Краны Sennebogen

Леонид Малютин

Технику марки Sennebogen не первый год поставляют в Россию, однако встретить ее можно нечасто. Между тем развитый модельный ряд представляет собой достойную альтернативу более знаменитым маркам, а по ряду позиций фирма предлагает уникальные, не имеющие аналогов решения. Предложение Sennebogen включает строительные колесные и гусеничные краны с телескопической стрелой грузоподъемностью (г/п) до 80 т, автокраны г/п 35 и 40 т, гусеничные краны с решетчатой стрелой г/п от 30 до 200 т, колесные и гусеничные перегружатели г/п до 225 т, мобильные портовые краны и гусеничные базовые машины для монтажа на них сваебойного и бурового оборудования, телескопические погрузчики с подъемной кабиной.

Кран 643 М

Ниже речь пойдет о двух представителях семейства строительных кранов с телескопической стрелой – 643 М и 683 М. Впервые в России эти машины представили широкой публике на выставке «СТТ-2007». Компания «КВИНТМАДИ» любезно предложила нам поближе познакомиться с кранами в неофициальной обстановке на полигоне МАДИ в подмосковном поселке Черная Грязь.

Кран 643 М выпускают в двух версиях – с короткой стрелой 7,4...23,4 м и с длиной 9...30 м, а также с односкатной или двускатной ошиновкой колес. Есть версия крана на гусеничном ходу – 643 HD. «Наш» экземпляр был с длинной стрелой и двускатной ошиновкой. Кран довольно компактный и может передвигаться со скоростью до 30 км/ч. Машина мобильная и маневренная – три режима рулевого управления: только передними колесами, согласованно передними и задними и так называемый «диагональный ход», когда все колеса повернуты в одну сторону. Габаритные размеры пусть ненамного, но превышают разрешенные ПДД, так что при перемещении крана между удаленными площадками могут возникнуть затруднения.

Наклонная кабина

Развернуть кран в рабочее положение можно быстро. На опоры уже надеты башмаки, выдвижением управляют из кабины, ориентируясь на установленный над полом кабины уровень. Возможна работа без опор, для чего предусмотрена блокировка переднего балансирного моста, а также на неполном опорном контуре, когда несущие балки опор выдвинуты наполовину.

Главный узел крана – четырехсекционная стрела коробчатого сечения со скругленной нижней поверхностью. Интересно решен механизм телескопирования. Он состоит из двухсекционного гидроцилиндра и системы несущих (выдвигающих) и возвратных тросов с полиспастами. Гидроцилиндр выдвигает первую телескопируемую секцию, а несущие тросы синхронно выдвигают вторую и третью секции. Втягивание секций проходит в обратном порядке двумя возвратными тросами.

Лебедка расположена не совсем обычно – на верхней поверхности базовой секции стрелы. Опора стрелы вынесена на самую корму по оси платформы. Кран поставляют в комплектации с железобетонным противовесом, и дополнительно монтировать на него ничего не придется, за исключением, пожалуй, 13-метрового гуська, который на «нашем» экземпляре отсутствовал.

Моторный отсек крана 643 М

Трудностей монтаж представлять не должен, все подготовлено, включая дополнительную лебедку с намотанным тросом. После установки гуська трос попросту протягивают вдоль стрелы, а чтобы он не касался троса главной лебедки и не перевивался с ним, дополнительную лебедку поднимают гидроцилиндром. Разумеется, кран полноповоротный с равномерной грузовой характеристикой по всей окружности. Механизм поворота с внешним зацеплением состоит из гидромотора, планетарного редуктора и тормоза.

Четырехцилиндровый дизель Deutz жидкостного охлаждения расположен по левому борту платформы. Фирма Deutz производит универсальные двигатели с множеством вариантов отбора мощности, как на «нашем» кране. Основной аксиально-поршневой насос соединен с маховиком двигателя, четыре шестеренных насоса установлены на картере маховика. Насосы обеспечивают работу оборудования стрелы и ходовой части. Один из шестеренных насосов работает постоянно и прогоняет рабочую жидкость через фильтр внушительных размеров. Гидромотор хода установлен на раздаточной коробке, соединенной с главными передачами мостов карданными валами. Гидромотор двухскоростной и обеспечивает два диапазона движения – рабочий и транспортный до 30 км/ч. Отметим, что все радиаторы скомпонованы в единый блок. С одной стороны, конструкция компактная, но с другой – трудоемкая в ремонте, хотя ремонт, возможно, никогда и не потребуется.

Прибор безопасности

В довольно просторных отсеках по правому борту размещены аккумуляторные батареи, блоки реле и предохранителей, бачок и насос автоматической системы смазки Vogel и топливозаправочный насос.

Подъем в кабину, в которой крановщик проводит бльшую часть рабочего времени, не труден, широкая откидная подножка очень удобна – это целая платформа у двери. При транспортировке ее поднимают и фиксируют. Кабина со сдвижной дверью не самая просторная – габариты крана не позволяют, но вполне вместительная. Ее интерьер проработан тщательно: строгий, лаконичный, без излишеств, но оставляет очень приятное впечатление. Кабина добротно отделана светлым твердым пластиком. А самое главное – площадь остекления не просто большая, она очень большая. Правая стенка почти целиком стеклянная, переднее стекло во всю высоту кабины разделено и верхняя часть открывается. В крыше сделано большое окно и снабжено стеклоочистителем. Чтобы удобней было наблюдать за стрелой и грузом, конструкторы сделали кабину наклонной. Управляет наклоном крановщик с помощью переключателя на панели.

Органы управления – это два джойстика и педали «газа», тормоза шасси, тормоза поворота платформы и направления движения шасси. Педали крупные, установлены с промежутками, вполне достаточными для работы в зимней обуви. На этой модели рулевое колесо есть. Остальные функции выведены на переключатели на панелях справа.

Посадочное место для противовеса

Из контрольных приборов – диагностический блок с дисплеем, показывающим стандартные параметры – температуру двигателя, уровень топлива и др., а сверху на стойке закреплен прибор безопасности. На его монитор в режиме реального времени выводятся данные о массе груза вместе с крюком, вылете, длине, угле наклона стрелы. Индикатор показывает резерв грузоподъемности при данном вылете и длине стрелы.

Управление краном не требует привыкания, как в случае если бы один рычаг срабатывал позже, другой раньше. Здесь такого нет. Реакция гидравлики быстрая и предсказуемая, хотя и требует деликатного обращения, чтобы избежать рывков и раскачивания крюка. Но даже если крюк раскачался, грохочущую стрелу не мотает из стороны в сторону и раскачку легко погасить.

Кран 683 М в сравнении с предыдущим выглядит гораздо более внушительно. Этот кран исключительно строительный. С его размерами можно передвигаться только по строительной площадке, о самостоятельных путешествиях не может быть и речи. Скорость ограничена 10 км/ч. Односкоростные гидромоторы хода агрегатированы непосредственно с главными передачами. Оба моста ведущие, но управляемый только передний, и это не единственное отличие от 643 М.

Розетка на кабине

Пятисекционная стрела выдвигается на всю длину четырехсекционным гидроцилиндром, при этом секции выдвигаются поочередно. Под основанием стрелы находится лебедка с возвратным тросом, помогающая стреле втягиваться. Набор противовесов навешивают с помощью второго крана. По заказу устанавливают гидроцилиндры для самостоятельного монтажа противовесов, а вся необходимая разводка для них готова. Подготовлено место и для второй лебедки, которой на «нашем» кране не было.

Двигатель более мощный – 6-цилиндровый Deutz также жидкостного охлаждения приводит основной аксиально-поршневой насос и несколько шестеренных насосов. Система охлаждения скомпонована «по-старому» – радиатор гидросистемы отдельно от остальных. Предусмотрен подогрев бака рабочей жидкости с питанием от электросети напряжением 220 В. Розетка установлена на кабине.

Кабина отличается размерами от кабины крана 643 М. Это не кабина, а стеклянная малогабаритная квартира, настолько она просторна и практически полностью остеклена. Дверь распашная. Сразу замечаем, что рулевого колеса нет. Управление выведено на правый джойстик, который переключают на крановые операции и обратно кнопкой на самом джойстике. Панель управления сделана в виде консоли, в которую вмонтирован диагностический прибор другой модели, а сверху укреплен прибор безопасности. Кабина также наклонная, механизм наклона состоит из двух гидроцилиндров. По заказу устанавливают подъемную кабину.