Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям
Круглый стол лидеров рынка
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Электропривод карьерного экскаватора
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 2)
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Секреты воздушного фильтра

Западноевропейские конкуренты «ГАЗели»

С. Ионес

На российском рынке легких развозных грузовиков, вне сомнений, лидируют отечественные автомобили (см. «ОС» № 4, 2005 г.). Тем не менее есть немало потребителей, которые предпочитают машины зарубежного производства. Новые иномарки стоят дорого и представляют интерес скорее для корпоративных клиентов, например для крупной сети магазинов. Небогатые компании и частники предпочитают компромисс – подержанную зарубежную технику выпуска 1990-х годов. В этот обзор мы включили машины, по цене сопоставимые с новой «ГАЗелью», то есть вполне доступные.

Из числа выпускаемых западноевропейскими компаниями микроавтобусов, фургонов и унифицированных с ними бортовых машин на рынке нашей страны, особенно в московском регионе, наиболее распространены три марки различных моделей и модификаций – Ford Transit, Volkswagen серий Transporter и LT, а также Mercedes-Benz.

Автомобили Ford Transit различных выпусков стали самой популярной на нашем рынке зарубежной маркой развозных фургонов. Встречаются даже машины 1970–1980-х годов с коротким выступающим капотом: лет 5...7 назад в Подмосковье в службе скорой медицинской помощи работала большая партия микроавтобусов Transit первого поколения. Наиболее массовое на сегодня семейство «Транзитов» – машины третьего поколения с клиновидной формой кабины. Эту серию компания Ford выпускала с 1986-го по 2002 год. После рестайлинга 1994 года машина получила новую облицовку овальной формы и полностью измененную панель приборов. «Транзиты» внешне похожи на «ГАЗель» и «Соболя», так как именно их дизайн стал предметом подражания для нижегородских конструкторов. Издали даже профессионал может перепутать такой Transit с «газовским» фургоном. Однако у Transit нет ни одной кузовной панели, взаимозаменяемой с «ГАЗелью». Геометрия и силовая структура кузова цельнометаллических фургонов у Ford и ГАЗа совершенно разные. Условно общим можно назвать только то, что кузов не несущий, а установлен на раме, и классическую компоновку. Передняя подвеска Ford независимая типа McPherson, причем у легких и тяжелых машин разная по конструкции. Задний мост подвешен на малолистовых рессорах.

Среди автомобилей Transit третьего поколения много фургонов и автобусов с короткой базой (2835 мм). Часто встречаются машины с «низкой» крышей – самый малый из возможных размеров. Кузов у них – как у нижегородского «Баргузина». ГАЗ выпускает такой микроавтобус только в пассажирском, да еще и в «люксовом» варианте, а у Ford это самая дешевая версия. Модификации такой машины бывают любого назначения – грузовые, пассажирские, грузопассажирские. У Transit следующего размера та же короткая база, короткий задний свес, но увеличенная высота крыши. Это аналоги «Соболя», и в 1990-е годы они стали основой парка «скорой помощи» Петербурга.

По дорогам России также бегают «Транзиты», аналога которым у ГАЗа нет: у них длинная база 3570 мм, короткий задний свес и односкатные задние колеса. Эти машины тоже бывают с «низкой» крышей или крышей увеличенной высоты. На длиннобазных машинах встречается и третий, очень высокий тип крыши.

Более тяжелый Transit Jumbo с длинным кузовом, увеличенной высотой крыши, базой 2835 мм, но удлиненным задним свесом и иногда с двускатными задними колесами по форме кузова близок к «ГАЗели» ГАЗ-2705 вагонной компоновки. Бортовые Ford Transit в России распространены меньше, чем «вагонники», но встречаются и они.

Основной тип двигателя на Transit – 2,5-литровый дизель с турбонаддувом или без него. Реже встречаются бензиновые двигатели рабочим объемом 2 л, обычно мощностью 118 л.с., с впрыском топлива. Распространенный тип коробки передач – пятиступенчатая механическая, более редкий – автоматическая четырехступенчатая.

Volkswagen в классе развозных автомобилей традиционно представлен моделями двух серий – легкой Transporter и более тяжелой LT. Из всех поколений Transporter в России сегодня наиболее часто встречаются две – Т2 и Т4. Бытует мнение, что старый Transporter Т2 с задним расположением двигателя уже и не встретишь в хорошем состоянии. Это не совсем так. Т2, выпускавшийся в Европе в 1979–1992 годах, был «живучим» автомобилем. Он отличался великолепной антикоррозионной обработкой кузова, долговечными, удобными для ремонта и замены агрегатами. Хорошо сохранившихся автомобилей этой серии много даже в России. По размерам и многим эксплуатационным параметрам Т2 ближе к легковому автомобилю, чем к грузовику. Такие машины нередко используются как семейный минивэн, а не в качестве коммерческого транспортного средства.

Зато его наследник – Transporter Т4 1991–2002 годов выпуска сегодня самый распространенный и любимый многими автомобиль. В отличие от Ford, ГАЗа и большинства Mercedes-Benz, у Т4 «легковая» компоновка с передним приводом и поперечным расположением двигателя. Задняя подвеска – независимая на спиральных пружинах и диагональных косых рычагах. Есть полноприводный вариант Syncro. Кабина и приборная панель отделаны заметно богаче, чем у конкурентов: на уровне немецкого легкового автомобиля 1990-х годов. Возможно, «легковые» корни этой модели отчасти объясняют, почему приобрели большую популярность микроавтобусы «люкс» на ее базе, которые продаются под марками Caravelle или Multivan. В 1996 году пассажирские модификации пережили небольшой рестайлинг – получили новые, более узкие фары. У грузовых машин внешность осталась прежней.

Т4 грузовик или автобус создан для поклонников переднеприводной компоновки. Среди несомненных их достоинств – хорошая курсовая устойчивость на высокой скорости. Комплектовали Т4 либо бензиновым четырех- или двухцилиндровым двигателем, либо 1,9-литровым дизелем, а также пятицилиндровыми двигателями: 2,5-литровыми бензиновыми и 2,4-литровыми дизелями. Есть и модификации с V-образными шестицилиндровыми 2,8-литровыми моторами. Все двигатели унифицированы с теми, которыми комплектовали легковые Golf и Passat. Коробки передач – механическая пятиступенчатая или автоматическая четырехступенчатая.

У Т4 много модификаций, грузоподъемность которых составляет 800, 1000 или 1200 кг. Основных размеров колесной базы два: стандартная 2920 мм и удлиненная 3320 мм. У всех вариантов односкатная ошиновка. Есть модификации со стандартной и увеличенной высотой крыши, у любой из них может быть одинарная торцовая дверь, поднимающаяся вверх, или распашная двустворчатая.

Серия LT – это машины классической компоновки, которых еще много на рынке России, а выпускал их концерн в 1976–1995 годах. Кабина расположена над передними колесами, как у УАЗа и РАФа. Индекс модификации LT прямо указывает на полную массу: 28, 31, 35 (2,8; 3,1; 3,5 т). Есть также более тяжелые машины серий 45 и 55: тяжелее «ГАЗели», но легче «Бычка». Отметим одну особенность старого семейства – грузоподъемность «тридцать первого» LT – 1500 кг, а «тридцать пятого» – 1700 кг. Иначе говоря, грузоподъемность Volkswagen при одинаковой полной массе больше, чем «ГАЗели». У машин до 35-й серии независимая пружинная передняя подвеска и односкатные задние колеса, у более тяжелых – спереди балка на рессорах и задний мост с двумя скатами. Чаще встречаются модификации с рядным шестицилиндровым дизелем объемом 2,4 л.

Приходилось слышать мнение, что у машин LT 1970–1980-х годов аскетичный интерьер кабины. На деле он ничем не хуже салона многих популярных отечественных легковых автомобилей.

Новое поколение LT 1995 года с полукапотной компоновкой создано совместно с концерном Daimler-Benz и является аналогом модели Mercedes-Benz Sprinter: у Volkswagen и Mercedes-Benz различаются только фары, облицовка и эмблемы. Таких автомобилей среди подержанного транспорта много, но их цена значительно выше, чем «ГАЗели», порой в два раза и более.

Из многочисленных развозных грузовиков марки Mercedes-Benz самая массовая в нашей стране модель – предшественница Sprinter, серия ВМ 601 выпуска 1979–1995 годов. Первая цифра индекса указывает на полную массу этой модификации. Например, у «208-й» масса до 2,5 т, у «308-й» – до 3,5 т, у «408-й» – до 4,5 т, причем у «двухсотых» и «трехсотых» задние колеса односкатные. Типовых размеров колесной базы три – 3050, 3350 и 3700 мм. У фургонов, автобусов и вагонной компоновки грузопассажирских машин, как и у моделей-конкурентов, бывает либо «низкая», либо увеличенной высоты крыша. Торцовая дверь – только двустворчатая. Много малых и больших фургонов этой серии в первой половине 1990-х поступило в московскую службу «скорой помощи». Бортовые модификации Mercedes-Benz с короткой или «полуторной» кабиной в России популярней, чем бортовые Transit и Transporter. Часто встречаются мультистопы со сдвижными дверями – фургоны служб быстрой доставки грузов.

Интерьер кабины Mercedes-Benz этой серии на первый взгляд кажется упрощенным и аскетичным не только на фоне Transit и Transporter, но даже по сравнению с «ГАЗелью». Однако приборная панель предельно функциональна, посадка водителя и пассажиров удобная, обзорность очень хорошая. Регулируемая рулевая колонка и гидроусилитель рулевого управления входят в стандартную комплектацию.

У Mercedes-Benz этого семейства подвеска всех колес рессорная. С конца 1980-х годов на этих автомобилях дисковые передние тормоза вошли в базовую комплектацию. Раньше это была опция, а на дешевых версиях передние тормоза были барабанные. У «продвинутых» вариантов есть даже АБС.

Можно встретить экземпляры с бензиновыми двигателями М-115 объемом 2,3 л, мощностью 85 л.с., четырехцилиндровые 2,4-литровые дизели ОМ-616 и пятицилиндровые 3,0-литровые ОМ-617. После 1989 года на автомобили этой серии ставили четырехцилиндровый бензиновый двигатель М-102 на 2,3 л мощностью 105 л.с., дизель того же объема ОМ-601 79 л.с. и пятицилиндровый 2,9-литровый 96-сильный дизель ОМ-602. Иногда встречаются машины с автоматической КП.

Упомянутые в этом обзоре грузовые автомобили объединяет то, что в силу их распространенности они достаточно хорошо обеспечены сервисом и запчастями. Помимо официальных сервисных предприятий, где цены очень высокие, их можно отремонтировать у частных механиков, ведь специалисты по таким моделям есть. Помимо фирм, ввозящих запчасти на заказ, также есть немало свалок и «разборок», занимающихся этими грузовиками.

А еще у этих машин большой ресурс агрегатов. По этому показателю любой, даже старый Ford, Volkswagen и Mercedes-Benz значительно превосходят «ГАЗель» и «Соболя». На иномарках распространены дизели и гидроусилители рулевого управления, тогда как для «ГАЗели» это экзотика. Можно найти немыслимую на нижегородских грузовиках автоматическую КП. Для многих потребителей отсутствие двух лишних скатов задних колес при одинаковой грузоподъемности автомобиля – тоже преимущество. Кроме того, условия труда у водителей иномарок благодаря более совершенной эргономике кабины в любом случае лучше, чем у водителей нижегородских грузовиков и фургонов.

С. Ионес Основные Средства 07'2005 3 октября 2005

Комментарии (0)