«Карманные грузовики» из тольятти

Л.Никифоров, фото Ю. Бритова и фирм-изготовителей

Тема пикапов в отечественном автостроении по-настоящему не затрагивалась многие годы. Правда, были ГАЗ-М415 и небольшие партии минигрузовичков на базе «Москвича-401». В последнее десятилетие нужда заставила АЗЛК превратить внутризаводские транспортеры на агрегатах М-2141 в полноценные пикапы. АвтоВАЗ тоже довольно долго не уделял внимания производству пикапов и фургонов. А между тем, во многих странах-импортерах «Жигулей» был организован мелкосерийный выпуск таких машин на базе ВАЗ-2121 «Нива».

Тольяттинский внедорожник оказался весьма благодатной основой для разработки длиннобазных пикапов в Объединенных Арабских Эмиратах и с нормальной базой – в Канаде. В Латинской Америке и Чехии из него же делали неплохие фургоны. Вот как выглядел автомобиль NIVA 21214i PRAKTIK чешского производства. У обычной «Нивы» сняли заднее сиденье, вместо задних боковых стекол поставили глухие вставки, заменили обивку багажного отделения. На машину установили оснащенную впрыском версию двигателя 21213 мощностью 59квт/81,5 л.с. Вместо стандартных колес использовали 15-дюймовые. По желанию заказчиков, машину дооборудовали «кенгурятником», лебедкой и «калиткой» с запасным колесом. В итоге получился небольшой фургон-внедорожник грузоподъемностью 400 кг и объемом грузового отсека 1 130 литров.

PRAKTIK оказался незаменимым в небольших кооперативах, частных сельскохозяйственных фирмах, а также при езде в гористой местности. При цене около 10,5 тыс. долларов США он стал одним из самых продаваемых джипов. А тем временем компания CS AUTO LADA выпустила на рынок модель PRAKTIK SPECIAL. Чехи на 365 мм удлинили задний свес, отодвинув целиком заднюю стенку вместе с дверью. В образовавшееся пространство вмонтировали усиленную пластиковую вставку. В результате объем грузового отделения в двухместном варианте вырос до 1 830 литров. За счет установки усиленных пружин и более мощных амортизаторов грузоподъемность довели до 430 кг. SPECIAL стоил на 4 тысячи долларов США дороже базовой модели и тоже имел стабильный сбыт в течение нескольких лет.

А тем временем и в самих Тольятти окончательно созрели, чтобы заняться производством малотоннажных грузовиков. Оно сосредоточено на опытно-промышленном производстве самого АвтоВАЗа и на АО «ВАЗИнтерСервис». Сейчас заказчику могут предложить до 10 моделей пикапов и фургонов на базе моделей 2104, 2108 и 21213.

Пикап ВИС-2345 («ВАЗИнтерСервис») строится на базе ВАЗ-2104. Он имеет грузоподъемность 650 кг и предназначен для перевозки мелких партий грузов в кузове размером 1 830 х 1 660 мм с тремя откидными бортами, выполненном из алюминиевых панелей. Травмобезопасные замки и крюки для крепления груза соответствуют европейским требованиям. В зависимости от модификации машины кузов может быть открытым, снабжаться мягким тентом на дугах или жестким защитным верхом. От базовой модели пикап отличается усиленной рамой с традиционными лонжеронами и рессорной задней подвеской.

Потребность в небольших развозных автомобилях настолько велика, что новинка была обречена на успех. небольшая стоимость сделала пикапы общедоступными и их производство постоянно расширяется. В последнее время «ВАЗИнтерСервис» расширил гамму выпускаемых автомобилей за счет серии фургонов с обычными, изотермическими и рефрежираторными кузовами. При этом возможны различные комбинации дверей с одной и двух сторон.

Используя типовую конструкцию полурамы, ВИС освоил выпуск пикапов семейства ВИС-2346. Базой для них послужил внедорожник ВАЗ-21213 с обычным карбюраторным двигателем объемом 1,7 л мощностью 58,5 квт/79 л.с. Колесная формула 4 х 4 и достаточная энерговооруженность делают машины этого семейства незаменимыми в небольших фермерских и кооперативных хозяйствах. Родоначальник семейства ВИС-2346 представляет собой пикап с платформой 1 830 х 1 660 мм, такой же, как у модели ВИС-2345, и двухместной кабиной, полностью заимствованной у «Нивы». Благодаря раме и усиленной задней рессорной подвеске грузоподъемность пикапа составляет 650 кг.

ВИС-23464 имеет удлиненную базу, двухместную кабину увеличенного объема с небольшим багажным отделением за спинками сидений. Повышение комфорта пассажиров потребовало укоротить грузовую платформу почти на 300 мм (1 540 х 1 660 мм) при неизменной грузоподъемности. Следующая модель этого ряда – ВИС-23461, отличается пятиместной кабиной с необычно широкими дверьми. Они обеспечивают свободный доступ и к передним, и к заднему сиденьям одновременно. Чисто символической платформы размером 1 290 х 1 660 мм вполне достаточно для перевозки шести фляг молока, сварочного агрегата или небольшой дизель-электрической станции. Перевозимый груз защищен пластиковым верхом, выполненным заодно с приподнятой крышей кабины.

Используя силовой агрегат, трансмиссию, оперение и часть салона автомобиля ВАЗ-2108 на «ВАЗИнтерСервисе» освоили выпуск фургона ВИС-1705. При полной массе 1 500 кг он предназначен для перевозки двух человек и груза массой до 450 кг. На усиленную несущую платформу установлен легкий и прочный пластиковый закрытый кузов с распашной задней дверью. Внутренние размеры кузова 1 140 х 940 х 1 610 мм. Конструкция кузова позволяет выпускать его в обычном, изотермическом и рефрежираторном вариантах. В последнем случае в нем монтируется установка фирмы Thermo King.

Оригинальной разработкой «ВАЗИнтерСервиса» является кузов типа «фургон» с застекленными боковинами, предназначенный для установки на шасси ВАЗ-2108. В пассажирском варианте в нем могут с комфортом размещаться 5 человек. При сложенном заднем сиденье образуется грузовой отсек размером 1 170 х 1 500 х 1 200 мм. По существу, в этой конструкции реализованы решения, аналогичные Citroen Berlingo или Peugiot Partner.

Немало интересных конструкций предлагает Генеральный департамент развития АО «АвтоВАЗ». И здесь базой служат те же три семейства вазовских автомобилей. Отличительной особенностью вазовских пикапов является использование целиковых кузовов. Напомним, что «ВАЗИнтерСервис» устанавливает отдельные грузовые платформы.

Крайне интересны пикапы «Нива» ВАЗ-2329, выполненные на базе ВАЗ 21213, от которого автомобилю достались силовой агрегат, трансмиссия, элементы ходовой части. Изменились колеса – они стали 15-дюймовые 175/80R15 и увеличена колесная база. Оба этих изменения позволили сделать автомобиль более устойчивым на дороге, улучшить плавность хода. Кроме того, машины снабжены не одним, а двумя топливными баками по 42 л каждый.

Внедорожный пикап выпускается в двух вариантах – с 2-х и 4-местными кабинами. Размеры грузовой платформы для обеих версий одинаковы: 1 500 х 1 380 х 460 мм. Откидной задний борт позволяет перевозить в кузове длинномерный груз. Грузовая платформа может оборудоваться тентами на легкосъемных дугах. За счет установки усиленных амортизаторов и пружин грузоподъемность пикапов доведена до 300 кг при четырех пассажирах в салоне. Обращает на себя внимание отличный дизайн и отделка автомобилей. По заказу на них могут устанавливать люки в крышу, дуги безопасности, «кенгурятники», лебедки, противотуманные фары.

ВАЗ-1706 «Челнок» (он же ВАЗ-2108Ф) – автомобиль-фургон на базе ВАЗ-2108. Кузов – комбинированный. К стальным штампованным боковинам, стойкам, аркам дверей и рамке ветрового стекла на болтах крепится стеклопластиковый «короб» с задней дверью. Жесткая стальная панель за спинками сидений не только отделяет пассажиров от перевозимого груза, но и значительно повышает жесткость конструкции.

Откидная вверх дверь защищает водителя или грузчика от атмосферных осадков. большое окно в двери обеспечивает хороший обзор при маневрировании в условиях напряженного городского движения. Грузоподъемность «Челнока» 350 кг.

Опыт, полученный в последние годы конструкторами АО «АвтоВАЗ» при проектировании пикапов, в полной мере использован при разработке двух новых семейств. Так, на Московском салоне в августе 1999 года был показан грузовой вариант мини-вэна ВАЗ-2120 «Надежда». Перспективная модель внедорожника ВАЗ-2123 будет выпускаться не только в варианте 4-дверного универсала, но и с кузовами пикап и фургон. Потребность в таких автомобилях крайне высока, а удовлетворить ее, в общем-то, некому: «Каблучок», он же «Чебурашка», ижевского происхождения – вот и все. Поэтому судя по всему, пикапам, рожденным в Тольятти, суждена долгая жизнь.



Л.Никифоров, фото Ю. Бритова и фирм-изготовителей Основные Средства 11'1999 30 сентября 2005

Комментарии (0)