Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Автоматические системы управления на линиях BRT
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения
Конструкции автобусов для линий BRT
КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям
Круглый стол лидеров рынка
 4
Жизнь после жизни
Восстановление и утилизация автомобильных шин

«Карманные грузовики» из тольятти

Л.Никифоров, фото Ю. Бритова и фирм-изготовителей

Тема пикапов в отечественном автостроении по-настоящему не затрагивалась многие годы. Правда, были ГАЗ-М415 и небольшие партии минигрузовичков на базе «Москвича-401». В последнее десятилетие нужда заставила АЗЛК превратить внутризаводские транспортеры на агрегатах М-2141 в полноценные пикапы. АвтоВАЗ тоже довольно долго не уделял внимания производству пикапов и фургонов. А между тем, во многих странах-импортерах «Жигулей» был организован мелкосерийный выпуск таких машин на базе ВАЗ-2121 «Нива».

Тольяттинский внедорожник оказался весьма благодатной основой для разработки длиннобазных пикапов в Объединенных Арабских Эмиратах и с нормальной базой – в Канаде. В Латинской Америке и Чехии из него же делали неплохие фургоны. Вот как выглядел автомобиль NIVA 21214i PRAKTIK чешского производства. У обычной «Нивы» сняли заднее сиденье, вместо задних боковых стекол поставили глухие вставки, заменили обивку багажного отделения. На машину установили оснащенную впрыском версию двигателя 21213 мощностью 59квт/81,5 л.с. Вместо стандартных колес использовали 15-дюймовые. По желанию заказчиков, машину дооборудовали «кенгурятником», лебедкой и «калиткой» с запасным колесом. В итоге получился небольшой фургон-внедорожник грузоподъемностью 400 кг и объемом грузового отсека 1 130 литров.

PRAKTIK оказался незаменимым в небольших кооперативах, частных сельскохозяйственных фирмах, а также при езде в гористой местности. При цене около 10,5 тыс. долларов США он стал одним из самых продаваемых джипов. А тем временем компания CS AUTO LADA выпустила на рынок модель PRAKTIK SPECIAL. Чехи на 365 мм удлинили задний свес, отодвинув целиком заднюю стенку вместе с дверью. В образовавшееся пространство вмонтировали усиленную пластиковую вставку. В результате объем грузового отделения в двухместном варианте вырос до 1 830 литров. За счет установки усиленных пружин и более мощных амортизаторов грузоподъемность довели до 430 кг. SPECIAL стоил на 4 тысячи долларов США дороже базовой модели и тоже имел стабильный сбыт в течение нескольких лет.

А тем временем и в самих Тольятти окончательно созрели, чтобы заняться производством малотоннажных грузовиков. Оно сосредоточено на опытно-промышленном производстве самого АвтоВАЗа и на АО «ВАЗИнтерСервис». Сейчас заказчику могут предложить до 10 моделей пикапов и фургонов на базе моделей 2104, 2108 и 21213.

Пикап ВИС-2345 («ВАЗИнтерСервис») строится на базе ВАЗ-2104. Он имеет грузоподъемность 650 кг и предназначен для перевозки мелких партий грузов в кузове размером 1 830 х 1 660 мм с тремя откидными бортами, выполненном из алюминиевых панелей. Травмобезопасные замки и крюки для крепления груза соответствуют европейским требованиям. В зависимости от модификации машины кузов может быть открытым, снабжаться мягким тентом на дугах или жестким защитным верхом. От базовой модели пикап отличается усиленной рамой с традиционными лонжеронами и рессорной задней подвеской.

Потребность в небольших развозных автомобилях настолько велика, что новинка была обречена на успех. небольшая стоимость сделала пикапы общедоступными и их производство постоянно расширяется. В последнее время «ВАЗИнтерСервис» расширил гамму выпускаемых автомобилей за счет серии фургонов с обычными, изотермическими и рефрежираторными кузовами. При этом возможны различные комбинации дверей с одной и двух сторон.

Используя типовую конструкцию полурамы, ВИС освоил выпуск пикапов семейства ВИС-2346. Базой для них послужил внедорожник ВАЗ-21213 с обычным карбюраторным двигателем объемом 1,7 л мощностью 58,5 квт/79 л.с. Колесная формула 4 х 4 и достаточная энерговооруженность делают машины этого семейства незаменимыми в небольших фермерских и кооперативных хозяйствах. Родоначальник семейства ВИС-2346 представляет собой пикап с платформой 1 830 х 1 660 мм, такой же, как у модели ВИС-2345, и двухместной кабиной, полностью заимствованной у «Нивы». Благодаря раме и усиленной задней рессорной подвеске грузоподъемность пикапа составляет 650 кг.

ВИС-23464 имеет удлиненную базу, двухместную кабину увеличенного объема с небольшим багажным отделением за спинками сидений. Повышение комфорта пассажиров потребовало укоротить грузовую платформу почти на 300 мм (1 540 х 1 660 мм) при неизменной грузоподъемности. Следующая модель этого ряда – ВИС-23461, отличается пятиместной кабиной с необычно широкими дверьми. Они обеспечивают свободный доступ и к передним, и к заднему сиденьям одновременно. Чисто символической платформы размером 1 290 х 1 660 мм вполне достаточно для перевозки шести фляг молока, сварочного агрегата или небольшой дизель-электрической станции. Перевозимый груз защищен пластиковым верхом, выполненным заодно с приподнятой крышей кабины.

Используя силовой агрегат, трансмиссию, оперение и часть салона автомобиля ВАЗ-2108 на «ВАЗИнтерСервисе» освоили выпуск фургона ВИС-1705. При полной массе 1 500 кг он предназначен для перевозки двух человек и груза массой до 450 кг. На усиленную несущую платформу установлен легкий и прочный пластиковый закрытый кузов с распашной задней дверью. Внутренние размеры кузова 1 140 х 940 х 1 610 мм. Конструкция кузова позволяет выпускать его в обычном, изотермическом и рефрежираторном вариантах. В последнем случае в нем монтируется установка фирмы Thermo King.

Оригинальной разработкой «ВАЗИнтерСервиса» является кузов типа «фургон» с застекленными боковинами, предназначенный для установки на шасси ВАЗ-2108. В пассажирском варианте в нем могут с комфортом размещаться 5 человек. При сложенном заднем сиденье образуется грузовой отсек размером 1 170 х 1 500 х 1 200 мм. По существу, в этой конструкции реализованы решения, аналогичные Citroen Berlingo или Peugiot Partner.

Немало интересных конструкций предлагает Генеральный департамент развития АО «АвтоВАЗ». И здесь базой служат те же три семейства вазовских автомобилей. Отличительной особенностью вазовских пикапов является использование целиковых кузовов. Напомним, что «ВАЗИнтерСервис» устанавливает отдельные грузовые платформы.

Крайне интересны пикапы «Нива» ВАЗ-2329, выполненные на базе ВАЗ 21213, от которого автомобилю достались силовой агрегат, трансмиссия, элементы ходовой части. Изменились колеса – они стали 15-дюймовые 175/80R15 и увеличена колесная база. Оба этих изменения позволили сделать автомобиль более устойчивым на дороге, улучшить плавность хода. Кроме того, машины снабжены не одним, а двумя топливными баками по 42 л каждый.

Внедорожный пикап выпускается в двух вариантах – с 2-х и 4-местными кабинами. Размеры грузовой платформы для обеих версий одинаковы: 1 500 х 1 380 х 460 мм. Откидной задний борт позволяет перевозить в кузове длинномерный груз. Грузовая платформа может оборудоваться тентами на легкосъемных дугах. За счет установки усиленных амортизаторов и пружин грузоподъемность пикапов доведена до 300 кг при четырех пассажирах в салоне. Обращает на себя внимание отличный дизайн и отделка автомобилей. По заказу на них могут устанавливать люки в крышу, дуги безопасности, «кенгурятники», лебедки, противотуманные фары.

ВАЗ-1706 «Челнок» (он же ВАЗ-2108Ф) – автомобиль-фургон на базе ВАЗ-2108. Кузов – комбинированный. К стальным штампованным боковинам, стойкам, аркам дверей и рамке ветрового стекла на болтах крепится стеклопластиковый «короб» с задней дверью. Жесткая стальная панель за спинками сидений не только отделяет пассажиров от перевозимого груза, но и значительно повышает жесткость конструкции.

Откидная вверх дверь защищает водителя или грузчика от атмосферных осадков. большое окно в двери обеспечивает хороший обзор при маневрировании в условиях напряженного городского движения. Грузоподъемность «Челнока» 350 кг.

Опыт, полученный в последние годы конструкторами АО «АвтоВАЗ» при проектировании пикапов, в полной мере использован при разработке двух новых семейств. Так, на Московском салоне в августе 1999 года был показан грузовой вариант мини-вэна ВАЗ-2120 «Надежда». Перспективная модель внедорожника ВАЗ-2123 будет выпускаться не только в варианте 4-дверного универсала, но и с кузовами пикап и фургон. Потребность в таких автомобилях крайне высока, а удовлетворить ее, в общем-то, некому: «Каблучок», он же «Чебурашка», ижевского происхождения – вот и все. Поэтому судя по всему, пикапам, рожденным в Тольятти, суждена долгая жизнь.



Л.Никифоров, фото Ю. Бритова и фирм-изготовителей Основные Средства 11'1999 30 сентября 2005

Комментарии (0)