Прибавление в семействе «рысей»

Л. Малютин

Имя «Bobcat» прочно вошло в лексикон и невольно ассоциируется с погрузчиками с бортовым поворотом. Однако спектр техники, поставляемой компанией Bobcat, далеко не ограничен этими замечательными машинами. Компания развивает еще одно направление в обширном семействе погрузочных машин – телескопические погрузчики. На этот раз в распоряжение редакции был предоставлен телескоп европейского происхождения Bobcat T3571 грузоподъемностью 3,5 т с высотой подъема 7120 мм.

Bobcat T3571 с пересадчиком – мечта садовода!

Модельный ряд телескопических погрузчиков Bobcat, сходящих с конвейера завода в Северной Дакоте, отличен от европейского. Американцы выпускают пять моделей грузоподъемностью 2,27...3 т, с высотой подъема 5,53...7,2 м, тогда как завод в Нанте на западе Франции поставляет на европейский, в том числе российский, рынок более развитую линейку из восьми моделей с высотой подъема 5,6...17,43 м и грузоподъемностью 2,5...4 т.

«Телескоп» Т3571 оказался не только новеньким, отработавшим около 10 машино-часов, но новой моделью, представленной в сентябре прошлого года. От предшественника Т3071 ее отличает бо’льшая на 500 кг максимальная грузоподъемность и на 70 мм высота подъема. Вылет увеличился на 60 мм – до 4060 мм (от переднего колеса), а грузоподъемность на максимальном вылете – более существенно: с 1200 до 1350 кг. Обновлен дизайн кабины и моторного отсека. В модельном ряду Т3571 занимает среднее положение, легкая машина массой 7 т сочетает хорошую маневренность с грузоподъемностью, высотой подъема и гаммой сменного навесного оборудования, достаточными для выполнения работ широкого спектра в строительстве, особенно малоэтажном, в складском и сельском хозяйстве.

Ковш поднят на максимальную высоту

Через широкую, распахивающуюся на 180° дверь легко проникаем в кабину. Светлая, практически прозрачная, она не создает ощущения тесноты, возможно, благодаря светло-серому пластику облицовки и большой площади остекления. Круговой обзор обеспечивают большие ветровое и правое стекла, заднее стекло и остекленные дверь и крыша. Верхнее дверное окно открывается вместе с дверью либо отдельно. За чистотой ветрового, верхнего и заднего окон следят стеклоочистители с раздельным управлением.

Регулировки сиденья и рулевой колонки позволяют устроиться так, чтобы и управлять было удобно, и спицы небольшого рулевого колеса не загораживали приборную панель. Под рулевой колонкой достаточно места для ног. Облицовка справа выполнена в форме подлокотника на удобной высоте, в нем есть выемка для мелочей и достаточно места для более крупных личных вещей. Поскольку «за бортом» всего –3 °С, отопителю не нужно особо стараться, чтобы нагреть стекла и кабину. Для большего комфорта можно установить кондиционер или автономный отопитель – для него предусмотрено место за креслом.

Гидрозамок на цилиндре подъема стрелы

Мы обратили внимание на сиденье с пневматической подвеской: помимо обычной продольной и регулировки спинки есть еще две – жесткости подвески и массы оператора. В нашем случае поначалу масса и жесткость были недостаточны, и при движении по ухабам сиденье подпрыгивало с изрядной амплитудой, что особого удовольствия не доставило. Несколько манипуляций с рычажками – и получаем приемлемый уровень жесткости, движение стало заметно комфортабельнее, а управление надежнее. Большую часть колебаний поглощает подвеска сиденья, и какая-то часть приходится на шины и трехточечную подвеску кабины: справа две резиновые подушки и слева широкая пластинчатая пружина. За давлением в шинах оператор должен следить самостоятельно и пользоваться подручными средствами: система подкачки не предусмотрена. Чтобы не держать в уме грузовысотные характеристики машины и нормы давления в шинах, в кабине рядом с джойстиком прикреплен блокнот с информационными материалами.

На панели всего три прибора: тахометр и указатели уровня топлива и температуры двигателя. Одометр не предусмотрен, но возможна установка электронного блока, информирующего о частоте вращения двигателя, скорости и наработке. Рядом с приборной панелью находится сигнальная панель. На заднем мосту установлен информационный датчик, передающий на эту панель сигнал о снижении нагрузки на задний мост, т. е. начале отрыва колес от земли. Датчик не блокирует подъем груза, как на более тяжелых машинах, а возможность справиться с экстренной ситуацией предоставляется оператору.

Светлая, прозрачная кабина с широкой дверью. Зеркало заднего вида складывается вперед в габариты машины

Органы управления устроены так же, как на фронтальном погрузчике: левая рука – на рулевом колесе, правая – на джойстике. На руле есть рукоятка для удобства маневрирования: для полного поворота колес из одного крайнего положения в другое надо сделать пять оборотов рулевого колеса. Движения джойстика вперед-назад опускают-поднимают стрелу, движения вправо-влево управляют механизмом опрокидывания ковша. Левый движок на джойстике манипулирует выдвижной секцией стрелы, правый – дополнительным контуром для гидрофицированного навесного оборудования, который предварительно нужно активировать кнопкой под указательным пальцем. Круглой кнопкой на «макушке» джойстика не только вручную, но и автоматически при увеличении нагрузки включается второй гидронасос, увеличивая подачу жидкости в рабочую гидросистему с 60 до 87 л/мин.

Гидромеханическая трансмиссия с двумя диапазонами скоростей, реализуемых гидроприводом, и постоянным приводом на все колеса позволяет двигаться вперед-назад со скоростью до 30 км/ч и управляется левым подрулевым переключателем. Аксиально-поршневой гидромотор переменной производительности, раздаточная коробка и передний мост объединены в один блок, на задний мост крутящий момент передается через карданную передачу.

Bobcat T3571 с ковшом, вид слева. Создается впечатление гармоничной, сбалансированной конструкции

Предусмотрен режим Work: повышенное давление и меньшая подача в гидравлический контур трансмиссии снижают скорость и увеличивают тяговое усилие. Широкая (не промахнешься!) педаль тормоза используется не только для торможения, но и медленного, точного движения (inching) шасси на высоких оборотах двигателя, что необходимо при подъеме и телескопировании стрелы. После максимального разгона дисковые тормоза обеспечили надежное, равномерное торможение без поползновений уйти в занос на заснеженной дороге.

Рулевое управление традиционно для телескопических погрузчиков и функционирует в трех режимах: поворот только передних колес, согласованный поворот передних и задних колес и «крабовый ход». Прежде всего, остановившись, выравниваем колеса, ориентируясь по двум индикаторам на приборной панели. Затем трехпозиционным переключателем на панели управления включаем: вверх – согласованный поворот, среднее положение – передние колеса, вниз – «крабовый ход». Эти возможности мы особенно оценили при выезде задним ходом с забитой техникой площадки. А вертеть головой на 360° необязательно – хорошо помогают зеркала заднего вида. Машина оборудована и полным набором внешних оптических приборов: указателями поворотов, габаритными огнями, стоп-сигналами, позволяющими передвигаться по дорогам общего пользования, а также нижними блок-фарами и верхними фарами на кабине спереди и сзади.

Bobcat с «люлькой». Колеса вывернуты в положение «согласованный поворот»

Телескопический погрузчик сочетает в себе достоинство мобильного крана – подъем груза на высоту, недоступную для фронтального погрузчика, с мобильностью последнего благодаря главной отличительной черте – двухсекционной телескопической стреле. Конструкция шасси с разнесенными по углам колесами, жестко закрепленным задним мостом и качающимся передним обеспечивают устойчивость машины без передних опор.

Модификация T3571L оснащена механизмом, включающим гидроцилиндр на переднем мосту справа, с помощью которого выравнивается положение рамы на уклонах до ±6°. Секции стрелы сварены из штампованных профилей. Выдвижная секция телескопируется длинным гидроцилиндром.

Еще одно не менее важное достоинство «телескопа» – возможность работать с большим количеством навесного оборудования благодаря механизму быстрой смены, что придает машине универсальность. Кроме традиционного для погрузчиков набора ковшей, вил и отвалов различного назначения и конструкции на Т3571 навешивают специализированное оборудование, доступное только для «телескопов»: ковш для бетона, кран-балку с гидравлической лебедкой, подъемную платформу, или «люльку», пересадчик деревьев, который особенно оценят специалисты по озеленению.

Органы управления

Как дополнение к пересадчику полезны шины с мелким протектором, в меньшей степени повреждающие зеленые насаждения. Для удобства работы с навесным оборудованием конструкция машины дополнена механизмом поддержания горизонтального положения навесного оборудования, управляемым электроникой.

Подъем людей на платформе подразумевает особые требования к безопасности работ. На гидроцилиндры установлены гидрозамки, блокирующие их складывание при обрыве гидромагистрали, а выключателем на панели управления оператор блокирует механизм опрокидывания рабочего оборудования. «Люльки» комплектуют проводным управлением стрелой либо, что более удобно, дистанционным пультом управления.

Четырехцилиндровый дизель последнего поколения Perkins 1104С-44Т рабочим объемом 4,4 л помещен в моторный отсек между правыми колесами. В системе двигателя используются минеральное масло и охлаждающая жидкость на основе пропиленгликоля, которую нельзя смешивать с антифризами на основе этиленгликоля. Специалисты сервиса советуют заменить масло и фильтр после первых 50 ч работы и далее – по регламенту. В топливную систему включен фильтр-отстойник.

Разъемы на выдвижной секции для подключения гидрофицированного оборудования. Подготовлена проводка для подключения пульта управления

Учитывая «отменное» качество отечественного дизтоплива, российский дилер Bobcat при предпродажной подготовке заменяет фильтр-отстойник сепараторным фильтром, который лучше справляется с нашими «присадками». Гидравлический бак – общий для рабочей гидросистемы, контуров трансмиссии, рулевого управления, рабочих и стояночного тормозов. Снаружи на баке есть указатель уровня и температуры жидкости, хотя, возможно, было бы удобней разместить эти приборы в кабине. Таким образом, для обслуживания машины нужны три сорта масел: моторное, гидравлическое, трансмиссионное для заправки мостов и раздаточной коробки и консистентная смазка для обслуживания опоры стрелы, шарниров механизма опрокидывания рабочего оборудования и балансира переднего моста. Точек обслуживания, как видим, немного.

При выборе модели телескопического погрузчика необходимо проанализировать предельные массы грузов и высот, с которыми он будет работать, определить набор сменного оборудования, тип шин, дополнительное оборудование и принадлежности. Ориентируясь на грузовысотные характеристики погрузчика, лучше выбирать модель с запасом грузоподъемности как минимум 12...15%, что гарантирует прежде всего безопасное выполнение работ и саму возможность их выполнения.

Вверху: включатель «массы», под надписью Bobcat – защелка окна/ двери. Внизу: заливная горловина топливного бака, под ней – отсек АКБ

«Одноклассники»

Для Caterpillar TH330B характерен более широкий, чем для старших моделей, выбор навесного оборудования – около 25 наименований. Ежедневное обслуживание сведено к внешнему осмотру. Необслуживаемые подшипники не требуют ежедневной или еженедельной смазки, а регламентная смазка, замена моторного масла и фильтров – каждые 500 ч (для России – 250 ч). Дизель Caterpillar 3054E агрегатирован с механической трансмиссией с четырехдиапазонной полуавтоматической КП powershift (4 передачи вперед, 3 – назад) и полным приводом. Есть противоугонная система.

Компания JCB поставляет две базовые 7-метровые модели «телескопов» 530-70 и 540-70 с двухсекционной стрелой в диапазоне грузоподъемности 3...4 т. Их модификации, обозначаемые Sway, благодаря механизму выравнивания рамы работают на уклонах до 9°. Дизели Perkins – с турбонаддувом или атмосферные, трансмиссия механическая с четырехдиапазонной полуавтоматической КП powershift и постоянным полным приводом. Механизм быстрой смены позволяет использовать всю гамму разнообразного навесного оборудования.

Компания Merlo предлагает для своих «телескопов» помимо обычного навесного оборудования ковш для бетона, бетономешалку, кран-балку с лебедкой, тельфер. Модель Merlo P 35.7K оснащена дизелем Perkins, расположенным продольно в моторном отсеке между правыми колесами, полноприводной гидромеханической трансмиссиией с двумя диапазонами скоростей, механизмом выравнивания рамы на уклонах до 10° и механизмом сдвига рамы.

Редакция благодарит Холдинг «Бобкэт» за предоставленную возможность ознакомиться с погрузчиком.


Л. Малютин Основные Средства 03'2005 20 мая 2005

Комментарии (0)