Большие перспективы малогабаритного бункеровоза

В. Вальданов, фото К. Ушанова

Минский автомобильный завод (МАЗ) выпускает около тридцати моделей автомобилей-самосвалов. Автомобиля со съемной платформой и задней разгрузкой среди них нет. Зато такой автомобиль есть в разработках Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ), это МАЗ-ММЗ-452022 – самопогрузчик со съемными платформами. Повторимся: модель находится в стадии конструкторской разработки и испытаний.

История создания автомобиля, с которым нам довелось работать, такова. Изначально это был новый, сошедший с конвейера серийный автомобиль-самосвал МАЗ-555102-2120, затем ММЗ. После начального комплекса испытаний самосвальную установку с обычным кузовом заменили установкой со съемными платформами. Благодаря зимней паузе в проведении дорожных испытаний нам первым представилась возможность оценить продукт совместного производства МАЗ и ММЗ.

Следствием замены платформы стало увеличение снаряженной массы автомобиля с 8000 до 9000 кг, при этом, по-видимому, в силу особенностей конструкции платформы, снижена полная масса автомобиля с 18 000 до 16 950 кг. Требованиями ТЗ ограничивается максимальная скорость с 91,0 до 82,0 км/ч, что предполагает использование редуктора с передаточным отношением i = 7,79, на нашем же автомобиле стоит редуктор с i = 7,14. На автомобиле установлен двигатель ЯМЗ-236НЕ мощностью 230 л.с., соответствующий нормам Еurо 1, и пятиступенчатая коробка передач ЯМЗ-236П с дополнительным отбором мощности до 40 л.с. Возможно, ММЗ в дальнейшем будет использовать одно из серийно выпускаемых шасси МАЗ, более подходящее для поставленных задач, а данный вариант останется рабочим проектом.

Гидравлический цилиндр в работе

В свое время специалисты ММЗ уже делали попытку устанавливать систему съемных платформ на автомобиле МАЗ-4370 с укороченной базой (МАЗ-ММЗ-450260), но эксперимент оказался не очень удачным. Нам, однако, кажется, что к этому варианту надо обязательно вернуться, поскольку именно такой малогабаритный сборщик мусора необходим, например, для Москвы с ее узкими проездами между домами, да еще и заставленными припаркованными автомобилями.

Пока назначение МАЗ-ММЗ-452022 – это перевозка разных строительных грузов, но, скорее всего, его ждет тяжелая судьба мусорщика. Наиболее полное понятие термина «мусор» дает определение: это продукт жизнедеятельности человека, т. е. деятельность человечества в конечном итоге направлена на производство мусора, и в этом направлении оно достигло значительных успехов, вплоть до признания факта существования космического мусора. Возникает вечный вопрос: что делать с этим достижением прогресса и куда его девать, даже не обсуждая пока проблемы утилизации. Сейчас этот вопрос у нас решают просто: куда придется. Положение на самом деле катастрофическое. Говорят, замусорили даже Эверест, и сейчас стоит проблема, где найти мусорщиков с такими же альпинистскими навыками, как у тех «героев-покорителей», которые там и намусорили, потому как больше некому.

Все вращающиеся сочленения имеют масленки

У нашего автомобиля есть все предпосылки, чтобы послужить этому благородному делу по сбору и вывозу мусора. Тем более что деятельность специализированных организаций, занимающихся вывозом твердых бытовых отходов, ориентирована на использование именно таких съемных платформ. Есть статья 18 Федерального Закона РФ № 96 от 04.05.99 г., которая запрещает хранение, захоронение и сжигание на территории организаций и населенных пунктов отходов производства и потребления. По Московской области подобные законодательные меры датированы 1995–1996 гг., но только в 2004 г. стали заметны подвижки в их исполнении. Главы местных администраций начали выпускать постановления, которые обязывают руководителей организаций всех форм собственности заключать договор на вывоз твердых бытовых отходов со специализированными организациями, но самое главное – усилен контроль их выполнения. До этого практиковалась талонная система: организации приобретали необходимое количество талонов, которые разрешали им сдать самовывозом на спецполигоны определенное количество мусора. В договорах с такими специализированными организациями съемные платформы называются бункерами. Стоимость услуг по вывозу одного бункера составляет 1700 руб., примерно столько же стоит в месяц и аренда бункера у этой организации, можно бункер приобрести в собственность за 18 000 руб.

Пульт управления мультилифтом

Вместимость бункера 8,0 м3. Для балластировки автомобиля при проведении тестовых заездов мы использовали песок, при этом почти полной массе автомобиля соответствовала практически полная загрузка бункера, что подтверждает первоначальное назначение автомобиля. Однако средняя плотность бытовых отходов существенно ниже, чем песка, а потому, если автомобиль станет мусоросборщиком, конструкторам ММЗ надо будет проработать варианты увеличения вместимости бункера. Возникнет серьезная проблема и с укрытием мусора при перевозке. Есть еще отрицательный момент – это металлический грохот при движении автомобиля с пустым бункером по дорогам общего пользования с присущим им набором всевозможных неровностей.

Полученные в процессе тестовых заездов значения расхода топлива поразили нас: контрольный расход для автомобиля МАЗ-555102-2120 при скорости 60 км/ч – 22,0 л/ 100 км, а у нас получилось – 32,4 л/ 100 км. При этом динамометрическая дорога представляла собой укатанный снег после трехдневной оттепели, который после каждого заезда превращался в сплошную ледяную кашу, так что пришлось в целях безопасности даже ограничить максимальную скорость до 80 км/ч.

Для того чтобы бункер не сдвигался вперед, его фиксируют специальным упором

Но потом мы прояснили ситуацию и оказалось, что такое значительное увеличение расхода топлива с полным правом можно отнести на эти дорожные условия и вообще расход топлива, например, у полноприводных грузовых автомобилей на бездорожье (снежная целина, песок) по сравнению с дорогами с усовершенствованным покрытием может увеличиваться в 6...8 раз. А у нас-то заднеприводный автомобиль, и расход зимой вполне соответствует коэффициенту поправок конкретного ГОСТа по топливной экономичности.

Работа с гидравлической установкой осуществляется с пульта, расположенного между кабиной и бункером, два рычага которого управляют выдвижными опорами, а третий – поворотной рамой. Конструкцией предусмотрена и саморазгрузка бункера задним свалом, для чего используются две кольцевые цепи, которые фиксируют заднюю часть основания бункера на корпусе оси поворотной рамы. Вырисовывается очевидная технологическая схема: автомобиль по мере поступления от заказчика заявки на вывоз мусора доставляет к нему пустой бункер, взамен загружается заполненным и доставляет его на специализированный полигон, а там саморазгружается и направляется к очередному заказчику. Такой бесконечный цикл может осуществляться в любое время года и суток. Все зависит, конечно, от скорости накопления мусора, но представляется, что один автомобиль способен обслуживать не один десяток объектов.

Гидравлический цилиндр в работе

Развитие подобных модификаций грузовых автомобилей при условии усиления дальнейшего внимания к проблемам охраны окружающей среды обеспечено, а модели МАЗ-ММЗ-452022 остается пожелать успешного завершения испытаний и скорейшего начала серийного выпуска.

Испытания проводились на Дмитровском автополигоне (ГУП НИЦИАМТ) в соответствии с методикой, изложенной в ГОСТ 20306–90 и ГОСТ 22576–90.

Редакция журнала «Основные Средства» благодарит руководство Мытищинского машиностроительного завода за предоставленную возможность провести тест автомобиля МАЗ-ММЗ-452022.


В. Вальданов, фото К. Ушанова Основные Средства 02'2005 28 апреля 2005

Комментарии (0)