Поддержим отечественного производителя?

Андрей Филиппов
Еще осенью ведущие европейские производители грузовых автомобилей наперебой рассказывали о своих планах увеличения продаж, но общемировой кризис заставил скорректировать эти прогнозы. Однако нет худа без добра: представилась возможность увеличить продажи тех автомобилей, основным «козырем» которых был не список установленного оборудования, как нужного, так и не очень, а, как это не прозаично, цена. Итак, в голубом цвете на мини-тесте выступает российский «Урал», а в бордовом – турецкий BMC.
BMC Sanayi ve Ticaret A.S'. (Турция)
BMC Professional Pro 935 FDBLK
ООО «АЗ «Урал»
«Урал-583109»
Задние фонари «Урала» (фото слева) крепятся на уровне рамы, на BMC они гораздо ниже, но оснащены решетками
На «Урале» вокруг ресиверов паутина шлангов, а на BMC чисто
Конструкция задних опор кабины похожа
АКБ на BMC надежно укрыты от грязи
BMC оставляет впечатление студента-практиканта, только что пришедшего на стройку
«Урал» с первого взгляда кажется умудренным опытом работягой
Элементы передней подвески «Урала» (слева) и BMC
На BMC накладка прикрывает верхнюю ступеньку от грязи
На «Урале» (слева) примитивный подлокотник, зато воздух подается прямо на стекла, а на BMC этим заведует дефлектор панели, но есть аудиоподготовка
Огромная тумба для нескольких выключателей – нужна ли она на «Урале»?
Внутри кабин нет особых «наворотов», зато все функционально
Панели приборов «Урала» (слева) и ВМС
Подкапотное пространство на уральской машине (слева) кажется незадействованным, особенно в сравнении с хитросплетением патрубков на Professional
 
Неудивительно, что нет дискомфорта даже на порожнем «Урале»
Кузов ВМС может открываться как на верхней, так и на боковой навеске
Передний бампер российской машины (слева) рассчитан на работу и в рабочей обуви, а бампер турецкой – только в модельных туфлях
 

Модель: BMC Professional Pro 935 FDBLK Производитель: BMC Sanayi ve Ticaret A.S'. (Турция)

 

Модель: «Урал-583109» Производитель кузова: ООО «Уралпромтехника» (Миасс) Производитель шасси: ООО «АЗ «Урал» Модель шасси: «Урал-63685-110-01»

Воистину встречают по одежке. «Урал» с первого взгляда кажется умудренным опытом работягой, а BMC оставляет впечатление студента-практиканта, только что пришедшего на стройку. Виной всему кабины, столь разительно различающиеся.

На миасском самосвале кабина от IVECO, конструкция которой разменяла второй десяток лет, и, естественно, ожидать «открытий» от такой кабины не стоит, но это смотря с чем сравнивать. Меня ее дизайн если и не восхищает, то уж точно не отталкивает – чем больше плоских поверхностей, тем проще рихтовать отметины строительных будней. Кабина полуторная (можно заказать и со спальным отсеком) и внутри кажется довольно просторной. И пусть лаконичность панели приборов и интерьера граничит с бедностью, жаловаться грех. Да, отделка из дешевого пластика, а на полу вместо ковролина линолеум. Зато легко будет смыть грязь от сапог и оттереть заднюю стенку от следов, оставленных растаявшим снегом с рабочей робы. Да и запах солярки и сигарет быстрее выветрится. Приборы выглядят простовато, зато не бликуют на солнце, их показания считываются, что называется, «влет». Даже дефлекторы вентиляции, поначалу вызывающие сомнение в их функциональности, при ближайшем рассмотрении оказываются не так и плохи. Особенно понравился подвод воздуха непосредственно к дверным стеклам.

Я остался очень недоволен отсутствием отсеков для мелочей: тех, что есть, едва хватит, чтобы положить сервисную книжку и руководство по эксплуатации, а ведь места для боксов и полочек внутри предостаточно.

Даже кран ручного тормоза, размещенный не на тоннеле двигателя, а слева от водителя на спинке кресла, не радует. Все равно огромная тумба с кнопками и клавишами усложняет переход на пассажирское сиденье и занимает место, где мог бы быть «органайзер».

Кабина BMC Professional – результат творчества итальянских дизайнеров Pininfarina. Описывать ее внешний вид дело неблагодарное, лучше взглянуть на снимки. Конечно, внутри футуристичности меньше, но по сравнению с интерьером «Урала» это огромный шаг вперед. И материалы отделки более качественные, и панель приборов выглядит более современной. На дверях удобные поручни и встроенные динамики, есть место для установки магнитолы. Но главное – количество боксов, полочек и кармашков порадует даже требовательного покупателя. Вот только куда теперь повесить верхнюю одежду, где положить каску со спецовками и какая часть воздуха из дефлекторов на панели дойдет до боковых стекол? Эти вопросы остались без ответа.

Кузов «Урала» внешне меньше, чем на турецком самосвале. На российской машине имеется подогрев отработавшими газами. На фоне отсутствия такового у BMC это несомненное достоинство, но только не понятно, почему выхлопные газы направляются не вверх, а вниз. На Севере этот вариант не пройдет – газовое облако попросту зависнет над дорогой.

Технические характеристики автомобилей «Урал-583109» и BMC Professional Pro 935 FDBLK (по данным заводов-изготовителей)
Параметр «Урал-583109» BMC Professional Pro 935 FDBLK
Полная масса, кг
33 500
26 000 (33 000*)
Развесовка по осям, кг:    
1-я ось
7500
7000
2-я ось
На заднюю тележку
9500 (13 000*)
3-я ось
26 000
9500 (13 000*)
Снаряженная масса, кг
13 350
9400
Грузоподъемность, кг
20 000
16 600
Двигатель
ЯМЗ-7601.10-14, V6 турбодизель
Cummins ISLe+ 350 (Euro 3) 6-цилиндровый, Common Rail
Рабочий объем, куб.см
11 150
8900
Мощность, л.с.
300 при 1900 мин–1
350 при 2100 мин–1
Крутящий момент, Н.м
1275 при 1100…1300 мин–1
1550
Коробка передач
ЯМЗ-239 механическая синхронизированная с планетарным демультипликатором
Eaton FSO-10309 механическая синхронизированная с демультипликатором
Число ступеней вперед/ назад
9/ 1
9/ 1
Сцепление
ЯМЗ-183 фрикционное сухое однодисковое, привод гидравлический с пневматическим усилителем
Однодисковое с пневмогидроусилителем
Подвеска
Зависимая рессорная с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Рессорная с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Тормозная система
Пневматическая двухконтурная с АБС
Пневматическая с АБС/ ASR
Колесная формула
6х4
6х4
*Для дорог со специально подготовленным покрытием.

Задний борт «Урала» имеет верхнюю навеску, а на Professional он к тому же может еще и открываться на боковых петлях вправо – очень удобно. Если груз не сыпучий, то можно использовать самосвал BMC как бортовой грузовик. А еще на «Урале» в отличие от турецкой машины почему-то отсутствует полноценный козырек над кабиной, и все промахи машиниста экскаватора окажутся либо на крыше, либо на заборнике воздуха, который по непонятной причине не выведен вверх, а притаился между стенками кузова и кабины.

Даже конструкция кузовных лестниц разная – на «Урале» их две, но пользоваться ими в рабочей обуви неудобно. У «турка» заглянуть в кузов можно только слева, зато без риска сорваться.

Отличается и подход к решению вопросов адаптации к реалиям наших строительных объектов. Например, бампер на «Урале-583109» сделан одной деталью, а на BMC Professional он составной, причем угловые секции пластиковые, а центральная часть металлическая, и это удобнее при мелком повреждении. Зато использовать бампер в качестве подножки для протирки ветрового стекла не получится, а на «Урале» – пожалуйста.

Колесная база «Урала» короче на 400 мм и изменяется угол установки заднего противоподкатного бруса, что улучшает геометрическую проходимость, но запасное колесо пришлось размещать на кузове, а фонари – на грязезащитных щитках. У «турка» внедорожные возможности похуже, зато «запаска» без проблем крепится на раме.

Задние мосты «Урала» китайской марки FAW и оснащены межколесной блокировкой третьей оси и межосевой блокировкой задней тележки. На BMC Professional надо отметить защиту низко висящего радиатора и стабилизатор поперечной устойчивости на передней оси.

Беда практически любого тест-драйва – нет возможности загрузить автомобиль «по полной» и сымитировать основные режимы эксплуатации. Приходится ограничиваться поездкой на порожней машине, иногда даже без схода с асфальтового покрытия. К сожалению, так было и в этот раз, но все же определенные выводы можно сделать.

«Урал» удивил плавностью хода: все-таки многолистовые рессоры и даже с амортизаторами, значит, порожнюю машину должно ощутимо потряхивать. В открытое окно слышно, что задняя тележка так себя и ведет, и на ухабах кузов погромыхивает, но в кабине этого не ощущаешь. Поначалу я списывал это на подвеску водительского кресла, однако, пересев на жестко закрепленное сиденье пассажира, с удивлением обнаружил, что комфорта не убавилось. Лишь после поездки, еще раз внимательно осмотрев кабину, нашел объяснение этому – две пружины и два амортизатора впереди, да еще два сзади. Логично предположить, что, если загрузить самосвал до полной массы, машина поедет еще мягче.

BMC ведет себя более предсказуемо. При аналогичном пакете рессор кабина имеет лишь два амортизатора, и это заметно. Причем если на скорости до 40 км/ч кресло водителя благодаря пневматической подвеске обеспечивало должный комфорт, то дальнейший разгон порождал настолько сильное чувство неуверенности, что на 80 км/ч разгон пришлось прекращать. При этом коллега на «глухо» закрепленном сиденье пассажира чувствовал себя превосходно, и это натолкнуло на мысль о подвохе, кроющемся в кресле сидящего за рулем. Так и оказалось: отключив «пневматику», мы получили возможность сконцентрироваться на управлении, и скорость 100 км/ч стала восприниматься вполне нормально.

Управление обоими самосвалами принципиальных отличий не имеет. Рулевое колесо и там, и там регулируется по углу наклона и обеспечивает удобный хват, не перекрывая при этом приборов. Маневрирование в стесненных условиях не заставляло «наматываться» на руль, причем BMC удалось проверить и в песчаном карьере, где он также не подкачал.

Ярославская 9-ступенчатая КП, установленная на «Урале», порадовала четкостью включения и возможностью на порожнем автомобиле обходиться только верхним рядом передач. Процесс переключения практически незаметен благодаря тому, что рычаг сам «ложится в руку», а педали удобно размещены.

На BMC поначалу вызывает некоторые сложности близкое расположение передач, но довольно четкий ход рычага и навыки работы на «убитых» КП позволяют быстро адаптироваться, а спустя немного времени «перебираешь» ступени, совершенно не задумываясь. Понравилась яркая контрольная лампа, сигнализирующая о включении верхнего ряда передач. К сожалению, педальный узел скомпонован очень плотно. Если даже в летней обуви чувствуется соседство «тормоза» и «газа», то с приходом холодов этот вопрос станет только острее. Досадный и трудно устранимый недочет конструкторов.

К тормозам обоих самосвалов претензий не было, оба они оснащены антиблокировочной системой и моторным тормозом. На «Урале» кроме основного назначения он выполняет и функцию «глушилки», хотя обычно использовать его в этих целях производители настоятельно не рекомендуют. У BMC эта полезная вещь имеет две ступени работы. Первая срабатывает автоматически при сбросе «газа», вторая включается принудительно нажатием кнопки.

Обзорность на обоих самосвалах достаточная. Тем не менее зеркала заднего вида хотя и неплохи и не докучают вибрациями, не оснащены электрообогревом и регулируются вручную. А ведь в нашем климате электрообогрев зеркал далеко не роскошь. Маневрирование задним ходом выявило, что на «Урале» значительная часть правой линзы перекрыта перемычкой дверного окна – наследие 20-летней конструкции. Единственное реальное решение проблемы – это вынос зеркала вперед по принципу «азиатского», а сейчас движение назад осуществляется «на ощупь». На Professional этой проблемы нет: его дверные окна цельные.

Наконец, отмечу такие приятные мелочи в BMC, как звуковой сигнализатор, включающийся при движении задним ходом, функции напоминания о непристегнутом ремне безопасности или о том, что включены фары или водитель открыл свою дверь.

Конечно, мои выводы – всего лишь субъективные впечатления от автомобилей. И все же...

«Урал» по-прежнему «рубаха-парень». То, что совсем недавно считалось отставанием, в пору кризиса предстало в ином свете. Отечественные агрегаты: двигатель, коробку передач, сцепление – вполне можно отремонтировать в условиях любой мастерской, а значит, сэкономить на сервисе. Необходимость посещать СТО каждые 10 тыс. км не обрадует покупателей – слишком часто даже для самосвала. Впрочем, за два года продаж гарантийных ремонтов было «раз, два и обчелся» – машина достаточно надежная, да и стоит ли этому удивляться, если даже предпродажная подготовка включает в себя пятнадцать обязательных пунктов!

С нашим суровым климатом уральцы знакомы не понаслышке, и в этом плане проколов быть не должно. А если еще раз вспомнить, кто является предком «Урал-583109», то и вопросов о выносливости не возникнет.

BMC оставил двойственное впечатление. Конструкция самосвала – то, что надо: чувствуется, что дорожные условия, в которых эти машины работают у себя на родине, так же далеки от идеала, как и наши «направления». И солидные пакеты рессор, и рама в палец толщиной воспринимаются как дань жизненным реалиям. Зато сразу понимаешь, насколько климат в Турции мягче нашего. Огромные стекла в задней стенке кабины для самосвала абсолютно не нужны – в кузов через них не заглянешь, а кабина в мороз выстудится мгновенно. Отсутствие подогрева кузова для нас тоже неприемлемо. Да и подогрев топливного фильтра охлаждающей жидкостью – решение довольно спорное, требующее проверки морозом. Производитель и сам понимает, что для наших погодных «сюрпризов» машину надо дорабатывать. Собственно, основной целью полигонных испытаний и было выявить подобные нюансы – тестируемый самосвал предназначался для продаж на турецком рынке.

Не стоит забывать и об отсутствии специализированных сервисных станций, их тоже предстоит строить, а для этого нужны не только средства, но и время. Зато есть у BMC Professional одно неоспоримое преимущество – внешность. Купив для работы такого «турка», в качестве бонуса вы получите передвижной щит для рекламы себя любимого, ведь затеряться в потоке машин не получится при всем желании. Дизайн от Pininfarina вряд ли оставит кого-то равнодушным, даже если самосвал по крышу будет залеплен грязью.

Делайте ставки, господа…

компании по теме статьи
компании по теме статьи