ТСМ SSL 707. Мини-погрузчик в боевой раскраске

Л. Малютин

Российский рынок мини-погрузчиков еще только формируется, о чем свидетельствуют бурные темпы роста импорта новых машин, да и выбор пока невелик. Сегодня рассуждать о «дележе пирога» несколько несвоевременно, сейчас важно застолбить место на рынке, обеспечить будущие продажи.

Японская компания ТСМ Corporation поставляет на мировой рынок широкую и разнообразную гамму погрузочной техники. В ее «седьмой» серии погрузчиков с бортовым поворотом – шесть моделей грузоподъемностью от 270 до 710 кг, что полностью покрывает сегмент легких машин. В конце августа в составе пробной партии погрузчиков, предназначенных в первую очередь для демонстрации потенциальным покупателям и изучения их реакции, прибыл ТСМ SSL 707 из этой серии. И надо сказать, что есть все шансы, чтобы этот «пробный шар» трансформировался в регулярные поставки.

ТСМ SSL 707 радует глаз ярко-красной «боевой» раскраской, и, кроме того, дизайнеры чуть отошли от привычных утилитарных квадратных форм. Округлые, плавные линии «оперения» и элементов стрелы, повторенные удлиненными белыми «мазками» на бортах, создают впечатление динамичной, даже несколько агрессивной машины.

Двухбалочную стрелу поднимают два гидроцилиндра по стандартной радиальной схеме. Балки соединены поперечиной, одновременно служащей ступенькой для входа в кабину, подъем в которую обещает быть безопасным и зимой: на ковше рифленая ступенька, а поперечина и порог кабины оклеены «наждачкой». Невысокая распашная дверь – результат компромисса между комфортом, прочностью и массой конструкции – в открытом положении вручную фиксируется стопором. «Обстановка» в кабине сугубо утилитарная, можно сказать, аскетичная. Ожидание, что машина будет буквально нашпигована электроникой, как положено «японке», не оправдалось. Все оказалось гораздо проще, надежнее, можно сказать, железнее.

Кабина

В базовой комплектации погрузчик оснащен весьма удобным сиденьем с боковой поддержкой, но только с продольной регулировкой. Наклон спинки регулируется у сиденья в комплектации Deluxe. Над дверным проемом справа – комбинация приборов и замок зажигания, слева – небольшая панель выключателей внешнего освещения и стеклоочистителя, под которыми приютилось зеркало заднего вида. Толку от него, откровенно говоря, немного, и спасает только достаточно большое заднее окно, но полноценные зеркала заднего вида очень бы пригодились. Жаль, что на мини-погрузчиках их вообще мало кто устанавливает.

Оригинально и эффективно решено отопление. Теплый воздух нагнетается из-под педального отсека. С таким подогревом ноги зимой не замерзнут. Сам отопитель помещен в моторный отсек, а переключатель находится у правой ноги, под рычагом «газа». Кабина не обшита утеплителем, но, по заверениям представителя поставщика, в ней комфортно до –35 °С. При необходимости кабину можно утеплить самостоятельно материалами из магазина автозапчастей.

Прежде чем начать движение на погрузчике, необходимо опустить обе предохранительные штанги, механически блокирующие органы управления – рычаги и педали. Декоративные накладки на бортах кабины одновременно служат подлокотниками. Переключатели поворотов и звуковой сигнал выведены на рычаги, и чтобы ими воспользоваться, не надо отнимать от рычагов руки. Справа от рабочих педалей имеется педаль тормоза, механически связанная с дисковыми тормозами на гидромоторах хода.

Вход в кабину

Стояночный тормоз включается просто – педаль тормоза выжимается и фиксируется стопором. Оклеенная наждачной бумагой полка между рабочими педалями предназначена не только для того, чтобы на нее наступать. Это тоже педаль, управляющая гидрофицированным навесным оборудованием. Разъемы для подключения выведены на перекладину стрелы.

Навесное оборудование закрепляют на механизме быстрой смены, по принципу действия, аналогичному механизму Bob-Tach компании Bobcat. Сверху механизм зацепляет ковш за планку, а снизу фиксируется штырями, которые выдвигаются двумя рычагами. В конструкциях обеих компаний обнаруживаются некоторые различия: на ковше ТСМ – сплошная длинная верхняя планка, у Bobcat – две коротких, но если ковш от Bobcat «доработать напильником», то вполне вероятно, что он подойдет к ТСМ.

Выбор навесного оборудования далеко не ограничен стандартным ковшом. Здесь и ковши разного назначения, погрузочные вилы, грейферные захваты, гидромолоты, фрезы и другое специализированное оборудование. Навесное оборудование, как и сами погрузчики, изготавливают в Японии, и за его качество и надежность можно не беспокоиться.

Доступ к точкам ежедневного обслуживания

Обслуживание машины хлопот не доставит. Точки ежедневного и почти все точки периодического обслуживания удобно выведены. Открыв две дверцы на корме погрузчика, получаем доступ к масляному щупу, расширительному бачку, воздушному и топливному фильтрам, аккумуляторной батарее и радиаторам. Там же сливной трубопровод системы смазки двигателя. Заливная горловина и щуп гидробака – по левому борту, топливный бак – по правому. Омыватель ветрового стекла отсутствует. Замена масляного фильтра не должна доставить проблем – проем под радиатором достаточно широкий. А вот чтобы залить в двигатель масло, придется поднимать кабину (берегите поршневую!). Но эта особенность варьируется в зависимости от конкретной модели погрузчика. Вероятно, конструкторы исходили из постулата надежности техники Страны восходящего солнца, фиксируя кабину двумя болтовыми соединениями.

Отвернув их и применив некоторое мускульное усилие, поднимаем кабину. В открывшемся отсеке продольно расположен атмосферный двигатель Kubota, через постоянно замкнутое дисковое сцепление агрегатированный с насосным блоком: тандемным регулируемым аксиально-поршневым насосом хода и шестеренным насосом рабочего оборудования. Насосы хода механически связаны с рычагами – никакой путаницы тоненьких трубопроводов гидравлики управления. Гидромоторы хода расположены асимметрично относительно друг друга в середине несущей рамы погрузчика. От них маслопогружными цепными передачами приводятся колеса. Как видим, компоновка классическая.

Механизм быстрой смены Bobcat

Конструкторы ТСМ при всей их уверенности в своем детище не забыли о возможности принудительной буксировки. При заглушенном двигателе колеса не проворачиваются – не позволяет гидравлика, однако при острой необходимости можно обойти это препятствие, ослабив клапан сброса высокого давления и дав возможность колесам вращаться. Обратную процедуру – затягивание клапана – должен выполнять квалифицированный механик, иначе гидросистема не будет работать корректно или даже выйдет из строя.

Наш беглый взгляд на погрузчик ТСМ SSL 707 не обнаружил в нем слабых мест – все просто и прочно. Машина создана для работы в тяжелых, можно сказать, экстремальных условиях не один год и даже не десять лет. Единственное условие – своевременное и полное обслуживание и использование рекомендованных смазочных материалов и жидкостей.

Редакция благодарит компанию «Великан-Рустрактор» за предоставленную возможность провести тест