4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Диметиловый эфир (ч.1)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
Колесные шарнирно-сочлененные самосвалы
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)

Волат – значит «Богатырь»

В. Мамедов

Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) – единственное в мире предприятие, специализирующееся на выпуске многоосных автомобилей, автопоездов и колесных шасси высоких проходимости и грузоподъемности. Своим техническим уровнем и надежностью эти машины сумели завоевать авторитет как в армиях России и СНГ, так и в некоторых странах Дальнего зарубежья – Китае, Корее, Пакистане, Ливии, Алжире, Египте, Сирии, ОАЭ, Вьетнаме, Индии, Югославии, Румынии и Турции.

Седельный тягач МЗКТ-74295 с колесной формулой 8 х 8 х 4 (последняя цифра указывает число управляемых колес)

Многие годы из ворот завода выходила продукция нужная только Вооруженным Силам. В результате удачно реализованной программы конверсии МЗКТ взял курс на создание и освоение производства новых специализированных автомобилей широкого назначения. Накопленный опыт позволяет предприятию строить трех-, четырех-, шести-, семи- и восьмиосные транспортные средства под конкретный заказ самого требовательного партнера. Сегодня выпускаемые заводом машины с маркой «Волат» (в переводе с белорусского – «Богатырь») успешно работают в нефтяной, газовой, лесной промышленности, геологоразведке, строительстве и коммунальном хозяйстве.

Своим рождением МЗКТ, как и целый ряд других предприятий, обязан Минскому автозаводу. В августе 1954 года на МАЗе было создано специальное конструкторское бюро (СКБ), которое возглавил талантливый инженер Борис Шапошник. Первыми разработками нового подразделения стали полноприводные армейские машины – инженерный автомобиль МАЗ-534 и артиллерийский тягач МАЗ-535, построенный в металле в 1956 году.

Созданные в СКБ машины рождали новые направления отечественного автомобилестроения. Для их производства строились заводы в Могилеве (МоАЗ) и Жодино (БелАЗ). Позднее по чертежам СКБ начал выпускать автомобили Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ). Что касается МЗКТ, отметившего в этом году свое сорокалетие, датой его рождения следует считать 1959 год, когда на МАЗе было принято решение об организации собственного производства тяжелой колесной техники.

Бортовой грузовик МЗКТ-79092 (8 х 8 х 4)

В Минске выпускались МАЗ-535, МАЗ-537 и его модификации, а затем и МАЗ-543 «Ураган», также имевший несколько вариантов. Их смело можно отнести к лучшим образцам отечественного машиностроения. Автомобили имели мощные двигатели (до 525 л.с.), запускаемые как электростартером, так и сжатым воздухом, гидромеханическую трансмиссию, независимую подвеску колес, блокируемые дифференциалы, карданные валы с шарнирами равных угловых скоростей, стеклопластиковые кабины и многие другие узлы и системы, не уступающие, а иногда и превосходящие уровню зарубежных аналогов.

Сокращение военных заказов послужило толчком к переосмыслению дальнейших путей развития завода. Чтобы обеспечивать загрузку производственных мощностей требовалось расширить модельный ряд при минимальных расходах, максимально используя существующую технологию. Применив модульный принцип конструирования, используя силовые агрегаты и комплектующие ведущих фирм мира, а также кабины, узлы и трансмиссии МАЗа, коллектив Управления конструкторских и экспериментальных работ под руководством главного конструктора МЗКТ Владимира Чвялева, продолжающий сегодня заложенные Борисом Шапошником традиции, создал обширное семейство унифицированных автомобилей самого различного назначения с колесными формулами 6 х 4, 6 х 6, 8 х 8, 8 х 4 и другими. При этом одной из главных задач стало существенное повышение долговечности изделий и снижение трудоемкости их обслуживания. Не секрет, что военные заказчики считали эти вопросы далеко не главными.

Самосвал МЗКТ-75165 (8 х 8 х 4)

Палитра выпускаемой техники получилась настолько обширной, что охватить ее полностью в рамках одной статьи невозможно. Остановимся только на нескольких вариантах, демонстрировавшихся на 4-м Российском международном автосалоне.

Для перевозки крупногабаритных неделимых грузов в составе автопоездов МЗКТ выпускает седельные тягачи МЗКТ-7429, имеющие кабину МАЗ. Машину с колесной формулой 8 х 8 отличают четыре управляемых передних колеса с независимой торсионной подвеской. Задняя подвеска выполнена балансирной с упругими элементами в виде рессор.

Тягачи могут комплектоваться двигателями: Daimler-Benz ОМ 442LA (503 л.с.), Daimler-Benz ОМ 502LA (570 л.с.), Daimler-Benz ОМ 502LA (544л.с.),Deutz BF8 М10115С (544 л.с.) и российским ЯМЗ-2 Э8424.10-03 (470 л.с.). На автомобили можно установить шесть типов коробок передач – как ярославского производства, так и фирм ZF, Allison, в том числе и гидромеханических. Раздаточная коробка – двухступенчатая, с блокируемым межтележечным дифференциалом. Ведущие мосты имеют планетарные колесные редукторы, двухшарнирные карданные валы и дифференциалы – как самоблокирующиеся, так и с принудительной блокировкой.

Шасси МЗКТ-8007 (6 х 6 х 4)

На шоссе автомобили в составе автопоезда развивают скорость до 65 – 70 км/ч, расходуя от 110 до 130 л дизельного топлива на 100 км пути. Полная масса буксируемых полуприцепов в зависимости от исполнения тягача составляет от 66 до 98 тонн.

Для работы на бездорожье в составе автопоезда грузоподъемностью до 50 т (22 – 25 т – грузовик плюс 25 т прицеп) выпускаются внедорожные автомобили большой грузоподъемности МАЗ-79092 с колесной формулой 8 х 8. Допустимая осевая нагрузка на передние оси составляет 2 х 10,5 т, на задние – 2 х 11,6 т. Конструктивно семейство 79092 близко тягачам 74295, правда ряд предлагаемых двигателей несколько отличается: Daimler-Benz ОМ 442LA (503 л.с.), Deutz BF8 M1015 С (544 л.с.), Caterpillar 3406 С (425 л.с.), Detroit Diesel Series 60 (470 л.с.), ЯМЗ 2 Э8424.10 (470 л.с.).

Если на седельные тягачи МЗКТ-7429 устанавливают шины Michelin 25/65R25 х RB TL, то грузовики семейства МАЗ-79092 комплектуют шинами 1 500 х 600 х 635 или 25/65 R25. И те и другие – с регулируемым давлением воздуха. По требованию многих заказчиков на эти полноприводные шасси завод стал устанавливать самосвальные кузова с задней разгрузкой. Так, появилось на свет семейство самосвалов повышенной проходимости МЗКТ-75165 с объемом опрокидываемого обогреваемого кузова 16,5 м3. Их грузоподъемность составляет 24,5 т при допустимой нагрузке на передние оси 2 х 11,4 и на задние – 2 х 12,5 т.

Шасси МЗКТ-79191 (12 х 12 х 10)

Для строительных работ в цивилизованных условиях, когда дороги с твердым покрытием уже имеются и требуется лишь изредка заезжать на стройплощадки или карьеры, снабженные обустроенными подъездными путями, МЗКТ выпускает семейство самосвалов 6515 с колесной формулой 8 х 4 и кузовами вместимостью 11,5, 12,0 или 16,5 м3, грузоподъемностью 21,0 и полной массой 36 тонн. Допустимые нагрузки на передние оси – 2 х 7,0, на задние – 2 х 11 т, что позволяет эксплуатировать их на всей сети дорог страны без ограничений. Перечислим силовые агрегаты семейства: Daimler-Benz ОМ 442А (360 л.с.), ЯМЗ-238Д (330 л.с.), Deutz BF6 M1015 С (408 л.с.), Caterpillar 3406 С (350 л.с.), ЯМЗ-8424.10 (425 л.с.).

На автомобили устанавливают задние мосты с межосевыми и межколесными дифференциалами, оснащенными механизмами принудительной блокировки. Шины грузовиков имеют размерность 12.00R20 (320R 508).

В Москве на строительстве кольцевой автодороги и третьего автомобильного кольца внутри города с успехом работает около 40 таких самосвалов. Предусмотрено их количество увеличить.

МЗКТ – один из немногих заводов СНГ, который предлагает заводам-изготовителям навесного оборудования специальные шасси в вариантах 6 х 6 (МЗКТ-8007), 8 х 8 (80071) и 12 х 12 (МЗКТ-79191).

Шасси МЗКТ-80071 (8 х 8 х 4)

Часто их используют как основу для создания передвижных комплексов для бурения, а также обслуживания и ремонта нефтяных и газовых скважин. Особенностью первых двух является рулевое управление, действующее на колеса двух передних осей, у последней же управляются колеса трех передних и двух задних осей. На шасси 8007 и 80071 подвеска всех колес зависимая, рессорная, а модель 79191 имеет независимую торсионную подвеску всех колес. Диапазон мощности дизелей таков: 8007 – от 250 до 340 л.с.; 80071 –от 330 до 350 л.с.; 79191 – от 650 до 677 л.с. Шасси оборудуют механизмами отбора мощности, различным спецоснащением по заказу покупателя. Грузоподъемность автомобилей равна 11,3 т (8007), 24,0 (80071) и 55 т (79191).

Результат гибкой технической политики предприятия сегодня налицо. Автомобили нового семейства находят своих покупателей и в отличие от большинства коллег «по оборонке» МЗКТ сегодня исправно работает.

В. Мамедов Основные Средства 12'1999 30 сентября 2005

Комментарии (0)