Стабильность – признак мастерства

Л. Малютин

Посетив завод Terex Compact Equipment в Ковентри (Великобритания), на котором собирают экскаваторы-погрузчики Terex-Fermec, мы, естественно, захотели ближе познакомиться

В кабину садиться легко
с представителем последнего поколения этого достойного семейства землеройных машин – 860SX.

С момента выхода в свет нашей публикации, посвященной экскаваторам-погрузчикам, прошел ровно год, и за этот период в модельном ряду Terex-Fermec произошли существенные изменения. Прежде всего, он стал значительно короче, теперь в нем проще ориентироваться. Вместо четырнадцати базовых и промежуточных моделей оставили семь, из них четыре с экскаваторным оборудованием с боковым сдвигом и вертикальными опорами для европейского рынка и три модели с индексом «В» – для американского рынка (на этих моделях экскаватор расположен по оси машины, аутригеры откидываются). Вместо модели 760 теперь производят 820-ю, а 860SX, которая, кстати, и была нам предоставлена для знакомства, заменила 860SE. Продолжается выпуск модернизированной модели 860Elite, 970Elite сменила на конвейере 960Elite. Все модели получили новые, более мощные двигатели Perkins. Сделаны существенные улучшения в трансмиссии и компоновке машин.

Гидробак вынесен под левую подножку

Модель 860SX не занимает в модельном ряду высшей позиции, однако оказалась хорошо «упакованной»: полноприводная, с двухчелюстным погрузочным ковшом, системой стабилизации ковша и телескопической экскаваторной рукоятью. Конструкторы Terex CE внесли ощутимые конструктивные изменения, которые должны упростить обслуживание машины. Капот поднимается высоко вверх на шарнире у кабины и полностью открывает моторный отсек. Все точки обслуживания доступны с земли – не нужно залезать ни на машину, ни под нее. Вместимость гидробака увеличили и перенесли его под левую подножку, расширительный бачок и бачок омывателя поместили рядом с радиатором. Наверх, к радиатору, вывели точку смазки шарнира переднего моста. По регламенту узлы трения шприцуют каждые 10 машино-часов. При работе в две смены получается, что делать это надо ежедневно, а то и дважды в день. Обилие масленок наводит на мысль об уместности в ЗИПе компактного электронагнетателя смазки, работающего от бортовой электросети. При периодическом обслуживании для заправки агрегатов трансмиссии используют разные масла, особое внимание компания-производитель обращает на правильное обслуживание заднего моста, поскольку от этого зависят функциональность и ресурс дисковых тормозов.

Органы управления

В кабину садиться легко, в этом помогают и регулируемая рулевая колонка, и вращающееся кресло на пневмоподвеске, достоинства которой мы оценили при движении на максимальной скорости по асфальтобетонному покрытию с «традиционными» ямками. Шины и подвеска хорошо гасят колебания на ухабах. Для ног в кабине много свободного пространства, и разворачиваться на кресле можно, не вставая с него. Отопитель нагрел кабину за считанные минуты, что для нашей зимы, согласитесь, немаловажно. Для вентиляции и лучшего обзора заднее стекло поднимается под потолок, при этом его значительная часть выступает за пределы кабины, работая как козырек от дождя.

Четырехцилиндровый дизель Perkins последнего поколения, отвечающий экологическим нормам Евросоюза Stage 2 и Tier 2, запустился моментально. По сравнению с предшественником объем цилиндров нового двигателя увеличен на 10% – до 4,4 л, его мощность и крутящий момент больше. Гидротрансформатор заменили новым, с бoльшим коэффициентом трансформации, как следствие, существенно увеличилось тяговое усилие. С новым передним мостом дорожный просвет стал больше, а радиус поворота – меньше. Машина очень маневренная и разворачивается на маленькой площадке. У нашего экскаватора-погрузчика четырехскоростная гидромеханическая коробка передач synchro shuttle.

Щуп уровня масла в двигателе

Направление движения вперед-назад изменяют левым подрулевым переключателем, передачи переключаются рычагом справа от рулевой колонки. Первая и вторая передачи – рабочие, третья и четвертая – транспортные, включать их можно на ходу, даже не сбрасывая обороты двигателя. Ходы рычага большие, но поскольку машина не предназначена для передвижения по городу с его пробками, такая система вполне приемлема для работы, когда передачи переключать приходится не часто. Как опция предлагается более продвинутая и удобная КП powershift, управляемая одним подрулевым переключателем, но ее установка, конечно, скажется на цене машины.

Как упоминалось выше, машина полноприводная, при этом передний мост можно включать и выключать на ходу. Для этого слева на рулевой колонке предусмотрен трехпозиционный переключатель. В левом положении включены оба моста и все колеса, в среднем – передний мост отключен, но тормозят все четыре колеса, а в правом положении тормозят только колеса заднего ведущего моста. У каждого борта отдельный тормозной контур, можно тормозить раздельно правым или левым бортом, еще больше сокращая таким образом радиус поворота. Из соображений охраны окружающей среды вместо токсичной тормозной жидкости используется гидравлическая, отбираемая из бака рабочей гидросистемы; кроме того, это упрощает обслуживание. Слева от педалей тормоза – круглая педаль блокировки осевого дифференциала. Управление этой функцией специально вынесли на педаль, чтобы не снимать руки с руля и не отвлекаться от управления в поисках кнопки, что позволяет оперативно реагировать на пробуксовку колес.

Под левой подножкой отсек с АКБ и включателем «массы»

И погрузчик, и экскаватор управляются стандартными и, можно сказать, интуитивно понятными органами. Рычаги оформлены ярко-желтыми рукоятками, хорошо различимыми в сумерках. При работе погрузчиком целесообразно включать полный привод, растущая нагрузка на передний мост при наборе ковша ощутимо увеличивает тяговое усилие, а это в свою очередь сказывается на производительности. При подъеме ковша его положение автоматически «подруливается» отдельной механической системой, чтобы содержимое через верхнюю кромку не сыпалось на машину. При опускании положение ковша регулируют вручную. Двухчелюстной ковш существенно расширяет функциональность машины, давая возможность использовать его и для погрузки, и для бульдозирования грунта или снега.

Особо обратим внимание на гидропневматическую систему стабилизации погрузочного ковша. При движении по неровностям она снимает ударные нагрузки, передающиеся от ковша с грузом на несущие конструкции машины, замещая их колебательными, что положительно сказывается и на ресурсе, и на комфортабельности вождения. При запуске машины система автоматически не активируется, ее при необходимости включают кнопкой на правой панели рулевой колонки.

Гидроцилиндр погрузочного ковша с системой стабилизации

Конструкторы не обошли вниманием и экскаваторное оборудование. В базовой комплектации на гидроцилиндры устанавливают демпфирующие клапаны, защищающие от резких колебаний, что действительно ощущается при работе. Гидравлика не так болезненно реагирует на рывки рычагами и по плавности работы приближается к тяжелым экскаваторам. Очень полезная опция – телескопическая рукоять, которая не только увеличивает глубину копания почти до 6 м, но и позволяет далеко откидывать выработанный грунт или загружать самосвал с высокими бортами.

Экскаватор-погрузчик Terex-Fermec 860SX легко осваивается, удобен в работе, обслуживании и по многим параметрам выделяется из ряда «одноклассников», предлагая комфортабельное движение с полным погрузочным ковшом и плавную работу экскаваторного оборудования, а телескопическая стрела и двухчелюстной ковш расширяют его возможности. Для обеспечения ресурса машины к периодическому обслуживанию следует подходить внимательно и использовать рекомендуемые материалы.

Редакция благодарит фирму «Холдинг Бобкэт» за предоставленную возможность ознакомиться с экскаватором-погрузчиком.