Этот практичный Praktik

С. Цыганов

Praktik появился в модельном ряду koda совсем недавно. Эта машина создана на волне успеха мини-универсала Roomster, модели со всех позиций удачной – комфортабельной, вместительной и прекрасно «умеющей ездить».

Roomster лишился задних боковых стекол, задних сидений и ненужных элементов декора, приобрел разделительную перегородку с сеткой за передними сиденьями и стал называться Praktik. Praktik предлагается с одним из трех двигателей – бензиновыми объемом 1,2 или 1,4 л (64 и 86 л.с. соответственно) и 69-сильным дизелем рабочим объемом 1,4 л. Цены на базовые комплектации таковы – 379, 399 и 429 тыс. руб. Предполагается, что наибольшим спросом будет пользоваться модификация с бензиновым двигателем 1,4 л. С ней мы и познакомились.

Сначала о главном – о грузовом отсеке. Его длина 1605 мм, ширина 1434 мм (между опорами – 1016 мм), высота 990 мм. Общий объем «багажника» – 1900 л. Грузоподъемность зависит от диаметра колес и составляет 550 кг (для 14 дюймов) или 640 кг (на 15-дюймовых колесах). На тестовой машине стояли 15-дюймовые колеса, причем зимние, шипованные. У меня еще будет повод вспомнить эти «шипы»...

В грузовом отсеке ровный пол, ничего не мешает

На месте задних боковых окон – стальные заглушки. Внутри все предельно практично: на боковинах и крыше обшивки нет, а значит, нечему пачкаться и рваться. На полу вместо коврового покрытия – жесткий пластик. Покрытие пола разделено на три сегмента. Первый, самый широкий, находится в центре, примерно там, где бензобак. К нему пристыкована подъемная задняя часть, прикрывающая отделение с «запаской». А третий, передний сегмент тоже откидывается на петлях вверх, обеспечивая доступ к нишам за передними сиденьями. Объем их небольшой, к тому же правая ниша занята «обязательным оснащением» – аптечкой, тросом, огнетушителем.

В сложенном состоянии накладка образует ровный пол, без впадин и выступов, даже петли сделаны заподлицо, так что перемещению груза ничего не мешает. Зато на силовой поперечине крыши висит «блямба» фонаря багажника, выступающая над поверхностью. Мелочь, но именно этих сантиметров по вертикали может и не хватить, да и свернуть фонарь по неосторожности, в суматохе погрузки дело нехитрое. Шесть фиксирующих петель вдоль бортов установлены столь продуманно, что никак не мешают грузу.

Логика управления «климатом» и аудиосистемой понятна интуитивно, без инструкций

Форма перегородки между кабиной и грузовым отсеком непростая, с выемками под спинки сидений. Нижняя ее часть сплошная, а верхняя, начинающаяся от верхних кромок сидений, – решетчатая. Для удобства посадки рослых людей перегородку можно сдвигать в пределах 10 см, но даже в крайнем к кабине положении места впереди вполне хватает человеку средней комплекции. Защитная сетка для заднего стекла тоже возможна, но она проходит по разряду дополнительного оборудования.

Замечу, что такая компоновка с подвижной перегородкой и запасным колесом в »подполе» мне кажется наиболее удачной в отличие от фиксированных перегородок и колес за спинками сидений. Да и подъемная задняя дверь удобнее распашной – в дождь и снегопад она становится естественной защитой: можно спокойно «ковыряться» в кузове. К тому же на одной большой подъемной створке гораздо проще, чем на двух распашных, смонтировать нормальный стеклоочиститель, соответственно лучше обзор. Оборотной стороной является меньшая практичность, так как с поднятой задней дверью бывает невозможно подъехать вплотную к месту разгрузки.

Зеркала обеспечивают хорошую видимость

Доступ в грузовой отсек через боковые двери удобный и упрощает жизнь при необходимости взять что-то мелкое или находящееся в глубине, да и погрузку это делает более приятной – не надо лезть в кузов и, согнувшись, пытаться разместить груз. При двух боковых и одной задней двери абсолютно любая точка кузова доступна снаружи без акробатических потуг.

Оформление салона – это тот же Roomster или Fabia, только в минимальной версии. «Минимализм» заключается в отсутствии крышки для «бардачка» – так удобней в машине, работающей в режиме stop & go, когда «бардачок» открывают десятки раз за смену. А вместо пассажирской подушки безопасности еще один открытый ящик, кстати, довольно глубокий. Плюс традиционные карманы в дверях и маленькие ниши в нижней части консоли и слева от рулевой колонки. В целом для экспедиторских бумаг и прочей мелочи места достаточно, но даже маленькую сумку положить некуда. Если нет пассажира, можно отодвинуть его сиденье и использовать пространство за спинкой, но если кресло отодвинуть «на максимум», за спинкой поместится разве что газета.

Компактное запасное колесо-«докатка» с инструментом в подпольной нише

Из элементов комфорта Praktik снабдили только кондиционером, подстаканниками на консоли и аудиосистемой. О «музыке» расскажу подробней. Дело в том, что koda последовательно перенимает опыт Vokswagen в построении хороших штатных аудиосистем. Большинство производителей недорогих автомобилей делают аудиосистемы по остаточному принципу: какие-то звуки издает – и ладно. А VW одним из первых понял важность хорошей штатной «музыки» и с «третьего» Golf и Transporter Т4 уделяет ей особое внимание. Сейчас этот опыт проецируется на автомобили koda. Конечно, это еще не Hi-Fi, но и не примитивная «музыка». Особенно удалось чешским инженерам (или все же немецким?) то, что на профессиональном языке
называется «локализацией кажущегося источника звука», что обусловлено грамотным расположением высокочастотных динамиков в нижней части передних стоек и использованием отраженной от ветрового стекла звуковой волны. В целом ощущения от аудиосистемы в Praktik очень приятные, даже «сжатая» музыка из УКВ-эфира звучит неплохо. Но CD-ресивер не воспроизводит МР3 и WMA, а это уже не модно.

Двигатель прогревается быстро, и столь же оперативно «оттаивает» салон, что неудивительно: воздуховодам нет нужды гнать воздух в заднюю часть машины, кабина Praktik небольшая. Еще лучше, если бы создатели снабдили автомобиль индикатором температуры охлаждающей жидкости. Экономить можно на многом, но есть вещи неприкасаемые; указатель температуры относится как раз к ним. У нас, как известно, европейские рекомендации «не прогревать двигатель перед поездкой» не проходят: климат не тот. А без этой мелочи Praktik теряет в удобстве эксплуатации.

Доступ в грузовой отсек через боковые двери очень удобен

С обзорностью все в относительном порядке, если сделать поправку на отсутствие задних боковых стекол. Зеркала обеспечивают хорошую видимость без искажения расстояния, особенно правое, и потому даже сложное маневрирование проблем не вызывает. Разумеется, всегда надо иметь в виду непросматриваемую зону в ближнем поле, ниже кромки заднего стекла. Для полной уверенности я бы, например, заказал парктроник, ведь это недорого. А парктроник koda делает «умный», он «захватывает» своими четырьмя ультразвуковыми сенсорами зону по 45° по обе стороны от бампера и даже приглушает звук аудиосистемы при включении передачи заднего хода!

Я уже говорил, что на одиночную подъемную дверь очень легко смонтировать стеклоочиститель. На Roomster он идет в базовой комплектации, а для Praktik задний стеклоочиститель сочли ненужной роскошью. Не согласен категорически! Тем более что заднее стекло зачем-то тонировали, серьезно снизив обзорность в сумерки. И ведь никакого – никакого! – смысла в такой тонировке нет.

Аккумулятор заключен в «панцирь» из проводов, замена будет непростой

Поскольку я знаком с особенностями поведения Fabia и Roomster, то не ожидал от управляемости Praktik ничего нового, и напрасно: изменений в конструкцию шасси не вносили, зато настройки изменили существенно. В частности, установлены более длинноходные и энергоемкие пары пружина–амортизатор, изменены характеристики стабилизаторов и настройки рулевого управления. Подвеска Praktik рассчитана на бльшую нагрузку, но в ущерб управляемости. Сразу обращаешь внимание на некоторую невнятность реакции на повороты рулевого колеса. Такое ощущение, что между валом и рулевой рейкой поставили резиновый демпфер, смягчающий действия водителя. Разумеется, никакого демпфера нет, это дают о себе знать новые настройки электроусилителя. Для неспешной езды, для маневров в тесноте эти настройки скорее благо, но шасси Roomster потеряло часть «драйверского» очарования.

Подвеска хороша – трамвайные рельсы и даже «лежачих полицейских» проезжаешь почти на крейсерской скорости, без сброса «газа». Да, трясет, но тряска болью в сердце за целостность подвески не отзывается. От Roomster ощущения прямо противоположные: даже перед незначительным препятствием скорость надо сбрасывать до пешеходной, и все равно передняя подвеска нет-нет да упрется в отбойники. Такая настройка дает существенно меньшие крены, надежность в затяжных поворотах, но комфорта, к сожалению, не добавляет.

На указателе температуры охлаждающей жидкости «экономить» не стоило

На всех органах управления усилия минимальные. Но если на педалях возвратное усилие худо-бедно обеспечивает обратную связь, то с рычагом переключения передач «прокол»: здесь стоит защита от случайного включения задней передачи – рычаг надо утопить, и лишь тогда будет позволено включить задний ход. Но возвратная пружина слабая, любое прикосновение к рычагу приводит к его утапливанию! Так и переключаешься: взялся – нажал – передвинул. Поначалу это забавляет, но потом лишние движения надоедают. Хочется думать, что ослабленная пружина это недостаток конкретного автомобиля. К сожалению, Roomster в нашем тесте был с «автоматом», а там рычаг не утапливается, так что сравнить не получилось. В остальном претензий к рабочему месту никаких – качество материалов и сборки отменное, все функционирует как швейцарские часы.

Еще одной каплей дегтя стали... те самые шипованные шины. Гул от них, особенно на высокой скорости, ну очень навязчивый! Понятно, что лишенный шумопоглощающих элементов грузовой отсек обязан быть гулким, но здесь другое. Здесь доминирует именно дорожный шум с его характерным «металлическим» шуршанием шипов об асфальт. Этому автомобилю нужны другие колеса, более тихие, без шипов. Тем более что в городе шипы и не нужны...

ЭБУ расположен в неудачном месте: здесь влажно

Несколько дней за рулем Praktik привели к замечательному выводу: это одна из самых «неутомляемых» машин в моей автомобильной биографии. Идеально выверенная эргономика рабочего места, минимальные усилия на органах управления, отличная посадка в удобном кресле, замечательный руль. О машинах концерна VW часто говорят, что они «слишком правильные, придраться не к чему».

«Горячие головы» в этой правильности могут увидеть недостаток, но Praktik – не для «горячих голов», это машина для зарабатывания денег. Ежедневно, по 8...10 часов, пять дней в неделю. Что при этом важней – отточенная управляемость или комфорт? Ответ очевиден. Praktik почти идеально соответствует задачам, возлагаемым на коммерческий автомобиль. Почти – это с учетом изложенных выше замечаний, многие из которых, кстати, можно устранить, подобрав дополнительное оборудование.