Шведские самосвалы на российских полях

К. Ушанов, фото автора

Игра в гольф завоевала сердца не только американцев и европейцев, но и африканцев, жителей Азии, Австралии и Новой Зеландии. С каждым годом гольф-клубов и в России становится все больше. И их надо строить, причем строить в соответствии со всеми требованиями, которые предъявляются к таким сооружениям.

Само административное здание гольф-клуба совсем небольшое, но игровые поля с лунками... Они огромны. С равнинной и пересеченной местностью, с кустарником и водоемами. Естественно, на всех этих площадках имеются лунки.

Однако вернемся к нашей теме. Суть дела такова. Некая строительная организация строит стадион для игры в гольф. Весна, распутица. По технологии строительства этого уникального сооружения укладывать дороги-времянки из железобетонных плит нельзя. Самосвалы на базе МАЗов и КамАЗов, вывозящие грунт со строительства, буксуют в глине и застревают. Работа застопорилась. Простои – это потеря денег. Очень больших денег. И тогда руководство строительной фирмы принимает решение срочно приобрести сочлененные полноприводные самосвалы Volvo А30D. Работа снова пошла, поскольку эти самосвалы способны трудиться в самых тяжелых дорожных и климатических условиях. Работу вот этих самых автомобилей меня пригласило посмотреть строительное отделение Volvo в России Construction Equipment. И не только посмотреть, но и самому попробовать поработать за рулем шведских сочлененных самосвалов. Одним словом, провести тест-драйв.

Панель приборов сравнима с самолетной

Приехав на строительную площадку, я понял, что без резиновых сапог никакого тест-драйва не получится. Как только я поменял свою «сухую асфальтовую резину» на ногах на «крупнопротекторную» для бездорожья, то сразу начал осваивать «внедорожную» строительную площадку вместе со шведским самосвалом-головастиком.

Volvo А30D действительно похож на головастика, поскольку передние колеса поворачиваются вместе с моторной частью и кабиной, а задняя тележка с самосвальной платформой следуют за управляющим передком. С точки зрения стороннего наблюдателя, движения шведского самосвала напоминают замедленное перемещение головастика или гусеницы. Забавно получается. Тем более что дизайн капотной кабины выполнен в стиле «Био»: тяжеловесный, мощный, выступающий далеко перед передней осью капотный отсек и легкая, почти прозрачная, как аквариум, кабина над самой передней осью. Почему кабина почти прозрачная? Да потому, что остекление круговое, дающее великолепную обзорность. К этому надо добавить удачно расположенные стойки зеркал заднего вида – и полная обзорность обеспечена.

В кабине значительно снижен уровень шума. Сиденье водителя, или оператора, на пневмоподвеске имеет несколько регулировочных положений, в том числе по углу наклона спинки и по массе водителя. Комфорт рабочего места водителя дополняется регулируемой по углу наклона и высоте рулевой колонкой.

Сиденье водителя с полным набором регулировок

Сама кабина стала значительно просторней, в ее салоне применены новые практические решения. Опустив второе сиденье, можно организовать удобный стол. Электророзетка на 24 В, вместительный отсек для хранения продуктов или холодильник обеспечивают дополнительные удобства для водителя. Чтобы на полу ничего не валялось, самосвал оборудован несколькими вещевыми ящиками внутри и снаружи кабины.

На панели приборов расположены эргономичные органы управления, всегда находящиеся в поле зрения водителя и позволяющие быстро получить всю доступную информацию. Система передачи команд регистрирует и сохраняет рабочую информацию в течение всего рабочего цикла. Информация отображается на дисплее в зависимости от степени ее важности, что позволяет лучше спланировать рабочий цикл.

Благодаря широким угловым ступенькам и отсутствию порога в дверном проеме водителю стало легче подниматься в кабину и спускаться. Одно замечание. Нижняя подвесная ступень на тестируемом самосвале отсутствовала. Объяснение этому очень простое: она ломается в процессе эксплуатации транспортного средства, причем это касается не только тестируемого самосвала, но и другой строительной техники на автомобильном шасси. Этим недостатком грешит техника импортных производителей – Volvo, Scania, Mercedes-Benz и др. Они обязательно оснащают автомобили либо подвесными, либо складывающимися нижними ступенями кабин. Но русский водитель, особенно рачительный, снимает нижние ступени, дабы их не сломать. Бережет, значит, импортную технику наш отечественный водитель.

Вот он, новый двигатель Volvo

Самое интересное на самосвале Volvo А30D – силовой агрегат. Это 10-литровый дизель Volvo мощностью 324 л.с. с турбокомпрессором, обеспечивающий чистый выхлоп. Двигатель снабжен электронной системой управления впрыском и промежуточным охладителем наддувочного воздуха. На низких оборотах он развивает высокий крутящий момент, что позволяет очень плавно трогаться с места даже с груженым кузовом и значительно упрощает маневрирование на участках со сложным рельефом. Этому способствует и автоматическая коробка передач. Вообще вся силовая передача – двигатель, трансмиссия, редукторы и мосты – составлена из агрегатов Volvo. Обслуживание двигателя существенно облегчается за счет откидной передней решетки с лестницей к выносному фильтру, установленному перед двигателем. Капот больших размеров открывается на 90°, обеспечивая доступ ко всем деталям двигателя. Открывать капот можно вручную или с помощью электрогидропривода. Выносные сливные шланги и поворотный радиатор упрощают процедуру очистки системы охлаждения.

Когда я садился в кабину шведского сочлененника, обратил внимание на то, что самосвальная платформа имеет обогрев выхлопными газами, а все коммуникации (шланги, электропроводка) находятся в зачехленном или изолированном состоянии.

Устроившись за рулем, я никак не мог понять, почему коробка передач автоматическая, а педалей – три, как на автомобиле с «механикой». Оказалось, что третья педаль включает гидрозамедлитель, эффективность работы которого позволяет значительно реже пользоваться штатными тормозами. Кроме этого прямо под рулевой колонкой в полу находится кнопка.

Удобные угловые ступеньки

Она является включателем блокировки всех дифференциалов, находящихся в машине, причем, надо заметить, временной. То есть межосевая блокировка может включаться для постоянной работы, а межколесная – временно, для преодоления особо тяжелых участков дороги, таких как размытый подъем и т. п. Например, когда я преодолевал крутой подъем на холм, пусть даже и на пустом самосвале, мне пришлось нажать ногой на эту кнопку, заблокировав все дифференциалы.

Управляется такой самосвал очень легко, почти как легковой автомобиль благодаря гидромеханической самокомпенсирующейся системе рулевого управления. Исключительно стабильное, даже при высоких скоростях, рулевое управление отлично проявляет себя на бездорожье. При повороте вместе с рулем поворачивается сама «голова», т. е. кабина. Интересное ощущение: поворачиваешь рулевое колесо, а получается, что поворачиваешься сам вместе с кабиной, как в японских мультиках про роботов-трансформеров. Такая конструкция полноприводного самосвала позволяет машине выбираться из практически непролазной грязи. Таким образом, автомобиль не застревает и продвигается вперед, пусть даже очень медленно. Это передвижение можно назвать как угодно: принципом гусеницы, змеи или ящерицы. Самое главное, что такая конструкция автомобиля способствует почти 80%-ной проходимости в весеннюю и осеннюю распутицу и преодолению очень крутых подъемов: 40...50%. Кстати, в снаряженном состоянии A30D способен развивать скорость около 60 км/ч.

Что касается самосвальной платформы, то на ней нет заднего борта, а подогревается она, как уже было отмечено, отработавшими газами. Кузов вместимостью 17,5 м3 оснащен двумя подъемными цилиндрами двунаправленного действия и новой гидросистемой, отличающейся повышенным давлением и увеличенной производительностью, что позволяет сократить время опрокидывания кузова.

С двумя гидроподъемниками кузов разгружается быстро

На Volvo А30D установлен уникальный запатентованный погрузочно-разгрузочный тормоз Volvo. Перед погрузкой или разгрузкой водитель нажатием одной кнопки включает тормоза и переводит трансмиссию в нейтральное положение. Благодаря этому повышается уровень безопасности, снижается износ тормозов и трансмиссии. По завершении погрузки-разгрузки, когда водитель включает передачу, погрузочно-разгрузочный тормоз выключается автоматически.

В заключение отметим, что A30D – вполне серьезный самосвал, позиционируемый на рынке как горный или карьерный. Однако он вполне пригоден для использования на обычных строительных работах, проводимых в тяжелых условиях бездорожья. На мой взгляд, это идеальный самосвал для таких работ. Жаль, что по массогабаритным показателям шведский сочлененник нельзя эксплуатировать на дорогах общего пользования.

Конечно, идеальных автомобилей, как и людей, не бывает. Однако недочетов и недостатков в A30D столь мало, что о них и говорить не приходится. Можно констатировать одно – это хорошая машина.