Проблемы пуска дизельных двигателей
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
Диметиловый эфир (ч.1)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Scania R113 380
Хорош на первый взгляд. Давайте еще раз убедимся
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части

АМО ЗИЛ – аспекты производства

В. Салыгин

Еще два года назад старейшее предприятие автомобильной отрасли России АМО ЗИЛ стояло на грани банкротства. Казалось бы уже ничего не могло спасти гигантскую компанию от надвигавшегося экономического краха. Но помощь пришла. Ее оказало московское правительство.

Став крупнейшим совладельцем ЗИЛа Москомимущество не только стремилось обеспечить огромный московский регион разнообразной транспортно-технологической техникой, но предотвратить неминуемый социальный взрыв, который могло вызвать увольнение сотен тысяч работников головного завода, 14 его филиалов, десятков смежников и поставщиков комплектующих изделий и оборудования. Естественно, что к ним прибавились бы еще и члены их семей. Однако всего этого удалось избежать. Благодаря фантастическим усилиям, предпринятым столичными властями, положение начало меняться. Реструктуризация долгов в городской и федеральный бюджеты, солидные инвестиционные вливания, укрепление организационной структуры, решение кадровых вопросов, появление долгосрочных заказов, наконец, разумный протекционизм вдохнули новую жизнь в уже угасающее производство.

За очень короткий период в сотрудничестве с партнерами-изготовителями специального оборудования на базе трехтонки ЗИЛ-5301 «Бычок» было создано свыше трех десятков модификаций. Муниципальные организации и частные предприниматели охотно приобретают этот неприхотливый автомобиль с экономичным двигателем, комфортабельной кабиной и низкой погрузочной высотой. Причем машина настолько пришлась по душе грузоперевозчикам, что на протяжении многих месяцев спрос на нее опережает предложение. Ведется совершенствование и остальной гаммы выпускаемой продукции.

Стабилизировалось и финансовое положение. Компания начала выплачивать долги в государственный и местный бюджеты, коммерческим структурам, социальным фондам, энергетикам. Произошло повышение зарплаты, на завод возвращаются ранее ушедшие специалисты.

Прессовая линия японской фирмы IHI

И все же положение в настоящее время в производственной и экономической деятельности предприятия остается весьма напряженным. Завод испытывает постоянный дефицит финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств, реализации инвестиционных программ и проведения капитального ремонта основных фондов. К сожалению, рост выпуска малотоннажных автомобилей ЗИЛ-5301 лимитируется поставкой двигателей с Минского моторного завода (ММЗ).

Принятый в апреле 1997 года антикризисный бизнес-план предусматривал выход АМО ЗИЛ к концу года на безубыточную работу, увеличение объемов производства, снижение затрат, повышение технологической дисциплины и т. д. Завод сумел добиться достаточно стабильного ритма и произвести 18 280 грузовых автомобилей (в том числе 7 824 «Бычка»), а также 41 500 холодильников.

В течение 1997 года была упразднена прежняя громоздкая структура управления, усовершенствованы система планирования, службы снабжения и сбыта продукции. Заключены договоры на поставку двигателей для малотоннажного автомобиля ЗИЛ-5301, разработана конструкция и начато производство семейства среднетоннажных машин с дизельным двигателем АО «Автодизель» (Ярославль). Опыт эксплуатации этих грузовиков вызвал большой интерес со стороны автотранспортных предприятий и предопределил хорошие сбытовые возможности.

После разрешения ряда технологических проблем развернуто производство пользующихся повышенным спросом изотермических кузовов, начат серийный выпуск седельных тягачей ЗИЛ-5423, предназначенных для работы в составе автопоездов полной массой 30 тонн. Первую сотню таких машин, оснащенных американскими дизелями Caterpillar 3116 мощностью 250 л.с. и 9-ступенчатыми коробками передач Eaton, заказало для нужд города руководство столицы.

Сборка грузовиков ЗиЛ-5443 на главном конвейере завода

Надо отметить, что для более полного удовлетворения запросов различных групп потребителей расширен тираж серийно выпускаемых автомобилей. Восстановлено, в частности, производство представительских лимузинов ЗИЛ-41047, а также выпущены их пятиместные модификации ЗИЛ-41041. Одним из обладателей подобной машины стал Ю. Лужков. Приступили к изготовлению нового для АМО ЗИЛ вида продукции – цельнометаллических панельных фургонов и автобусов малого класса на шасси ЗИЛ-5301.

Если касаться работы дочерних предприятий, необходимо отметить Смоленский автоагрегатный завод, который в полном объеме обеспечивал своей продукцией сборочные конвейеры головного завода. Несмотря на огромную номенклатуру (более 2000 наименований), практически справился по всем позициям с производственной программой Рославльский автоагрегатный завод, наращивается выпуск задних мостов в Петровске. На Рязанском заводе увеличились объемы сборки передних осей и задних мостов для грузовиков.

Что же касается сбытовой политики, то в 1997 г. удалось реализовать 19 758 автомобилей и 43 320 холодильников. Выручка от продажи выпускаемой продукции, работ и услуг составила 1 трлн. 667 млрд. рублей (по старым ценам). Вместе с тем годовой план выполнен только на 84,7 процента. Более удачно (на 117,8 процента) осуществлен выпуск запчастей и на 121,8 процента изготовлено непрофильной продукции.
Изменилась маркетинговая стратегия ЗИЛа. Совершенствуются взаимоотношения с дилерами, расширяется рынок сбыта. Начавшееся сотрудничество с «Автобанком» привело к тому, что в конце 1997 года количество дилеров завода возросло до 55 (в 1996 году их было 20).

Лидер производственной программы ЗиЛ-5301 “Бычок”

Сегодня обеспечение высокого уровня качества и надежности продукции – одно из приоритетных направлений деятельности АМО ЗИЛ. Наиболее активными показателями в этой области являются рекламации. Их число за прошедший год и начало нынешнего сократилось. Правда, из этого ряда выбиваются дизельные моторы ЗИЛ-645, изготавливаемые на Ярцевском заводе «Двигатель». Их качество ниже всякой критики. Минский моторный завод улучшил качество своей продукции, но и к нему остается множество претензий.

Был возрожден литейный цех № 3. Теперь на заводе хотят восстановить вторую литейку, чтобы отказаться от применения ковкого чугуна и перейти на блочный. Это позволит решить массу проблем и по качеству и по экономии материалов.

По ряду направлений на предприятии сложилось неудовлетворительное положение, особенно в области автоматизации и механизации производства. Ослаблены некогда очень сильные позиции в сфере транспортно-складской технологии, безперевалочной перевозки грузов и т.д.

Компания испытывает дефицит рабочих кадров, их текучесть в 1997 году была высокой. Об этом говорят и цифры. Видимо в этой области еще предстоит много сделать.

Наблюдательный совет АМО ЗИЛ утвердил десять инвестиционных программ на 1998 год. Первая из них – производство цельнометаллических панельных фургонов и автобусов вместимостью 16-22 человека на базе ЗИЛ-5301. С середины 1998 года предстоит начать их серийный выпуск. Сначала это будет происходить по обходной технологии, затем сборка перейдет на главный конвейер.

Восьмитонный ЗиЛ-544330

Остальные приоритеты года – реконструкция литейного производства, выпуск новой холодильной техники, техническое перевооружение промышленных мощностей под установку дизелей ЯМЗ-236 и «VAMO» (Болгария), сборка собственного дизеля, создание нового семейства коробок передач, ввод в эксплуатацию комплекса доочистки и охлаждения промливневых стоков с замкнутой системой водоснабжения и пр.

Определенные надежды АМО ЗИЛ связывает с поставкой в Вооруженные Силы полноприводных автомобилей ЗИЛ-432720. Это вызвано тем, что Горьковский автозавод (ГАЗ) прекращает выпуск подобного рода машин и отказался от работы с Министерством обороны. А для армии такая продукция необходима.

Что касается положения АМО ЗИЛ на внутреннем рынке, то по данным международной ассоциации производителей автомобилей, в 1997 году АМО ЗИЛ собрал 13 % от общего объема выпуска грузовиков по Российской Федерации и занимает на сегодняшний день второе место в нашей стране среди аналогичных предприятий.

В бизнес-плане на 1998 г., согласованном с правительством Москвы, намечены серьезные задачи по увеличению объемов производства. Предстоит не просто довести сборку автомобилей до 40 тысяч единиц, но главное внимание уделить выпуску машин, пользующихся спросом на рынке и в первую очередь – малотоннажному грузовику ЗИЛ-5301, а также его модификациям, изготовив примерно 25 тысяч «Бычков». Общая выручка от реализации продукции должна увеличиться более чем в 2 раза. Однако такой результат можно получить только благодаря экономии и снижению всех видов затрат.

Самосвал ЗиЛ-5945

Проблема освоения новых видов продукции должна быть безусловно выполнена. Необходимо одновременно создавать новые мощности по производству автофургонов, автобусов, грузовиков средней и повышенной грузоподъемности с двигателями Ярославского завода «Автодизель». Чтобы достичь заявленных показателей, необходимо повысить эффективность работы инженеров, конструкторов, технологов, проводя в то же время и маркетинговые исследования, чтобы с самого начала выпуска новых видов продукции обозначить их место на потребительском рынке в части цены, объема затрат и заранее предусмотреть финансовый результат.

Не менее важным направлением сокращения издержек должно стать снижение трудоемкости выпускаемых моделей автомобилей и холодильников. Прежде всего это касается наиболее ликвидного изделия – ЗИЛ-5301. В качестве примера можно привести тот факт, что на сегодня трудоемкость по основной продукции различается в полтора-два раза. На изготовление «Бычка» затрачивается на 70-80 % времени больше, чем на автомобили с бензиновыми двигателями. А с дизельными – на 60 %. Наибольшая доля трудоемкости падает на такие крупные предприятия, как автосборочный корпус (АСК), арматурный, кузовной, механосборочные корпуса. И в этом году им предстоит серьезно подойти к решению вопросов сокращения прямых трудовых затрат путем замены обходных технологических процессов на основные.

Наряду с ростом объема по основному производству почти все структурные подразделения ЗИЛа работали и продолжают работать на получение живых денег. И хотя их доля невысока, но тем не менее ярким примером неосновной продукции стал выпуск колоколов для храма Христа Спасителя. Объем такого рода продукции вырос в полтора раза. Отрадно отметить, что даже когда наблюдался спад производства, на АМО ЗИЛ продолжали следить за основными затратами. Все статьи расходов находились под постоянным контролем.

Шеститонный ЗиЛ-433362 с рефрижератором

Что же касается структуры выпуска автомобилей, то как уже говорилось выше, доминирующее положение в производственной программе составляют малотоннажные автомобили ЗИЛ-5301. Машины выпускаются с двумя вариантами колесных баз – 3650 и 4250 мм. Покупатель может выбрать шасси под установку специализированных кузовов, автомобиль с бортовой платформой и тентом, машины с двухрядной четырехдверной семиместной кабиной и кабиной с двумя спальными местами, грузовики, оснащенные несколькими типами термокузовов. Помимо этого, в арсенале предприятия имеются мусоровозы, илососные установки, топливозаправщики, автоцистерны, аварийно-ремонтные автомобили, спецмашины, эвакуаторы, самосвалы, фургоны общего назначения, пожарная техника. Все упомянутые образцы выполнены на базе трехтонки «Бычок». Диапазон мощности дизельных двигателей колеблется от 109 до 135 л.с.

Важную по значимости группу составляет семейство грузовиков среднего класса (полезная нагрузка не менее 8 тонн), оборудованных 195-сильными дизельными двигателями ЯМЗ-236А. Автомобили выпускаются с колесной базой 3800 и 4500 мм. Они могут оборудоваться короткими и удлиненными кабинами с двумя спальными местами. Грузовики этой серии, недавно запущенные в производство, уже получили положительные оценки у автотранспортников. Тем более, что кроме шасси под установку специального оборудования могут быть предложены бортовой автомобиль с тентом, седельный тягач и самосвальное шасси.

Уже более 10 лет изготавливается семейство шеститонных автомобилей ЗИЛ-4331, в подкапотном пространстве которых находится дизель ЗИЛ-645 мощностью 185 л.с. Многочисленные модификации нашли применение в коммунальном и муниципальном хозяйствах, в энергетике и строительстве, противопожарной охране и аварийно-ремонтных службах, в торговле и промышленности, в агропромышленном комплексе и перевозках на дальние расстояния.

Самосвал ЗиЛ-4520 грузоподъемностью 12 т

Колесная база, варьируемая от 3800 до 6000 мм по специальному заказу, позволяет монтировать самые разнообразные надстройки. В случае необходимости в моторном отсеке может занять свое место бензиновый двигатель ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л.с. точно такой, какой устанавливается на машины семейства ЗИЛ-433360. Свою родословную эти автомобили ведут от легендарного ЗИЛ-130. Отличия заключаются в том, что на хорошо проверенное за годы долгого производства и эксплуатации шасси «стотридцатки» помещается современная кабина от ЗИЛ-4331, отвечающая всем требованиям пассивной безопасности и эргономики. В преображенном виде машина все еще находит своих заказчиков. Не случайно, что именно этот грузовик получил самое большое распространение в городских муниципалитетах, в торговле, в дорожно-ремонтном строительстве и т.д. Колесная база составляет 3300-3800 мм, грузоподъемность – 6 тонн.

Данные машины по объемам выпуска занимают вторую позицию после «Бычков». Для перевозки крупногабаритных грузов наиболее приспособлены трехосные автомобили повышенной грузоподъемности (10 – 12 тонн). Они представлены тремя базовыми моделями:
ЗИЛ-133Г40 – универсальное шасси, ЗИЛ-13305А – седельный тягач, ЗИЛ-133Д42 – шасси под самосвальную установку. Большая величина колесной базы дает возможность разместить кузова со значительной вместимостью, либо широкий спектр промышленного оборудования. Мощность дизельных двигателей – 185-210 л.с.

Наследником полноприводного трехосного ЗИЛ-131 является его современный вариант ЗИЛ-4334.20. Он оборудован многотопливным дизелем ЗИЛ-645.1 мощностью 170 л.с. Особенностью энергетической установки стала ее способность работать на бензине, дизельном топливе, авиационном керосине, либо на их смеси. По бездорожью грузовик транспортирует 4 тонны полезной нагрузки.

Седельный тягач ЗиЛ-5423 с кабиной повышенной комфортности

Значительный интерес для многих отраслей представляют универсальные машины повышенной проходимости семейства ЗИЛ-432720. Объединив ходовую часть от ЗИЛ-131 с силовым агрегатом и кабиной от ЗИЛ-5301, специалисты получили транспортно-технологическое средство, обладающее широкими возможностями. Колесная база, изменяемая от 3350 до 3800 мм и более, а также возможность отбора мощности от коробки передач и раздаточной коробки, позволяют автомобилям агрегатироваться с многими десятками навесных устройств. Сфера использования ЗИЛ-432720 невероятно широка. Поступающие на завод предложения о поставках намного превышают возможности завода.

Следует отметить, что АМО ЗИЛ на протяжении нескольких десятилетий является изготовителем колесной техники особо высокой проходимости. Плавающие автомобили ЗИЛ-4906, ЗИЛ-49061, а также их сухопутные собратья ЗИЛ-4972 и ЗИЛ-497205 успешно несут свою службу в поисково-спасательных частях ВВС, в аварийно-спасательных подразделениях МЧС, на работах, связанных с эксплуатацией энергетических коммуникаций, нефте- и газопроводов.

В. Салыгин Основные Средства 04'1998 20 октября 2005

Комментарии (0)