Стране алмазов «алмазный» транспорт

К. Ушанов, фото автора

Сегодня, наверно, никто уже и не скажет, кто основал поселок Мухтуи на берегу реки Лены. Полвека тому назад вертолет доставил в эти края геологов, и они отыскали в якутской тайге кимберлитовые трубки, богатые алмазами. По реке в Мухтуи стали завозить грузы, их складировали прямо на берегу. Затем грузы на автомобилях доставляли в поселок Мирный, где начиналась разработка алмазоносного карьера. Первый рейс из Мухтуи в Мирный совершили 28 ноября 1956 года водители Николай Плахов, Александр Воеводин, Владимир Богус и Пётр Федулов. Так начиналась история самого «алмазного» автопредприятия России ПУ «Алмаздортранс», одной из структур ЗАО АК «Алроса».

Полный сбор участников пробега

Сегодня поселок Мухтуи превратился в город Ленск – речные ворота алмазного края, с современным, хорошо оснащенным портом со складскими закрытыми площадками. Через него проходит большинство грузов так называемого северного завоза. Отсюда автомобильным транспортом грузы развозят через город Мирный на север Якутии, за Полярный круг – туда, где расположены основные добывающие алмазы предприятия и горнообогатительные комбинаты (ГОК).

Основная задача ПУ «Алмаздортранс» – обеспечение предприятий алмазной промышленности всем необходимым. Доставку грузов осуществляют три автопредприятия (АТП), причем два из них находятся в Ленске и одно – в Мирном. В первую очередь ведется работа с ГОКами, которые расположены вдоль круглогодичной трассы: в г. Мирном, поселках Айхал, Удачный, Анабар. Анабарский ГОК – сезонное предприятие, поэтому туда грузы завозят в основном по зимнику.

Основными транспортными средствами для транзитных перевозок в ПУ «Алмаздортранс» изначально были седельные тягачи МАЗ и КамАЗ. С конца 1997 года началось долгосрочное сотрудничество АК «Алроса» со шведской фирмой Volvo Truck, и в 1998 году для ПУ «Алмаздортранс» были закуплены в Швеции первые десять автомобилей Volvo FH12. Опытные водители, знающие наизусть каждый километр якутских трасс, приняли новую технику настороженно.

Грузы на север Якутии доставляют и днем, и ночью

Отечественные МАЗы и КамАЗы казались более простыми в управлении и надежными в дороге. Однако после обучения в московском учебном центре Volvo и первых рейсов все сомнения развеялись: мощные тягачи достойно выдержали экзамен. Руководство компании убедилось в эффективности шведских грузовиков. Сегодня в ПУ «Алмаздортранс» работает уже 130 автомобилей.

Эксплуатация шведских грузовиков предполагает также их ремонт и обслуживание, поэтому в ленском АТП-1 при поддержке ЗАО «Вольво Восток» была создана станция технического обслуживания (СТО) автомобилей Volvo с пропускной способностью более 70 автомобилей в месяц. Первые шесть человек ремонтного персонала проходили обучение в Швеции, остальной состав (сегодня это 50 человек) обучался в московском учебном центре ЗАО «Вольво Восток» и учебно-курсовом комбинате ПУ «Алмаздортранс».

В 1999 году деловым партнером АК «Алроса» стала немецкая фирма MAN Nutzfahrzeuge Trading, договор с которой предусматривал поставку в ПУ «Алмаздортранс» 20 автомобилей MAN. Немецкие машины тоже хорошо зарекомендовали себя, и их количество увеличили до 40 ед. Кроме этого в ПУ «Алмаздортранс» используется 58 ед. грузовых автомобилей других марок с двигателями и агрегатами фирмы MAN (МАЗ-MAN, а также МАЗы с двигателями и агрегатами MAN). Базируются немецкие грузовики в основном в АТП г. Мирный. Там же находится и СТО MAN N.T.

На речном зимнике встречается и такое

Весьма востребованными в эксплуатации в ПУ «Алмаздортранс» остаются автомобили МАЗ. Так, только в ленском АТП-1 из 255 ед. всего транзитного автотранспорта две трети составляют МАЗы: 33 ед. – МАЗ-6317, 26 ед. – МАЗ-64226, 27 ед. – МАЗ-64229. Машины МАЗ-64226 укомплектованы двигателями MAN, остальные – ярославскими силовыми агрегатами. В отличие от автомобилей Volvo и MAN, располагающих мощной технической поддержкой, для минских грузовиков в Якутии нет станций технического обслуживания. Все ремонтные работы проводятся на авторемонтном заводе в г. Ленске. С запчастями – проблема: приобретая их у дилеров Минского автозавода, приходится заметно переплачивать. Например, передний ведущий мост на МАЗ-6317 стоит около 6 тыс. USD. Тем не менее отказываться от МАЗов в ПУ «Алмаздортранс» не хотят.

Получается, что отечественным производителям востребованной в Якутии автотехники надо брать пример с иностранных коллег. В карьере «Удачный», например, работают 70-кубовые самосвалы Komatsu и Caterpillar. С их обслуживанием и запчастями проблем почти нет. А вот с 40-тонными самосвалами БелАЗ, работающими здесь же, в «Удачном», а также в г. Мирном и за Полярным кругом в поселке Анабар, сплошные проблемы с техобслуживанием.

Карьер «Мирный» уже закрыт, но все равно впечатляет

Своеобразный тест-драйв для ведущих журналистов, пишущих о коммерческом транспорте, организовали ЗАО «Вольво Восток» и АК «Алроса». Автор этих строк прошел по зимнику на грузовике Volvo FH12 с цистерной «Бецема». Колонна из шести автомобилей Volvo проследовала по маршруту от г. Ленска до поселка Анабар, где находится одноименный ГОК. В сопровождении колонны шли три вахтовки на базе автомобиля «Урал-4320» и два внедорожника Toyota Land Cruiser 100. Шведские машины везли груз, который очень ждали северяне, – три полуприцепа с шинами для БелАЗов, три бочки с керосином и соляркой и полуприцеп с сухим цементом. Выполнялась обычная для здешних водителей миссия доставки грузов, причем плановая. Руководили пробегом главный инженер Ленского АТП-1 Александр Рыжов и его заместитель Дмитрий Майоров.

От Ленска до поселка Соскылох караван прошел без малого 2000 км, из них две трети пути – по зимнику. Это не только дорога по расчищенной ледяной глади рек, зимник проложен и в лесотундре. Здесь журналисты прочувствовали всю «прелесть» работы местных водителей.

Зимник в лесотундре: ухаб на ухабе

Даже за рулем автомобиля Volvo – это тяжелейший труд. Ни метра ровной дороги: ухабы, подъемы, спуски. На подъемах – четвертая передача нижнего ряда, да с межколесной блокировкой, а иногда приходилось включать и вторую. На спусках обязательно включен ретардер. И совершенно исключено сделать пробуксовку – как говорят водители, «шлифонуть».

На подъемах – рискуешь скатиться, на спусках – есть опасения сложиться под обгоняющим полуприцепом. Крейсерская скорость движения – 40...50 км/ч, на речном зимнике – чуть больше. Вероятность провалиться под лед велика: перед глазами – встретившиеся по пути «Урал-4320» и КамАЗ на шасси 65115 – зрелище не из приятных. Тем не менее до поселка Анабар добрались благополучно.

Так почему бы автомобилю Volvo FH12 не дойти до этого самого Анабара или еще дальше, к поселку Соскылох, который на 150...200 км ближе к морю Лаптевых? Даже если температура в Ленске минус 25, а в Соскылохе – минус 57 по Цельсию! Стандартные шведские седельники с колесной формулой 6х4 без каких-либо серьезных конструктивных переделок работают в тяжелейших климатических и географических условиях российского Севера.

Volvo FH12 на диагностике

Работают автомобили Volvo за Полярным кругом, и неплохо работают. Но для этого требуется постоянное внимание всех заинтересованных сторон – производителей автомобилей, «сервисменов» и эксплуатационников. Руководители ленского АТП-1 постоянно следят за тем, чтобы машинный парк находился в исправном состоянии, проводят регулярную диагностику всех систем Volvo FH12 и предупредительные ремонты, консультируются со специалистами ЗАО «Вольво Восток». Специалисты шведской автомобильной фирмы не редкие гости в ПУ «Алмаздортранс», особенно в АТП-1.

И нашим машинам была бы на зимниках «зеленая улица», если бы отечественные производители с таким же рвением относились к своим детищам. Всё зависит от инициативы человека, а не от крепости железа. Вот почему руководители ПУ «Алмаздортранс» поставили себе задачу в 2005 году довести число автомобилей Volvo до 250...300 ед. АК «Алроса» – серьезная компания, а потому никогда не станет работать себе в убыток и партнеров подбирает ответственных.

К. Ушанов, фото автора Основные Средства 05'2005 3 октября 2005

Комментарии (0)