Самая популярная землеройная машина
Обзор экскаваторов-погрузчиков
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
 5
Система HEUI–впрыск XXI века по-американски
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
 6
Hardox. Разберемся спокойно

С подковой на удачу. Клинцовский 25-тонник

Л. Малютин, фото автора

Нам предоставили возможность ознакомиться с тремя модификациями 25-тонного автокрана КС-55713 на шасси повышенной проходимости КамАЗ-43118 и «Урал-5557» на специальном усиленном шасси КамАЗ-55111. Поворотная платформа со стрелой у них одна и та же, есть некоторые различия в опорной раме, но на грузовысотные характеристики крана они не влияют, а потому далее не рассматриваются.

Кран КС-55713-5К на шасси КамАЗ-43118 в развернутом положении

Клинцовский автокран, в нашем случае 25-тонник, оставляет первое впечатление благоприятное. Крановая установка выглядит пропорционально, никаких нарушающих эстетику, выпирающих наружу деталей. Жизнерадостный апельсиновый цвет приятно оживляет утилитарную машину. Что же этот симпатяга может предложить и насколько его внутреннее содержание соответствует располагающей внешности

Согласно технической характеристике кран должен поднимать 25 т. Справится ли КС-55713 с этим заданием Подъем максимального груза ведем на минимальном вылете без выдвижения секций стрелы. Максимальный груз – это набор болванок общей массой 24,79 т. Недостающие 210 кг приходятся на крюковую подвеску. По нормативам нагрузка 25 т прилагается к канатам.

Кран не только отрывает от земли и приподнимает этот груз, но и проносит его в секторе 270°. То есть максимальная грузоподъемность не просто термин, но реальный рабочий инструмент и вполне может использоваться на настоящей строительной площадке. Более того, в режиме настройки кран берет вес 32 т, но в строго определенных положениях стрелы. Затем прибор безопасности переводят в рабочий режим, который не дает поднять более 25 т. Да, запас прочности внушает уважение, но это не повод, чтобы уродовать прибор безопасности.

Еще один плюс – у КС-55713 круговая рабочая зона, в чем мы тоже убедились – кран свободно проносил груз, конечно, значительно меньшей массы, над кабиной шасси – в повседневной деятельности крана свойство очень полезное меньше перестановок. Эта возможность реализована за счет увеличенного рабочего контура 4,9х5,8 м, а также удачного расположения опорно-поворотного устройства – в центре опорного контура.

С такими рычагами управления работать удобнее

В совсем стесненных обстоятельствах применяют сокращенный контур – кран выставляют на опоры, не выдвигая балок. При этом грузоподъемность уменьшается примерно в 6 раз, высота подъема крюка ограничивается 13 м, а зона над кабиной шасси становится недоступной, тем не менее работать можно.

А работать на кране оказалось приятно. Начнем по порядку. Выставление на опоры не принесло сюрпризов. Выдвинули балки, вынули из специальных ниш по бортам крана и приладили башмаки, выдвинули опоры до отрыва колес и достижения горизонтального положения. Для подъема на платформу предусмотрена складная лестница, спрятанная в нише. Подъем в кабину особой ловкости не требовал. Дверь кабины сдвижная, что необычно для отечественной практики краностроения. С одной стороны, удобно, можно регулировать вентиляцию, а с другой – надо следить за чистотой полозьев. Кабина просторная, «на вырост», и кресло эстетичное. Предусмотрен подстаканник, он же «подкружечник» (есть вырез под ручку), и еще похожая на него емкость, подозреваю, для термоса.

Для поддержания микроклимата при внезапном похолодании, т. е. зимой, предусмотрен автономный отопитель. Он размещен за пределами кабины рядом с механизмом поворота платформы, а значит, шума от него в кабине будет меньше. Приборы и переключатели собраны в общей панели на переднем щите кабины. Выглядит она несколько архаично, зато проста, легко читается, и всё в одном месте. На «Галичанине», например, использованы более современные клавиши, но они вынесены отдельно – на правую панель. Прибор безопасности внес «хай-тековскую» струю в интерьер кабины.

Механизм поворота платформы и отопитель

Органы управления включают педаль «газа» и четыре рычага по четырем движениям крана – поворот платформы, выдвижение стрелы, подъем-опускание крюка, подъем-опускание стрелы. Рычаг подъема-опускания крюка снабжен оранжевым («в тон») набалдашником, ускоряющим этот процесс. Впрочем, на рычагах надо остановиться отдельно, потому как Клинцовский завод первым в отечественном краностроении поместил рычаги по бокам кресла. Были сомнения – а надо ли поступать столь радикально, а примет ли это общественность, ведь все привыкли к рычагам спереди. Однако достаточно сравнить, поработав денек с тем и другим вариантом, и все сомнения отпадут. Рычаги по бокам кресла гораздо удобней хотя бы потому, что к ним не надо тянуться, держать в напряжении руки, спину, шею. Посадка естественная, руки опущены, для манипуляций рычагами требуются минимальные усилия, поднимать и опускать голову можно свободно. Это значит, что крановщик меньше устает, реже делает ошибки, быстрей выполняет работу, плюс профилактика остеохондроза.

Порадовала плавность работы крана. Достаточно мягко выжать рычаг, и гидравлика так же мягко и плавно, без рывков отрабатывает требуемую операцию. Не надо отлавливать крупицы движений, нет былого напряжения, работа приятная, красивая. Все это результат того, что в гидравлике использовано довольно много импортных комплектующих. Золотник гидрораспределителя перемещается плавно, мягко срабатывают клапаны, соответственно мягко работают исполнительные механизмы. К сожалению, у нас еще не научились делать агрегаты гидропривода такого качества.

Перепасовка каната

Рассуждать о внутренней сущности крана начнем, пожалуй, с главного – со стрелы. Она сварена встык из стальных полотнищ, без уголков, поэтому легкая и изящная с виду, притом геометрия стрелы идеальна, и швы проварены как следует. Заметим, что все это подчеркивает уровень технологий и контроля Клинцовского завода.

Трехсекционная стрела опирается на поворотную платформу. Лебедка, гидромотор, барабанный тормоз и цилиндрический редуктор плотно скомпонованы позади опоры стрелы и закрыты щитами. К барабану лебедки канат плотно прижимает ролик солидных размеров, обеспечивая его ровную намотку. Со стороны весь этот узел смотрится компактно и аккуратно, никакие его части не выступают за пределы ограждающих щитов, не нарушают общую гармонию. Помимо своих прямых обязанностей агрегаты выполняют еще и функцию противовеса.

Скрытая внутри стрелы система телескопирования – с одним гидроцилиндром и системой канатов и полиспастов, поэтому вторая и третья секции стрелы начинают выдвигаться одновременно. Система телескопирования необслуживаемая, ее ресурс рассчитан на весь срок службы крана, а при условии невмешательства в прибор безопасности она свой ресурс «выхаживает» и больше.

Поворотная платформа соединяется с опорной рамой через опорно-поворотное устройство, которое в отличие от аналогичного узла Галичского завода представляет собой роликовый подшипник. По функциональности, надежности и ресурсу оба устройства идентичны. Так сложилось исторически, что в Галиче – шариковый, а в Клинцах – роликовый подшипник. Также у кранов обоих заводов механизм поворота с внешним зацеплением. Любое техническое решение имеет свои плюсы и минусы, в данном случае плюсом считают легкий контроль состояния зацепления. Поворотная часть крана довольно компактна, и на поверхности опорной рамы много свободного места, что, конечно, удобно при осмотре и обслуживании узлов установки.

Снятие данных с прибора безопасности

Гидросистема крановой установки одноконтурная, запитана от одного общего насоса. Насос получает крутящий момент от коробки отбора мощности через карданную передачу, за счет чего конструктор может варьировать расположение насоса, помещая его в наиболее выгодное место и с точки зрения компоновки, и с точки зрения доступа к нему. КОМ включается дистанционно из кабины шасси, поток рабочей жидкости переключают между опорами и поворотной платформой переключателем (импортным), размещенным в общей с распределителем опор нише по правому борту.

Как уже говорилось, в гидроприводе использовано довольно много импортных комплектующих – распределители, клапаны, РВД. Что это дает кроме увеличения цены крана Во-первых, плавное срабатывание, а значит, предупреждение ненужных и опасных рывков и раскачиваний груза. Во-вторых, предсказуемость, т. е. гидравлика отработает так, как от нее ожидают, в точный момент и в должной мере. В-третьих, ресурс. Качественное изделие обещает долгий срок службы без подозрений и нареканий. Более того, элементы гидропривода взаимосвязаны, и чистая и плавная работа одного положительно сказывается на остальных и наоборот.

К сожалению, в рабочей жидкости в гидроприводе появляются продукты износа, в том числе частицы и микрочастицы металла. Бороться с этим, к сожалению, неизбежным злом призвана магнитная ловушка в баке гидросистемы. Присутствие некоторого количества загрязнений на ловушке свидетельствует о ее рабочем состоянии. Обильных загрязнений в гидравлике нового крана быть не может. К тому моменту, когда кран окажется за воротами завода, рабочая жидкость пройдет несколько очисток, так что машина покидает завод, можно сказать, девственно чистой.

Стрела проносит груз над кабиной

К гидравлическим контурам подключены клапаны и ограничители, управляемые прибором безопасности ОНК-140 производства Арзамасского приборостроительного завода. При превышении массы груза на данном вылете, длине стрелы и угле поворота платформы прибор ограничит манипуляции стрелой, допуская только ее подъем и втягивание. Прибор получает сигналы от датчиков угла и длины стрелы на боковой поверхности стрелы, датчика азимута на оси вращения платформы, модуля защиты от опасного напряжения на оголовке стрелы.

Массу груза прибор вычисляет с помощью пяти преобразователей давления в штоковой и поршневой полостях, напорных магистралях и магистрали управления гидроцилиндра подъема стрелы. Прибор не только следит за текущей работой, он, как «черный ящик», хранит данные о всех подъемах, хранит все нехорошие деяния крановщика в своей черной памяти. Потом приезжает эксперт, с помощью небольшого устройства считывает содержимое «памяти», переносит в ноутбук со специальной программой, которая данные расшифровывает и наглядно показывает, когда и какая была перегрузка. Пытаться обмануть эксперта не имеет смысла.

Все датчики, работающие с прибором безопасности, установлены стационарно, за исключением модуля защиты от опасного напряжения. При установке в рабочее положение гуська модуль снимают и переносят на оконечность гуська. Есть два варианта установки гуська – под углом 0°, т. е. по оси стрелы, и под углом 30° с помощью дополнительной вставки. Монтаж гуська требует некоторой ловкости рук, и лучше это делать не в одиночку.

Кабина крана

Гусек освобождают, сдвигают до совпадения отверстий в проушинах гуська и шкворнях на правой стороне оголовка стрелы, вставляют в них пальцы, затем посредством каната поворачивают гусек до совпадения аналогичных отверстий на левой стороне оголовка. Основной крюк удобнее снять перед началом этих операций. Для этого разбирают коуш, вытягивают канат из полиспастов, пропускают поверх гуська и закрепляют на нем малый крюк. Получается однократная запасовка. Аналогичным путем проводят перепасовку каната со стандартной восьмикратной, с которой кран покидает завод, на шестикратную запасовку. Эту операцию проводят, когда нужна большая глубина опускания крюка, и она вполне по силам одному крановщику.

Как видим, долгая и верная служба крана гарантирована хорошей работой конструкторов, инженеров, рабочих, менеджеров Клинцовского завода. А подкова, которой по традиции снабжают каждый кран, будет притягивать удачу.


Л. Малютин, фото автора Основные Средства 12'2006 13 апреля 2007

Комментарии (0)