Выпускной экзамен 100-тонного «Ивановца»

Л. Малютин

В конце октября первый российский автокран грузоподъемностью 100 т КС-8973 «Ивановец» успешно прошел приемочные государственные испытания, продемонстрировав полное соответствие нормативным требованиям. Никогда еще до этого в России не тестировался автокран столь большой грузоподъемности, и материальной базы для этого попросту не существовало. Поэтому специалисты испытательного центра «Ивановец» создали новый, на сегодняшний день уникальный полигон, где и провели все предварительные и приемочные испытания.

Долго простаивать полигон не будет, так как ОАО «Автокран» запускает стотонник в серийное производство. В декабре 2004 года из стен завода выйдет второй такой кран, и каждая новая машина будет испытываться на этом полигоне. В обширную программу приемочных государственных испытаний входит более десятка различных этапов, каждый из которых состоит из нескольких тестов, подвергающих всесторонней проверке конструктивные элементы, агрегаты и системы автокрана. При статических испытаниях проверялась надежность основных металлоконструкций крана: рамы, стрелы, ОПУ, опор. С грузом массой, превышающей номинальную на 25%, т. е. под критической нагрузкой, кран должен выполнить несколько заданий, оторвав груз от земли и в течение 10 минут продержав его в таком положении. После выполнения каждого задания комиссия визуально определяла, произошли ли какие-либо изменения в конструкциях машины. Под предельной нагрузкой слабое место сразу же проявит себя значительной деформацией или даже разрушением. Кран оснастили 20-тонным противовесом, выставили его на полный опорный контур и развернули стрелу назад. В таком положении он должен был оторвать от земли 125-тонный груз и продержать его на вылете 3 м без выдвижения секций стрелы.

Подготовка к испытанию

Следующее задание заключалось в отрыве и удержании груза массой 60,375 т на вылете стрелы 6 м без выдвижения секций на не полном опорном контуре (номинальный груз в таком положении – 48,2 т). Затем вновь выставили полный опорный контур и на вылете 4 м отрывали 105 т при номинале 84 т. После выполнения этого задания стрелу полностью выдвинули на 41,37 м и на 11-метровом вылете отрывали 22,625 т при номинале 18,1 т. На заключительном тесте отрывали от земли груз массой 12,5 т при номинале 10 т уже с гуськом, установленным под углом 15° к полностью выдвинутой стреле. Кран успешно выдержал статические испытания, и комиссия не зафиксировала каких-либо деформаций конструкций, что свидетельствует о его высокой надежности.

В ходе динамических испытаний проверяли надежность и согласованность работы всех механизмов крана, особенно лебедки, тормоза и гидроцилиндров с грузом, превышающим номинал на 10%. Большое значение при работе с грузами значительной массы имеет отсутствие просадки груза в промежуточном положении при манипулировании. То есть когда кран, оторвав груз от земли, останавливает движение, а затем вновь его возобновляет, груз не должен проскальзывать вниз в момент размыкания тормоза. Другой важный показатель – равномерная скорость опускания груза. Сначала поднимали и опускали груз массой 110 т на вылете 3 м без выдвижения секций стрелы и на полном опорном контуре. Затем стрелу полностью выдвинули и на вылете 10 м поднимали и опускали 24,750 т при номинале 22,5 т. Машина продемонстрировала четкую синхронизацию тормозных и тяговых усилий и не допустила «проседания» груза.

Оператор за работой

В динамические испытания включается также проверка механизма поворота на полном опорном контуре, с 20-тонным противовесом, со стрелой в разных положениях и с грузами на 10% тяжелее номинала. На основной секции стрелы на вылете 4 м перемещали на 90° влево и вправо груз массой 92,4 т при номинале 84 т. Затем массу груза уменьшили до 48,5 т и на вылете 8 м перемещали его на 120° в каждую сторону (номинальный груз в таком положении – 44,1 т). На этот же угол кран переносил 24,75 т (номинал 22,5 т) на полностью выдвинутой стреле и вылете 10 м. После того как установили гусек под углом 30° и длина стрелы увеличилась до 57,37 м с вылетом 14 м, крановую установку вращали на 360° с грузом 4,84 т (номинал 4,4 т). Механизм поворота обеспечил равномерную скорость вращения независимо от массы груза и положения стрелы.

При испытаниях на устойчивость стрелу вновь развернули назад. Поочередно выдвигая секции стрелы и затем установив гусек, на разных опорных контурах и с разными противовесами (20; 12,4; 4,8 и 2,7 т) поднимали номинальные грузы на вылетах, превышающих паспортные значения. При этом комиссия следила за отрывом опор от поверхности земли. Благодаря выверенной конструкции крана была продемонстрирована его надежная устойчивость.

Рывок -125 тонн. Вес взят

В сертификационные испытания входит и проверка приборов безопасности. По программе этого испытания поднимали наборы грузов на разную высоту, с разным вылетом, проверяя точность настройки и функциональность приборов безопасности. Ограничитель грузоподъемности должен срабатывать при превышении массы груза не более чем на 10%. На первый экземпляр крана установлен импортный прибор PAT DS-160. Он срабатывал при превышении допустимой массы груза на 3...5%, что превзошло требования нормативов. Это говорит не только о его точной настройке, но также о согласованности работы всех систем крана. На последующих стотонниках планируется устанавливать уже отечественный прибор, по функциональности превосходящий PAT DS-160. В ходе проверки геометрических параметров комиссия определяла соответствие размеров крана, весовых и скоростных параметров технической документации и нормативов.

Динамические испытания

По нормативу наименьшая скорость опускания груза должна быть равномерной и не превышать 0,4 м/мин. Наш кран превзошел это требование, показав скорость посадки 0,3 м/мин, что имеет особое значение при выполнении монтажных работ. При замерах скорости подъема 5-тонный груз подняли на высоту 57,34 м, что соответствует высоте 16-этажного дома, за 1,5 мин.

Немаловажны условия работы крановщика. Проверка показала, что обзорность кабины по вертикали 100°, по горизонтали – 120° при требуемых углах 81° и 60° соответственно. Также превзойдены нормативы по освещенности и защите от вибраций, звуковому давлению и микроклимату.

Таким образом, автокран КС-8973 достойно выдержал все испытания, продемонстрировав надежность, функциональность, безопасность и эргономичность, и было доказано, что он полностью соответствует требованиям нормативов и технической документации.

Л. Малютин Основные Средства 12'2004 1 марта 2005

Комментарии (0)