Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Из истории создания гидравлических молотов
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
 6
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)
Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Ресайклеры – машины для реконструкции дорог
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов

Западноевропейские конкуренты «ГАЗели»

С. Ионес

На российском рынке легких развозных грузовиков, вне сомнений, лидируют отечественные автомобили (см. «ОС» № 4, 2005 г.). Тем не менее есть немало потребителей, которые предпочитают машины зарубежного производства. Новые иномарки стоят дорого и представляют интерес скорее для корпоративных клиентов, например для крупной сети магазинов. Небогатые компании и частники предпочитают компромисс – подержанную зарубежную технику выпуска 1990-х годов. В этот обзор мы включили машины, по цене сопоставимые с новой «ГАЗелью», то есть вполне доступные.

Из числа выпускаемых западноевропейскими компаниями микроавтобусов, фургонов и унифицированных с ними бортовых машин на рынке нашей страны, особенно в московском регионе, наиболее распространены три марки различных моделей и модификаций – Ford Transit, Volkswagen серий Transporter и LT, а также Mercedes-Benz.

Автомобили Ford Transit различных выпусков стали самой популярной на нашем рынке зарубежной маркой развозных фургонов. Встречаются даже машины 1970–1980-х годов с коротким выступающим капотом: лет 5...7 назад в Подмосковье в службе скорой медицинской помощи работала большая партия микроавтобусов Transit первого поколения. Наиболее массовое на сегодня семейство «Транзитов» – машины третьего поколения с клиновидной формой кабины. Эту серию компания Ford выпускала с 1986-го по 2002 год. После рестайлинга 1994 года машина получила новую облицовку овальной формы и полностью измененную панель приборов. «Транзиты» внешне похожи на «ГАЗель» и «Соболя», так как именно их дизайн стал предметом подражания для нижегородских конструкторов. Издали даже профессионал может перепутать такой Transit с «газовским» фургоном. Однако у Transit нет ни одной кузовной панели, взаимозаменяемой с «ГАЗелью». Геометрия и силовая структура кузова цельнометаллических фургонов у Ford и ГАЗа совершенно разные. Условно общим можно назвать только то, что кузов не несущий, а установлен на раме, и классическую компоновку. Передняя подвеска Ford независимая типа McPherson, причем у легких и тяжелых машин разная по конструкции. Задний мост подвешен на малолистовых рессорах.

Среди автомобилей Transit третьего поколения много фургонов и автобусов с короткой базой (2835 мм). Часто встречаются машины с «низкой» крышей – самый малый из возможных размеров. Кузов у них – как у нижегородского «Баргузина». ГАЗ выпускает такой микроавтобус только в пассажирском, да еще и в «люксовом» варианте, а у Ford это самая дешевая версия. Модификации такой машины бывают любого назначения – грузовые, пассажирские, грузопассажирские. У Transit следующего размера та же короткая база, короткий задний свес, но увеличенная высота крыши. Это аналоги «Соболя», и в 1990-е годы они стали основой парка «скорой помощи» Петербурга.

По дорогам России также бегают «Транзиты», аналога которым у ГАЗа нет: у них длинная база 3570 мм, короткий задний свес и односкатные задние колеса. Эти машины тоже бывают с «низкой» крышей или крышей увеличенной высоты. На длиннобазных машинах встречается и третий, очень высокий тип крыши.

Более тяжелый Transit Jumbo с длинным кузовом, увеличенной высотой крыши, базой 2835 мм, но удлиненным задним свесом и иногда с двускатными задними колесами по форме кузова близок к «ГАЗели» ГАЗ-2705 вагонной компоновки. Бортовые Ford Transit в России распространены меньше, чем «вагонники», но встречаются и они.

Основной тип двигателя на Transit – 2,5-литровый дизель с турбонаддувом или без него. Реже встречаются бензиновые двигатели рабочим объемом 2 л, обычно мощностью 118 л.с., с впрыском топлива. Распространенный тип коробки передач – пятиступенчатая механическая, более редкий – автоматическая четырехступенчатая.

Volkswagen в классе развозных автомобилей традиционно представлен моделями двух серий – легкой Transporter и более тяжелой LT. Из всех поколений Transporter в России сегодня наиболее часто встречаются две – Т2 и Т4. Бытует мнение, что старый Transporter Т2 с задним расположением двигателя уже и не встретишь в хорошем состоянии. Это не совсем так. Т2, выпускавшийся в Европе в 1979–1992 годах, был «живучим» автомобилем. Он отличался великолепной антикоррозионной обработкой кузова, долговечными, удобными для ремонта и замены агрегатами. Хорошо сохранившихся автомобилей этой серии много даже в России. По размерам и многим эксплуатационным параметрам Т2 ближе к легковому автомобилю, чем к грузовику. Такие машины нередко используются как семейный минивэн, а не в качестве коммерческого транспортного средства.

Зато его наследник – Transporter Т4 1991–2002 годов выпуска сегодня самый распространенный и любимый многими автомобиль. В отличие от Ford, ГАЗа и большинства Mercedes-Benz, у Т4 «легковая» компоновка с передним приводом и поперечным расположением двигателя. Задняя подвеска – независимая на спиральных пружинах и диагональных косых рычагах. Есть полноприводный вариант Syncro. Кабина и приборная панель отделаны заметно богаче, чем у конкурентов: на уровне немецкого легкового автомобиля 1990-х годов. Возможно, «легковые» корни этой модели отчасти объясняют, почему приобрели большую популярность микроавтобусы «люкс» на ее базе, которые продаются под марками Caravelle или Multivan. В 1996 году пассажирские модификации пережили небольшой рестайлинг – получили новые, более узкие фары. У грузовых машин внешность осталась прежней.

Т4 грузовик или автобус создан для поклонников переднеприводной компоновки. Среди несомненных их достоинств – хорошая курсовая устойчивость на высокой скорости. Комплектовали Т4 либо бензиновым четырех- или двухцилиндровым двигателем, либо 1,9-литровым дизелем, а также пятицилиндровыми двигателями: 2,5-литровыми бензиновыми и 2,4-литровыми дизелями. Есть и модификации с V-образными шестицилиндровыми 2,8-литровыми моторами. Все двигатели унифицированы с теми, которыми комплектовали легковые Golf и Passat. Коробки передач – механическая пятиступенчатая или автоматическая четырехступенчатая.

У Т4 много модификаций, грузоподъемность которых составляет 800, 1000 или 1200 кг. Основных размеров колесной базы два: стандартная 2920 мм и удлиненная 3320 мм. У всех вариантов односкатная ошиновка. Есть модификации со стандартной и увеличенной высотой крыши, у любой из них может быть одинарная торцовая дверь, поднимающаяся вверх, или распашная двустворчатая.

Серия LT – это машины классической компоновки, которых еще много на рынке России, а выпускал их концерн в 1976–1995 годах. Кабина расположена над передними колесами, как у УАЗа и РАФа. Индекс модификации LT прямо указывает на полную массу: 28, 31, 35 (2,8; 3,1; 3,5 т). Есть также более тяжелые машины серий 45 и 55: тяжелее «ГАЗели», но легче «Бычка». Отметим одну особенность старого семейства – грузоподъемность «тридцать первого» LT – 1500 кг, а «тридцать пятого» – 1700 кг. Иначе говоря, грузоподъемность Volkswagen при одинаковой полной массе больше, чем «ГАЗели». У машин до 35-й серии независимая пружинная передняя подвеска и односкатные задние колеса, у более тяжелых – спереди балка на рессорах и задний мост с двумя скатами. Чаще встречаются модификации с рядным шестицилиндровым дизелем объемом 2,4 л.

Приходилось слышать мнение, что у машин LT 1970–1980-х годов аскетичный интерьер кабины. На деле он ничем не хуже салона многих популярных отечественных легковых автомобилей.

Новое поколение LT 1995 года с полукапотной компоновкой создано совместно с концерном Daimler-Benz и является аналогом модели Mercedes-Benz Sprinter: у Volkswagen и Mercedes-Benz различаются только фары, облицовка и эмблемы. Таких автомобилей среди подержанного транспорта много, но их цена значительно выше, чем «ГАЗели», порой в два раза и более.

Из многочисленных развозных грузовиков марки Mercedes-Benz самая массовая в нашей стране модель – предшественница Sprinter, серия ВМ 601 выпуска 1979–1995 годов. Первая цифра индекса указывает на полную массу этой модификации. Например, у «208-й» масса до 2,5 т, у «308-й» – до 3,5 т, у «408-й» – до 4,5 т, причем у «двухсотых» и «трехсотых» задние колеса односкатные. Типовых размеров колесной базы три – 3050, 3350 и 3700 мм. У фургонов, автобусов и вагонной компоновки грузопассажирских машин, как и у моделей-конкурентов, бывает либо «низкая», либо увеличенной высоты крыша. Торцовая дверь – только двустворчатая. Много малых и больших фургонов этой серии в первой половине 1990-х поступило в московскую службу «скорой помощи». Бортовые модификации Mercedes-Benz с короткой или «полуторной» кабиной в России популярней, чем бортовые Transit и Transporter. Часто встречаются мультистопы со сдвижными дверями – фургоны служб быстрой доставки грузов.

Интерьер кабины Mercedes-Benz этой серии на первый взгляд кажется упрощенным и аскетичным не только на фоне Transit и Transporter, но даже по сравнению с «ГАЗелью». Однако приборная панель предельно функциональна, посадка водителя и пассажиров удобная, обзорность очень хорошая. Регулируемая рулевая колонка и гидроусилитель рулевого управления входят в стандартную комплектацию.

У Mercedes-Benz этого семейства подвеска всех колес рессорная. С конца 1980-х годов на этих автомобилях дисковые передние тормоза вошли в базовую комплектацию. Раньше это была опция, а на дешевых версиях передние тормоза были барабанные. У «продвинутых» вариантов есть даже АБС.

Можно встретить экземпляры с бензиновыми двигателями М-115 объемом 2,3 л, мощностью 85 л.с., четырехцилиндровые 2,4-литровые дизели ОМ-616 и пятицилиндровые 3,0-литровые ОМ-617. После 1989 года на автомобили этой серии ставили четырехцилиндровый бензиновый двигатель М-102 на 2,3 л мощностью 105 л.с., дизель того же объема ОМ-601 79 л.с. и пятицилиндровый 2,9-литровый 96-сильный дизель ОМ-602. Иногда встречаются машины с автоматической КП.

Упомянутые в этом обзоре грузовые автомобили объединяет то, что в силу их распространенности они достаточно хорошо обеспечены сервисом и запчастями. Помимо официальных сервисных предприятий, где цены очень высокие, их можно отремонтировать у частных механиков, ведь специалисты по таким моделям есть. Помимо фирм, ввозящих запчасти на заказ, также есть немало свалок и «разборок», занимающихся этими грузовиками.

А еще у этих машин большой ресурс агрегатов. По этому показателю любой, даже старый Ford, Volkswagen и Mercedes-Benz значительно превосходят «ГАЗель» и «Соболя». На иномарках распространены дизели и гидроусилители рулевого управления, тогда как для «ГАЗели» это экзотика. Можно найти немыслимую на нижегородских грузовиках автоматическую КП. Для многих потребителей отсутствие двух лишних скатов задних колес при одинаковой грузоподъемности автомобиля – тоже преимущество. Кроме того, условия труда у водителей иномарок благодаря более совершенной эргономике кабины в любом случае лучше, чем у водителей нижегородских грузовиков и фургонов.

С. Ионес Основные Средства 07'2005 3 октября 2005

Комментарии (0)