовой модели ГАЗ-САЗ-25045 (ГАЗ-330900-071-09-213-20), с бензиновым двигателем ГАЗ-САЗ-2504 (ГАЗ-330720-221-09-213-20). Вместимость кузова этих автомобилей – 5 м3, грузоподъемность – 3,5 т.

В последние годы в производственной программе САЗа появилась машина, аналога которой в прошлом не было: строительный самосвал с платформой ковшового типа на шасси «газика». Платформа со скосами боковых бортов опрокидывается только назад. Бензиновый вариант называется ГАЗ-САЗ-35072 (ГАЗ-330720-221-09-229-20), дизельный – ГАЗ-САЗ-35072-10 (ГАЗ-330900-071-09-229-20). В кузове объемом 4,5 м3 такой самосвал перевозит до 4,2 т насыпных грузов. Полная масса примерно на 50 кг меньше, чем у с.-х. самосвала с трехсторонней разгрузкой. Полная масса всех моделей саранских самосвалов на шасси ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 около 8 т.

ГАЗ-САЗ-3507-01

Метровагонмаш издавна славится строительными и сельскохозяйственными самосвалами на базе автомобилей ЗИЛ. До наших дней на конвейере находятся две модели самосвала с колесной базой 3800 мм, такой же, как у бортового ЗИЛ-130 и его прямых «наследников»: бензинового ЗИЛ-4333 и дизельного ЗИЛ-4329.

Машина, оснащенная платформой с прямыми бортами, разгружаемой на три стороны, ведет происхождение от ЗИЛ-ММЗ-554 1970-х годов. Ее нынешний вариант с кабиной современного ЗИЛа и бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10 называется ЗИЛ-ММЗ-45065. В каталоге автомобилей ЗИЛ 2005 года представлена также модификация с белорусским дизелем ММЗ-Д245. У данного самосвала объем платформы 6 м3, в случае установки надставных бортов в него поместится уже 12,5 м3. Грузоподъемность – 5,7 т.

Строительный самосвал с разгрузкой назад и скосами в нижней части боковых бортов, когда-то носивший индекс ЗИЛ-ММЗ-4505, на современном шасси с новой кабиной получил обозначение ЗИЛ-ММЗ-45085. Эта модель тоже предлагается в основном в бензиновом варианте, но возможна установка на нее того же самого минского дизеля. В кузове объемом 5,36 м3 самосвал перевозит до 5,8 т груза. Полная масса самосвалов ММЗ-45065 и ММЗ-45085 одинаковая – 11,2 т, расход бензина у версий с двигателем ЗИЛ-508.10 – 25,8 л/ 100 км.

ЗИЛ-ММЗ-25021

В последние годы модельный ряд Мытищинского завода пополнился машинами, аналогов которым в советское время быть не могло. Речь идет об автосамосвалах на базе МАЗ-4370. Стандартные платформы от самосвалов ЗИЛ по размерам и массе подходят к шасси минского низкорамного «Зубрёнка». МАЗ с разгружаемым только назад кузовом от строительного самосвала ЗИЛ получил индекс ММЗ-450250, а с разгружаемым на три стороны сельскохозяйственным кузовом – ММЗ-450255. Грузоподъемность этих автомобилей 5 т, полная масса – 10,0...10,1 т.

Остаются экзотикой самосвалы на базе малотоннажных автомобилей, появлявшиеся в виде выставочных образцов с начала 1990-х. Так, когда-то заявленный в семействе «ГАЗели» самосвал ГАЗ-САЗ-3512 Саранский завод предлагает в списке продукции, изготавливаемой на заказ. Тем не менее на сайте завода выставлены даже такие экзотические версии «ГАЗели»-самосвала, как ГАЗ-САЗ-35121 на полноприводном шасси ГАЗ-33027 и ГАЗ-САЗ-35122 на базе «Фермера» ГАЗ-33023 с удлиненной 6-местной кабиной. Платформа самосвала «Фермер» короче, чем базового ГАЗ-САЗ-3512: 2306 мм против 3056.

Грузоподъемность основной модели составляет 1,4 т, а полноприводный автомобиль и «Фермер» рассчитаны только на 1150 кг груза. Наряду с этим самосвалы ГАЗ-1506 (вместо ГАЗ-1504), удлиненный ГАЗ-150632 с 6-местной кабиной и бункеровозы ГАЗ-1506-2020 на базе «ГАЗелей» с 2003 года предлагает нижегородский ООО «Завод автомобилей малых серий».

ГАЗ-1506-2020

В Мытищах выпускают самосвалы на шасси «Бычка» ЗИЛ-ММЗ-2502-250210 грузоподъемностью 2,5 т с прямобортной платформой прямоугольной формы с разгрузкой на три стороны. Надставные решетки бортов позволяют увеличить ее объем с 2,3 до 7,21 м3. «Бычки»-самосвалы уже не редкость на дорогах. Например, они встречаются на автобазах московских коммунальных организаций.

Как вариант автомобиля-самосвала завод позиционирует и другой вид специализированной техники – бункеровоз. Самая массовая модель этого типа носит индекс ММЗ-49525 и базируется на шасси ЗИЛ-4333 или ЗИЛ-4329. Грузоподъемность бункеровоза меньше, чем самосвалов, – 4,7 т. Такой же установкой от ЗИЛа оснащен бункеровоз ММЗ-450260 на базе «Зубрёнка» МАЗ-4370. Его грузоподъемность еще ниже – 3,9 т.

Метровагонмаш предлагает и универсальные автомобили, способные работать как в качестве самосвала, так и в варианте бункеровоза. Это мультилифты ММЗ-450261 на базе МАЗ-4370 и ММЗ-25021 (ранее ЗИЛ-ММЗ-80121) на шасси «Бычка». Автомобиль-мультилифт помимо устройства, позволяющего снять с шасси и установить на него съемный кузов, оснащен гидравликой, дающей возможность разгружать кузов «по-самосвальному» – опрокидыванием. Мультилифт на базе «Зубрёнка» получил оригинальный кузов-контейнер вместимостью 7 м3, грузоподъемность этой машины 4475 кг.

Спецтранс ЗИЛ-МСК-ТП

В последнее время наблюдается тенденция специализированного применения автосамосвалов, в частности в коммунальном хозяйстве. В Санкт-Петербурге одновременно два завода «Спецтранс» на шасси среднетоннажных ЗИЛ выпускают уникальные контейнерные самосвалы, оборудованные системой «мультилифт» и разгрузкой с предварительным подъемом кузова. Эти предприятия также производят самосвалы с системой «мультилифт» на шасси ГАЗ-3307, -3309 и ЗИЛ-5301БО.

В заключение можно отметить, что, хотя современные российские самосвалы и «ведут происхождение» от автомобилей, выпускавшихся последнее десятилетие, выбор моделей и типов двигателей, применяемых на них, стал шире, чем прежде.