Над кем смеется Дун Фын

И. Головин

С приходом на российский рынок китайских компаний резко возросло число моделей во многих сегментах рынка, и автобусы не исключение. В общем-то, понятно, почему потребитель берет еще мало известный продукт, не имеющий родословной. Вариации на тему ГЗСА-651 несколько утомили за полвека, «фирменные болячки» заводские доктора лечат плохо, а здесь есть робкая надежда, что проблем удастся избежать. Более того, альтернативы минскому дизелю ММЗ-245 (265) в России нет, и продолжать эксплуатацию бензиновых двигателей на автобусах такого класса и выше – вершина расточительности. Потому и улыбается автобус под названием Dong Fang. Все равно возьмет российский покупатель и станет ездить да радоваться.

Итак, что же готов предложить автопром восточного соседа? Конструктивно это грузовое шасси 4х2 с передним продольным расположением дизельного двигателя, с задним ведущим мостом, механической трансмиссией и нахлобученным цельнометаллическим кузовом вагонного типа. Компоновка и конструкция аналогичны почти всем его «одноклассникам». Пассажировместимость – одна из самых востребованных: 25 мест для сидения (для пассажиров – 23) и 35 – полная. Чуть меньшая, чем у отечественных аналогов, ширина дает преимущество в маневренности, но на мойке с привычным разлетом рабочих щеток приготовьтесь мыть вручную: машина проскакивает, не задевая моющих устройств.

На испытаниях мы не стали загружать автобус полностью и вот что заметили. Дизель в 140 л.с. (по лицензии Cummins) позволяет достаточно уверенно разгонять почти 5-тонную машину благодаря ее меньшим размерам. И запас хода приличный. Мы совершенно спокойно разогнались, если верить спидометру, до 125 км/ч. Несмотря на немалую парусность, за рулем при такой скорости было вполне комфортно. Азиатская составляющая наиболее ярко проявилась в потрясающей маневренности – узенькие улочки небольших городов Китая вынуждают автопроизводителей подумать о малом радиусе поворота. Если бы при левой («европейской») установке рулевой колонки от японского прародителя еще бы и поменять местами подрулевые переключатели на европейский манер, вообще было бы замечательно.

В Dong Fang гораздо больше удобства для пассажиров, чем в наших автобусах. Самое главное отличие – по правому борту есть ряд сидений, установленных боком по ходу движения. Этим сокращается время на вход-выход пассажиров, а визуально салон кажется просторней. На крыше возможна установка кондиционера (опция). В автобусе две автоматические двери (одна двустворчатая в пределах базы и одна двустворчатая в заднем свесе плюс дверь для водителя), что для отечественных моделей до сих пор остается опцией. Несмотря на то, что колеса небольшие, 16-дюймовые, высота пола в салоне немалая. Не поддается пониманию, зачем установлены одно за другим два правых передних сиденья: добраться до них проблематично – проход очень узкий и неудобный.

Неоднозначная ситуация с обзором на водительском месте. Через ветровое стекло вид – как на широкоформатный экран кинотеатра, и обдувается оно очень быстро, тогда как боковой обзор... нет, такое встретишь редко: не видно вбок ничего, ни справа, ни слева. Зеркала без подогрева, правый стеклоочиститель не доходит до широченной передней стойки сантиметров на пятнадцать, и сквозь грязь не видно боковое зеркало. Дефлекторы бокового обдува не справляются в полной мере. Раздражает претензия на стиль – панель приборов окрашена «под дерево». Совершенно бесполезное из-за его размеров салонное зеркало оснащено примитивными часами на «пальчиковых» батарейках и ничего, кроме недоумения, не вызывает.

Мощность передней светотехники хорошая вне зависимости от того, подключены или нет в помощь основным фарам противотуманные. Впрочем, заменить лампу можно без проблем лишь на эстакаде.
Смех смехом, но эти автобусы неплохо реализуются на сегодняшний день. Примерно одинаковая цена с российскими «одноклассниками», отсутствие альтернативы, а также огромное число китайских моделей, способных заполнить наш рынок, – вот те козыри, которые используют поставщики подобной техники. Поэтому «дун фыны» уже встречаются и на пассажирских маршрутах, и как корпоративный транспорт. Возможно, появятся и автобусы специсполнения. Все зависит от желания покупателя, вот тогда и станет ясно, кто над кем смеется.