Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
Ремонтопригодность экскаваторов
 8
Hardox. Разберемся спокойно
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Длинная рука разрушения
Машины со сверхдлинным рабочим оборудованием
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы

Выпускной экзамен 100-тонного «Ивановца»

Л. Малютин

В конце октября первый российский автокран грузоподъемностью 100 т КС-8973 «Ивановец» успешно прошел приемочные государственные испытания, продемонстрировав полное соответствие нормативным требованиям. Никогда еще до этого в России не тестировался автокран столь большой грузоподъемности, и материальной базы для этого попросту не существовало. Поэтому специалисты испытательного центра «Ивановец» создали новый, на сегодняшний день уникальный полигон, где и провели все предварительные и приемочные испытания.

Долго простаивать полигон не будет, так как ОАО «Автокран» запускает стотонник в серийное производство. В декабре 2004 года из стен завода выйдет второй такой кран, и каждая новая машина будет испытываться на этом полигоне. В обширную программу приемочных государственных испытаний входит более десятка различных этапов, каждый из которых состоит из нескольких тестов, подвергающих всесторонней проверке конструктивные элементы, агрегаты и системы автокрана. При статических испытаниях проверялась надежность основных металлоконструкций крана: рамы, стрелы, ОПУ, опор. С грузом массой, превышающей номинальную на 25%, т. е. под критической нагрузкой, кран должен выполнить несколько заданий, оторвав груз от земли и в течение 10 минут продержав его в таком положении. После выполнения каждого задания комиссия визуально определяла, произошли ли какие-либо изменения в конструкциях машины. Под предельной нагрузкой слабое место сразу же проявит себя значительной деформацией или даже разрушением. Кран оснастили 20-тонным противовесом, выставили его на полный опорный контур и развернули стрелу назад. В таком положении он должен был оторвать от земли 125-тонный груз и продержать его на вылете 3 м без выдвижения секций стрелы.

Подготовка к испытанию

Следующее задание заключалось в отрыве и удержании груза массой 60,375 т на вылете стрелы 6 м без выдвижения секций на не полном опорном контуре (номинальный груз в таком положении – 48,2 т). Затем вновь выставили полный опорный контур и на вылете 4 м отрывали 105 т при номинале 84 т. После выполнения этого задания стрелу полностью выдвинули на 41,37 м и на 11-метровом вылете отрывали 22,625 т при номинале 18,1 т. На заключительном тесте отрывали от земли груз массой 12,5 т при номинале 10 т уже с гуськом, установленным под углом 15° к полностью выдвинутой стреле. Кран успешно выдержал статические испытания, и комиссия не зафиксировала каких-либо деформаций конструкций, что свидетельствует о его высокой надежности.

В ходе динамических испытаний проверяли надежность и согласованность работы всех механизмов крана, особенно лебедки, тормоза и гидроцилиндров с грузом, превышающим номинал на 10%. Большое значение при работе с грузами значительной массы имеет отсутствие просадки груза в промежуточном положении при манипулировании. То есть когда кран, оторвав груз от земли, останавливает движение, а затем вновь его возобновляет, груз не должен проскальзывать вниз в момент размыкания тормоза. Другой важный показатель – равномерная скорость опускания груза. Сначала поднимали и опускали груз массой 110 т на вылете 3 м без выдвижения секций стрелы и на полном опорном контуре. Затем стрелу полностью выдвинули и на вылете 10 м поднимали и опускали 24,750 т при номинале 22,5 т. Машина продемонстрировала четкую синхронизацию тормозных и тяговых усилий и не допустила «проседания» груза.

Оператор за работой

В динамические испытания включается также проверка механизма поворота на полном опорном контуре, с 20-тонным противовесом, со стрелой в разных положениях и с грузами на 10% тяжелее номинала. На основной секции стрелы на вылете 4 м перемещали на 90° влево и вправо груз массой 92,4 т при номинале 84 т. Затем массу груза уменьшили до 48,5 т и на вылете 8 м перемещали его на 120° в каждую сторону (номинальный груз в таком положении – 44,1 т). На этот же угол кран переносил 24,75 т (номинал 22,5 т) на полностью выдвинутой стреле и вылете 10 м. После того как установили гусек под углом 30° и длина стрелы увеличилась до 57,37 м с вылетом 14 м, крановую установку вращали на 360° с грузом 4,84 т (номинал 4,4 т). Механизм поворота обеспечил равномерную скорость вращения независимо от массы груза и положения стрелы.

При испытаниях на устойчивость стрелу вновь развернули назад. Поочередно выдвигая секции стрелы и затем установив гусек, на разных опорных контурах и с разными противовесами (20; 12,4; 4,8 и 2,7 т) поднимали номинальные грузы на вылетах, превышающих паспортные значения. При этом комиссия следила за отрывом опор от поверхности земли. Благодаря выверенной конструкции крана была продемонстрирована его надежная устойчивость.

Рывок -125 тонн. Вес взят

В сертификационные испытания входит и проверка приборов безопасности. По программе этого испытания поднимали наборы грузов на разную высоту, с разным вылетом, проверяя точность настройки и функциональность приборов безопасности. Ограничитель грузоподъемности должен срабатывать при превышении массы груза не более чем на 10%. На первый экземпляр крана установлен импортный прибор PAT DS-160. Он срабатывал при превышении допустимой массы груза на 3...5%, что превзошло требования нормативов. Это говорит не только о его точной настройке, но также о согласованности работы всех систем крана. На последующих стотонниках планируется устанавливать уже отечественный прибор, по функциональности превосходящий PAT DS-160. В ходе проверки геометрических параметров комиссия определяла соответствие размеров крана, весовых и скоростных параметров технической документации и нормативов.

Динамические испытания

По нормативу наименьшая скорость опускания груза должна быть равномерной и не превышать 0,4 м/мин. Наш кран превзошел это требование, показав скорость посадки 0,3 м/мин, что имеет особое значение при выполнении монтажных работ. При замерах скорости подъема 5-тонный груз подняли на высоту 57,34 м, что соответствует высоте 16-этажного дома, за 1,5 мин.

Немаловажны условия работы крановщика. Проверка показала, что обзорность кабины по вертикали 100°, по горизонтали – 120° при требуемых углах 81° и 60° соответственно. Также превзойдены нормативы по освещенности и защите от вибраций, звуковому давлению и микроклимату.

Таким образом, автокран КС-8973 достойно выдержал все испытания, продемонстрировав надежность, функциональность, безопасность и эргономичность, и было доказано, что он полностью соответствует требованиям нормативов и технической документации.

Л. Малютин Основные Средства 12'2004 1 марта 2005

Комментарии (0)