Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
 4
Ямочный ремонт дороги
Традиционные и новые методы
Тяжелый металл (ч. 2)
Обзор рынка бульдозеров
 4
Всё дело в базе
Обзор короткобазных кранов
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Мини-погрузчики (ч. 1)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины

Неофиты и чудеса конструирования

М. Шелепенков, фото автора

Спрос на самосвалы сегодня высок как никогда. Вслед за традиционными европейскими марками на наш рынок потянулись производители тяжелых грузовиков из Китая. И чтобы придать значимость своему товару, они, не стесняясь, ссылаются на сотрудничество с именитыми компаниями, прибавляя к своей марке словосочетания: «Сделано по лицензии...» или «Создано по технологиям...». Мы решили провести тест таких автомобилей и посмотреть, что же на самом деле кроется за этими словами.

Ход конем

Сейчас в Китае практически нет грузовых автомобилей собственной конструкции, все они в той и иной степени заимствованы у других производителей. «Чисто китайские» автомобили в России – редкость, поэтому для любого китайского грузовика можно найти прототип с громкой торговой маркой. Это совершенно не дает гарантии, что выбранный вами грузовик будет в полной мере соответствовать качеству лицензионного прототипа, хотя купить «почти» Mercedes-Benz или MAN всегда приятней, чем незнакомый автомобиль с трудно произносимым и трудно запоминаемым названием.

Признаемся, что на этот простейший маркетинговый ход «повелись» и мы, выбрав для дебютного редакционного теста китайских самосвалов два грузовика – Beifang Benchi («бэйфан беньчи»), который сделан «по лицензии Mercedes-Benz», и Shaanxi («шэньси»), созданный «по лицензии MAN». Оба успешно продаются в России с конца прошлого года и успели найти поклонников среди эксплуатантов. Причем дилеры заметили интересную зависимость: те, кто купил первым Beifang Benchi, приходят опять именно за этой маркой, а те, кто сначала отдал предпочтение Shaanxi, не хотят в дальнейшем связываться с другими китайскими марками.

Комбинация приборов на Shaanxi (фото слева) более современная

Проще простого

Итак, получив в свое распоряжение самосвалы Shaanxi SX3254JS384 и Beifang Benchi ND3250S, я первым делом пытаюсь разобраться с конструкцией. Агрегатная часть обоих грузовиков оказалась почти одинаковой, хотя один из них детально повторяет, по крайней мере внешне, популярный в 1990-е годы MAN F2000, а другой восходит корнями в начало 1970-х, копируя Mercedes-Benz того периода.

Оба автомобиля оснащены шестицилиндровым турбированным дизелем мощностью 279 л.с., созданным «по лицензии Steyr» (как обойтись без этой фразы?). Остальные агрегаты различаются по названиям, но по характеристикам настолько схожи, что разницу заметить почти невозможно. Исключением являются задние мосты – на Shaanxi они с планетарными колесными редукторами.

Получается, что под разной «оболочкой» мы имеем совершенно одинаковые автомобили? И да, и нет... Что касается эксплуатационных характеристик, то здесь разницы нет вообще. И тот, и другой автомобиль перевозит 20 т полезного груза, затрачивая одинаковое количество топлива. Что касается комфорта водителя, удобства обслуживания и прочих мелочей, то здесь разница очень большая. Об этом и поговорим.

Под спальной полкой Shaanxi – вместительные
багажные отсеки

Первый вывод напрашивается сам собой: Shaanxi по кабине самое малое лет на двадцать современней, а значит, он и лучше. Но не все так просто. Вместе с современной кабиной Shaanxi унаследовал от MAN внутреннюю и внешнюю отделку из пластика. А теперь представим, что машины предстоит использовать на стройках, где за руль сядут гастарбайтеры, работающие посменно, почти без перерывов, выжимающие из машин все, на что те способны. Во что в этом случае превратится кабина Shaanxi через два-три месяца? Для жесткой эксплуатации машины должны отвечать одному важному условию – чем проще, тем лучше. И вот здесь Beifang Benchi подходит идеально! Недаром я говорил уже, что у каждой китайской марки есть свои приверженцы.

Не избалованные комфортом

Разобравшись с потребительскими нишами самосвалов, уделю теперь внимание различным «мелочам», обнаруженным на тесте. Начну с того, что кабина MAN F2000 в исполнении Shaanxi не утратила первоначального очарования. Перед глазами водителя хорошо узнаваемая фирменная «мановская» комбинация приборов в нейтральных серых тонах, а в руках пухленькое рулевое колесо с кожаной отделкой. На Beifang Benchi, наоборот, руль огромный и тонкий. Крутить его легче, но не очень приятно – отвыкли мы от таких «пластмассовых баранок».

За кабиной Beifang Benchi оставалось свободное пространство, поэтому ничто не помешало китайцам установить более просторную кабину со спальным местом

Кабина Benchi тоже сохранила фирменные мотивы Mercedes-Benz. Эти ворсистые формованные панели внутренней отделки светло-коричневого цвета хорошо знакомы не одному поколению водителей, работавших на MB 2232LS и им подобных. Порадовало, что качество панелей в китайском исполнении не стало хуже. Панель приборов «Северному Бенцу» (так переводится Beifang Benchi на русский) тоже досталась без изменений и по простоте оформления напоминает КамАЗ. Водитель, пересев с КамАЗа на «Бенц», не почувствует большого дискомфорта, но избалованные современными иномарками водители отнесутся к внутреннему оформлению Beifang Benchi скептически, ведь эргономика этой кабины за три десятилетия не изменилась.

Оптимальный комфорт водителю обеспечен на обеих машинах. Водительские сиденья здесь с пневмоподвеской и множеством регулировок, зато пассажирские хотя и снабжены регулировками, но установлены жестко, без амортизаторов. Рулевая колонка на Benchi не регулируется вовсе, а на Shaanxi она регулируемая, но справиться с ней нелегко. Необходимо, удерживая рулевое колесо в требуемом положении, одновременно затягивать «барашки» крепления с разных сторон колонки.

Запасное колесо на Shaanxi закреплено на самосвальной платформе. Разъемный воздухозаборник частично откидывается вместе с кабиной

Считается, что «дневному» самосвалу спальное место в кабине ни к чему, поэтому в Beifang Benchi даже не стали напрягаться в этом направлении, а в кабине Shaanxi спальную полку все же установили, чему строители, работающие на длинных плечах пробега, будут очень рады. Спальное место увеличивает внутренний объем кабины и добавляет комфорта, тем более что под полкой есть вместительные багажные отсеки. Если учесть, что в этой кабине выступ над моторным отсеком очень низкий, то кабину Shaanxi на данный момент можно признать самой просторной из всех тяжелых китайских грузовиков для ближнемагистральных перевозок.

Из особенностей кабины Shaanxi можно отметить и отличные противосолнечные шторки над ветровым стеклом, пользоваться которыми приятней, чем обычными козырьками, как на Benchi. Для вентиляции на обоих самосвалах в потолке кабин сделаны большие вентиляционные люки, а на «Северном Бенце» к тому же остался приятный рудимент 1970-х – форточки в дверях.

Я сказал: «Поехали!»

При внимательном взгляде оказывается, что оба самосвала укомплектованы одинаковыми лицензионными дизелями Steуr

На ходу оба автомобиля ведут себя как братья-близнецы, хотя по сути так оно и есть. Помимо одинаковых двигателей установлены похожие 9-ступенчатые коробки передач с одинаковой схемой переключения. Разница в том, что на Shaanxi рычаг переключения КП жестко установлен над двигателем и остается неподвижным при откидывании кабины. На Benchi, напротив, рычаг закреплен на полу кабины, и от него идет длинная телескопическая штанга с множеством сочленений, призванная обеспечивать связь между рычагом и КП, в том числе при опрокинутой кабине. Из-за такой конструкции на Benchi механизм переключения работает не так четко, как на Shaanxi, и время от времени возникают проблемы с включением нужной передачи. Тем не менее на Benchi место крепления рычага на полу кабины хорошо герметизировано – здесь шум, пыль и гарь не могут проникнуть внутрь в отличие от Shaanxi, где под рычаг в полу оставлено большое отверстие с резиновым уплотнением.

Из субъективных впечатлений: шумоизоляция двигателя хуже на Beifang Benchi – в кабине работа силового агрегата слышна отчетливо. На Shaanxi удобней, прямо на приборной панели, расположен кран пневматического стояночного тормоза, на Beifang Benchi он установлен слева, за сиденьем водителя, и к нему надо тянуться. Есть и похожие решения: ножная кнопка включения моторного тормоза на обоих грузовиках расположена на полу, под левой ногой водителя. Она же выполняет функции «глушилки» при останове двигателя.

На Beifang Benchi рычаг КП откидывается вместе с кабиной и от него к коробке идет длинная штанга. На Shaanxi рычаг установлен стационарно над двигателем, в результате четкость переключения передач на Shaanxi выше (фото справа)

Для преодоления сложных участков дороги на обеих моделях предусмотрены межколесные и межосевые блокировки. На Shaanxi они современно включаются кнопочками на приборной панели, на Benchi – огромными тумблерами на моторном туннеле. И то, и другое достаточно удобно, но тумблеры на «Бенчи» выглядят несколько архаично.

Правильный акцент

Можно ли доверять продукции, «сделанной по лицензии» или «созданной по технологиям»? Ведь это не значит, что под видом лицензионных MAN и Mercedes-Benz вам обязательно продадут их точную копию. С прообразом их будет роднить лишь кабина, а остальные агрегаты, пусть и «созданные по технологиям», будут собраны со всего мира и консолидированы в новую сущность.

Как бы там ни было, оба китайских неофита произвели впечатление более «правильных» автомобилей, чем российские аналоги. Единственное, что еще «напрягает» в китайских автомобилях, так это качество изготовления. Не то чтобы эти машины были хуже отечественных (как показывает практика, как раз наоборот), просто в наших умах укрепилось недоверие к китайской технике.




М. Шелепенков, фото автора Основные Средства 11'2007 10 апреля 2008

Комментарии (0)